3. Запрос у эмитента базового комплекта документов и информации.
4. Предоставление эмитентом базового комплекта документов (рейтинговой книги).
5. Проведение предварительного исследования эмитента.
6. Подготовка встречи с руководством эмитента. Дополнительный перечень тем для обсуждения.
7. Встреча аналитической группы с руководством эмитента.
8. Подготовка отчета аналитической группы для рейтингового комитета.
9. Рассмотрение результатов анализа на рейтинговом комитете и присвоение рейтинга.
10. Уведомление эмитента о рейтинге; согласование и определение статуса рейтинга.
11. Публикация рейтинга или инициализация процедуры апелляции.
12. Наблюдение за рейтингом. Организация и проведение ежегодной встречи с эмитентом.
При получении от эмитента запроса на присвоение рейтинга рейтинговое агентство формирует аналитическую группу, состоящую из аналитиков, обладающих знаниями в соответствующих областях бизнеса. В этой группе назначается ведущий аналитик, который руководит процессом и служит главным контактным лицом для эмитента.
Перед очной официальной встречей группа анализирует финансовую отчетность за предшествующие периоды, прогнозы финансовых показателей и денежных потоков, документацию по сделкам, юридические заключения и прочие данные, которые имеют отношение к предмету. При этом рейтинговое агентство не осуществляет дополнительной аудиторской проверки предоставляемой эмитентом информации.
Данные, запрашиваемые аналитической группой, охватывают:
* организационную структуру эмитента, включая отношения с дочерними компаниями;
* полномочия менеджеров и сотрудников в бизнес-процессах и принятии решений;
* информацию об опыте работы и стаже топ-менеджеров;
* финансовые отчеты за последние пять лет по МСФО (иногда при отсутствии таковых за более короткий срок) и решения, влияющие на оценку текущего финансового состояния компании и тенденций его развития;
* информацию о транзакциях с момента последних финансовых отчетов;
* планы и прогнозные данные на несколько ближайших лет;
* корпоративную стратегию развития и финансовую политику;
* данные о финансовых операциях, включая внебалансовую задолженность и залоговые обязательства;
* долю/позицию на рынке по сегментам и основных конкурентов;
* описание характера деятельности по основным направлениям и ключевым подразделениям.
Встреча аналитической группы с руководством эмитента проводится для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая финансовые и производственные планы, стратегию развития. Эта встреча дает эмитентам возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения о присвоении рейтинга.
После изучения всей необходимой информации и встречи с руководством эмитента аналитики составляют аналитический отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение к рейтингу, тщательно обсуждаются. После принятия решения комитетом эмитент уведомляется о присвоенном рейтинге.
Как правило, предусмотрена возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена комитетом. К тому же после того, как рейтинг присвоен и его значение сообщено эмитенту, он обычно имеет право со хранить рейтинг конфиденциальным, однако рейтинг будет отслеживаться и пересматриваться так же, как публичный рейтинг.
После присвоения рейтинга агентство постоянно контролирует все факторы, такие, как финансовые результаты, изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события, которые могут повлиять на рейтинг. Обычно рейтинг официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента. В то же время рейтинговое агентство на договорной основе регламентирует предоставление ему информации о существенных финансовых и производственных событиях или изменениях, которые могли бы повлиять на рейтинг. Рейтинговое агентство оставляет за собой право изменять рейтинг в любое время в течение цикла наблюдения.
5.4 Оценка России международными рейтинговыми агентствами
Международные рейтинговые агентства за последнее время не однократно повышали рейтинги России, что стало свидетельством определенных успехов в экономике и финансовом секторе страны.
Международное рейтинговое агентство Moody's в октябре 2003 г. повысило России потолок рейтингов долгосрочных депозитов в иностранной валюте до Bal и долговой рейтинг эмитента до ВааЗ, присвоив впервые в новейшей российской истории рейтинг инвестиционного уровня. Для всех рейтингов установлен стабильный прогноз.
Агентство объясняет повышение рейтингов активным экономическим ростом в России в течение нескольких лет, улучшением макро экономических показателей, впечатляющим положительным сальдо платежного баланса, серьезным улучшением положения с бюджетом. Отмечается также стабильность в политической сфере, предсказуемость политики и структурных преобразований.
Уровень российской задолженности значительно понизился, уязвимость в части внешних рисков упала в связи с ростом валютных резервов и резким уменьшением краткосрочных долгов. Некоторые долги были погашены досрочно, а также были сформированы объемы средств на погашение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 гг. Успешно пройден пик выплат по обязательствам в 2003г.
Тем не менее Moody's отметило высокий уровень расходов на обслуживание долгов, а также тот факт, что отношение расходов на обслуживание долгов к средствам федерального бюджета пока превышает аналогичный показатель до финансового кризиса 1998г. На меченные структурные реформы в таких областях, как банковский сектор, естественные монополии, ЖКХ, могут натолкнуться, по мнению агентства, на сопротивление, что уже случалось в российской истории, когда реформы сверху тормозились на местном уровне.
Рейтинговое агентство Standard & Poor's в течение 2002г. дважды повышало суверенные рейтинги России, причем в декабре 2002г. долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте был повышен сразу на два пункта, с ВВ- до ВВ+. Долгосрочный валютный рейтинг РФ был увеличен с ВВ- до ВВ. В январе 2004 г. агентство повысило указанные рейтинги еще на одну ступень, соответственно до ВВВ- и ВВ+. Таким образом, рейтинги заимствований в иностранной валюте на одну ступень ниже рейтинга инвестиционного уровня.
С точки зрения Standard & Poor's, повышение рейтингов отражает приверженность руководства страны проведению в течение ряда последних лет взвешенной политики, что обеспечило предсказуемость финансового состояния. Такой подход к управлению в бюджетной сфере, а также совершенствование системы управления долгом скорее всего исключат, по мнению агентства, возможность возврата к значительному дефициту в среднесрочной перспективе, даже в случае падения цен на нефть. Руководство Центрального банка РФ способствовало прогрессу в реализации реформы банковской системы. Достижение реального прогресса в совершенствовании банковской системы потребует времени. В то же время развитие производства, рост покупательной способности населения, реформа пенсионной системы, по мнению агентства, будут способствовать росту внутренних сбережений, что укрепит финансовую систему в целом.
Standard & Poor's полагает, что повышение долгосрочного рейтинга Российской Федерации в национальной валюте поддерживается значительными улучшениями налоговой системы. В последние годы Федеральное правительство повысило собираемость налогов, уменьшая при этом риск дефолта по рублевому долгу, сумма которого невелика. Хотя прогресс в области реформ движется значительно быстрее, чем ожидалось, они еще далеки от завершения. Судебная и административная реформы продолжаются, однако достигнутые успехи в повышении эффективности аппарата государственной и судебной системы пока невелики. Сохраняющиеся риски на начало 2004г. были все еще достаточными для того, чтобы оставить рейтинг России прежним - на одну ступень ниже инвестиционного уровня.
На предынвестиционном уровне находится также страновой рейтинг России по версии агентства Fitch Ratings, а именно: долгосрочный кредитный рейтинг находится на уровне ВВ+.
Динамика изменения суверенных рейтингов России показана на рис. 1.
Видно, что корреляция рейтингов различных агентств, несмотря на различия в методиках и целевых установок, достаточно высокая. Это свидетельствует о том, что агентства внимательно следят не только за развитием экономической и политической ситуации в Рос сии, но и за шагами конкурентов.
Присвоение России рейтинга инвестиционного уровня открывает возможность инвестировать в Россию целому ряду партнеров, которые имеют возможность вложений в ценные бумаги только инвестиционного уровня.
Рис. 1 Динамика суверенных рейтингов России
5.5 Сравнительные характеристики рейтинговых агентств
Некоторые основные статистические характеристики деятельности международных рейтинговых агентств в России по состоянию на июнь 2004г. сведены в табл. 5.1. Как видим, активность агентств в России приблизительно одинаковая, хотя в мировом масштабе деятельность Fitch Ratings несколько скромнее. Оценка рейтингов России как заемщика приблизительно одинаковая и находится на границе инвестиционного уровня.
Таблица 5.1 - Характеристики деятельности международных рейтинговых агентств в России
Показатель | Рейтинговое агентство | |||
Moody's | Standard & Poor's | Fitch Ratings | ||
Количество банковских и корпоративных рейтингов, тыс. | 3,5 | 2,7 | 0,8 | |
Количество шкал инвестиционного уровня | 10 | 10 | 10 | |
Текущий суверенный рей- | ВааЗ | ВВ+ | BB+ | |
Количество пунктов рейтинга России до инвестиционного уровня | 0 | 1 | 1 | |
Наивысший рейтинг российского банка | Bal | ВВ+ | BB+ | |
Наивысший рейтинг выпуска ценных бумаг компаний и регионов | ВааЗ | ВВ+ | BB+ | |
Количество российских банков, имеющих рейтинг агентства | 21 | 21 | 18 | |
Наличие партнеров в России | РА «Интерфакс» | EA-Ratings Представительство | Представительство |
С 2003г. мировые рейтинговые агентства испытывают повышенную нагрузку не только у нас в стране, но и в развивающихся странах. Рейтинговые услуги стали пользоваться спросом в развитых странах и странах с переходной экономикой. Все больше «экзотических» государств включаются в рейтинговый процесс. Основные рейтинговые агентства, по данным газеты «The Financial Times», присваивают рейтинг примерно половине стран мира (больше всех -Moody's, поддерживающий рейтинги 101 страны).
Остановимся кратко на некоторых особенностях рейтингов и специфике их формирования рейтинговыми агентствами Moody's Investors Service, Standard & Poor's и Fitch Ratings. При подготовке раздела использованы материалы самих агентств.
Рейтинги Moody's Investors Service
Агентство Moody's публикует широкий спектр рейтингов и исследований, которые охватывают как корпоративные, так и государственные обязательства внутренних и внешних эмитентов За последнее время агентство расширило свою деятельность. Помимо традиционных рейтингов обязательств Moody's присваивает рейтинги эмитентам ценных бумаг, обязательствам страховых компаний, банковским займам, производным финансовым инструментам, банковским депозитам и т.д. Общая сумма задолженности, по которой агентство предоставляет кредитные рейтинги, составляет, по его данным, около 85 трлн. долл., включая приблизительно 150 тыс. корпоративных и государственных ценных бумаг более чем в 100 странах
мира, что составляет 95% долгосрочных международных долговых обязательств. Более 800 аналитиков в 18 офисах во многих странах мира обеспечивают подготовку и сопровождение рейтингов.
Рейтинги и исследования распространяются среди пользователей в печатном и электронном виде, включая информационные системы в режиме реального времени, широко используемые участниками финансовых рынков. Основные рейтинговые продукты, сопровождаемые компанией Moody's, включают в себя следующие рейтинги:
* долгосрочных облигаций и привилегированных акций (Long Term Ratings: Bonds and Preferred Stock);
* эмитентов (Issuer Ratings);
* банковских депозитов (Bank Deposit Ratings);
. финансовой устойчивости банков (Bank Financial Strength Ratings);
* финансовой устойчивости страховых компаний (Insurance Fi nancial Strength Ratings);
* внутристрановые рейтинги (National Scale Ratings);
* управляющих фондов (Managed Fund Ratings);
* фондов по операциям с недвижимостью (Real Estate Fund Ratings)
В 2003г. список рейтингов был дополнен рейтингом корпоративного управления.
Рассмотрим некоторые из этих рейтингов более подробно. Рейтинги банковских депозитов отражают способность банка выплатить в срок причитающуюся по депозиту сумму в национальной или иностранной валюте. Рейтинги по депозитам в иностранной валюте зависят от. устанавливаемого Moody's потолка для данной страны. Для России такой предельный долгосрочный рейтинг по со стоянию на середину 2004г. для банковских депозитов в иностранной валюте имеет значение Bal.
Рейтинги банковских депозитов учитывают те аспекты кредитно го риска, которые связаны с возможностями рассматриваемых банков выполнить свои обязательства по депозитам в иностранной и/или национальной валюте. Учитываются такие факторы, как внутренние финансовые возможности, валютный риск (для вкладов в иностранной валюте), факторы внешней поддержки
Рейтинг не учитывает выплат по страхованию депозитов, однако принимаются во внимание возможности поддержки банков с помощью таких схем страхования. Этот рейтинг отражает оценку банка агентством как заемщика средств, будь то депозиты в банке или по лученные межбанковские кредиты.
Помимо рейтингов банковских депозитов Moody's публикует рейтинги банковских финансовых возможностей, которые не включают влияние суверенного риска и внешней поддержки. Эти рейтинги используются для уточнения и объяснения предыдущих, которые включают и учитывают такие факторы.
Классификация групп банковских рейтингов (долгосрочных рейтингов депозитов в иностранной валюте) агентства Moody's и аналогичных им групп кредитных банковских рейтингов других агентств приведена в табл. 5.2. Следует отметить, что структура рейтинговых групп для небанковских организаций и для долговых обязательств во многом схожа.
Таблица 5.2 - Классификация рейтингов агентства Moody's
Обозначение рейтинга Moody's | Описание рейтинга Moody's | Обозначение рейтингов-аналогов | ||
Standard & Poor's | Fitch Ratings | |||
Ааа | Банки с исключительной кредитоспособностью и минимальным уровнем риска. Изменение кредитоспособности этих банков с малой вероятностью сказывается на ухудшении их сильных позиций | ААА | ААА | |
Аа | Банки с отличной кредитоспособностью, но более восприимчивые к долгосрочным рискам, чем банки из первой группы. Уровень защиты может быть не так велик, как для банков Ааа | АА | АА | |
А | Хорошая кредитоспособность, однако восприимчивость к рискам может привести к ухудшению положения банка | А | А | |
Ваа | Адекватная кредитоспособность. Не достает некоторых элементов за щиты либо они ненадежны в долгосрочной перспективе | ВВВ | ВВВ | |
Ва | Сомнительная кредитоспособность. Часто возможности банков по свое временному выполнению обязательств могут быть сомнительными, таким образом, они недостаточно надежны в долгосрочной перспективе | ВВ | ВВ | |
В | Низкая кредитоспособность. Вероятность своевременного выполнения обязательств по прошествии длительного периода низка | В | В | |
Саа | Чрезвычайно низкая кредитоспособность. Такие банки могут быть признаны банкротами либо существует значительная угроза их финансовому состоянию | ССС | ССС | |
Са | Банки, объявившие дефолт по своим обязательствам | СС | СС | |
С | Банки, объявившие дефолт по своим обязательствам, и возможности улучшения ситуации маловероятны | C,D | CD |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8