Фондовая биржа - это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.
Признаки классической фондовой биржи:
1) это централизованный рынок, с фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;
2) на данном рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной бумаги, как однородного и стандартного товара, массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен и т.д.);
3) существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;
4) наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;
5) централизация регистрации сделок и расчетов по ним;
6) установление официальных (биржевых) котировок;
7) надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).
Функции фондовой биржи:
а) создание постоянно действующего рынка;
б) определение цен;
в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения;
г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;
д) выработка правил;
е) индикация состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка.
Всего в мире около 150 фондовых бирж, крупнейшими являются следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская, Тайваньская, Сеульская, Цюрихская, Парижская, Гонконгская. На биржах определяется доходность или убыточность отдельных компаний или целых отраслей, а нередко и будущее национальной эко-номики. Биржа - естественный регулятор рыночного хозяйства, спо-собствующий наиболее выгодному вложению капиталов. Биржа быстро реагирует на любые отклонения в спросе и предложении на ценные бу-маги и обеспечивает необходимые изменения в отраслевой структуре хозяйства.
Современная биржа - это большое здание, нередко построенное еще в прошлом веке, но оснащенное новейшей телекоммуникационной аппаратурой, обеспечивает быструю связь с любым лицом или учрежде-нием, выступающим на бирже.
Одна или несколько фондовых бирж имеются в каждой стране с развитой рыночной экономикой. На бирже идет торговля ценными бума-гами наиболее крупных корпораций. Так, в США на самой крупной из 6 имеющихся фондовых бирж - Нью-Йоркской - идет торговля ценными бу-магами порядка 1700 крупнейших корпораций. Для того чтобы компания была зарегистрирована на этой бирже (внесена в каталог биржи) она должна иметь не менее 2 тысяч различных акционеров.
Биржа не просто технический механизм торговли ценными бумага-ми. Традиционно это учреждение, которое определяет и создает остов индустрии рынка ценных бумаг, создает правила, определяет политику на рынке капиталов. Биржа становится своеобразным центром руко-водства рыночной экономикой; она возникает там, где есть достаточ-но много компаний, фирм, которые занимаются финансовой деятель-ностью.
Спекуляция - исторически сложившаяся форма существования бир-жевого механизма, что считается в рыночной экономике нормальным и даже необходимым. Однако спекуляция, как нормальный рыночный процесс, на бирже легко перерастает в рыночный ажиотаж, массовый азарт извлечения спекулятивных доходов. Поэтому именно биржа обыч-но становится эпицентром денежно-финансовых кризисов, способных вызвать разорение мелких и не только мелких держателей акций, цеп-ную реакцию банкротств. Биржевое законодательство в развитых стра-нах предусматривает некоторые способы предотвращения разжигания биржевой игры до состояния лихорадки, в том числе путем преследо-вания в уголовном порядке инициаторов биржевого ажиотажа. Тем не менее время от времени все-таки случаются так называемые биржевые крахи, что выражается в стремительном и неуправляемом падении кур-сов акций. Иногда этот процесс охватывает одновременно многие бир-жи. Последний наблюдавшийся процесс стремительного падения курсов акций, охвативший одновременно все ведущие биржи развитых стран, наблюдался осенью 1987 года.
Последние 10-15 лет - это период реформ и серьезных техничес-ких преобразований на большинстве бирж мира. Повсеместно введено электронное (компьютерное) оборудование самих бирж, что чрезвычай-но ускорило операции по купле-продаже акций, и по их биржевой ко-тировке.
Появились параллельные, так называемые междилерские биржи, которые работают по своим котировкам. В более мелких брокерских фирмах установлены телевизионные экраны, где брокеры постоянно отслеживают цены, чтобы непрерывно продавать и покупать ценные бу-маги; их приказы немедленно реализуются через крупные биржи с ис-пользованием современных систем связи.
Установлена компьютерная связь между биржами не только в от-дельных странах, но связь между всеми основными биржами мира, что позволяет одновременно следить за движением цен на всех биржах.
Особенность операции с ценными бумагами состоит в том, что происходит не просто купля-продажа товара, но происходит передача прав собственности, которая иногда имеет адресность, а также дру-гие сопутствующие права, например, право голоса. Нередко эмитент обя-зан знать конкретно, кому передается ценная бумага, поскольку с держателем ценной бумаги его связывает на многие годы обязанность уплачивать проценты и дивиденды. Между тем держатель может неод-нократно меняться. Многочисленные встречные сделки дилеров, в ко-торых фигурируют одни и те же бумаги, создают сложнейшие комбина-ции и запутанные пути движения ценных бумаг.
В существующих механизмах конкретных рынков нет единых или даже унифицированных правил, поскольку во всех странах рынки цен-ных бумаг развивались неравномерно и имели много особенностей, ко-торые со временем переросли в неписаные правила и традиции совер-шения операций, что частично отражено в законодательных актах.
Огромный оборот ценных бумаг потребовал создания дополнитель-ных специализированных институтов, обслуживающих фондовую биржу. Важнейшим из них является клиринговая корпорация, представляющая собой своеобразный кооператив брокеров. В ее задачи входит выверка точности заключенных контрактов, бухгалтерская расчистка произве-денных в течение дня сделок для выявления встречных контрактов и их клирингового зачета, производство окончательных расчетов между покупающими и продающими брокерами, отправка ценных бумаг на соот-ветствующие платежи.
Другая сложная проблема - физическое перемещение ценных бумаг разрешается с помощью создания специальных депозитариев, то есть компаний, занимающихся специальным хранением разнообразных ценных бумаг и учета их движения без физического перемещения. По-явление депозитариев стало качественным скачком в функционировании вторичного рынка ценных бумаг: обеспечивается физическая безопас-ность, контроль за законностью операций, аудиторская ревизия, воз-можность страхования операций от убытков и потерь. Созданы условия отслеживания всего пути, проходимого ценной бумагой за весь период ее существования
Глава 3. Состояние и проблемы Российского рынка ценных бумаг
3.1 Регулирование рынка ценных бумаг
Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе “О рынке ценных бумаг” предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
- государственные органы регулирования;
- саморегулирующиеся организации;
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
- разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
- установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
- контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
- обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 - ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” №39-ФЗ, статья 2 и 3 Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” статья 42
. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.
Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В функции Федеральной комиссии входит:
- разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;
- утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг;
- установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;
- установление норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
- обеспечение общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выступает в качестве административного органа, из-дающего законы, которые регулируют:
- порядок и образование акционерных обществ;
- порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;
- ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
- деятельность биржи, разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
2. Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресур-сов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (крат-косрочная облигация - 90 дней) и т.д.
3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-де-нежную политику Центрального банка.
Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регу-лирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предостав-лять ссуды другим банкам. Это называется “учетом вексе-лей”. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают доволь-но редко - раз в несколько лет.
Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государст-венного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изы-скать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повы-шению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.
В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблю-щимся процентом, государство проводит политику облег-чения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Функциями саморегулируемых организаций являются:
- разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
- осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
- контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
- обеспечение правдивой информацией участников рынка;
- обеспечение защиты участников в государственных органах управления.
Институты рынка, прежде всего биржи, являются саморегулиру-ющимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее опе-рациях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сло-жившимся традициям, а также регулярно проверяют фактическую фи-нансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы.
Существование арбитража позволят не доводить подавляющее количест-во конфликтов до суда.
Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей не-обходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторич-ный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.
Общим принципом является саморегулирование институтов рынка ценных бумаг под наблюдением государственных органов. Разрабатыва-ется и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отче-тов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирую-щие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерп-ретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирова-ние направлено на создание обстановки законности, честности, отк-рытости, гласности, защиты рынка и инвесторов от возможных махина-ций и мошенничества.
3.2 Проблематика рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
В настоящее время происходит сложный процесс создания структуры фондового рынка, который отвечал бы международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал складываться после выхода постановления Совета Министров СССР №1195 от 15 октября 1988 года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", в котором были определены процедуры, связанные с изготовлением, реализацией и приобретением акций работникам предприятий. С достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля 1991 года "О бухгалтерском учете ценных бумаг".
Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом процессе отводится также становлению единого экономического пространства между бывшими союзными республиками, в том числе странами СНГ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8