Роль Банка России в развитии и функционировании платёжной системы страны
p align="left">Из таблицы 6 можно сделать вывод, что электронные технологии занимают значительную часть в составе платежей, при этом платёжная система Банка России работает намного эффективнее. Более того, Платёжная система Банка России не способствует развитию частных платёжных систем - банков, небанковских кредитных организаций. В этой части Банк России не способствует реализации рекомендаций Комитета по платёжным системам и расчётным системам Банка международных расчётов, в соответствии с которыми ЦБ там, где банковский сектор недостаточно развит или не имеет необходимых ресурсов для эффективного вклада, должен взять на себя ответственность за это развитие.

Платежи с использованием бумажной технологии осуществляются Банком России, если есть поручение клиентов провести их в почтовой или телеграфной технологии, если электронные платежи требуют сопровождения расчетными документами на бумажном носителе, содержащими всю информацию о платеже, а также в отдельных регионах, в которых по решению Банка России не проводятся электронные платежи. Система электронных платежей состоит из систем межрегиональных электронных платежей и внутрирегиональных электронных платежей. Центральным участником клиринга в каждом регионе является учреждение Банка России. На него возложены функции учета контроля межрегиональных электронных расчетов.

21 декабря 2007 года начато регулярное проведение платежей в системе банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Система БЭСП функционирует в платежной системе Банка России и предназначена для проведения в валюте Российской Федерации срочных платежей кредитных организаций (их филиалов), клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями, Банка России и обеспечения непрерывных расчетов на валовой основе в режиме реального времени по мере поступления в систему БЭСП электронных платежных сообщений за счет средств, находящихся на открытых в Банке России банковских счетах участников системы БЭСП, обслуживаемых учреждениями Банка России, входящими в состав одного либо разных территориальных учреждений Банка России. Система БЭСП функционирует наряду с системами ВЭР и МЭР. Участники системы БЭСП также вправе проводить свои платежи через платежную систему Банка России с применением систем ВЭР и МЭР. Главным преимуществом системы БЭСП является то, что зачисление средств на счёт получателя осуществляется одновременно с моментом списания денежных средств со счёта плательщика, т.е. в срок от нескольких секунд до нескольких минут.

В части безопасности и защиты информации в платежной системе Банка России обеспечивается: идентификация пользователей, контроль целостности и подтверждение подлинности платежных документов, разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки платежей, контроль за проведением расчетных операций, конфиденциальность (криптографическая защита) платежной информации, резервирование программно-технических комплексов и информационных ресурсов. Платежная система Банка России функционирует с применением современных технологий и методов защиты информации, обеспечивающих эффективное и надежное обслуживание всех участников расчетов. Клиринговая сеть Центрального Банка РФ предоставляет возможность оперативного обмена информацией с кредитными организациями. Кредитные риски участников системы фактически сведены к нулю. Обработка постоянно возрастающего количества платежей обеспечивается развитием информационно-телекоммуникационных систем.

Банк России взимает плату за предоставление расчетных услуг. Тарифная политика базируется на твердых ставках комиссионного вознаграждения, не зависящих от суммы платежа. Они устанавливаются за обработку одного расчетного документа. Тарифы на расчетные услуги Центрального Банка РФ дифференцируются в зависимости способа осуществления платежа, способа передачи клиентами в Банк России расчетных документов и от периода передачи расчетных документов клиентом в Банк России по каналам связи в пределах времени, установленного для их приема. Для стимулирования внедрения в практику расчетов современных средств связи и электронных платежей, по ним устанавливаются низкие тарифы. Более высокие - по платежам с использованием бумажных носителей. Кроме того, установление самых высоких тарифов к концу операционного дня призвано способствовать выравниванию объема документооборота в пределах операционного дня, ускорению оборачиваемости денежных средств и активизации процессов управления внутридневной ликвидностью кредитных организаций. Вместе с тем Банк России бесплатно обслуживает платежи клиентов на суммы, не превышающие установленный минимальный размер платежа. /22/

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что ЦБ РФ обеспечивает функционирование всей платёжной системы страны на основе его деятельности по практическому осуществлению расчётов в рамках платёжной системы Банка России. Ещё одним участником, обеспечивающим проведение платежей, являются частные платёжные системы, но они уступают ЦБ РФ по объёму проводимых операций. Банку России следовало бы уделить большее внимание развитию частных платёжных систем, что разгрузило бы платёжную систему самого банка, повысило бы конкуренцию и качество обслуживания клиентов. Для России развитие частных платёжных систем имеет особое значение, поскольку они непосредственно предоставляют расчётные услуги юридическим лицам.

2.3 Банк России, как организатор регулирования и надзора за деятельностью участников платёжной системы

Как уже говорилось в предыдущей главе, необходимо соблюдать принципы платёжной системы во избежание рисков, характерных для её работы (таблица 7). Это обеспечит надёжное и стабильное функционирование расчётно-платёжной системы, повысит доверие к её участникам, обеспечит эффективность работы всех элементов).

Таблица 7 - Риски в платежных системах

Наименование риска

Содержание

Финансовые:

1. Риск ликвидности

Временная неспособность одного из субъектов платежной системы выполнить свои обязательства в срок - осуществить расчеты, что негативно отражается на ликвидности другой стороны и, как следствие может повлечь временную недостаточность средств у получателя для выполнения им своих платежных обязательств

2. Кредитный

риск

Невыполнение обязательств по перечислению средств в полном объеме кем-либо из субъектов платежной системы. Он связан с неплатежеспособностью одного из участников расчетов и невозможностью своевременного получения кредита для погашения возникшей задолженности.

3. Системный

риск

Неспособность одного из участников платежной системы выполнить свои обязательства приводит в дальнейшем к неспособности ряда других участников отвечать по своим денежным обязательствам в срок.

Нефинансовые

1. Операционный

риск

Наличие риска связано с возможными ошибками или сбоями в телекоммуникационных сетях передачи и обработки платежных инструкций, ошибки персонала

2. Риск

мошенничества

Возникает из-за отсутствия должных мер предосторожности при осуществлении расчетов или недостаточной степени защищенности систем перевода средств.

3. Правовой риск

Неопределенность правовых условий проведения расчетов, которая может проявиться в различии обычаев делового оборота тех или иных стран.

4. Риски, связанные с

форс-мажорными

обстоятельствами

Землетрясения, пожары, наводнения, оказывающие влияние на инфраструктуру платежной системы, в частности на здания, оборудование, дороги, системы передачи информации, подачи электроэнергии.

5. Валютный риск

Риски потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной при проведении операций, связанных с внешнеторговой деятельностью на рынках.

Однако снижение уровня или полное устранение рисков должно достигаться за счёт оптимальной структуры управления ими и осуществления надзора за всеми участниками платёжной системы. /23/

Банк России разрабатывает нормативные документы, регулирующие взаимоотношения участников платёжной системы, определяющие их права и обязанности, требовании, предъявляемые к показателям их деятельности.

Основными нормативными документами, регулирующими взаимодействие участников платёжной системы, являются:

а) Положение Банка России от 25.04.2007 №303-П "О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России".

б) Положение Банка России от 18.06.2007 №304-П "О порядке расчета платы и о порядке оплаты услуг Банка России при проведении платежей и осуществлении расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России".

в) Указание Банка России от 25.04.2007 №1822-У "О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России".

г) Указание Банка России от 24.04.2003 № 1274-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России".

е) Положение Банка России от 03.10.2002 №2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

ж) Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".

з) Положение Банка России от 06.05.2003 № 225-П "О Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (в редакции Указаний Банка России от 28.12.2005 № 1639-У, от 08.08.2006 № 1710-У, от 20.02.2007 № 1792-У, от 02.05.2007 № 1824-У).

и) Положение Банка России от 12.03.1998 № 20-П "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России" (c изменениями и дополнениями).

к) Положение Банка России от 23.06.1998 №36-П "О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России".

л) Положение Банка России от 07.10.2002 №198-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России".

м) Письмо Банка России от 08.06.2007 №81-Т "Об условиях договоров, определяющих права и обязанности кредитной организации (ее филиала), другого клиента Банка России, не являющегося кредитной организацией (ее филиалом), и Банка России, возникающие при осуществлении платежей через систему валовых расчетов в режиме реального времени Банка России".

н) Положение Банка России от 10.02.98 № 17-П "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями"

о) Положение Банка России от 09.04.98 № 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием".

Для Банка России надзор за платежными системами является одним из инструментов, позволяющих обеспечивать цель деятельности Банка России, закрепленную в статье 3 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)": обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы, включая ее сегменты. /8/

Банк России производит лицензирование, контроль и надзор за платежными системами. Это достигается путем установления технологических, экономических критериев доступа коммерческих банков к тем или иным платежным системам. К экономическим критериям относятся такие нормативы, как достаточность капитала, ликвидность и другие, которые являются минимальными требованиями к управлению рисками в платежных системах. В этом случае, надо отметить особенность платежной системы Банка России, участие в которой для кредитных организаций не имеет ограничений.

Регулирование платежной системы тесно взаимосвязано с надзором за коммерческими банками. Доказательством тому может служить ситуация, когда кредитное учреждение не способно выполнять принятые на себя обязательства по платежам, а его роль в системе платежей заметна (или по масштабам проводимых операций, или по его участию в крупных операциях). Для банковской системы это может перерасти в проблему. Причем ее решение находится уже в компетенции надзорных органов центрального банка.

В то же время имеют место определенные трудности, напрямую связанные с контролем за деятельностью коммерческих банков, которые, в конечном счете, могут привести к сбоям в функционировании платежной системы. Так, временные финансовые затруднения у одного из кредитных учреждений, которые в первую очередь выявляются именно надзорными органами, могут оказать негативное влияние на характер проведения расчетов. Невыполнение обязательств данным кредитным учреждением может вызвать временный отказ его контрагентов от каких-либо переводов средств в его пользу, чтобы снизить свой риск. Такое положение означает частичную или полную парализацию платежной системы, которая зависит от числа контрагентов банка и объемов проводимых им операций, т.е. налицо системный риск.

Банк России инспектирует коммерческие банки - конкретных участников платежей, что является одним из важнейших направлений гарантирования надежности и безопасности проведения расчетов. Каждому из этих банков может быть вменено в обязанность постоянно контролировать объем внутридневных кредитов для других банков и регулярно проводить оценки ликвидности.

Мониторинг частных платёжных систем включает первоначальный сбор информации, ее анализ и принятие мер регулятивного характера. /24/

Таким образом, главная отличительная особенность надзора за платежными системами состоит в том, что данный вид надзора предполагает деятельность центрального банка в отношении платежной системы в целом, то есть целью надзора являются не финансовая устойчивость и индивидуальные риски отдельных кредитных организаций-участников, а устойчивость и совокупные риски всех участников, в первую очередь системный риск, получивший наименование "эффекта домино". Кроме того, важное значение имеют операционные риски, включая умышленные или неумышленные ошибки персонала, операционные сбои в оборудовании и отказы каналов связи. /25/

Трудности при осуществлении надзора связаны зачастую с отсутствием в нормативных актах Банка России упоминания о платежных системах (Банка России и частных платежных системах), их участниках, критериях доступа, правилах платежных систем и их статусе, а также особенностях осуществления расчетов через платежные системы. Так, в части II Положения № 2-П содержится указание об осуществлении расчетов на валовой основе, но в привязке к корреспондентскому счету, а не платежной системе. Непроработанность нормативной базы значительно затрудняет контроль за деятельностью участников платёжной системы.

Таким образом, Банк России регулирует деятельность участников платёжной системы посредством своей нормотворческой деятельности, осуществляет контроль за исполнением своих положений и инструкций, проводит лицензирование участников платёжной системы, применяет различные санкции в случае выявления нарушений.

3. Основные направления стратегии Банка России по совершенствованию платёжной системы

Деятельность Банка России по совершенствованию национальной платежной системы всегда должна быть направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.

В связи с указанными ранее проблемами в законодательной области, непроработанности многих аспектов функционирования платёжных систем Банку России необходимо будет продолжить работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы России.

На законодательном уровне должны быть установлены требования к организациям, ответственным за функционирование системы переводов денежных средств и платежной инфраструктуры, а также стандарты надзора и наблюдения за их деятельностью.

Банк России должен проводить работу по совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств путем стандартизации платежных инструментов, процедур приема, контроля и обработки информации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Целью такой работы является создание гибкой, управляемой, безопасной и технологически унифицированной системы, позволяющей обеспечивать непрерывность обработки платежной информации в автоматизированном режиме на всех этапах перевода денежных средств.

Необходимо также совершенствование платежной инфраструктуры, предоставляющей операционные, клиринговые и расчетные услуги, которое направлено на создание условий для развития клиринговых и расчетных систем, отвечающих международным стандартам, а также для обеспечения операционной совместимости платежных систем России с внешними, в том числе международными платежными системами.

Помимо вышесказанного для повышения устойчивости банковской системы РФ к распространению системных и расчётных рисков необходимо проведение мероприятий по внедрению централизованного управления и оперативного мониторинга расчетных систем платежной системы Банка России.

Дальнейшая специализация предоставляемых сервисов позволит осуществлять приоритетное исполнение срочных платежей и исполнение массовых платежей без задержки исполнения срочных.

Банку России необходимо проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей безналичные расчеты в части развития розничных платежных услуг на основе инновационных технологий, которая в целом будет способствовать повышению эффективности российской платежной системы.

Банку России необходимо продолжить реализацию мероприятий по дальнейшему комплексному преобразованию собственной платежной системы, в том числе по развитию и совершенствованию системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (системы БЭСП). /26/

Система БЭСП платёжной системе Банка России функционирует с 2007 года. Эта система составляет в платёжной системе Банка России дополнительный контур и на данном этапе предусматривает добровольное участие.

На начало ноября 2008 г. в состав участников системы БЭСП было включено 187 учреждений Банка России, 444 кредитные организации, а также 15 территориальных управлений федерального казначейства. Планируется участие в системе БЭСП самого Федерального казначейства и других его территориальных учреждений.

Эта система, в отличие от системы межрегиональных и внутрирегиональных расчетов, имеет централизованную архитектуру и единый регламент. Расчеты проходят на валовой основе в режиме реального времени. Как следствие, БЭСП создает условия для повышения эффективности использования инструментов денежно-кредитной политики Банка России, а также управления единым счетом Федерального казначейства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать