Рынок ценных бумаг в России, его особенности
p align="left">Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возвращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

2.3 Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России. Деятельность профессиональных участников сертифицируется тремя видами лицензий:

лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;

лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра,

лицензией фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируется на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензий, если будет доказано, что путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решения о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

3. Виды ценных бумаг на Российском рынке

3.1 Государственные ценные бумаги

В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

Государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

По срокам погашения займов Российский рынок имеет следующую классификацию: краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 года до 3-4 лет, долгосрочные - от 4 лет.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

золотые сертификаты;

векселя Министерства финансов выпуска 1995-1997 гг. в компенсацию коммерческим банкам просроченной задолженности со стороны предприятий и организаций агропромышленного сектора, а также предприятий, обеспечивающих завоз продуктов в районы Крайнего Севера.

Наибольшее распространение среди российских государственных ценных бумаг получили ГКО, которые являлись важным не инфляционным источником покрытия дефицита государственного бюджета.

Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являлись постановления Правительства РФ и приказы Центрального банка РФ.

Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Размещение их происходило с дисконтом от номинальной цены. Купонов ГКО не имели. Их выпуск производился в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Минфине РФ и ЦБ РФ.

Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.

1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

Поддержание технологической части рынка - торговой, расчетной и депозитарной - осуществлялось организациями, являющимися техническими посредниками - Российской торговой системой, Расчетной палатой при РТС, Депозитарно-клиринговым центром.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.

Условия выпуска и обращения облигаций федерального займа с переменным купоном были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Согласно этому документу эмитентом ОФЗ-ПК от имени Правительства РФ выступал Минфин России.

Владельцами облигаций федеральных займов могли быть юридические и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами России.

В обращении в настоящее время находятся ОФЗ-ПК с годичным и двухгодичным сроками обращения. Номинальная стоимость ОФЗ-ПК - 1 млн руб. (в ценах 1997 г.). Минфин России по согласованию с ЦБ РФ установил для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПК объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения и даты выплаты купонного дохода.

Доход по ОФЗ-ПК в общем случае должен складываться из трех основных составляющих, определяющихся на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям:

дисконта (разницы между номинальной стоимостью и ценой размещения), с которым ОФЗ-ПК могут размещаться на аукционе;

купонного дохода, который согласно условиям эмиссии должен выплачиваться по каждому выпуску ОФЗ-ПК примерно один раз в квартал (размер купонного дохода не является постоянным, а определяется и устанавливается поквартально как средневзвешенная доходность к погашению выпусков ГКО на вторичных торгах). Кроме того, при досрочной реализации ОФЗ-ПК владельцу должен был выплачиваться накопленный к этому моменту купонный доход;

колебания цен на вторичном рынке (в случае продажи ОФЗ-ПК до наступления срока погашения).

Механизм ГКО-ОФЗ в том виде, в каком он существовал в России во второй половине 90-х гг., работал более или менее эффективно лишь при обязательном сочетании двух условий. Во-первых, приток новых средств на рынок должен был превышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в бюджетных целях. Во-вторых, средства от погашения хотя бы частично должны были вкладываться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. В противном случае вся эта система превращается в обузу для государства: вместо источника бюджетных средств появляются дополнительные расходы по погашению обязательств, а в отношении нерезидентов требуются еще и валютные затраты для перевода их средств за границу.

Сейчас рынок ГКО фактически разрушен. Разрушение рынка ГКО-ОФЗ грозит потерей очень важного элемента финансового устройства, используемого всеми цивилизованными странами мира, а именно системы государственного кредита. В результате даже при бездефицитном бюджете может возникнуть очень серьезная проблема покрытия кассовых разрывов, тем более что ситуация, касающаяся сбора налогов, далека от совершенства.

Говоря о реструктуризации долга по ГКО-ОФЗ, следует отметить, что суть и основная привлекательность этих ценных бумаг - в их высокой ликвидности. Их обмен, согласно предлагаемым правилам реструктуризации, на малоликвидные бумаги с дальними сроками погашения вдвойне ущемляет интересы держателей. Во-первых, им не возвращают деньги к тому моменту, который заранее и безусловно был закреплен в обязательства и на который они рассчитывали. Во-вторых, существует реальная опасность, что за длительный период отсрочки погашения новые бумаги существенно обесценятся.

Рынок ОГСЗ - самый молодой сектор на рынке государственных облигаций в России. Целью их выпуска было привлечение средств населения для финансирования государственного долга. Поэтому данным ценным бумагам придавались такие инвестиционные характеристики, которые позволили бы им стать привлекательными в глазах индивидуальных инвесторов, при этом условия их обращения максимально удобны для населения. Для этого ОГСЗ были выпущены в бумажной (наличной) форме с номиналом, сопоставимым даже с незначительными сбережениями, - 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. в ценах 1997 г. (из рыночных государственных ценных бумаг они самые низкономинальные), сроком на один год с четырьмя купонами. Передача прав по этим бумагам осуществлялась путем простого вручения, а получить ежеквартально причитающиеся купонные выплаты можно было в любом отделении Сбербанка России.

Однако эти бумаги оказались настолько привлекательны для институциональных инвесторов, что основными операторами в данном секторе фондового рынка стали коммерческие банки, а преобладающей сферой торговли - внебиржевой межбанковский рынок. Это объясняется рядом причин:

рынок ОГСЗ в меньшей степени регулируется, чем остальные секторы торговли государственными облигациями, и операторы на нем имеют более широкие возможности в проведении спекулятивных операций;

при оплате облигаций наличными средствами юридические лица могут и не заключать договор и минимизировать формальности по оформлению сделки;

данные облигации очень удобны при использовании в качестве залога.

ОВВЗ были выпущены в 1993 и 1996 гг. для оформления задолженности владельцам «замороженных» счетов во Внешэкономбанке. Рынок ОВВЗ в настоящее время является вторым по объему после рынка ГКО-ОФЗ. Нормативным документом, регулирующим выпуск и обращение ОВВЗ, является постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного займа». ОВВЗ выпущены в документарной форме. Номинал выражен в долларах США (1000, 10 000 и 100 000 долл. США) со сроком погашения в зависимости от выпуска до 2011 г.

Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций. По ОВВЗ ежегодно 14 мая выплачивается купонный доход в долларах США в размере 3% годовых к номиналу.

ОВВЗ являются валютными ценностями, могут обращаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства без специальных разрешений Банка России.

Денежные обязательства, возникшие в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте.

При приобретении ОВВЗ на вторичном рынке в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, если покупка-продажа валютных облигаций производится через какое-то количество дней со дня начала купонного периода.

3.2 Муниципальные ценные бумаги

Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.

По целям привлечения средств муниципальные займы можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выше целей.

Инвестиционные займы предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.

Примером социального займа является жилищный заем. Облигации ведомств жилищного строительства выпускаются для финансирования строительства домов с низкой квартирной платой. Выплаты по ним, если пользоваться опытом развитых стран, гарантирует государственное ведомство жилищного строительства, что делает эти облигации бумагами высокого класса - наравне с государственными.

Надежность и ликвидность муниципальных облигаций позволяет сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реальное производство.

Большую группу муниципальных облигаций составляют так называемые облигации по общим обязательствам. Обеспечением этих бумаг служат все налоговые поступления, находящиеся в распоряжении организации или территориальной администрации, выпустившей их. А так как местные органы власти имеют право в случае крайней необходимости увеличить поимущественный налог для сбора средств в счет погашения долга, такой вид облигаций считается надежным помещением капитала.

В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них - эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.

Несмотря на настороженное отношение инвесторов к муниципальным облигациям, связанное с риском их непогашения в условиях финансового кризиса в России, эмиссия этих бумаг по-прежнему является одним из путей привлечения регионами финансовых ресурсов. В этой связи региональные эмитенты сталкиваются с рядом проблем и трудностей.

Одной из наиболее сложных проблем является выбор способа размещения муниципальных облигаций. Существуют два основных подхода к решению задачи размещения субфедеральных и муниципальных облигаций: посредством андеррайтинга (покупки ценных бумаг нового выпуска инвестиционной компанией у компании-эмитента с целью их последующей перепродажи) с последующим обращением на вторичном внебиржевом или региональном биржевом рынке или посредством первичного размещения в форме аукциона и последующим биржевым обращением.

Если у региона отсутствует репутация надежного заемщика, что характерно для большинства регионов России, то размещаемые по схеме андеррайтинга ценные бумаги изначально не являются высоколиквидными. Низкая ликвидность, кроме того, объясняется недостатком информации о финансовом состоянии эмитента, отсутствием рекламы в средствах массовой информации и в среде потенциальных участников рынка, отсутствием у большинства региональных администраций опыта по обслуживанию долговых инструментов.

Размещение облигаций по схеме андеррайтинга хотя и гарантирует определенные объемы размещения, но не создает предпосылок для дальнейшего развития рынка и повышения ликвидности бумаг, поскольку такие бумаги ассоциируются у инвестора с высокорисковым долгосрочным вложением.

Схема размещения через андеррайтинг целесообразна, если бумага (заемщик) уже известна на рынке (т.е. не на стадии первых траншей внутренней эмиссионной программы). В противном случае выкуп андеррайтером части или всего объема выпуска по ценам, зафиксированным на момент подписания сторонами соответствующего договора, может привести к несоблюдению интересов эмитента и завышению стоимости заимствований. Кроме того, в нынешней российской рыночной ситуации андеррайтинг снижает в глазах потенциальных инвесторов рейтинг бумаги, позволяя предположить несоответствие уровня долговых обязательств эмитента требованиям крупных бирж.

Биржевое размещение позволяет максимально приблизить доходность размещаемых бумаг к текущей доходности аналогичных финансовых инструментов и, следовательно, максимально снизить стоимость заимствования для эмитента.

Аукцион дает возможность охватить максимальное число участников. В свою очередь, предпродажная подготовка бумаг, т.е. работа, проводимая генеральным агентом среди участников, позволяет еще до аукциона прогнозировать реальный объем размещения и вероятную цену.

Система биржевых аукционов облегчает приобретение ценных бумаг инвесторами, позволяет учесть взаимные интересы эмитента и участников рынка, выявляет реальную степень привлекательности размещаемой ценной бумаги.

Максимальный объем заимствований на внутреннем рынке в 1998 г. намечалось осуществить в форме размещения ГКО, ОФЗ, и облигаций нерыночных займов с различными купонами и сроками погашения. 17 августа 1998 г. Правительство РФ и Банк России выступили с совместным заявлением, в соответствии с которым погашение государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. включительно, должно было осуществляться путем переоформления их в новые ценные бумаги. В отношении упомянутых государственных ценных бумаг для юридических лиц осуществляется досрочный выкуп с реинвестированием полученных денежных средств от их погашения в равных долях во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги; в отношении физических лиц принято решение погасить имеющиеся у них государственные облигации.

4. Внебиржевой рынок ценных бумаг в РФ

В России ситуация отличается от мировой: биржевой рынок корпоративных бумаг не получил должного развития, а центром торговли корпоративными ценными бумагами стал организованный внебиржевой рынок ценных бумаг - Российская торговая система.

Некоммерческое партнерство Российская торговая система (РТС), являющееся сегодня крупнейшим внебиржевым организатором торговли на рынке ценных бумаг России, было создано в июле 1995 г. Большую роль при создании РТС сыграли иностранные инвесторы и их российские партнеры, заинтересованные в формировании в России организованного фондового рынка, как биржевого, так и внебиржевого.

РТС технически представляет собой компьютерную сеть, через которую осуществляется связь между пользователями и центральным компьютером, обслуживающим пользователей.

При отборе акций для регулярных торгов в РТС учитывается относительная стабильность положения компании-эмитента на рынке, а также отсутствие ограничений на покупку и продажу этих акций внешними инвесторами, т.е. присутствуют определенные требования к листингу.

Для того чтобы стать участником внебиржевого рынка России (вступить в систему РТС), необходимо также оплатить вступительный взнос, регулярно вносить членские взносы и заключить договор с Техническим центром РТС. Только после этого можно пользоваться услугами системы на платной основе. Членам РТС для операций купли-продажи ценных бумаг доступны две системы, в которых осуществляется торговля ценными бумагами:

РТС-1, где обращаются высоколиквидные ценные бумаги, ценные бумаги, которые имеют стабильную положительную репутацию у инвесторов и давно присутствуют на рынке;

РТС-2, созданная для торговли ценными бумагами с ограниченной ликвидностью, в основном это акции предприятий местного значения, вновь приватизированных предприятий, либо акции, которые по каким-либо причинам ранее низко оценивались на фондовом рынке.

Существует два режима доступа к системе: просмотр и торговля. В первом случае можно только наблюдать процесс торгов, а во втором - еще и участвовать в нем.

К торговле в РТС допускаются ценные бумаги только российских эмитентов. Инициатором допуска может быть либо участник торговли в системе, либо эмитент заявляемой бумаги. Все новые ценные бумаги сначала поступают в РТС-2, которая предназначена для торговли среднеликвидными и низколиквидными ценными бумагами. Если среднесуточный оборот по какой-либо ценной бумаге достигает 100 тыс. долл., то такая акция переводится в РТС-1.

Торговля ценными бумагами в РТС осуществляется на основе котировок - предложений на покупку или продажу. Котировки содержат наименование эмитента, цену за одну акцию, количество акций, валюту расчета, число дней, необходимых для перерегистрации права собственности на предложенную бумагу, и иные сведения, установленные Торговым комитетом РТС. Котировки в течение всей сессии являются твердыми, т.е. сопряжены с обязательствами объявивших их участников заключить сделки в порядке и на условиях, указанных в заявках. Котировки могут быть двусторонними или односторонними. Двусторонняя котировка означает, что объявляется отдельно цена покупки и цена продажи ценных бумаг. Односторонняя котировка предполагает покупку или продажу бумаги по единой цене.

В настоящее время в РТС происходят серьезные изменения, одним из которых является запуск Системы анонимной торговли (СиАТ), но она пока не пользуется большой популярностью. Среди причин можно выделить общее состояние фондового рынка России после кризиса осени 1998 г., выразившегося в снижении его активности. Сегодня к СиАТ подключено лишь около 20 компаний и сделки совершаются в этой системе довольно редко.

В настоящее время в системе РТС участвуют в торговле достаточно большие пакеты ценных бумаг. Сейчас стоимость стандартного лота составляет примерно 30-50 тыс. долл. Предполагалось, что в СиАТ будут торговаться еще более крупные лоты, минимальный размер которых будет 500 тыс. долл., но теперешнее состояния рынка заставило снизить планку до 150 тыс. долл.

СиАТ - это торговая система, где каждый участник сам контролирует рынки совершения сделок с другими ее участниками, выставляя лимиты. Лимиты выставляются не по каждой бумаге, а на суммарный объем торговли за день. Существует лимит на покупку и лимит на продажу. Фиксация сделок проводится в электронном виде, без каких-либо переговоров. Информация о партнерах становится известной только после того, как фиксируется сделка и заканчивается торговый день.

Важной проблемой является риск при торговле в обычной РТС и в системе анонимной торговли. И в РТС, и в СиАТ риск контрагента контролируется, но разными способами. В основной системе РТС риск контролируется тем, что можно непосредственно наблюдать контрагента и решать, стоит иметь с ним дело или нет. А в системе анонимной торговли нужно просто назвать цифру - лимит на каждого из участников анонимных торгов по покупке или продаже ценных бумаг. Лимиты фиксируются с утра и менять их в течение торговой сессии нельзя, что позволяет сделать вывод о том, что эта система менее рисковая (риск фиксирован на день), но зато менее гибкая, не предназначенная для оперативной работы на рынке.

Следующее изменение, происходящее сейчас в РТС, связано с тем, что все расчеты по обороту участников РТС переводятся в Депозиторно-клиринговую компанию (ДКК).

ДКК была выбрана РТС как расчетный депозитарий по сделкам, так как существует правило: участники рынка РТС должны рассчитываться по сделкам в одном месте. Расчеты по осуществленным сделкам состоят из двух основных частей: покупатель ценных бумаг должен внести деньги, а продавец - передать ценные бумаги в том или ином виде. Эти операции осуществляются в единственном месте - в центре поставки платежей. Три указанных фактора, составляющие систему расчетов (внесение денег, предоставление ценных бумаг и место расчета), могут как совпадать друг с другом, так и нет. Местом расчетов выбирается ДКК, потому что она обладает большим авторитетом и опытом проведения расчетных операций на фондовом рынке. Кроме того, функционирование ДКК не подпадает ни под какие нормативные акты о запрещении совмещения деятельности. ДКК имеет большой опыт работы с участниками внебиржевого рынка ценных бумаг, в частности с реестродержателями и трансфер-агентами. Брокеры - члены РТС хорошо знакомы с деятельностью ДКК по услугам перерегистрации акций в отдельных реестрах. Таким образом, сотрудничество с ДКК ддя РТС - это упрощение порядка расчета по бумагам, их стандартизация.

Важными направлениями эмиссионной деятельности Правительства России на внешнем рынке является выпуск еврооблигаций и обмен ГКО на эти финансовые инструменты. В октябре 1996 г. Правительство России разместило свои первые в постсоветский период еврооблигации, открыв дорогу на мировой рынок субъектам Федерации и корпоративным эмитентам.

Помимо этого произведен обмен ГКО на еврооблигации в сумме 6,4 млрд долл. США. Это позволило реструктурировать бюджетную задолженность в пользу ценных бумаг с более длительным сроком погашения и меньшими процентными выплатами по сравнению с ГКО. Заинтересованность зарубежных инвесторов в таких займах объясняется тем, что процентные ставки по аналогичным займам западных эмитентов примерно в 1,5 раза ниже. Так, облигации Российской Федерации, размещенные на мировом финансовом рынке в 1996-1997 гг., были выпущены с купоном от 9 до 10% годовых.

В роли эмитентов еврооблигаций с 1997 г. стали выступать также российские субъекты Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область. Также в 1997 г. осуществили еврозаймы наиболее крупные российские коммерческие банки. По данным на конец 1997 г., еврооблигации выпустили Альфа-банк (175 млн. долл. США), банк «Российский кредит» (200 млн. долл. США), СБС-Агро (250 млн. долл. США), ОНЭКСИМбанк (250 млн. долл. США) и др.

Среди промышленных предприятий еврооблигации были выпущены АО «Татнефть», «МОСЭНЕРГО», «Сибнефть», НК «ЛУКойл». Средний объем займа составил около 200 млн. долл. США, большая часть облигаций была выпущена на срок 3-5 лет.

Выход на мировой рынок связан с немалыми трудностями для российских эмитентов, но осуществляется по следующим причинам:

зарубежный фондовый рынок позволяет эмитентам привлечь гораздо больше средств, чем российский. Лишь в странах ЕС ежедневные сделки с еврооблигациями составляют сотни миллиардов долларов, средний объем займа одного эмитента колеблется от 100 до 300 млн долл. США;

рынок еврооблигаций позволяет осуществлять заимствования на длительный срок (минимальный срок займа - три года). Процент по еврозаймам значительно ниже ставки рефинансирования в РФ.

Издержки эмитента по размещению еврооблигаций включают:

расходы на аудит по международным стандартам;

привлечение юридической компании-консультанта с мировым именем;

привлечение инвестиционного банка, который будет организовывать размещение облигаций;

получение кредитного рейтинга путем обращения в одно из крупнейших рейтинговых агентств и др.

До кризиса августа 1998 г. российские облигации, как государственные, так и корпоративные, имели рейтинг ВВ (по оценке агентства «Standart & Poors») - умеренно рискованные. После известных потрясений они стали входить в группу В (опасные для инвестирования).

В феврале 1999 г. это же агентство присвоило российским банкам Альфа-банк, СБС-Агро, ОНЭКСИМбанк и «Российский кредит» рейтинг SD (выборочный дефолт, после того как ОНЭКСИМбанк отказался выплатить 12,4 млн долл. США по полугодовому купону в размере 9,875% годовых).

Это существенно изменило планы отечественных предприятий по эмиссии еврооблигаций. Среди региональных эмитентов отказались от второго выпуска еврооблигаций Москва, Татарстан, Красноярский край; из корпоративных эмитентов - РАО «Ростелеком», Промстройбанк Санкт - Петербурга и др.

Заключение

Подводя итоги можно сделать ряд выводов.

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев) и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Существует два основных рынка ценных бумаг: первичный (размещение ценных бумаг - непосредственная их продажа сразу после эмиссии) и вторичный рынок, на котором обращаются ранее выпущенные бумаги. Вторичный рынок представлен биржевым, внебиржевым рынками, которые в настоящее время дополняются различными системами электронных торгов. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время взаимно дополняют друг друга.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в целью регистрации участников рынка, обеспечения гласности и поддержание правопорядка в отрасли. В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

Наиболее распространенным видом государственных ценных бумаг являются государственные облигации. Государственная облигация - ценная бумага, удостоверяющая факт временной передачи денежных средств владельцем облигации эмитенту (государству, государственному учреждению). Владелец облигации имеет право на получение установленных процентов в течение определенного срока и возврат первоначальной суммы в конце этого срока.

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

За время существования российского рынка на нем обращались следующие виды государственных федеральных ценных бумаг: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ); облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) и др.

Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования.

В настоящее время в России существует определенное количество законодательных актов, которые регулируют фондовый рынок, но их явно недостаточно. Такая ситуация во многом генерируется динамичным развитием данного рынка и отставанием от него законодательной деятельности. Наряду с этим можно отметить такой негативный момент, как недостаточная правовая защищенность граждан при совершении ими различных операций на рынке ценных бумаг. Это особенно актуально в связи с тем, что население обладает значительными ресурсами, необходимыми для эффективного осуществления инвестиционных процессов в реальной экономике России.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать