Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РЕКАПИТАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ БАНКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЬІХ РЕСУРСОВ

ВЫВОДЫ

ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

В работе проанализированы условия и возможные последствия проведения рекапитализации приватных банков с использованием бюджетных ресурсов в Украине, определены позитивные стороны и проблемы, которые нуждаются в решении, предоставлены предложения из повышения результативности таких операций, с учетом интересов налогоплательщиков.

В условиях финансового кризиса проведение рекапитализации проблемных банков выступает одним из средств оздоровления и стабилизации банковской системы. Однако оно связано с возникновением многих проблем, которые могут привести к обострению рисков развития отдельных финансовых учреждений, банковской системы в целом, а также реального сектора экономики. Привлечение государственных ресурсов для рекапитализации банков, с одной стороны, несколько упрощает решение этих проблем, но с другой - значительно их усложняет. Без глубокой разработки концептуальных принципов участия государства в оздоровлении банков осуществление таких радикальных преобразований становится непрогнозируемым и неуправляемым. Цель контрольной работы - проанализировать участие государства в рекапитализации банков в Украине и обосновать меры по ее совершенствованию.

РЕКАПИТАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ БАНКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЬІХ РЕСУРСОВ

Показатели деятельности банковского сектора в Украине в I половине 2009 г. ухудшились. Значительно возросла задолженность по привлеченным ресурсам, уменьшились объемы кредитного портфеля, увеличилась доля проблемных кредитов, сократились объемы активов, возросли убытки, снизились показатели рентабельности капитала. Следствием стало резкое сокращение активных операций. Прежде всего это касается кредитования юридических и физических лиц.

Таблица 1 - Динамика показателей кредитования домашних хозяйств и нефинансовых корпорации в Украине в марте - мае 2009 г. (млрд. грн.)

Показатели

2009 г.

Среднее за предыдущие 12 месяцев

март

апрель

май

Объемы кредитования, всего

68,9

62,5

48,5

82,6

из них:

домашних хозяйств

4,6

3,9

2,9

9,6

в том числе:

потребительские кредиты и кредиты

на недвижимость

3,6

3,3

2,3

8,1

нефинансовых корпораций

62,7

56,8

45,0

72,2

в том числе в:

сельском хозяйстве

2,6

2,2

1.7

промышленности

19,1

18,0

12,8

17,2

строительстве

1,1

0,9

0,9

2,5

торговле

33,6

27,8

22,4

26,2

Объемы кредитования домашних хозяйств и нефинансовых корпораций в Украине в марте - мае 2009 г. значительно сократились по сравнению с их средней величиной за предыдущие 12 месяцев. Более высокими темпами уменьшались объемы кредитования домашних хозяйств, особенно предоставление кредитов для проведения операций с недвижимостью. Сокращались объемы кредитования и для нефинансовых корпораций, главным образом в сфере строительства.

Для преодоления кризисного состояния экономики предполагается расширять активные операции коммерческих банков, прежде всего по кредитованию субъектов хозяйственной деятельности и домашних хозяйств. Однако оказалось, что ресурсы банковской системы в целом и ее отдельных составляющих недостаточны для их обеспечения. Причины такого состояния - низкий уровень корпоративного управления в банках, не адекватная требованиям рыночной экономики деятельность ведущих собственников (акционеров), несовершенство государственного регулирования банковского сектора в Украине. Определенную роль играет и ухудшение ситуации в финансовой сфере зарубежных стран.

Так, согласно требованиям законодательства Украины, банки должны иметь уставный капитал в объеме не менее 10 млн. евро. Однако он чаще всего меньше. Из 185 действующих банков только 26 имеют уставный капитал от 10 млн. до 20 млн. евро, а у 80 банков он не превышает 10 млн. евро. Важно и то, что капитал банка должен быть адекватен объемам депозитного портфеля. Его величина свидетельствует о надежности возврата привлеченных депозитов в полном объеме. Однако соотношение уставного капитала и депозитной базы банков в Украине нельзя считать рациональным. Примером может служить банк "Надра", уставный капитал которого в январе 2009 г. составлял 38,7 млн. евро, а депозитный портфель физических лиц - 800 млн. евро. Соответствующие показатели "Родовид Банка" достигали 43 млн. евро и 278 млн. евро.

У украинских банков проблемы с недостаточностью капитала возникли в 2008 г. По оценкам экспертов, до начала 2009 г. ведущие банки нуждались в капитале в сумме около 22 млрд. грн. Такое положение было следствием невозврата кредитов. Весьма значительно (на 4,7 млрд. грн.) уменьшился собственный капитал банков в январе - апреле 2009 г. Со стороны акционеров применялись меры по увеличению капитала, однако привлеченные ресурсы направлялись преимущественно на покрытие убытков: по итогам I квартала 2009 г. в банковском секторе отмечались убытки в объеме 7 млрд. грн. Резервы проблемных банков превысили величину капитала. В частности, в "Укрпромбанке" такое отклонение составляло 2,5 млрд. грн., в 'Трансбанке" - 29,2 млн. грн.

Для решения этих проблем необходимо существенно увеличить активы банковской системы, то есть провести рекапитализацию банков. Она осуществляется путем увеличения их уставных капиталов в форме проведения дополнительного выпуска акций и их распространения среди инвесторов. В процессе рекапитализации проблемных банков возникает множество вопросов: определение источников финансирования данных операций, учет влияния вложения дополнительного капитала на дальнейшую деятельность финансовых учреждений, проведение изменений в системе корпоративного контроля в ходе пополнения капитала, обеспечение результативности такого оздоровления с точки зрения развития банковской системы в целом и каждого отдельного банка в частности.

Источниками указанных операций могут быть дополнительные вклады акционеров, а также привлечение средств других инвесторов - физических и юридических лиц (как резидентов, так и нерезидентов), органов государственной власти (на общегосударственном и региональном уровнях). Привлечение ресурсов для проведения рекапитализации частных банков может осуществляться разными способами. Один из них - это вклады акционеров, осуществляемые путем дополнительного выпуска акций и распространения их между действующими акционерами банка. Еще один способ - размещение акций среди других инвесторов. В результате рекапитализация сопровождается ростом количества акционеров. Для увеличения уставного капитала собственники могут принять решение об использовании части прибыли, полученной в предыдущие периоды. В таких случаях дополнительно выпущенные акции передаются на баланс банка и используются по решению общего собрания акционеров. В периоды кризисов для оздоровления финансового учреждения также может применяться такой способ, как увеличение уставного капитала путем использования санационной прибыли. С целью проведения рекапитализации дочерние банки нередко обращаются за помощью к материнским компаниям. В отдельных случаях необходимые ресурсы могут предоставляться международными банками и иностранными государственными и даже частными финансовыми учреждениями.

Во время кризиса в Украине оказалось, что ведущие акционеры проблемных банков не смогли (а в отдельных случаях - и не пытались) стабилизировать их деятельность путем увеличения уставного капитала. Имело место даже выведение активов за пределы Украины. Так, введенная в банке "Надра" временная администрация обнаружила, что его предыдущее руководство проводило рисковую кредитную политику. А расследование СБУ деятельности должностных лиц банков "Надра", «Трансбанка» и некоторых других финансово-кредитных учреждений дало основание сделать выводы о фактах незаконного перевода средств вкладчиков на счета компаний Кипра, Литвы и Латвии.

Для рекапитализации проблемных банков правительство приняло решение об использовании государственных ресурсов. Однако учеными предварительно не были проведены более или менее глубокие исследования целесообразности такого вмешательства государства в банковский сектор. Данные операции, как правило, приводят к значительным изменениям в составе акционеров предприятия, что может стать причиной радикальной перестройки направлений и мотивов его деятельности. Вложенные за счет бюджетных ресурсов (при проведении рекапитализации) средства, как правило, имеют отношение к уставным капиталам государственных банковских учреждений. Цель таких вложений - повышение капитализации государственных банков, которая становится основой укрепления их финансовой базы. Результатом является расширение активных операций по финансированию важных для государства направлений развития экономики, а в отдельных случаях - и решение социальных проблем.

Правительство заинтересовано в проведении рекапитализации в первую очередь государственных, а не частных банков. Увеличение капитала государственных банковских учреждений в условиях кризиса способствует усилению управления экономическими процессами с использованием экономических и административных рычагов. В частности, по решению правительственных структур привлеченные банками ресурсы могут использоваться на предоставление кредитов государственным предприятиям, которые находятся в тяжелом положении. Такое их состояние нередко является следствием проведения несбалансированной (с экономической точки зрения) государственной политики. Примером может быть несоответствие цен и расходов за пользование энергетическими ресурсами для населения и коммунальных предприятий. Это влечет за собой превышение расходов над доходами государственных компаний. В таких ситуациях возникает необходимость предоставления им займов со стороны правительства.

Проведение рекапитализации частных проблемных банков с привлечением государственных средств в условиях стабильного развития экономики нецелесообразно, поскольку национальные ресурсы используются для укрепления частного капитала. Однако во время финансового кризиса осуществление таких операций имеет определенные основания. Быстрый опок депозитов, а также значительные ограничения на привлечение ресурсов путем эмиссий акций и размещения долговых ценных бумаг могут стать причиной ухудшения деятельности не только отдельных банков, но и финансово-кредитной системы в целом. Следствием будет ограничение проведения активных операций, что повлечет за собой уменьшение кредитования экономики, сокращение совокупного спроса и усиление кризисных явлений в ее реальном секторе. В таких условиях государство не может не вмешиваться в решение вопроса оздоровления банковской системы. Одним из способов такого влияния является его непосредственное участие в проведении капитализации негосударственных проблемных банков путем вложения капитала с целью увеличения их уставных фондов. Это значит, что средства налогоплательщиков частично направляются на пополнение капитала негосударственных банков. Государство становится акционером банка, в который сделаны такие вложения, а управление приобретенными пакетами акций передается определенным органам государственной исполнительной власти.

С точки зрения налогоплательщиков, участие государства в рекапитализации коммерческих банков должно быть нацелено на увеличение объемов кредитования национальной экономики и физических лиц, снижение ставок по кредитным операциям, улучшение условий их предоставления, погашения и обслуживания. Такая деятельность на период преодоления финансового кризиса должна также быть направлена на укрепление государственных финансов (прежде всего на рост их объемов и улучшение структуры) и усиление их положительного влияния на развитие экономики. Важно достичь этих результатов без увеличения фискального, ценового, валютного и административного давления. После выхода из кризиса и возобновления действия механизмов рыночного регулирования государство должно выйти из состава акционеров банков, продать приобретенные активы и использовать полученные ресурсы в интересах налогоплательщиков.

Вложение бюджетных ресурсов в ценные бумаги частных коммерческих банков становится основой перехода в собственность государства пакетов акций, соответствующих (по стоимости) таким вкладам. Следовательно, осуществляется огосударствление части частных банков, а при условии приобретения крупных пакетов - даже их полная или частичная национализация. Это значит, что государство принимает на себя функции управления такими пакетами и осуществляет его в лице органов государственной исполнительной власти, которые определены для проведения подобных операций. Передавая государственные (бюджетные) средства в уставный капитал частных банков, государственные органы управления пытаются сделать банковскую систему более устойчивой.

В то же время государственные органы управления берут на себя дополнительную ответственность. Управление пакетами выкупленных акций должно быть направлено не на обеспечение интересов частных акционеров, а на решение общегосударственных проблем. То есть капиталы, переданные в собственность банков, должны работать не на обогащение инвесторов, а на преодоление кризисных явлений в банковской системе, реальном секторе экономики, а также у вкладчиков (граждан и предприятий), являющихся клиентами банков. Важным становится вопрос и о сроках, на которые осуществляются вложения государства в уставные капиталы банков. Курс на укрепление рыночной экономики не предполагает проведения национализации банков. Поэтому после их рекапитализации (при условии достижения цели) необходимо будет провести обратную продажу государственных пакетов акций частным инвесторам. При этом реализация государственных пакетов должна быть выгодной для граждан (налогоплательщиков и клиентов банковской системы). Это значит, что государственная финансовая поддержка проблемных банков должна привести не только к оздоровлению банковской системы, но и к росту стоимости активов, вложенных в уставные капиталы каждого оздоровленного банка. При других условиях (обеспечение стабилизации работы не банковской системы в целом, а только отдельных банковских учреждений, отсутствие положительного влияния таких операций на развитие реального сектора экономики, улучшение обслуживания клиентов банков) проведение рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов становится проблематичным.

Участие государства в рекапитализации проблемных банков связано и с необходимостью решения многих других вопросов: в какие конкретно банки следует вкладывать бюджетные средства с целью рефинансирования, какой должна быть доля государства в уставном капитале банка, каких результатов необходимо достичь при рекапитализации, когда и при каких условиях долю приобретенных государством акций нужно продавать частным инвесторам, как следует использовать ресурсы, полученные от такой продажи. Важно и то, какому органу государственной исполнительной власти будет поручено управление государственными пакетами акций, приобретенными в ходе оздоровления банков за государственные средства.

Одной из сложных проблем рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов является определение цены, по которой правительство будет осуществлять покупку акций. Предложения по оплате акций по номинальной стоимости приемлемы не для каждого банка. В условиях кризиса во многих банках величина акционерного капитала оказалась значительно меньше суммы активов. Поэтому нужно проводить дополнительную оценку финансового состояния банков; следует определить и критерии рекапитализации коммерческих банков; важное значение также имеет выбор механизма проведения таких операций.

МВФ и Всемирный банк целью вложения средств государства в капитал коммерческих банков в Украине определили восстановление доверия вкладчиков к банковской системе, а схему осуществления предложили свести к вложению в капитал банков облигаций государственного займа, которые в дальнейшем будет рефинансировать НБУ. Привлеченные таким образом банками средства должны направляться на возврат вкладчикам депозитов.

В апреле 2009 г. в Украине было объявлено, что правительство начнет рекапитализацию 10-15 крупнейших банков с целью их оздоровления за счет средств государственного бюджета. Она будет осуществляться путем выкупа не менее 50% плюс одна акция. На финансирование этой программы из государственного бюджета предусматривалось выделить 44 млрд. грн. (или около 2-3% ВВП). О намерении получить поддержку от государства для увеличения своего капитала заявили банки "Киев", "Укрпромбанк", "Надра", "Родовид Банк", "Укргазбанк", "Финансы и кредит" и "Имексбанк". Было также определено, что доля государства после рекапитализации будет составлять в "Родовид Банке", "Укрпромбанке" и банке "Киев" 99%, в банке "Надра" - 91,8%, в "Имексбанке" и "Укргазбанке" - 75% плюс одна акция.

Выбор банков для оздоровления за счет государственных средств проводился по определенным критериям, касающимся объемов депозитов населения и доли активов банка в совокупных активах всей банковской системы Украины. Было принято решение, что банки, нуждающиеся в государственной помощи, должны отвечать следующим требованиям: или сумма депозитов населения в банке должна составлять более 1% депозитов всей банковской системы, или его активы - более 2% суммы активов банковской системы.

Специалисты МВФ и Всемирного банка поддержали государственную программу рекапитализации банков в Украине, поскольку полагали, что в условиях финансового кризиса поступление капитала от их собственников и новых инвесторов стало проблематичным. По мнению экспертов, государство должно поддержать пополнение капитала в проблемных банках, имеющих системное значение. При этом оно должно стать главным акционером и осуществлять полный корпоративный контроль для обеспечения защиты своих интересов. Такой вариант рассматривался в качестве наименее затратного для укрепления банковской системы Украины. В то же время подчеркивалось, что положительных результатов можно достичь, когда вложенные средства будут использованы по целевому назначению (для удовлетворения претензий вкладчиков и обеспечения кредиторов банков). Не исключалось, что собственники банков и необеспеченные кредиторы могут потерять часть или даже все свои инвестиции. После стабилизации финансового состояния банков руководство обязано обеспечить максимальное увеличение стоимости активов банка и подготовить его к продаже частным собственникам.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать