Проблемы реформирования и стабилизации банковской системы России
p align="left">Капитализация является не только конкурентным преимуществом, но и существенным фактором устойчивости развития того или иного коммерческого банка. Банки, обеспечивающие максимальный рост капитала, так или иначе сумеют воспользоваться избытком финансовых резервов для кредитования, в то время как весьма ликвидные, но недостаточно капитализированные банки будут вынуждены размещать свои финансовые ресурсы в сравнительно низкодоходные активы.

В этих условиях важнейшая задача состоит в поиске источников финансирования программ реструктуризации и рекапитализации российской банковской системы.

На этом фоне возможности России весьма ограничены. Именно поэтому использование государственных средств должно сопровождаться жесткими требованиями к банкам, получающим помощь, с тем, чтобы исключить проведение ими рискованных операций, неоправданное удовлетворение интересов акционеров и менеджеров. Однако пока происходит противоположное: Банк России не обнародовал ни принципов отбора критериев своих кредитов, ни условий, выдвигаемых при оказании последними финансовой поддержки.

В целях привлечения средств банков в рекапитализацию банковской системы Банк России мог бы - в рамках представленных ему инструментов принуждения - потребовать от акционеров согласия на списание убытков, исполнения уставных капиталов банков, введения ограничений на выплату дивидендов в банках и т. п.

Среди других мер по рекапитализации банковской системы России приоритетное значение имеют следующие действия:

1. Прямое участие государства в капиталах крупных коммерческих банков. В последующем продажа доли государства станет одним из источников пополнения федерального бюджета.

2. Обусловленная финансовая поддержка: предоставление банкам кредитов под залог контрольных пакетов акций или приобретение таких пакетов; предоставление кредитов под залог прав требования по кредитным договорам коммерческих банков с предприятиями или под залог самих предприятий; финансирование государственных программ развития только через банки, находящиеся под контролем государства; субсидирование размера процентных ставок при кредитовании банками предприятий реального сектора и/или предоставление государственных гарантий по таким ссудам.

В условиях острого дефицита средств поддержки банковской системы особую роль призваны сыграть меры косвенного характера:

поощрение (или принуждение) акционеров коммерческих банков к вводу ограничений на выплату дивидендов, наращивание акционерного капитала и т.п.;

применение индивидуальных норм пруденциального надзора в отношении банков, в значительных объемах предоставляющих кредиты реальному сектору;

ослабление налогового бремени путем распространения на банки ставок налога на прибыль на уровне, действующем для их клиентов-предприятий (30% вместо 38%);

пересмотр применяемой Банком России практики оценки залога в 30% от номинальной стоимости ценных бумаг при предоставлении кредитов коммерческим банкам, т. е. перейти к принятой в мире процедуре, когда залог оценивается в некоей доле от текущих рыночных котировок используемого обеспечения;

создание (со стороны ЦБ) льготного режима для банков, предоставляющих среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты;

снижение тарифов ЦБ на рассчетно-кассовое обслуживание;

повышение ответственности владельцев и руководителей банков за результаты деятельности последних, существенное укрепление менеджмента российских кредитных организаций.

В мировой практике существует ряд основных базовых и стандартных принципов реструктуризации банковских систем. Прежде всего, это минимизация затрат. При проведении реструктуризации банковской системы необходимо сделать оптимальный выбор способа реструктуризации. Приоритет здесь имеют меры, осуществление которых позволит выйти из кризиса с наименьшими бюджетными затратами. Одна из них - ликвидация проблемных банков. Это самый жесткий способ санации банковской системы. А наилучшим методом считается слияние проблемной организации со здоровым банком.

Следующий принцип - справедливое распределение бремени реструктуризации при ее проведении.

Другим важным принципом является предотвращение возникновения этих проблем (предотвращение повторения системных рисков), так как банковский сектор с социальной, общественной точки зрения - это сектор повышенного риска.

Глава 3. Меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков

В России термин «реструктуризация кредитных организаций» возник и устойчиво вошел в экономический оборот после дефолта 1998 г.

В законодательстве под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, применяемых государством для урегулирования проблем, возникающих в банковском секторе во время системного кризиса.

Реструктуризация банков может быть направлена как на финансовое восстановление банков, так и на ликвидацию неплатежеспособных организаций. Однако и в первом, и во втором случаях цели реструктуризации остаются неизменными - максимально быстрое оздоровление банков (банковской системы) и защита интересов их кредиторов.

Почему именно государство занимается реструктуризацией банков? Банковская система - важнейший инфраструктурный элемент экономики. Ее основные задачи - обеспечение платежного оборота между экономическими субъектами, аккумулирование свободных сбережений и капитала, их трансформация в кредиты и инвестиции.

Приостановка выполнения банковской системой своих функций приводит к разрушительным последствиям для всей экономики. Утрата сотнями тысяч семей своих сбережений провоцирует рост острого социального недовольства.

Именно по этой причине в период банковских кризисов необходимо вмешательство государства, это его публичная обязанность. Кроме того, во время системного кризиса только государство способно выступить в качестве организующей силы и может найти финансовые ресурсы, исчисляемые значительными суммами (в ряде стран - до 50% ВВП).

Тактика действий государства по реструктуризации кредитных организаций зависит от многих факторов. Основные среди них - конкретные причины банковских кризисов, общеэкономическая ситуация, в которой они возникли и протекают, возможности государственного бюджета.

Причины финансового кризиса 1998 г. в России лежали в сфере неудовлетворительного состояния экономики и государственных финансов. Искусственное поддержание стабильного курса рубля привело к резкому сокращению сальдо торгового баланса, который в первом полугодии 1998 г. достиг критически низкого уровня в 2 млрд. долл. Дефицит федерального бюджета составил 146 млрд. руб. Правительство оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг. В результате произошла резкая девальвация рубля, что привело к кризису на всех сегментах финансового рынка (межбанковского, валютного, денных бумаг).

Кризис серьезно затронул более половины российских банков. Однако в его эпицентре оказались в основном крупнейшие, так называемые «олигархические», системообразующие банки. В них было сосредоточено около четверти активов банковской системы, пятая часть остатков средств на счетах клиентов. Эти банки имели наиболее развитую банковскую инфраструктуру.

Кризис сопровождался массовым изъятием вкладов из банковской системы, вызванным паникой среди населения. За два месяца объем депозитов граждан сократился на 11,2 млрд. руб. (на 35%) и 1,1 млрд. долл. США (на 29%).

Из-за недостаточности ликвидных средств банками были остановлены платежи клиентов. В начале сентября 1998 г. объем платежей, не проведенных банками, составил примерно 50 млрд. руб.

Резко снизилась устойчивость банковской системы. Только по официальной отчетности совокупный капитал банков сократился почти на 40%, или 38 млрд. руб. Реально сокращение было еще масштабнее.

В этих условиях первоочередными задачами стали прекращение паники среди населения, восстановление платежной системы, минимизация ущерба кредиторов. Правительство РФ и Банк России предприняли определенные меры по преодолению последствий кризиса. Текущая ликвидность банковского сектора была поддержана Банком России путем проведения многосторонних взаиморасчетов и предоставления стабилизационных кредитов. Проблема доступа населения к банковским вкладам частично решалась путем перевода обязательств перед вкладчиками крупнейших проблемных банков в Сбербанк России.

Совместными документами Правительства РФ и Банка России была определена стратегия действий по реструктуризации банковской системы. Одной из основных целей государственной политики по реструктуризации кредитных организаций стало обеспечение жизнеспособности банковской системы, сохранение ее ядра. Вторая, но не менее важная цель - защита интересов кредиторов.

Однако полное финансовое оздоровление банковской системы за счет государства было невозможно. Тем более речь не шла о полном покрытии за счет бюджета обязательств банков перед кредиторами. Поэтому был избран принцип воздействия на ключевые проблемные точки для поддержания стабильности банковской системы.

В России одним из основных факторов формирования политики реструктуризации банков стали как раз ограниченные финансовые возможности государства. Россия оказалась перед необходимостью самостоятельно, в условиях бюджетного кризиса решать проблему реструктуризации банковского сектора. Для осуществления ее процедур было выделено финансирование в размере 10 млрд. руб., что составило порядка 0,2% ВВП.

В результате Правительство РФ и Банк России были вынуждены сконцентрировать свои усилия на финансовом оздоровлении относительно небольшой группы банков, проблемы которых оказывали достаточно сильное влияние на общую ситуацию в экономике.

Для участия государства в процедурах реструктуризации банков в качестве специализированной организации было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - АРКО).

Такой подход к управлению процессом реструктуризации опирался на мировой опыт. Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в целом ряде стран, переживших системный банковский кризис (США, Швеция, Южная Корея, Мексика).

В России АРКО стало одним из рабочих инструментов непосредственного участия государства в процессе финансового оздоровления банковской системы. Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация банковского сектора не сводилась к созданию и деятельности АРКО. хотя последнему и отводилась важная роль, которая заключалась в работе с определенным кругом социально и экономически значимых банков.

АРКО было зарегистрировано в январе 1999 г. в виде небанковской кредитной организации и имело статус открытого акционерного общества. Его уставный капитал был сформирован в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» и составлял 10 млрд. руб. К практической деятельности Агентство приступило в марте 1999 г.

На начальном этапе, не имея властных полномочий, оно осуществляло процедуры реструктуризации, основываясь на добровольных соглашениях с банками и их учредителями.

Необходимым условием участия Агентства в финансовом оздоровлении банка стало согласие акционеров на его переход под управление Агентства, в том числе путем продажи контрольного пакета акций.

Агентством были разработаны критерии отбора банков и регионов, требующих первоочередных действий по реструктуризации. Это позволило сконцентрировать усилия на «болевых точках» банковской системы.

Были определены регионы, в которых сложилась наиболее неблагоприятная обстановка в банковском секторе.

Одновременно была сформулирована идеология работы АРКО, основные принципы, на основе которых осуществлялась реструктуризация банков. Ими стали:

* минимизация государственных расходов;

* осуществление реструктуризации в соответствии с четкими про-

прозрачность процесса реструктуризации для общества. Параллельно с началом организационного становления АРКО шла подготовка Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций». Указанный закон, а также ряд необходимых поправок в другие законы, в том числе и в Гражданский кодекс РФ, вступили в силу в иоле 1999 г.

Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» определил новый статус АРКО. Из акционерного общества оно было преобразовано в некоммерческую организацию в форме государственной корпорации.

АРКО получил полномочия, необходимые для участия от имени государства в принудительной реструктуризации банков. Законом были утверждены процедуры, применяемые при реструктуризации банков, а также последовательность их применения.

Закон не предусматривал права АРКО проводить самостоятельный отбор банков для их финансового оздоровления. В нем были жестко зафиксированы предъявляемые к ним критерии и требования. На их основании Банк России направлял АРКО предложения о переходе банков под его управление.

В то же время АРКО было разрешено продолжить осуществление планов реструктуризации, утвержденных ранее на добровольных принципах. Группа банков, в финансовом оздоровлении которых АРКО могло принять участие, была ограничена следующими параметрами: доля вкладов граждан или доля кредитов в народное хозяйство должны быть не менее 1% в масштабах всей банковской системы или не менее 20% для конкретного субъекта Российской Федерации.

В законе установлено определенное пороговое значение, характеризующее степень проблемности банка. Это двухпроцентное значение норматива достаточности капитала и семидневная задержка исполнения платежных документов. При переходе этой черты считалось, что акционеры продемонстрировали свою неспособность или нежелание спасать банк н инвестировать в него новый капитал.

При совпадении для банка указанных выше критериев к нему могли быть применены процедуры принудительной реструктуризации, предусмотренные законом.

Стартовой точкой реструктуризации являлось решение Совета директоров Банка России о направлении в АРКО ходатайства о переходе банка под управление Агентства. Принципиально важно, что данное решение принималось Банком России как надзорным органом, обеспечивающим стабильность банковского сектора.

Банк передавался Банком России АРКО для проведения обследования. В него назначалась временная администрация, а полномочия акционеров банка временно приостанавливались в целях защиты прав и интересов кредиторов.

В процессе обследования АРКО в течение 90 дней должно было принять решение либо о переходе банка под его, АРКО, управление, либо отказаться от участия в восстановлении.

При принятии решения о переходе банка под управление АРКО значение уставного капитала банка уменьшалось до действительного размера его собственных средств. В случае если собственные средства банка имели отрицательное значение, уставный капитал уменьшался до 1 руб.

Одновременно с уменьшением уставного капитала принималось решение о его увеличении за счет средств АРКО. При этом должна была быть обеспечена его возможность определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, в том числе по вопросам его реорганизации и ликвидации. В акционерных обществах для выполнения этого требования необходимо контролировать не менее 75% голосов. При выполнении данного условия банк считался находящимся под управлением АРКО.

С этого момента и до окончания осуществления плана реструктуризации в отношении банка применялся специальный режим надзора за его деятельностью со стороны Банка России.

После получения контроля над банком АРКО разрабатывало программу его реструктуризации, рассчитанную, как правило, на 3 года.

За этот срок банк должен был восстановить свою нормальную деятельность и соответствовать всем требованиям банковского регулирования и надзора.

План реструктуризации предусматривал последовательное проведение работ по трем основным направлениям.

Реструктуризация обязательств перед кредиторами. Задачей этого этапа являлась организация справедливых и прозрачных расчетов для всех групп кредиторов. Определение совместно с ними порядка и условий погашения долга в зависимости от наличия у банка активов, их стоимости и ликвидности. Как правило, для комплексного урегулирования задолженности перед кредиторами применялся институт мировых соглашений.

После выработки согласованной политики в вопросе погашения долгов осуществлялась рекапитализация банка. Уставный капитал банка увеличивался до размера, необходимого для осуществления нормальной банковской деятельности (как правило, не менее 1 млн. евро).

Первые два этапа относятся к так называемой финансовой реструктуризации банка.

Операционная реструктуризация подразумевает комплекс мер по реорганизации бизнеса банка, систем его управления. Для возвращения докризисных позиций каждому банку подбиралась рыночная ниша, пересматривались технологии продвижения банковских продуктов, выстраивалась система бюджетных заданий и лимитов на финансовые операции. Вносились изменения в организационную структуру и кадровую политику. Большое внимание уделялось повышению качества корпоративного управления.

После завершения плана реструктуризации акции банка подлежали публичной продаже заинтересованным инвесторам, но могли быть проданы и раньше при наличии покупателей. Однако в любом случае основным требованием к реализации акций банка являлось соблюдение открытых и гласных процедур.

Законом о реструктуризации была предусмотрена процедура заключения мирового соглашения между банком и его кредиторами. Этот институт был применен в отношении шести банков и позволил договориться с кредиторами об урегулировании обязательств на 83 млрд. руб.

Мировое соглашение рассматривалось как механизм комплексного урегулирования задолженности банка перед всеми группами кредиторов с соблюдением очередности, установленной гражданским законодательством.

Без применения мировых соглашений реструктуризация банков, перешедших под управление АРКО, теряла бы экономический смысл, а их ликвидация в рамках действующего законодательства привела бы к значительным социальным и экономическим издержкам.

В результате единственным способом решения как раз и стало заключение банками и их кредиторами мировых соглашений, комплексно определяющих процедуры поиска и возврата активов банков, а также графики, условия и порядок расчетов с вкладчиками и иными кредиторами.

Любой кредитор при заключении мирового соглашения оказывался в лучшем положении, чем при возможном банкротстве банка.

Прежде всего предусматривалось полное удовлетворение требований частных вкладчиков. По небольшим вкладам - сразу после заключения мирового соглашения, по средним и крупным - в рассрочку в течение полутора лет. Такие условия дали возможность массовому вкладчику вернуть свои сбережения в максимально короткие сроки.

Примененная конструкция мировых соглашений позволила улучшить ситуацию и для других кредиторов, в том числе и бюджета, осуществляющего выплаты тем же гражданам в рамках своих публичных функций л (зарплата бюджетникам, различные пособия).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать