Правовые и экономические аспекты и тенденции развития исламского страхования

Правовые и экономические аспекты и тенденции развития исламского страхования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИС

Кафедра ИСвЭ

Курсовая работа

на тему: “Правовые и экономические аспекты и тенденции развития исламского страхования”

Выполнила:

студ-ка 3 курса гр. и-212

Агаларова Э.Г.

Проверил:

Оруджев М.И.

Махачкала 2005г

Введение

Возможно, ни один экономический институт не породил такого калейдоскопа различных мнений среди мусульманских правоведов, как страхование. Одни правоведы считают, что все виды страхования однозначно запрещены с точки зрения мусульманского права. Они основывают свою аргументацию на известном принципе мусульманского права, гласящем, что в основе всего лежит дозволение. Поскольку договор страхования и сами страховые отношения не запрещены напрямую в Коране или Сунне, - следовательно, они имеют право на существование. Кроме того, говорят правоведы-сторонники данной позиции, с точки зрения теории интереса в мусульманском праве, все, что приносит пользу обществу, не должно запрещаться. В необходимости же для общества страхования в наше время мало кто сомневается.

Сторонники умеренной позиции считают, что одни виды страхования должны быть запрещены, в то время как другие вполне соответствуют шариату. Как правило, запрещенными объявляются накопительные виды страхования, а рисковые провозглашаются дозволенными.

И, наконец, сторонники радикальной позиции объявляют любые виды страхования запрещенными, поскольку они, по их мнению, содержат элементы гарара (неопределенности), мейсира (азарта) и рибы (ростовщичества).

С целью преодоления указанных стала разрабатываться концепция исламского страхования (именуемого в большинстве стран такафулем).

Основное отличие системы мусульманского страхования от традиционного заключается в механизме разделения прибылей и убытков. Такафул (исламское страхование) делится на общий и семейный. В общий такафул входят операции по имущественному страхованию. Как правило, операции по общему такафулю в большинстве исламских страховых компаний незначительно отличаются от аналогичных операций в сфере традиционного имущественного страхования. Однако, в ряде такафул-компаний страхователи (или, как их еще называют, участники) могут претендовать на прибыль компании от части уплаченных ими взносов после вычета соответствующих издержек.

Механизм разделения прибылей и убытков в семейном такафуле (куда входят отношения в сфере личного страхования) позволяет говорить о существенных отличиях семейного такафуля от традиционного личного страхования. Как известно, страхование жизни, составляющее основу личного страхования, вызывает наибольшее число возражений со стороны мусульманских правоведов. При этом факихи (в зависимости от степени собственного консерватизма) выдвигают различные аргументы, подтверждающие недозволенность страхования жизни. Наиболее ортодоксальные противники страхования жизни считают, что оно является покушением на права Аллаха. Более умеренные полагают, что страхование жизни неприемлемо, поскольку содержит элемент рибы.

Кроме того, важным моментом в деле реализации идеи страхования в мусульманском обществе является необходимость учитывать порядок наследования в шариате. Дело в том, что в соответствии с принципами наследования по мусульманскому праву выгодоприобретатель по договору страхования не является абсолютным бенифициарием, а лишь доверительным собственником или, если точнее выразиться, доверительным владельцем. Иными словами, он, например, не может претендовать на все накопленные по полису страхования жизни средства после смерти страхователя (застрахованного), если не является его законным наследником, даже если тот написал в его пользу завещание. В этом смысле третья часть Гражданского Кодекса России, где большинство статей посвящено вопросам наследования, мягко сказать далеко не во всем соответствует шариату. О ГК я упомянул не случайно. При поверхностном взгляде, в случае учреждении исламской страховой компании, скажем, в России не потребуется внесения существенных поправок в страховое законодательство (особенно, если речь идет об обществах взаимного страхования). Однако это только при поверхностном взгляде. Ведь порядок наследования по шариату, тесно связанный с вопросами личного страхования, - это не изобретение мусульманских правоведов. Нормы, касающиеся наследования, детально прописаны в Коране и Сунне Пророка! Тут уже не стоит вопрос, соглашаться с ними или не соглашаться. Им надо следовать, а действующее законодательство это не всегда позволяет, требует поиска компромисса... Поэтому при анализе перспектив учреждения такафул-компании необходимо детально изучать не только страховое законодательство и учитывать исключительно технические вопросы ведения страхового бизнеса, но и анализировать нормы, закрепленные в Коране и Сунне и не имеющие на первый взгляд прямого отношения к институту страхования.

Однако недостатки, связанные с правовым регулированием исламского страхования покажутся вполне естественным явлением, если принять во внимание, что такафул - сравнительно молодой институт. Первая исламская страховая компания в мире была учреждена в 1979 г. в Судане. Законодатель регулировал ее статус вне рамок традиционного страхового законодательства. В то же время законодательство, регулирующее статус исламских страховщиков в Саудовской Аравии, где в 1979 г. также была учреждена исламская страховая компания, мало чем отличается от "западного" страхового законодательства. Оговорка об обязательном соответствии деятельности исламских страховщиков шариату носит скорее декларативный характер (подобная оговорка о соответствии всех законов шариату содержится в Конституциях практически всех стран, считающихся мусульманскими, однако это не означает, что их законы на самом деле полностью ему соответствуют).

Ситуация с правовым регулированием исламского страхования изменилась с принятием малазийского Закона о такафуле 1984 г. На сегодняшний день это единственный в мире специальный закон, посвященный исламскому страхованию. Следует сразу отметить, что данный закон - во многом плод компромисса между общим правом и так называемым англо-мусульманским правом, действующим в Малайзии. К данному закону существует большое количество претензий со стороны мусульманских правоведов в плане несоответствия некоторых его положений шариату. В Законе много пробелов. Поэтому суды, рассматривающие споры в сфере исламского страхования (кстати, не шариатские, а светские суды!) часто апеллируют к Закону о страховании 1996 г., регулирующему вопросы традиционного страхования.

Другой характерный пример связан с работой шариатских наблюдательных советов. Известная страховая компания "Наско" из Татарстана уже давно прибегает к консультациям малазийских правоведов. Подобная помощь со стороны малазийских юристов - дело, конечно, полезное и нужное, однако не следует забывать, что зачастую решения шариатских наблюдательных советов исламских страховых компаний не только в мире, но и в масштабах одной страны могут противоречить друг другу. Так, один совет может признать соответствующим шариату ту или иную услугу или продукт. А шариатский совет в другой компании - нет. Например, так называемые исламские кооперативные компании в Саудовской Аравии по характеру своей деятельности гораздо ближе к традиционным страховщикам, чем к такафул-компаниям в Малайзии, хотя в них тоже есть шариатские советы, состоящие из квалифицированных факихов.

Я упомянула лишь некоторые правовые проблемы, препятствующие полноценной реализации идеи исламского страхования, как в мусульманских, так и немусульманских странах. Невозможно придумать одинаковые для всех государств механизмы по адаптации норм шариата к действующему законодательству. Ясно одно: российская умма не должна абстрагироваться от той громадной работы, которая ведется мусульманскими правоведами во всем мире по развитию шариата в условиях современности, и ждать готовых решений и рецептов из-за рубежа. Российским мусульманами необходимо как можно скорее включиться в процесс нормотворчества, чтобы на равных участвовать в формировании иджма' (единодушного мнения) по различным актуальным вопросам вместе с правоведами из других стран. И первым шагом на этом пути должна стать подготовка квалифицированных кадров, имеющих не только религиозное, но и блестящее светское

Сущность такафула

Слово «такафул» происходит от глагола «кафала» и в переводе с арабского означает «взаимное предоставление гарантии друг другу». В Коране говорится «…И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании»(5:2). Данный айат приводится в работах всех правоведов, пишущих об исламском страховании. Верующие должны помогать друг другу, в том числе если кого-нибудь из них постигнет несчастье.

Стремление обезопасить себя от различных неприятностей присуще человеческой природе: « И среди них есть такие, что говорят: «Господин наш! Даруй нам в ближней жизни и в последней добро и защити нас от наказания огня»(2:201). Тот же, кто оградит пострадавшего от последствий постигшего его бедствия, заслуживает вознаграждения Аллаха: « По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка: «Тому, кто сделает облегчение находящемуся в затруднении, Аллах сделает облегчение в этой жизни и в будущей. А того, кто защитит мусульманина, Аллах защитит в этой жизни и в будущей. Аллах помогает Своему рабу, пока этот раб помогает своему брату…».

Функцию защиты людей от различного рода рисков в соответствии с нормами и принципами шариата как раз и призвано выполнять исламское страхование, или такафул. В основе данного института мусульманской экономики лежат следующие основные положения:

1. В такафуле отсутствует избыточный гарар - за счет того, что взносы или их часть, выплачиваемые каждым участником, рассматриваются в качестве дара или добровольного пожертвования, и предоставляются в духе братства и взаимопомощи в специальный фонд, из которого при наступлении страхового случая страхователям выдается компенсация. Помимо выплаты необходимой для покрытия ущерба суммы из фонда табарру, участник может рассчитывать на стабильный доход от другой части взносов - вне зависимости от наступления страхового случая. Страховщик также согласно условиям заранее знает размер своей доли из фонда мудараба. Жизнь же человека, его здоровье и собственность находятся во власти Аллаха, поэтому неопределенность в отношении того, что с ними может случиться,- естественное состояние, с точки зрения ислама: «Поистине у Аллаха ведение о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что приобретает завтра, и не знает душа в какой земле умрет. Поистине, Аллах - ведущий, знающий!»

2. Уплаченные взносы, или их часть, могут использоваться только в операциях, не запрещенных шариатом. Любая страховая операция изначально может быть признана ничтожной, если в ней содержатся элементы, запрещенные исламом;

3. Основная цель исламского страхования не в приобретении кем-либо определенных преимуществ за счет других, а в обеспечении гарантией рисков участников. Стороны договора могут выступать как вроли тех, кому предоставляется гарантия;

4. Такафул-бизнес, как правило, основан на механизме распределения прибыли под названием «мудураба», позволяющем избегать процентных отношений, имеющих место при традиционном страховании;

5. Все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом utmost goot faith (наивысшей добросовестности);

6. В такафуле, в отличие от традиционного страхования, не нарушаются в шариате. При рассмотрении делаAmtul Habib vs Mussarat Parveen[1] Верховный суд Пакистана постановил, что в исламском договоре страхования жизни назначенный выгодоприобретатель является неполным бенефицарием, а лишь доверительным собственником, который должен распределить страховую выплату между наследниками страхователя в соответствии с условиями договоров васийа и мирас.

Помимо соответствия общим положениям ислама, договор такафул должен опираться на принципы, вытекающие из конкретных предписаний шариата:

1. Принцип соблюдения договоров: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах…»(5:1);

2. Принцип utmost goot faith: стороны не должны утаивать друг от друга те факты, касающиеся недостатков предмета договора: « По свидетельству Васила бин ал-Аска', который передал слова Пророка: «Тот, кто продает вещь с дефектом, без раскрытия этого (дефекта),- навсегда останется под гневом Аллах…».К недействительности договора может также привести мошенничество, предоставление ложных сведений, умышленное введение в заблуждение ит.д.

3. Принцип гуманизма: договор такафул заключается не ради извлечения прибыли его участниками, а в целях предоставления помощи тем, чей интерес пострадал: «По свидетельству Сафана бин Салима, который передал слова Пророка: «Тот, кто позаботится о вдове и бедняке и работает для них, подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха, или тому, кто постится в течении дня, а всю ночь проводит в молитве»;

4. Принцип взаимопомощи и кооперации: верующие должны помогать друг другу в духе братства и взаимопомощи: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности…»(5:2).

5. Принцип справедливой компенсации: оператор берет на себя обязательство возместить убыток, причиненный жизни, здоровью или собственности страхователя или застрахованных третьих лиц: « Поистине Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит от Себя великую награду!»(4:40);

6. Принцип надлежащего размещения средств страхователя: согласно условиям договора, исламского страхования, участник выплачивает взносы оператору, оговаривая, что деньги будут использоваться в операциях, разрешенных шариатом: « Если я запрещу вам что-нибудь, то избегайте этого, если же я повелю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете!»

Большая часть такафул-компаний действует на основе модели мудараба. В работе доктора Ма'асума Биллаха «Shariah Justified Contracts» проводятся параллели между договором такафул и друими контрактами, пизнаваемыми шариатом: мудараба, мушарака, бай'бисаман аджил, бай'ас-салам, вади'а, Амана, кафала, даман, иджара, вакала, хиба.

1. Мудараба. В договоре такафул участник, выступающий в роли рабб ал- маля, предоставляет определенную сумму денег в специальный фонд, которым управляет оператор. Прибыль от проведенных операций распределяется между сторонами договора в соответствии с соглашением о долях.

2. Мушарака (договор товарищества). В исламском страховом бизнесе и страхователи, и оператор являются партнерами и участниками в фонде уплаченных взносов и делят ответственность, прибыль и убытки в соответсвии с долями, определенными в соглашении.

3. Бай'бисаман аджл (договор купли-продажи по отсроченной цене). В семейном такафуле участник как бы покупает риск у оператора, регулярно уплачивая оговоренные взносы, и затем продает его страховщику по согласованной цене при наступлении страхового случая.

4. Бай'ас-салам (договор купли продажи с отсроченной поставкой). Участники договора выплачивают взносы оператору, который, в свою очередь, предоставляет гарантию безопасности их рискам.

5. Бай (договор купли-продажи). Участник и оператор договариваются, что первый как бы покупает у второго финансовую безопасность собственных рисков. Страхователь здесь по аналогии выступает в качестве покупателя, а страховщик - продавца.

6. Амана (договор доверительной собственности). Регулярные выплаты, производимые участниками договора такафул, подобны доверительной собственности, управляемой оператором. Управление таким трастом направлено на предоставление финансовой безопасности рискам страхователей, а также на получение прибыли всеми сторонами договора в соответствии с соглашением о долях.

7. Кафала (договор поручительства) и даман (договор гарантии). Подобно поручителю страховщик может нести материальную ответственность перед третьими лицами, которым был причинен ущерб по вине страхователя.

8. Иджара (договор найма, в том числе и услуг). Услуга со стороны оператора состоит в управлении собранными взносами, доход от которых распределяется между ним и участником в соответствии с долями финансирования, а также в предоставлении безопасности рискам участников.

9. Вакала (агентский договор). Сходство такафула с договором вакала наблюдается как в отношениях между ним и участником в соответствии с долями финансирования, а также в предоставление безопасности рискам участников.

10. Хиба (договор дарения). Выплачиваемые в договоре такафул-взносы могут идти на: а) счет участника (РА)1 или в фонд мудараба, и на б)специальный счет участника (РСА)2 или в фонд табарру.

Концепция таббару лежит в основе исламской модели страхования. Таббару в переводе с арабскогот «дар, пожертвование». По мнению доктора Ийсуфа ал-Карадави, исламское страхование создает условия для оказания помощи пострадавшей стороне, поскольку сама суть договора такафул заключается во взаимной поддержке участниками друг друга[3]

Согласно концепции табарру участник предоставляет часть выплачиваемых им взносов в качестве дара в специальный благотворительный фонд. Из него компания осуществляет выплаты при наступлении страховых случаев. Если же, по имеющимся у оператора сведениям, для кого-нибудь из страхователей наступление определенного события представляет большую вероятность, чем для остальных, то табарру этого и других участников должны быть сбалансированы с учетом данного факта. Страхователи и страховщик договариваются, что компания не будет вкладывать собранные ею взносы в операции, запрещенные шариатом. В соответствии с условиями, предъявляемыми шариатом к договору дарения, право собственности на подаренную вещь переходит в момент ее вручения одаряемому. Правильность определения всех выплачиваемых страхователям взносов как дара вызывает некоторые сомнения, поскольку в качестве эквивалента за предоставленные взносы страхователь получает право на компенсацию, в то время как табарру должен предоставляться безвозмездно: « По свидетельству ибн'Аббаса, который передал слова Пророка: «Тот, кто берет свой дар назад, подобен собаке, поедающей свою блевотину».

Автор данной работы разделяет мнение доктора Ма'асума Биллаха, который считает, что более приемлемым определением для взносов, или по крайней мере той их части, по которой участник получает фиксированный доход, является термин «мусахама»- в переводе с арабского «взнос, доля».

Схематически разницу между табарру и мусахама можно свести к следующим существенным моментам:

1. табарру, по сути, вид договора дарения, а мусахама подразумевает право участника на получение прибыли по уплаченным взносам;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать