Развитие городских общественных банков

Развитие городских общественных банков

2

Содержание

  • Введение
    • Основоположники банков
    • Общественные городские банки
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Выбор данной темы заключался не в первых словах предложения, а в том, что такие слова как деньги, хранение, кредиты довольно часто встречаются в нашей повседневной жизни. И мне захотелось поближе познакомиться с историей происхождения и употребления этих слов.

На постоянную связь между гражданами и банками постоянно указывают современные специалисты, так как первые являются потребителями - фактическими или потенциальными - услуг вторых, и чем эти услуги доступнее, тем ниже потребительские цены, выше жизненный уровень населения; хранение денег "в стеклянной банке" не только снижает их покупательную способность в результате инфляции, но и ведет к росту цен, потому что у банков становиться меньше ресурсов, соответственно дорожают кредиты.

Знания о том, как развивались банки, все операции в них, не только интересно, но и очень полезно. Именно это и повлияло на мое решение в написание реферата на данную тему.

Основоположники банков

Несколько лет назад незаметно для общественности исполнилось 140 лет Калужскому городскому общественному братьев Михаила и Павла Малютиных банку. Его значимость в истории - и не только одной области - столь весома, что и многие десятилетия спустя после национализации замысел и работа этого учреждения впечатляют мудростью и гражданственностью, деловой хваткой и духовностью

Опережающее положение Малютинского банка в системе подобных в России стало следствием нескольких причин: капиталы, накопленные на периферии и приращенные в столице, востребовали новые стимулы роста; капиталы устремлялись прежде всего в центральные губернии - географическое положение тех способствовало ускорению оборота денег, снижению издержек, росту рентабельности.

Калужские корни семейства Малютиных сузили этот поиск до одного варианта. Как прежде пришлось Семену Семеновичу для предпринимательского самоутверждения сменить Калугу на Москву, а затем продвинуться и в Санкт-Петербург, так в середине XIX в. уже избранному в 1-ю гильдию московского купечества его сыну Павлу Семеновичу стало очевидным: первопрестольная нуждается в ближних губерниях не менее, чем те в ней, а их взаимное проникновение сулит хорошие перспективы.

Прежде всего это касалось отработки учредительных документов. Ко времени официального инициирования П.С. Малютиным в 1859 г. создания банка таковых, применительно к той социально-экономической обстановке, не было. Иными словами, проект устава пришлось писать "с чистого листа". Сложность подобной работы - весьма затруднительной заведомо, потому что дело касалось принципов и методов обращения с большими суммами денег, - усугублялась особенностями исторического этапа. Завершилась Крымская война, дальнейшее промедление с отменой крепостного права усиливало противоречия всех общественных отношений. Увидеть пути выхода из этой ситуации во всей многоплановости, документально очертить механизм действий разных общественно значимых структур было чрезвычайно непросто.

С кончиной П. с. Малютина в сентябре 1860 г. хлопоты по организации банка продолжил его душеприказчик Ф.М. Антонов. Именно на него легла основная практическая работа по подготовке проекта устава, других учредительных документов. Благодаря, прежде всего, Федору Михайловичу удалось добиться того, что устав представлял "необходимую по операциям свободу в действиях". Вместе с тем, когда стало очевидным, что в чем-то он тормозил расширение операций, руководство банка настойчиво добивалось соответствующих изменении. В свое время, после 4-летней переписки с Министерством финансов, получили разрешение открывать текущие счета, принимать вклады на хранение, размещать капитал не только в системе Госбанка, но и в иных солидных кредитных учреждениях, покупать и продавать государственные процентные бумаги, а также гарантированные Правительством или городским обществом акции и облигации. Общероссийская значимость Малютинского банка проявилась и в других отношениях: в 1860-е годы он стал первым по времени муниципальным банком империи, многие годы удерживал первенство по основному капиталу, превосходил все, за исключением Московской, банкирские конторы по привлечению средств населения во вклады, поддерживал устойчивые корреспондентские отношения с важнейшими финансовыми центрами государства. В этом отношении определяющим фактором должно было стать прижизненное требование П. с. Малютина о том, чтобы, во-первых, у банка был несменяемый директор, во-вторых, чтобы им был непременно авторитетный московский купец. Тем самым как бы закладывался прочный фундамент будущей деятельности на благо Отечества и малой родины учредителя.

Общественные городские банки

Отправной точкой в истории городских банков стала Жалованная грамота городам Екатерины II. Статья 153 этого документа, утверждённого в 1785 г., гласила, что "из остающихся от городового расхода денег дозволяется городам завести банки на общих государственных установлениях, или же в заведённые публичные банки деньги свои отдавать для приращения".

Первым городом, воспользовавшимся этой статьёй, стала Вологда. В 1788 г. члены вологодского общества собрали в складчину деньги с тем, чтобы организовать банк и раздавать эти средства в ссуду местным купцам. Правда, официально утверждённого устава этот банк не имел, и само существование его осталось на то время мало кому известным исключением. Дело заглохло на целых 20 лет.

Гораздо большую известность получил банк, основанный крупным купцом К.А. Анфилатовым в его родном городке Слободском Вятской губ. в 1809 г. В благодарность за то, что Анфилатов пожертвовал на составление основного капитала банка 25000 рублей, банку было присвоено его имя. Этот банк получил законодательно оформленный устав, в котором определялись основы устройства банка и операции, которые он мог производить. Пример Слободского, став широко известным, положил начало целой веренице оснований банков: к 1854 г. их существовало 17. За основу при разработке их уставов брался устав Анфилатовского банка, однако каждый раз он видоизменялся, так что каждый из банков действовал на своих основаниях. Решив положить конец этому разнобою, министерства Финансов и Внутренних дел в 1846 г. принялись за разработку единого Положения о городских банках, которое и было утверждено в 1857 г. Однако разработчики исходили не столько из интересов развития городских банков, сколько из необходимости оградить казённые кредитные учреждения от их конкуренции, поэтому банки по Положению получили возможность производить минимум операций при предельно возможном стеснении со стороны правительственных органов. Неприемлемость этого Положения наглядно проявилась в том, что из нескольких десятков городских управлений, ожидавших накануне 1857 г. удовлетворения своих ходатайств об открытии банков, только три согласились открыть банки на таких условиях.

Явная неудачность Положения 1857 г. с одной стороны, перестройка всей кредитной системы страны в ходе реформ Александра II - с другой подтолкнули правительство к пересмотру Положения о городских банках. Новый вариант его получил силу закона в феврале 1862 г. и в корне изменил положение дел. Отныне основная часть ограничений снималась, и городские банки получали почти полную свободу. Воспользовавшись этим. некоторые банкиры стали усиленно привлекать средства со всей страны, так что балансы крупнейших из них измерялись миллионами рублей (при законодательно установленном минимуме основного капитала в 10 тыс. рублей). Однако вложить собранные огромные средства и прибыльно, и надёжно, у банков, действовавших в основном в пределах своих городов, не получилось. В результате с 1878 г. последовали банкротства крупнейших банков, гремевших на всю страну. Это вызвало, с одной стороны, снижение доверия населения (за один только 1882 г. было изъято 40 млн. вкладов), с другой - меры правительства по недопущению таких банкротств в будущем, закреплённые Положением о городских банках 1883 г.

Меры эти заключались, во-первых, в установлении жёсткого контроля за банками со стороны центральных ведомств; во-вторых - в новых ограничениях на объём производимых операций. Важнейшими среди них стали: установление предельного кредита одному клиенту в 10% собственного капитала банка; ограничение суммы обязательств банка 500% его собственного капитала; введение обязательного минимума кассовой наличности в 10% обязательств. Это в полном смысле слова подорвало развитие городских банков. Восьмидесятые годы характеризуются непрерывным падением операций и балансов городских банков, особенно стремительным в начале этого периода. В результате основные их балансовые показатели сократились в несколько раз. На протяжении следующего десятилетия им так и не удалось увеличить свои обороты в абсолютном выражении. Такой ценой правительство достигло уменьшения риска в деятельности городских банков. Только в новом веке началось некоторое их оживление, перешедшее в бурный рост после революции 1905-1907 гг.

Многочисленные ходатайства с мест и застой балансовых показателей убедили Министерство финансов, что Положение 1883 г. надо менять. Разработка нового закона началась в 1900 г. проведением (по инициативе городских деятелей) съезда представителей городских банков в Харькове. Обсудив самые животрепещущие вопросы, съезд выработал пожелания к новому закону, которые были учтены министерством в дальнейшей работе. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. привели к затягиванию работы над законопроектом, но в январе 1912 г., пройдя все необходимые инстанции, он получил наконец высочайшее утверждение. Городские банки получили право производить некоторые новые операции, необходимые в видах привлечения клиентов. Это и учёт соло-векселей с обеспечением недвижимой собственностью, и специальные текущие счета под векселя и товары. Кроме того, взамен пятикратной нормы отношения обязательств к собственному капиталу была возвращена десятикратная, существовавшая до 1883 г. Введены более льготные условия для суд под недвижимость и вкладов. Положение 1912 г. фактически уравняло городские банки в области операций с другими кредитными учреждениями - коммерческими банками, обществами взаимного кредита, земельными банками, открыв им простор для развития. Однако действие нового Положения почти не успело проявить себя. Начавшаяся в 1914 г. война нарушила хозяйственный механизм страны, что вызвало и сокращение активных операций в городских банках. Наряду с другими кредитными учреждениями, они превратились в агентов по размещению правительственных займов. С победой революции судьба их была предрешена. С одной стороны, зажим рыночных отношений; с другой - уничтожение старых органов власти, включая и городские думы, ведавшие городскими банками, - всё это привело к исчезновению городских банков вместе с последними очагами сопротивления советской власти.

Рассмотрение этой темы надо начинать с вопроса об источнике капитала для банка. В самом деле, кто даёт основной капитал, тот и должен, кажется, быть владельцем банка. Источники капиталов городских определялись в ст.1 Положения 1912 г. следующим образом: "Основной капитал образуется из сумм, отчисленных на этот предмет из городских средств или пожертвованных, и может быть впоследствии увеличиваем из этих же источников". Если по первым Положениям жертвователь капитала, на который будет основан банк, мог, по его желанию, стать пожизненным директором своего банка, то в ст.8 Положения 1883 г. подчёркивалось, что такой человек может получить (и то - по решению думы) лишь два преимущества. А именно, присвоение банку его имени и звание почётного директора, дающее право периодического получения сведений о ходе дел банка. Это подчеркнуло то, что банк принадлежит не благотворителю, а думе. На практике в первый период существования городских банков капиталы их составлялись в основном за счёт пожертвований. Многие крупные купцы в то время создавали на свои средства различные благотворительные и учебные заведения. Чтобы обеспечить дальнейшее существование этих учреждений, некоторые из них отдавали деньги в основной капитал банка с тем, чтобы часть его прибылей составляла постоянный источник дохода для учреждения. В более поздний период, когда выгодность городских банков стала явной, городские управления стали создавать банки из собственных средств, не дожидаясь богатых благодетелей. В каждом городе всё равно существовали остатки от налогов, собранных городом и не полностью израсходованных в течение года на местные нужды. Эти средства именовались городскими запасными капиталами и обычно раздавались в ссуды местным купцам. Они-то и составляли источник основных капиталов городских банков. Если из первых 17-ти банков на пожертвования купцов были созданы 8, то из 171 банка, возникшего с 1862 по 1870 г. - 12.

Городской банк - собственность городского общества. Соответственно, управляла банком дума как представитель общества. Это выражалось, во-первых, в выборах правления думой. Во-вторых, в том, что думские гласные устанавливали процентные ставки как по вкладам, так и по кредитам. Точнее, по Положению 1862 г. это делалось по соглашению правления, думы и управы (ст.46 и 62). Позднее процедуру упростили, предоставив решать правлению вместе с управой. Дума при этом выступала в качестве верховной власти, изрекая решающее слово в случае, если банк и члены управы не могли прийти к согласию или она была не согласна с установленными ими ставками (ст.56, 76, 87 Положения 1883 г).

Ещё одно выражение принадлежности банка городскому обществу - это ежегодные проверки отчётов банка выборными от общества, закреплённые уже Положением 1857 г. В последующих законах механизм отчётности банка получил дальнейшее развитие, и Положение 1883 г. уже было дополнено подробной инструкцией городским ревизионным комиссиям от Министерства финансов. Банки же получили обязательную форму для отчётов, обеспечивавшую предоставление в думу и в министерство всех сведений, необходимых для полной оценки состояния банка.

Взаимоотношения думы и правления получили дальнейшее уточнение в Положении 1912 г. Представляя его проект, министр финансов так определил принцип, из которого исходили разработчики в этом вопросе: дума определяет принципы действий банка, но правление должно иметь самостоятельность в производстве уже разрешённых банку операций в рамках Положения. В рамках внедрения этого подхода в новом законе исключили участие городских управ в определении размера принимаемых вкладов и платы за комиссионные операции. Кроме того, банку предоставили самому выбирать "необходимые по роду местных оборотов" операции. В Положении специально оговаривалось, что при ежемесячных проверках кассы банка члены управы не должны "входить в оценку векселей и размеров открытых кредитов", т.е. высказывать своё мнение о правильности подбора заёмщиков учётным комитетом и правлением.

Применение этого принципа на практике наглядно иллюстрируют два судебных дела, разбиравшихся в Сенате (высшем судебном органе Российской империи). Для характеристики верховенства городской думы в банке приведём решение Сената по делу о праве банков менять ставку процента по вечным вкладам. Ставку эту в разбиравшемся случае определяла дума (по Положению, напомню, - правление совместно с управой). Это дало местному губернскому по земским делам присутствию формальный повод придраться. Сенат же постановил: приняв на себя решение о размере процентов, "дума поступила не вполне правильно, но тем не менее, постановление думы по сему предмету, как касающееся учреждения, ей подведомого, и вполне по существу правильное, не подлежало отмене со стороны губернского присутствия".

Другое решение Сената характеризует стремление правительства сохранить самостоятельность и независимость правлений: "Признавая право городских дум устанавливать по подведомственным им банкам всякие, относительно выдачи из банка ссуд, ограничения, клонящиеся к ограждению интересов банка от убытка..., если эти ограничения не противоречат правилу закона, Сенат нашёл, что при нормальном положении банковых дел правления банков в производстве банковых операций действуют в пределах предоставленной им власти вполне самостоятельно, т. к банковым положением городские общественные управления не признаны к участию в распоряжениях о выдаче ссуд, каковые распоряжения зависят исключительно от правлений банков, уклонение коих от исполнения правил Положения о городских общественных банках влечёт за собою, по точному смыслу ст.40 Положения, личную и имущественную ответственность правления банка".

Этот аспект отношения банков с городскими управлениями выявил период свободного их развития в 1860-70-е гг. Выяснилось, что во многих городах либо банки попали в зависимость от дум, либо, напротив, банковские заправилы держат в кулаке городское самоуправление. Во избежание подобных случаев, Положение 1883 г. ввело "разделение властей" банка и города. Если Положение 1862 г. содержит лишь одно ограничение в этом отношении - звание директора несовместимо с должностью городского головы (ст.3, прим.1), то по следующему Положению, членами правления банка не могут быть гласные думы, члены управы, городской голова, служащие городского управления. Кроме того, в правлении не могут находиться одновременно отец с сыном, родные братья, тесть с зятем, участники одной торговой фирмы. Лица, состоящие в подобных отношениях, не могут также занимать одновременно должностей городского головы или члена управы и директора банка либо его товарища. Такие же ограничения были установлены для членов нововведённых учётных комитетов (ст.5-7, 16). И наконец, ст.29 установила, что "определения думы по замечаниям ревизионной комиссии о неправильных действиях правления банка постановляются закрытою подачею голосов". В довершение системы, Положение 1912 г., подтверждая предыдущие правила, ввело новое ограничение: в ревизионную комиссию не могут быть избраны члены учётного комитета и лица, состоящие с членами правления в родственных или торговых отношениях, указанных выше (ст.30).

Тем не менее, избежать влияния банков в думских делах не удалось. "В каждом городском управлении, где существует городской общественный банк, при выборе гласных в думу всегда организуется особая партия, известная в большинстве случаев под именем банковской или купеческой. Партия эта влияет на выборы и ими руководит", заранее намечая тех, кто будет избран. С другой стороны, гласные, даже не будучи ставленниками банковской партии, пользуются в банке кредитом, поэтому "не хотят ссориться с правлением... ". Это - свидетельство одного из авторов "Банковой и торговой газеты" того времени.

А вот что сообщал в 1899 г. управляющий Тюменским отделением Госбанка, донося о борьбе группировок в Тюменской думе за присутствие своих людей в городском банке: "Вообще в последнее время в городе идёт брожение, всему причиной неизбрание старого головы, потеря влияния пароходной партии на городские дела [на выборах в думу победила кожевенная партия - А. К.] и желание партии во что бы то ни стало добиться влияния в общественном банке как в учреждении, в котором практикуется долгосрочный кредит, в целях своего кредита". Эти немногочисленные отголоски бурных событий позволяют судить о тесной связи и взаимовлиянии дум и правлений банков. Часто в условиях нехватки капиталов в первую очередь городские банки использовали сильнейшие того или иного города, лишь затем - простые горожане.

Тем не менее, думские ревизионные комиссии проверяли дела банка зачастую очень тщательно, и даже придирчиво, выявляя малейшие погрешности в подсчётах и высказывая критические соображения по поводу стратегии и тактики банка в целом.

Что же подталкивало думы к такому хлопотному занятию, как устройство банка? Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как может показаться, и не сводится только к получению прибыли от банка.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать