Система коммерческих банков
p align="left">В случае, когда величина ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, региональное Главное управление ЦБ РФ на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им на данный момент сумму средств. При этом делается обратная бухгалтерская проводка по соответствующим балансовым счетам.

В целях укрепления финансового положения коммерческого банка и дисциплины внесения резервируемых средств региональное Главное управление ЦБ РФ может применять к нему экономические меры воздействия в виде взимания штрафа в размере 0,5% от суммы уставного капитала: при нарушении установленных сроков внесения средств; при отсутствии средств у коммерческого банка.

При систематическом нарушении коммерческим банком сроков внесения подлежащих резервированию средств к нему может быть применена более жесткая мера экономического воздействия в виде повышения нормы обязательных резервов, но не более чем на 10 пунктов. Это достаточно эффективная мера, поскольку применение ее снижает возможности банка по предоставлению кредита и соответственно его доход.

В полной сумме зарезервированные средства могут быть возвращены коммерческому банку только при его ликвидации.

Экономические отношения между ЦБ РФ и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБ РФ воздействует на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам, используя экономические и административные методы.

К этому ряду экономических мер по регулированию деятельности коммерческих банков относятся: операции ЦБ РФ на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБ РФ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую валюту, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

При крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ РФ в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБ РФ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ РФ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

2. Управление планирования деятельности коммерческого банка

2.1 Анализ существующих систем планирования и управления коммерческими банками

В настоящее время под банковским управлением понимается самоуправление, которое осуществляется самим КБ. Разумеется, управление КБ извне и его самоуправление не могут осуществляться автономно и параллельно. Поэтому в реальной действительности в КБ существует сочетание управления извне с элементами самоуправления. Наиболее известны два подхода к планированию развития КБ. Первый подход называют «от достигнутого уровня», который является упорядоченным во времени процессом прогнозирования исходов от настоящего к будущему КБ в зависимости от изменений окружающей среды, действий конкурентов и др. Второй подход называют «от конечного результата», при котором состояние КБ как объекта развития рассматривается - начиная с наиболее желательного состояния КБ на конец временного интервала планирования и кончая его настоящим состоянием.

Среди многих направлений банковского управления наиболее важными являются привлечение ресурсов, наращивание капитала и маркетинг банковских услуг. Общепризнанным является то, что действия менеджмента по управлению КБ должны осуществляться в следующем порядке: анализ - планирование - регулирование - контроль. Планирование является центральным элементом указанной последовательности управленческих действий менеджмента, однако во многих случаях в КБ используется следующая крайне ослабленная схема банковского управления: оперативный анализ - регулирование - частичный контроль. Планирование деятельности коммерческих банков осуществляется по этапам.

1 этап. Итеративным путем формулируется концепция миссии КБ, т.е. исповедуемая КБ идеология и модель его перспективного состояния. На основе миссии разрабатывается концепция развития КБ, цели и задачи развития, банковская стратегия, кредитная политика КБ и др.

2 этап. Итеративным путем формулируется система качественных и количественных целей деятельности КБ на конкретный плановый период.

3 этап. Определяется политика КБ применительно к разным объектам банковского управления на конкретный плановый период в виде программы развития, плана, приказа и др.

4 этап. Составляются перечни практических мер с указанием конкретных сроков, объемов, сумм, исполнителей и др., что необходимо предпринять для реализации каждой из утвержденных политик КБ. Указанные перечни мероприятий должны быть документально оформлены.

После этого осуществляется регулирование (оперативное управление), т.е. процесс принятия текущих управленческих решений и контроль за их выполнением.

Некоторые авторы предлагают «стратегическое планирование деятельности КБ», под которым понимается определенный вид плановой деятельности, направленный на формирование желаемого экономического состояния, достижимого в долгосрочной (но обозримой) перспективе и предполагающего существенное изменение параметров качественных | характеристик его развития, имеющее необратимые или долговременные последствия.

Система управления КБ, в основе которой лежит стратегическое планирование, содержащая действенный механизм согласования текущих и стратегических решений, включающая как неотъемлемый элемент механизм положительных и отрицательных обратных связей, обеспечивающий контроль за ходом реализации этих решений и возможность их своевременной корректировки, называется системой стратегического управления.

Стратегическое планирование - это формирование перспективных планов КБ, а стратегическое управление - это достижение долгосрочных результатов деятельности КБ на основе этих стратегических планов. В целом стратегическое планирование отвечает на вопрос «Что делать?», а стратегическое управление - на вопрос «Что, кто и как должен делать?».

Рассматривая существующие системы планирования и управления КБ, целесообразно отметить роль управленческого контроля, который является составной частью общей системы управления КБ. Этот контроль может играть ключевую роль разработке и реализации стратегии КБ. Чтобы соответствовать этой роли, управленческий контроль должен постоянно следить за обновлением концепции контроля, способов его организации и методов выполнения.

Одновременно в зарубежных банках наблюдается процесс передачи функций по подготовке аналитических данных и показателей другим специализированным службам банков, позволяет службе управленческого контроля сосредоточиться на прогнозном управлении.

С одной стороны, надо обеспечить реальность и стабильность плана развития КБ, а с другой стороны - работать в изменяющихся условиях окружающей конкурентной среды для получения положительных результатов в развитии КБ.

Практически при наличии, аналитической модели функционирования КБ указанные выше проблемы постоянно решаются через процесс «обучения» аналитической модели по новым статистическим данным о работе последних. В этом случае планирование рассматривается как непрерывная деятельность по выявлению возможных сценариев положительного развития событий и организации работы по реализации этих сценариев.

Культивируемая рядом авторов идея применения стратегического планирования и управления КБ рассматривается на общем концептуальном уровне (что не требует доказательств) и не содержит конкретных механизмов и процедур получения (достоверных количественных оценок для обновления управленческих решений. Более того, при использовании этой идеи обнаруживаемые при контроле расхождения текущих характеристик КБ с их стратегическими значениями являются запаздывающими, т.е. расхождения обнаруживаются только тогда, когда они уже произошли. Это значит, что такое управление также будет запаздывающим и поэтому неоптимальным.

Еще одним серьезным недостатком рассмотренных выше | методов планирования деятельности КБ является их итеративный экспертный характер. Применение экспертных оценок в процессе планирования и управления сложными динамическими системами, функционирующими в условиях неопределенностей, является нецелесообразным по ряду причин, в том числе:

- невозможностью «обучения» экспертов;

- возможностью влияния на экспертов заинтересованных лиц;

- тем, что мнения экспертов надо «оцифровывать», что является источником больших ошибок;

- неприменимостью принципа «здравого смысла» при оценке случайных явлений и т.д.

Таким образом, существующие методы планирования и управления КБ осуществляются интуитивно, что не может быть эффективным и тем более оптимальным. Например, если заменить всю группу (или хотя бы ее часть) экспертов, разработавших стратегический план развития КБ, то изменится и план, что недопустимо. Кроме того, опытных экспертов всегда мало. Для более или менее достоверной оценки какого-то будущего значения показателя КБ в соответствии с теорией малых выборок потребуется около 20 штатных экспертов, чего не может себе позволить даже крупный КБ. Поэтому многие КБ привлекают к работе по обоснованию стратегических планов развития КБ внешних экспертов, так как своих экспертов всегда мало и они перегружены внутренней работой. Какие из этого получаются планы, можно себе представить.

Для исключения недостоверного планирования и управления КБ решения руководства КБ должны приниматься не по экспертным оценкам, а по результатам математического анализа текущего и прогнозируемого состояний КБ. Такие результаты не зависят от точки зрения отдельной личности или организации. Реализация этого принципа сделает использование сомнительных экспертных оценок ненужным.

Таким образом, возникает задача разработки новых методов оптимального планирования и управления КБ, которые должны быть адаптивными, т.е. способными своевременно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры, полностью контролировать текущую работу КБ, просматривать перспективу принимаемых решений. Особое место и роль в указанных методах играют алгоритмы прогнозирования, без которых реализация оптимального управления КБ невозможна.

2.2 Коммерческие банки в экономике России

Рыночные реформы в России начались в январе 1992 г. Уже тогда большинство экономистов говорило о необходимости структурных реформ. Такая необходимость остается и сегодня, спустя 12 лет. С начала реформ в экономике России произошли существенные структурные изменения, сопровождающиеся чередой подъемов и спадов.

Экономические преобразования, сопровождающиеся гиперинфляцией и коллапсом производства, продолжились с некоторой стабилизацией до августовского дефолта 1998 г. Нынешний, последний четырехгодичный рост экономики привел к тому, что произошло затишье в проведении дальнейших структурных реформ. Нужно заметить, что именно сейчас, не дожидаясь очередного спада или кризиса, вызванного внутренними или внешними причинами, Россия может легко предпринять шаги, необходимые для осуществления экономических преобразований и реформ, а также для последовательной интеграции экономики России в мировую экономику. Главная проблема кризиса и августовского дефолта в начале формирования рыночных механизмов управления экономикой заключалась в том, что институты центральной плановой экономики были уничтожены, хотя практически они не были заменены рыночными. Результат был предсказуем - экономический хаос и коллапс. Создание институтов и рыночных механизмов, которые позволят осуществлять рыночные операции, - многоступенчатый и достаточно сложный процесс. На Западе они создавались в течение многих лет. Развитие же подобных институтов в России предполагало довольно быстрые темпы для того, чтобы предупредить дальнейший спад.

Предполагалось, что эти институты включат в себя контрактное законодательство, деловой кодекс, суды и адвокатуру, кредитную систему, банковские институты, рекламу, текущие фьючерсные рынки товаров, свободный обмен рабочей силы и, что более всего существенно, жизнеспособную валюту. Однако до сих пор многие из институтов рыночного управления не созданы, хотя и необходимы для фундаментальных структурных экономических реформ. Развитие же таких рыночных механизмов, как деловой кодекс и работающая судебная система, страхование, отчетность и т.д., находятся на начальной стадии. Практика развития рыночных отношений на Западе убеждает в том, что без нормального функционирования данных институтов рыночные механизмы недейственны. Таким образом, основа структурных реформ в России заключается именно в создании этих институтов.

Одним из важнейших примеров является банковская система, играющая ключевую роль в рыночной экономике. В России сегодня имеется много банков, но эти банки не выполняют функций западных банков так, как это понимается в рыночной экономике, т.е. эти банки не аккумулируют сбережения для инвестиций. Хотя российские банки принимают сбережения, они мало делают для инвестирования. Западные банки обычно делятся на коммерческие банки, обеспечивающие фирмы оборотным капиталом, и инвестиционные банки, предоставляющие долговременные займы.

Российские банки не делают ни того, ни другого. Российские банки делают очень мало для обеспечения фирм оборотным и инвестиционным капиталом, который является основным фактором развития экономики.

Банки в России, как правило, остаются учреждениями, обслуживающими компании, которые либо прямо принадлежат олигархам, либо входят в их сферы влияния. Они не являются коммерческими банками, как их понимают на Западе, т.е. учреждениями, аккумулирующими свободные денежные средства населения направляющие их в экономику. Можно сказать, что они выполняют совсем иную функцию, способствуя скорее задержке, чем ускорению экономического роста.

Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три-четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.

На фоне негативных новостей порадовали сообщения экспертов о том, что население понемногу начинает верить банкирам. После кризисного 1998 г., когда многие вкладчики серьезно пострадали, доверие обывателей к кредитным организациям постепенно восстанавливается. По подсчетам экспертов, доля вкладов до востребования сократилась почти на 10% вместе с 4%-ным снижением объема краткосрочных вложений. Средства с этих счетов перекочевали на долгосрочные депозиты, объем которых вырос почти в два раза. 11 Мартиросян К.Д. Банки и экономика России. //Банковские технологии, №4, 2004, с.109

Либерализация банковского сектора постоянно вызывает много споров между экспертами. Одни считают, что сейчас российские банкиры еще не готовы вплотную конкурировать с иностранцами, другие полагают, что чем дальше реформа откладывается, тем дольше никаких реальных сдвигов не произойдет. Кстати, допуск иностранного капитала в этот сектор является одним из условий вступления России в ВТО, поэтому «открывать» банки все-таки будут, вопрос только в том, как скоро.

Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.

В ходе осуществления реформы необходимо достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет). В рамках реформы с 2004 г. должен быть осуществлен переход банков на международную отчетность, а с 2005 г. - повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10%, а размер капитала - не менее 5 млн. евро с 2005 г. для вновь создаваемых банков, а с 2007 г. - для всех банков без исключения.

Многие проблемы российской экономики прямо или косвенно связаны с тем фактом, что государство не смогло сыграть правильную роль в рыночной экономике. На данном этапе необходимы жесткие государственные действия для предупреждения дальнейшей криминализации экономики. Очевидно, что в отсутствие государственного вмешательства преступность заполняет вакуум. Криминальные институты начинают представлять угрозу жизни, собственности, коррумпируют чиновников, суды и способствуют установлению мафиозного контроля над целыми секторами экономики. Первостепенная задача государства на данном этапе - приостановить этот процесс для того, чтобы обеспечить стабильность для бизнеса и таким образом стимулировать инвестиции и рост производства. Это потребует реформ самого правительства, жестких мер по преодолению преступности и созданию институтов, которые смогут заменить криминальные элементы, появившиеся в результате слабости правительства. Активное правительство должно взять на себя инициативы поощрения рынка, преодоления депрессии, инфляции, бегства капитала и других отрицательных последствий рыночных преобразований. Оно должно облегчить структурную перестройку промышленности с помощью активной промышленной политики. Кроме того, действия правительства должны быть направлены на преодоление экономического спада, крупнейшего в современной истории. Макроэкономическая политика должна сдвинуться с позиций стабилизации к стимулированию неинфляционного роста. Российская экономика не может стабилизироваться сама собой и восстановить свои тяжелые потери. Правительство должно помочь создать благоприятные макроэкономические условия. Государство должно также оказать содействие в создании продуктивного капитала, обеспечить здравоохранение, охрану окружающей среды, науку и социальные инвестиции. В России дело не ограничилось колоссальным усилением социального неравенства, но и вызвало фактическое уничтожение среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения, на котором держится внутренний рынок любой индустриально развитой страны. Однако здоровый и стабильный экономический рост не может ориентироваться лишь на богатое и сверхъбогатое меньшинство. И задача экономической политики государства состоит, прежде всего в том, чтобы способствовать скорейшему восстановлению и развитию такого сравнительно благополучного большинства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать