Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе в Республике Беларусь
p align="left">Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях [44, c.61].

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

Важную роль для развития системы социальной защиты в республике сыграл Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», установив качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и определив критерий для отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

Ш прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;

Ш предоставление льгот бедным;

Ш социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.

Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.

1.2. Принципы форм социальной защиты

Особенностью концепции государственной социальной политики в настоящее время является ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

- усиление адресности социальной поддержки слабо защищенных групп населения;

- обеспечение основных социальных гарантий;

- сдерживание массовой безработицы;

- адаптация и социальная поддержка мигрантов [49, c.146].

В основе формирования системы социальной защиты в Республике Беларусь лежит принцип социальной справедливости, основанный на равенстве всех граждан перед законом, правовых, политических и социально-экономических гарантиях жизнедеятельности человека.

Таким образом, в условиях формирования социально- ориентированной модели экономики Республики Беларусь возникла необходимость в разработке и использовании многоуровневой системы социальной защиты населения, комплексном развитии ее форм.

Построение системы социальной защиты - первоочередная и сложная задача. Формирующаяся система социальной защиты в республике должна обеспечивать уровень жизни населения не ниже установленных социальных нормативов, кроме того, стать основным инструментом минимизации негативных социальных последствий (нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики, роста безработицы).

Одним из главных принципов построения этой системы должна быть солидарность (между молодежью и людьми пожилого возраста, имеющими работу и безработными, здоровыми и больными и т.п.) и коллективная ответственность за каждого нуждающегося, что предполагает разумную централизацию средств и их перераспределение для обеспечения тех, кто без них не в состоянии выжить.

Наряду с этим следует осуществлять дифференциацию условий и норм социальных выплат (пенсий, пособий т.п.) гражданам с учетом их трудового вклада, причины и степени нетрудоспособности, нуждаемости в социальной помощи и других факторов, то есть использовать в определенной степени принцип "персонификации".

Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих принципах и подходах:

Ш все перечисленные подходы и принципы к построению системы социальной защиты населения основаны на праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности, ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости и т.д.);

Ш адресности социальной защиты;

Ш разнообразии форм и видов социальной помощи (в денежной и натуральной формах, в форме различного вида услуг
и льгот);

Ш предоставлении трудоспособному населению возможностей получения достаточного дохода через заработную плату;

Ш государственном регулировании сверхвысоких доходов посредством экономических методов для ослабления тенденций экономического неравенства в обществе и обеспечения стабильности социальной обстановки;

Ш четком разграничении функций социального страхования, основанного на накоплении населением средств на протяжении всей жизни, от функций социальной помощи, в основе которой лежит перераспределение доходов различных групп населения;

Ш разработке программ, направленных на предотвращение бедности и адресную помощь населению;

Ш формировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т.д.;

Ш сочетании республиканских программ с целевыми инициативами на местах;

Ш создании надежной системы проверки нуждаемости семей и граждан на основе установленных критериев;

Ш ответственности государства за развитие нынешнего и будущего поколений населения страны;

Ш реформировании системы пенсионного обеспечения.

Все перечисленные принципы и подходы к построению системы социальной защиты населения в Республике Беларусь рассчитаны на длительную перспективу.

Разработаны меры по повышению эффективности системы адресной социальной помощи, которые направлены: во-первых, на обеспечение более четкого контроля за уровнем доходов населения, получающего пособия, и, во-вторых, на обеспечение равного доступа к получению пособий представителями любых групп населения, попавшими в критическую ситуацию, а не только отнесенными к так называемым группам риска. Кроме того, в этих документах выделены категории граждан, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. С 1 января 2001 г. назначение и выплата социальной помощи производится за счет средств республиканского бюджета, для чего утверждено Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам [34, c.1].

Перечисленные меры, обеспечивают решение важнейших задач государства в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей:

Ш создание необходимых условий для реализации семьей
ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурной функций, повышение качества жизни семей;

Ш обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное
физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;

Ш создание условий женщинам для безопасного материнства.

Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:

Ш созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;

Ш разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;

Ш установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;

Ш упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);

Ш организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е. социальными работниками, оплатой их труда и др.;

Ш созданием компьютерной сети, позволяющей иметь достаточную и всеобъемлющую информацию о доходах домашних хозяйств для принятия решений по их социальной поддержке.

Сегодня используются две концепции адресной социальной поддержки:

Ш категорийностъ, то есть выделение определенных категорий людей, нуждающихся в поддержке;

Ш доходность - определение доходов населения для принятия решений о необходимости оказания им помощи.

Социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей [16, c.112]. Для этого в системе социальной защиты Республики Беларусь широко используется программно-целевой метод, на основе которого разработаны различные виды программ:

программы социального страхования, предусматривающие частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей; эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, они не несут на себе отпечатка благотворительности, так как пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии являются заработанными;

программы государственной социальной помощи, предусматривающие предоставление пособий тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются специальными благотворительными программами. Чтобы получить право на государственную поддержку, отдельные лица и семьи должны предоставить данные о своих низких доходах. Для получения пенсии необходимо быть отнесенным к определенной категории (например: инвалиды, ветераны, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и другие социальные группы);

программы социального обслуживания, предусматривающие оказание различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и т.д.

К формам социального обслуживания относятся: стационарное, нестационарное, полустационарное, срочное, социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание предоставляется следующим категориям населения: гражданам пожилого возраста (80 лет и старше); инвалидам, детям-инвалидам; детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей; семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов; многодетным и неполным семьям; семьям, имеющим детей-инвалидов; малообеспеченным семьям с детьми; гражданам трудоспособного возраста, попавшим в сложную жизненную ситуацию; безработным; гражданам без определенного места жительства; вынужденным переселенцам.

Социальная защита детей в Республике Беларусь направлена на предоставление бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охрану здоровья, на социальную поддержку и защиту детей, бесплатное образование, а также общедоступное дополнительное обучение, совершенствование системы пособий на детей, усиление адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов семьи, приближение размера пособий к прожиточному минимуму, расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая санаторно-курортное лечение подростков.

Министерством социальной защиты Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными министерствами разработаны и реализуются программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; создана президентская программа «Дети Беларуси». Мероприятия, предусмотренные в этих программах, направлены на снижение заболеваемости, инвалидности, создание условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без родителей.

К наиболее уязвимым слоям населения относятся женщины. В Республике Беларусь женщины составляют более 52% трудоспособного населения. Наибольшее их количество занято в сфере образования (79,6%), здравоохранении (85,9%), страховании и кредитовании (75,4%), в торговле и общественном питании (74,8%), культуре (73,8%), связи (64,6) и других отраслях сферы услуг. Именно женщины являются важнейшим трудовым ресурсом страны, который обеспечивает быт семьи, воспитание детей, осуществляет заботу о престарелых и т.д., внося тем самым непосредственный вклад в развитие человеческого потенциала. Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.

Кроме того, важнейшей проблемой в республике становится рост количества женщин, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью; рост материнской смертности; увеличение числа матерей-одиночек; количество разводов.

Все это требует со стороны государства выработки соответствующих мер, направленных на преодоление складывающихся в отношении женщин негативных тенденций.

Улучшению положения женщин в республике должны способствовать создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, репродуктивного здоровья женщин, недопущения их занятости на работах с вредными и опасными условиями труда, соблюдение законодательства о правах и гарантиях работающих женщин; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин; создание условий, обеспечивающих возможность совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей, и т.д.

Важнейшей предпосылкой улучшения положения женщин является последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни общества, что закреплено законодательно постановлением Совета Министров РБ «О мерах по улучшению положения женщин» [21, c.1]. Это находит отражение в тендерной политике Республики Беларусь, которую можно рассматривать и как решающий фактор устойчивого развития всего общества, и как индикатор развития человеческого потенциала.

Для осуществления сбалансированной тендерной политики в республике необходимо обеспечить решение следующих основных проблем, связанных с положением женщин в обществе:

повысить социально-экономический и политический статус женщин в обществе, наделив их соответствующими базовыми возможностями;

увеличить степень участия женщин в социальной и политической жизни;

обеспечить доступ женщин к принятию решений, способных кардинально влиять на ситуацию в различных сферах жизнедеятельности общества.

Тендерное равенство можно рассматривать, с одной стороны, как сотрудничество мужчин и женщин и, с другой - как деятельность женщин по укреплению социальных связей, оказанию взаимопомощи и поддержки тем, кто считается в условиях кризиса особенно беззащитным.

В любой стране молодежь является будущим общества, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность политических, экономических и социальных структур. И в то же время положение молодежи является одной из острейших проблем любого государства, ибо она нуждается в соответствующих гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, трудовых и профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.

В Конституции Республики Беларусь государство гарантирует молодежи право на ее духовное, нравственное и физическое развитие, а также создание необходимых условий для свободного и эффективного участия в политической, социальной, экономической жизни и культурном развитии общества [13, c.12].

Определяющим началом решения многочисленных проблем молодежи является молодежная политика, отражающая и касающаяся самых разнообразных сторон жизнедеятельности молодежи. Главная цель молодежной политики Республики Беларусь -- это создание в условиях перехода к рынку социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека; это социализация молодого поколения, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси. Для достижения поставленной цели со стороны государства:

разработаны и приняты законы, республиканские программы, стимулирующие создание условий для свободного развития молодежи;

обеспечено финансирование молодежных программ и других мероприятий, направленных на решение молодежных проблем;

скоординирована деятельность государственных учреждений и общественных организаций в решении молодежных проблем;

предусмотрены поощрение и финансовая поддержка деятельности негосударственных организаций, направленной на обеспечение занятости молодежи, выравнивание стартовых возможностей для различных категорий молодежи в сфере труда, образования, культуры, социального обеспечения.

Кроме того, со стороны государства обеспечены: во-первых, преобразование системы институтов социализации молодежи, приспособленной к рынку, смешанной экономике и гарантирующей основные социальные права (право на труд, жилье, образование); во-вторых, разработка и реализация целевых программ, призванных комплексно решать проблемы молодых людей; в-третьих, формирование республиканских и региональных фондов социальной защиты и поддержки молодежных инициатив для компенсации части фактически производимых расходов социального и культурного характера.

На государственном уровне создан правовой механизм социальной защищенности молодежи, который предполагает разработку и осуществление трудовых прав молодежи на государственных предприятиях, в кооперативных, арендных, акционерных организациях, совместных предприятиях, принятие мер по защите молодежи от безработицы и потери заработков в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодежи в области труда.

Нормативно-правовой механизм социальной защищенности молодежи представлен в республике соответствующими законами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства. В него входят:

Ш Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь»;

Ш Указ Президента Республики Беларусь «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь»;

Ш Указ Президента Республики Беларусь «О Государственной поддержке Белорусского патриотического союза молодежи»;

Ш Указ Президента Республики Беларусь «О концепции детского движения в Республике Беларусь»;

Ш Указ Президента Республики Беларусь «Об улучшении жилищных условий молодежи»;

Ш Указ Президента Республики Беларусь «О гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь».

Ш Постановления Совета Министров Республики Беларусь:
«О мерах по обеспечению трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время», «О дополнительных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учебы время», «О дополнительных мерах по улучшению организации работы с детьми и подростками по месту жительства» и др.

Основной программой, направленной на решение молодежных проблем в республике, является программа «Молодежь Беларуси». Программа является основным документом в реализации государственной молодежной политики на всех уровнях, которая охватывает различные сферы жизни молодежи, связывает их воедино, создает социальное пространство для проявления самодеятельности, самоуправления и самореализации [24, c.1].

Приоритетными в реализации программы «Молодежь Беларуси» определены: жилищное строительство, занятость молодежи, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, создание условий для культурного и физического развития и оздоровления, поддержка талантливой и одаренной молодежи, молодежных и детских общественных организаций, создание социально-психологических служб молодежи, международное сотрудничество.

Важная роль в реализации молодежной политики в республике отводится общественным молодежным объединениям.

Перспективная модель развития Беларуси гарантирует молодежи безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья людей окружающую среду.

Основными целями в этой области являются:

создание условий для ведения диалога между молодежью и Правительством по вопросам, касающимся качества окружающей среды и безопасного будущего;

разработка процедур и механизмов, позволяющих молодежи участвовать в подготовке, обсуждении и реализации программ по оздоровлению окружающей среды и социально-экономическому развитию;

установление процедур, обеспечивающих проведение консультаций и участие молодежи в принятии решений, относящихся к охране окружающей среды, получению образования, повышению уровня и качества жизни.

Уникальная белорусская модель государственной социальной поддержки населения, успешно функционирующая сегодня, по мнению Министра труда и социальной защиты Беларуси Антонины Моровой, включает в себя несколько принципов. Принцип адресности означает, что государство предоставляет социальную помощь конкретно каждому человеку, каждой семье, тем, кто действительно в ней нуждается. Также белорусская система стала работать по  выявительному, а не заявительному принципу. Это означает, что не человек обращается за поддержкой, а социальные работники исследуют потребности людей, идут «в люди».

Как сообщила в своем интервью Антонина Морова, достигнутые результаты (а по показателям белорусская система лучшая, либо одна из лучших в СНГ) достигаются во многом благодаря комплексному подходу к решению социальных проблем. Реализация многих задач осуществляется на основе межотраслевого сотрудничества: свои усилия в помощи людям объединяют организации социальной защиты, здравоохранения, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. 

1.3. Структура системы социальной защиты и пенсионное обеспечение как ее элемент

В системе социальной защиты населения используется социальное страхование. Социальное страхование - это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законодательством. Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных Законом [27, c.1].

Выделяют четыре самостоятельных блока в структуре системы социальной защиты:

Ш пенсионное страхование;

Ш собственно социальное страхования;

Ш медицинское страхование;

Ш страхование занятости.

Основными задачами государственного социального страхования являются:

Ш участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;

Ш распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

Ш гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

Ш равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

Ш дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

Ш участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным страхованием.

Источниками финансирования социального страхования являются обязательные страховые взносы (страховые тарифы) работодателей, начисляемые на фонд заработной платы, которые формируют государственные страховые фонды. Выплаты по страховым случаям осуществляются за счет средств государственных страховых фондов.

В соответствии со ст.41 Конституции граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов. Обеспечивать эту защиту призваны соответствующие государственные органы. Одним из таких органов является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд).

Главная его цель - содержание за счет средств Фонда тех граждан, которые в силу своего возраста не относятся к экономически активному населению, оказание помощи семьям, предоставление средств к жизни и возмещение утраченного заработка потерявшим трудоспособность гражданам и др. Таким образом, по государственному социальному страхованию граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, пособиями по беременности и родам, уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, по безработице и т. д. [12, c.10].

Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета.

Из бюджетных фондов, образующих систему социальной помощи, оплачиваются пенсии по инвалидности, семейные пособия, стипендии студентам, пособия малоимущим и т.п.

Проблемы в области пенсионного обеспечения многогранны и сложны. В Республике Беларусь в условиях переходного к рынку периода они являются наиболее болезненными. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий не поспевает за темпами инфляции, а изменение демографической ситуации (снижение рождаемости и увеличение числа пенсионеров) еще более усугубляет положение дел. В результате уровень пенсионного обеспечения в республике на сегодняшний день не удовлетворяет ни государство, ни большинство получателей пенсии, ибо существующая на сегодняшний день система пенсионного обеспечения не в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни, оставляя большинство пенсионеров за чертой бедности.

Действующая в Республике Беларусь система государственного социального страхования основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от форм собственности. Однако механизмы реализации указанных принципов на современном этапе нуждаются в постоянной корректировке. Правительством в 1997 году принята Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения.

С учетом всего вышеизложенного в республике было принято решение о необходимости реформирования нынешней системы пенсионного обеспечения.

Важнейшими требованиями реформирования пенсионной системы в республике являются:

Ш создание прочной финансовой основы пенсионного обеспечения;

Ш понятность проводимых преобразований;

Ш обеспечение благосостояния всех лиц, которых она затрагивает.

На пресс-конференции для журналистов министр социальной защиты Ольга Даргель констатировала весьма низкий уровень пенсий и нехватку денег в пенсионном фонде, также заметила, что и завтрашний день пока не сулит чего-то оптимистического. Пенсионный пресс будет увеличиваться на тех, кто платит налоги, а реального рычага увеличения выплат пожилым людям пока нет. Для этого министерство и разработало новую Концепцию пенсионного обеспечения, в основу которой заложен принцип солидарности поколений, и которая, по словам министра, уже похожа на революцию в сфере соцзащиты [39, c.4].

Данная концепция предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей: социальные пенсии, трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы, дополнительные негосударственные пенсии.

Пенсионная реформа - это долгосрочная, сложная и многоплановая программа, направленность которой обусловлена необходимостью существенно повысить уровень пенсий путем улучшения и усовершенствования условий и норм пенсионного обеспечения в интересах основной массы нетрудоспособных граждан.

Основными целями реформы системы пенсионного обеспечения определены:

ь адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее финансовой стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

ь последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп за счет других;

ь рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

ь введение механизмов, стимулирующих «зарабатывание» пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения;

ь сохранение прав, приобретенных по действующей пенсионной системе.

Для достижения целей пенсионной реформы необходимо решение ряда непростых задач, а именно:

определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию (т.е. тех лиц, которыми или за которых уплачивались страховые взносы);

установить фактический возраст выхода на пенсию (здесь предполагается постепенное повышение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за назначением пенсии после приобретения на нее права);

упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;

скорректировать подходы к выплате пенсий в период работы;

выработать критерии определения размеров пенсий и механизм их исчисления, приближенные к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования;

ввести страховые механизмы осуществления процесса пенсионного обеспечения.

Новая система пенсионного обеспечения будет включать в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов.

В прогнозируемом периоде предусматривается:

Ш укрепление страховых принципов пенсионного обеспечения;

Ш установление тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента.

Ш рост реальной средней пенсии по возрасту в 2006-2010 гг. должен быть сопоставим с темпами роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Индекс изменения средней пенсии по возрасту в 2010 г. по отношению к 2005 г. должен составить 1,4-1,7 раза.

Ш минимальный размер пенсии по возрасту превысит прожиточный минимум пенсионера.

С этой целью принят Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», который вступил в силу с 2001 года. В настоящее время это является одним из приоритетных направлений деятельности Фонда. В соответствии с Концепцией, базой для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного социального страхования.

Цель введения персонифицированного учета - создать условия для назначения пенсии каждому гражданину в соответствии с результатами всей его трудовой деятельности.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Сведения, содержащиеся в трудовых книжках и справках о заработке, стали гораздо менее достоверными, чем, к примеру, десять лет назад. Вот и получают некоторые наши граждане не совсем заслуженную пенсию, забирая средства тех, кто ее заработал честно. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Преимущества персонифицированного учета - на место практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице). Каждый работающий гражданин зарегистрирован в Фонде социальной защиты населения (далее - Фонд), ему выдано свидетельство социального страхования с указанием страхового номера, который соответствует личному номеру гражданина, указанному в паспорте нового образца. Под этим же номером на него открыт в информационной базе Фонда индивидуальный лицевой счет, на котором накапливаются сведения о стаже, заработке и другие данные, необходимые ему в будущем для назначения трудовой пенсии. Система учета такова, что страховой номер сохраняется за человеком всю жизнь. Куда бы он ни переехал, на какую бы работу не устроился, данные о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет. К моменту назначения пенсии гражданину не надо будет собирать многочисленные справки, искать исчезнувшие фирмы, где он когда-то работал, копаться в архивах. Все сведения хранятся в компьютерном банке данных Фонда. Данными персонифицированного учета располагает только Фонд социальной защиты населения - государственный орган, следовательно, государство обеспечивает сохранность, достоверность и конфиденциальность сведений о каждом гражданине.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать