Рынок ценных бумаг России и в зарубежных странах
6. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг России

Инфраструктура российского рынка ценных бумаг включает следующие блоки:

-- Информационная система,

-- Торговая система (биржевая и внебиржевая),

-- Система клиринга,

-- Система платежа (банковская система),

-- Система учета прав на ценные бумаги (регистраторы и депозитарии). 

Информационная система обеспечивает участников операций с ценными бумагами информацией об эмитентах, выпусках, котировках бумаг. Она включает в себя информационные и рейтинговые агентства. Сегодня информацию о ликвидности ценной бумаги, о ее достоинствах и возможных недостатках можно найти в разных источниках. Каждая эмиссия сопровождается публикацией решения о ее проведении, проспекта отчета, цен и т. д. Эти документы должны публиковаться в печатных изданиях тиражом не менее 10 тыс. экземпляров (при закрытой подписке -- минимальный тираж 1 тыс. экземпляров). Кроме печатных изданий, каждый эмитент ценных бумаг обязан будет публиковать сообщение в лентах уполномоченных иформационных агентств [1] и на собственной странице в сети Интернет.

Торговые системы (рынки) разделяются на два вида -- биржевые и внебиржевые.

На внебиржевых рынках происходят первичные размещения ценных бумаг, вторичные торги облигациями, а также акциями компаний, не удовлетворяющих требованиям листинга фондовых бирж. Объемы сделок внебиржевого рынка значительно превосходят объемы сделок, совершаемых на фондовых биржах (без учета рынка государственных ценных бумаг). На внебиржевом рынке покупатель и продавец самостоятельно определяют процедуру и условия осуществления сделок.

На биржевых рынках торгуют, в основном, акциями и производными ценными бумагами (опционами, фьючерсами и т. д.).

Фондовая биржа -- это место, где проводятся сделки с ценными бумагами. Сама биржа не продает и не покупает ценные бумаги, не устанавливает на них цены.

Основная задача биржи -- это разработка правил и организация торговли ценными бумагами по этим правилам между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут осуществлять операции на бирже исключительно через посредничество ее членов.

Хотя все биржи торгуют одними и теми же ценными бумагами, каждая из них устроена по-своему. На каждую наложили отпечаток особенности национального рынка, десятилетия, а то и столетия неповторимого исторического пути страны.

В России работают несколько фондовых бирж.

Российская торговая система рынка ценных бумаг (РТС) представляет собой интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру, организационно представленную НП " Фондовая биржа " Российская Торговая Система", ОАО " Фондовая биржа РТС", ЗАО " Клиринговый центр РТС", НКО " Расчетная палата РТС", ЗАО " Депозитарно-Клиринговая Компания" и НП " Фондовая биржа " Санкт-Петербург".

НП " Фондовая биржа " Российская Торговая Система" является организатором торговли на классическом рынке; клиринговым центром на биржевом рынке акций; организатором торговли на срочном рынке FORTS (фьючерсы и опционы в РТС); организатором торговли и клиринговым центром на рынке облигаций RTS Bonds.

ОАО " Фондовая биржа " РТС" осуществляет торговлю на секции срочного рынка.

НП " Фондовая биржа " Санкт-Петербург" осуществляет торговлю акциями ОАО " Газпром".

ЗАО " Депозитарно-Клиринговая Компания" (ДКК) выполняет функции депозитария и клиринговой палаты. Депозитарное обслуживание ориентировано на эмитентов облигаций субъектов РФ, эмитентов корпоративных облигаций.

OOO НКО " Расчетная палата РТС" осуществляет банковские операции со средствами в рублях и в иностранной валюте.

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) является крупнейшей универсальной биржей России, стран СНГ и Восточной Европы. Она объединяет ЗАО ММВБ, Фондовую биржу ММВБ (ФБ ММВБ), Национальную товарную биржу, Расчетную палату ММВБ, Национальный депозитарный центр, Национальный клиринговый центр, региональные биржи.

Сегодня ММВБ ведет торговое, расчетно-клиринговое и депозитарное обслуживание около 1 500 ведущих российских банков и брокерских компаний -- участников биржевого рынка -- в Москве и в крупных финансово-промышленных центрах России. В настоящее время на ММВБ функционируют несколько ключевых рынков: валютный, государственных облигаций, производных финансовых инструментов, акций, корпоративных и региональных облигаций, денежный рынок.

ЗАО " Фондовая биржа ММВБ" -- ведущая фондовая площадка, на которой ежедневно проводят торги по акциям около 170 российских эмитентов, включая " голубые фишки" -- ОАО " Газпром", ОАО " Лукойл", ОАО " Сургутнефтегаз", ОАО " Сбербанк России", РАО " ЕЭС России", ОАО " ГМК Норильский никель", ОАО " МТС", ОАО " Татнефть", ОАО " Новатэк" и др. -- с общей капитализацией более 500 млрд долларов.

Также более 210 российских компаний и банков торгуют здесь корпоративными облигациями. В последние годы -- это основной вид ценных бумаг, с помощью которого российские предприятия привлекают инвестиции для развития собственного производства.

ММВБ является общенациональной системой торговли государственными ценными бумагами (ГЦБ), объединяющей восемь основных региональных финансовых центров России. На ММВБ также происходит публичное размещение акций (IPO) компаний средней капитализации.

Сделки с ценными бумагами заключаются на основании поданных участниками торгов в систему торгов заявок на покупку/продажу ценных бумаг. При этом всем участникам торгов -- вне зависимости от их физического местонахождения -- обеспечиваются единые условия и возможности по заключению сделок с ценными бумагами.

В соответствии с правилами торгов, цены в заявках на покупку/продажу акций и инвестиционных паев указываются в российских рублях. Цены в заявках на покупку/продажу облигаций указываются в процентах от номинальной стоимости.

Технический доступ к совершению операций на ФБ ММВБ может осуществляться через удаленный доступ к системе торгов, через сеть Интернет, посредством аренды удаленного рабочего места в сторонней организации.

Допуск ценных бумаг к торгам на ФБ ММВБ производится в процессе их первичного размещения и вторичного обращения. Вторичное обращение ценных бумаг возможно как с включением в котировальные списки ФБ ММВБ (листинг ценных бумаг), так и без него. Условием включения ценных бумаг в листинг является их соответствие определенным требованиям, таким как: финансовые показатели и структура акционеров эмитента, уровень ликвидности ценных бумаг, объем эмиссии, качество раскрытия информации и т. д. Ценные бумаги, торгующиеся на вторичном рынке ФБ ММВБ, прошедшие процедуру листинга и допущенные к обращению на бирже, делятся на следующие сектора:

-- котировальный список " А" первого уровня;

-- котировальный список " Б" второго уровня;

-- котировальный список " В" -- для акций, предлагающихся для публичного размещения (IPO) впервые;

-- внесписочный сектор (ценные бумаги, которые могут быть объектом сделок, совершаемых на ФБ ММВБ, без включения в котировальные списки).

Система учета прав на ценные бумаги реализуется через регистраторы и депозитарии.

Уастниками рынка ценных бумаг являются также несколько саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация " Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР) была учреждена в ноябре 1995 года компаниями -- профессиональными участниками фондового рынка из различных регионов России.

Основными цели, которые ставит перед собой НАУФОР, таковы:

* обеспечение условий для профессиональной деятельности участников фондового рынка России;

* установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами;

* защита интересов инвесторов;

* разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов Ассоциации и иных участников рынка ценных бумаг.

Сегодня НАУФОР объединяет порядка 600 компаний, расположенных по всей России. Филиалы и представительства Ассоциации успешно действуют в 15 крупных городах России.

Саморегулируемая организация " Национальная фондовая ассоциация" (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года. В 2000 году НФА получила лицензию ФКЦБ России как саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг по брокерской, дилерской деятельности, доверительному управлению и депозитарной деятельности.

Сегодня в состав ассоциации входят более 230 кредитных организаций и инвестиционных компаний -- профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов всех 7 федеральных округов России; их деятельность охватывает более 60% российского рынка ценных бумаг.

Важнейшие этапы деятельности НФА:

* развитие рынка государственных ценных бумаг, рынка облигаций Банка России и операций РЕПО с государственными ценными бумагами;

* развитие рынка корпоративных облигаций и еврооблигаций;

* обеспечение полноценной профессиональной деятельности на российском фондовом рынке -- брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой, финансового консультанта -- для кредитных организаций и инвестиционных компаний.

Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР) была основана в 1996 году.

Целью создания Ассоциации является:

* обеспечение соблюдения профессиональной этики на вексельном рынке;

* установление правил и стандартов проведения операций с векселями, способствующих наиболее эффективной деятельности на вексельном рынке, контроль за их соблюдением;

* защита прав членов Ассоциации;

* координация деятельности членов Ассоциации, способствующая созданию и развитию национального вексельного рынка.

В настоящее время АУВЕР объединяет 124 организации. Среди них: четыре биржи, девяносто восемь банков, шесть финансово-инвестиционные компаний, шестнадцать предприятий Российской Федерации. 

7. Государственные ценные бумаги субъектов РФ: история, количественная и качественная характеристика рынка

В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

Государственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

- ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

- ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России -- РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

- облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

- облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

- облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

- облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

- золотые сертификаты;

Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.

1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.

8. Рынок муниципальных ценных бумаг в России: история, количественная и качественная характеристика

Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.

По целям привлечения средств муниципальные займы можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выше целей.

Инвестиционные займы предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.

Примером социального займа является жилищный заем. Облигации ведомств жилищного строительства выпускаются для финансирования строительства домов с низкой квартирной платой. Выплаты по ним, если пользоваться опытом развитых стран, гарантирует государственное ведомство жилищного строительства, что делает эти облигации бумагами высокого класса -- наравне с государственными.

Надежность и ликвидность муниципальных облигаций позволяет сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реалъное производство.

Большую группу муниципальных облигаций составляют так называемые облигации по общим обязательствам. Обеспечением этих бумаг служат все налоговые поступления, находящиеся в распоряжении организации или территориальной администрации, выпустившей их. А так как местные органы власти имеют право в случае крайней необходимости увеличить поимущественный налог для сбора средств в счет погашения долга, такой вид облигаций считается надежным помещением капитала.

В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них -- эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать