Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития
p align="left">Заинтересованными в заключении сделки считаются лица:

-- контролирующие не менее 20 % голосующих акций общества;

-- являющиеся стороной (или посредником) в такой сделке;

-- владеющие не менее 20 % голосующих акций общества, являющегося противоположной стороной сделки;

-- занимающие должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки (ст. 81).

Решение о заключении обществом сделки, в совершении которой есть заинтересованность, принимается общим собранием, если сумма сделки превышает 2 % активов общества (ст. 82).

Заинтересованное лицо несет ответственность перед обществом в размере причиненных им убытков (ст. 84).

В последующих главах Федерального закона “Об акционерных обществах” изложен порядок контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества (гл. XII), регламентируется порядок ведения учета и отчетности общества (гл. XIII) и определяется процедура введения в действие данного Федерального закона (гл. XIV).

2.2.2 Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"

Одним из документов, в течение длительного времени регулировавшим функционирование российского фондового рынка, было Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. Его заменил Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый Государственной Думой 20 марта 1996 г. и опубликованный в “Российской газете” 25 апреля 1996 г. (официальная дата введения Закона в действие).

Развивая общие положения, сформулированные в ГК РФ, Федеральные законы “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг” совместно с Федеральным законом “О налоге на операции с ценными бумагами” в новой редакции создали надежную правовую базу для развития российского фондового рынка. Отметим некоторые особенности Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.

Профессиональные участники фондового рынка. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Сопоставляя виды профессиональной деятельности, ранее разрешенные на рынке ценных бумаг Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (далее -- Положение), и теми, которые разрешает новый Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” (далее -- Закон), можно отметить следующее.

В Законе по сравнению с Положением существенно расширен перечень видов профессиональной деятельности, разрешенных на российском рынке ценных бумаг. Он включает следующие виды деятельности (разд. II, гл. 2):

брокерскую (ст. 3),

по управлению ценными бумагами (ст. 5),

дилерскую (ст. 4),

по определению взаимных обязательств (ст. 6),

депозитарную (ст. 7),

по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8),

по организации торговли на фондовом рынке (ст. 9).

Такое расширение видов деятельности явилось неизбежным результатом развития фондового рынка в России. Представление о том, как должен функционировать российский рынок ценных бумаг, и те задачи, которые возникли перед ним в процессе его становления и развития, потребовали существенного пересмотра и дополнения основополагающих принципов построения фондового рынка.

Например, понятие “депозитарий” в Положении встречается только в одной фразе из ст. 33: “Ценные бумаги могут доверяться их владельцам на хранение в специализированных учреждениях (депозитариях) на правах общей долевой собственности”. Ведение реестра акционеров упоминалось в Положении об акционерных обществах в двух фразах, в которых говорилось, что “каждое общество ведет реестр акционеров” (ст. 50) и что “общество может поручить регистрацию акционеров банкам и другим специализированным организациям” (ст. 51). Естественно, что только по вопросам ведения реестров акционеров и учета движения права собственности на ценные бумаги появились следующие регламентирующие документы:

1. Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению прав акционеров” № 1769 от 27 октября 1993 г.;

2. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров” № 784 от 31 июля 1995 г.;

3. Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 859-р от 20 апреля 1994 г.;

4. Положение о реестре акционеров акционерного общества, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом № 840-р от 18 апреля 1994 г.;

5. Временное положение о депозитарных операциях банков в Российской Федерации, утвержденное письмом Банка России № 167 от 10 мая 1995 г.;

6. Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, введенное в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ №.3 от 12 июля 1995 г.;

7. Временный порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, введенный в действие постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ № 6 от 30 августа 1995 г.

Единственным видом профессиональной деятельности, который ранее был разрешен Положением и который практически без существенных изменений нашел отражение в Законе, является брокерская деятельность (ст. 3 Закона и ст. 15 Положения). В Положении допускался также такой вид профессиональной деятельности, как деятельность в качестве инвестиционной компании (ст. 15). В Законе этот вид профессиональной деятельности в явном виде отсутствует (разд. II, гл. 2, ст. 3--9). Однако Закон разрешает дилерскую деятельность (ст. 4), которая частично совпадает с деятельностью инвестиционной компании (ст. 18 Положения).

Примечательно, что в Законе отсутствуют такие виды профессиональной деятельности, разрешенные ранее (ст. 15, 17 и 19 Положения), как деятельность в качестве:

-- инвестиционного консультанта;

-- инвестиционного фонда.

Напомним, что деятельность в качестве инвестиционного консультанта определялась в Положении как “оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг” (ст. 17), а деятельность в качестве инвестиционного фонда -- как “выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады.” (ст. 19). Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.

Ранее в Положении был введен ряд ограничений на совмещение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

-- деятельность инвестиционного фонда являлась исключительным видом деятельности на фондовом рынке (ст. 19);

-- объединение деятельности в качестве инвестиционной компании и финансового брокера допускалось при условии, что инвестиционная компания осуществляла деятельность в качестве финансового брокера только через фондовые -биржи (ст. 21);

-- деятельность в качестве фондовой биржи являлась исключительным видом деятельности (ст. 55).

Закон совершенно по-новому подходит к вопросу ограничений на совмещение видов деятельности на фондовом рынке (разд. II, гл. 2). Так, совмещение деятельности финансового брокера и финансового дилера в Законе разрешено без ограничений (ст. 3). Но сделана оговорка, что “сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера” (ст. 3, абз. 5).

Согласно Закону деятельность в качестве фондовой биржи не может совмещаться ни с какими другими видами деятельности, “за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11). Это весьма существенная и важная для фондовых бирж возможность расширения спектра услуг своим членам.

Закон явным образом и совершенно недвусмысленно запрещает совмещение деятельности по ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10).

В Законе не запрещено совмещение деятельности организации торговли на рынке ценных бумаг (за исключением фондовых бирж) с другими видами профессиональной деятельности на фондовом рынке (ст. 9 и 10). Отсюда следует, что организация, обеспечивающая функционирование внебиржевой фондовой торговой площадки, имеет возможность выступать на этой площадке в качестве брокера, дилера, вести счета депо участников торговли, проводить клиринг между ними и т.д. и т. п. со всеми вытекающими для остальных участников этой торговой площадки последствиями. Возможно, оставленное Законом за ФКЦБ право ограничивать совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами (ст. 10, абз. 2) позволит избежать серьезных злоупотреблений со стороны организаторов торговли в этом вопросе.

Исключительность деятельности на фондовом рынке

В Положении деятельность на российском рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного института, т. е. профессионального участника рынка ценных бумаг, была объявлена исключительной (ст. 14).

В Законе требование об исключительности такого рода деятельности отсутствует. Ограничение существует только для:

--- реестродержателей, у которых “деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (ст. 10);

-- фондовых бирж, которые не имеют право совмещать деятельность “по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11).

Фондовая биржа

Исключительно важным было появление Федерального кона “О рынке ценных бумаг” для фондовых бирж. Рассмотрим те особенности, которые новый Закон внес в понятие “фондовая биржа”, ее организационно-правовую форму и правила работы.

Главная особенность Закона состоит в том, что достигнута определенность и непротиворечивость в организационно-правовой форме фондовых бирж. Раньше, согласно российского законодательству, биржи являлись некоммерческими организациями, не преследовавшими в своей деятельности получен прибыли (ст. 55 Положения). Однако в организационно-правовом плане они были акционерными обществами (ст. 55 Положения), которые, согласно ГК РФ и Федеральному закону “Об акционерных обществах”, являются коммерческими организациями, т. е. организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. ст. 50 гл. 4, а также п. 1 и 3 ст. 66 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Следует отметить, что среди понятий и определений, используемых Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не фигурируют биржи.

Указанное противоречие было снято появлением Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором дано определение фондовой биржи как организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 11, абз. 1), созданного в форме некоммерческого партнерства (ст. 11, абз. 2). Некоммерческим партнером, согласно ст. 2 и 8 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, признается основанная на членстве не коммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных; благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

В Законе осталось требование о том, что членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отметим, что согласно новому Закону отсутствует понятие акционера биржи (биржа теперь не акционерное общество), таким образом, остается только понятие члена биржи. Поэтому если раньше какая-либо организация, не являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, могла оставаться акционером биржи не будучи ее членом, то теперь членами некоммерческой организации под названием “биржа” могут быть только профессиональные участники рынка.

Отметим, что ранее в Положении (ст. 61) разрешалось членство на бирже государственных исполнительных органов, в основные задачи которых входило осуществление операций с ценными бумагами. В Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” это положение отсутствует.

Законом подтверждено обязательное требование о равноправном положении всех членов биржи (ст. 12). Неравноправное положение членов на фондовой бирже, временное членство, а также сдача брокерских мест в аренду и их передача в залог не членам фондовой биржи (фондового отдела) не допускаются. Ранее в Положении содержалось аналогичное требование. Однако когда биржа была акционерным обществом, выполнение его было сопряжено с определенными сложностями, так как какой-либо акционер приобретал привилегированное положение по отношению к другим членам биржи, имевшим меньшее количество акций.

Весьма важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ).

Вступивший в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт развития российского фондового рынка.

2.2.3 Федеральный закон “О налоге на операции с ценными

бумагами”

Федеральный закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. (с изменениями -- № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами, регламентирующими работу фондового рынка.

С развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной.

Законодательное закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7 ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами. Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в “Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента опубликования.

В новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии (ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот Закон стал работающим.

В старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой -- отследить выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах.

Рассмотренные выше законы составляют правовую основу функционирования российского фондового рынка. Кроме того, при решении вопросов функционирования фондового рынка следует использовать и другие законы и подзаконные акты, к которым относятся:

-- указы Президента РФ, регламентирующие работу российского фондового рынка;

-- постановления Правительства РФ.

Отдельные специфические вопросы функционирования тех или иных сторон фондового рынка регламентируются ведомственными документами: письмами, приказами, распоряжениями и т. п. Право регламентировать работу фондового рынка имеют:

-- Центральный банк РФ;

-- Министерство финансов РФ;

-- ФКЦБ при Президенте РФ;

-- Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;

-- Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другие организации.

Среди прочих документов, регламентирующих функционирование российского фондового рынка, следует отметить внутренние, регламентирующие работу фондовых бирж и торговых площадок. Особенно это относится к внутренним документам ММВБ -- крупнейшей торговой площадки, на которой обращаются государственные долговые обязательства.

Требования этих и других документов по конкретным вопросам функционирования фондового рынка будут рассмотрены нами в последующих главах и особенно в комментариях к решению большого количества задач, приведенных в конце каждой главы.

3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА (РЫНА АКЦИЙ) В РОССИИ

3.1 Сделки с акциями за рубежом

Таблица 3.1 - Объемы сделок с акциями за рубежом

Период

Сделки российских инвесторов с американскими акциями, млрд долл.

Сделки американских инвесторов с российскими акциями, млрд долл.

Соотношение совокупных оборотов по сделкам, %

покупка у американских инвесторов

продажа г американским инвесторам

совокупный оборот по сделкам

покупка у российских инвесторов

продажа российским инвесторам

совокупный оборот по сделкам

1995г.

63

60

123

27

-

27

456

1996г.

124

188

312

293

101

394

79

1997г.

559

221

780

1534

920

2454

32

1998г.

257

215

472

1050

827

1877

25

1999г.

328

315

643

651

570

1221

53

1 кв. 2000 г.

246

221

467

170

53

223

209

Итого

1577

1220

2797

3725

2471

6196

45

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать