- для организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.
- для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с сум-мы, превышающей 600 000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:
§ средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий;
§ средства Фонда социального страхования Российской Федерации;
§ доходы от капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов Фонда коммерческими банками;
§ пени и финансовые санкции;
§ добровольные взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.
Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство Российской Федера-ции.
Фонд социального страхования Российской Федерации
Средства фонда социального страхования Российской Федерации являются средствами государства, находящимися в управлении государ-ственного финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его ис-полнение утверждаются Правительством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими за-дачами: [7, с. 36]
§ способствовать материальному обеспечению граждан, не участвующих в общественном воспроизводственном процессе;
§ обеспечивать гарантированные государством выплаты:
- пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение;
- денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровле-ние работников и членов их семей;
- другие цели государственного социального страхования, предус-мотренные законодательством;
§ участвовать в разработке и осуществлять реализацию государствен-ных программно охране здоровья работников, улучшению социаль-ного страхования;
§ обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхо-вания на перспективу;
§ разрабатывать совместно с Министерством труда и социальной за-щиты Российской Федерации предложения о размерах тарифов стра-ховых взносов для достаточного обеспечения социального страхова-ния граждан;
§ организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров спе-циалистов для системы социального страхования;
§ вести учет страховых взносов, платежей и др.
Формирование денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]
* Отчисления от обязательных платежей по единому социальному на-логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год составляют для организа-ций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.
Минимальные став-ки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федера-ции от сумм единого социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.
* Доходы от инвестирования временно свободных средств и их капита-лизации.
* Добровольные взносы организаций и граждан.
* Ассигнования из федерального бюджета.
* Специальные займы и др.
Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер-ство по налогам и сборам Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Обязательное медицинское страхование является обязательной со-ставной частью государственного страхования граждан Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в полу-чении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объе-мах и в соответствии с целевыми программами в рамках государствен-ной политики.
Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территори-альные фонды обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Федерального фонда являются: [6, с. 36]
ь обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицин-ском страховании граждан в Российской Федерации»;
ь обеспечение финансовой стабильности системы страхования на пер-спективу;
ь участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
ь разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий ра-боты территориальных фондов в части объема и качества предостав-ляемых услуг;
ь финансирование целевых медицинских программ, медицинской на-уки, подготовки и переподготовки кадров;
ь финансирование материально-технической базы здравоохранения.
В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в частности: [7, с. 69]
- обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому страхованию через систему функцио-нирования страховых компаний;
- дотирование филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного среднедушевого норматива;
- финансирование обязательного медицинского страхования;
- формирование нормированного страхового запаса;
- финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе;
- финансирование мероприятий совместно с органами управления здра-воохранения;
- содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298]
* отчислений от обязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставки отчислений в Фонд обязательного медицинс-кого страхования установлены отдельно для федерального фонда и тер-риториальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере соот-ветственно:
- для организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,
- для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%.
Минимальные ставки отчислений от единого социального налога в федеральный и, соответственно, в территориальные фонды обязатель-ного медицинского страхования Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год в следующих раз-мерах:
- для организаций - работодателей-700руб.,
- для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение региональ-ных программ обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов организаций и граждан;
- доходов от использования и капитализации временно свободных де-нежных средств;
- нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда;
- прочих поступлений.
Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер-ство по налогам и сборам Российской Федерации.
Единый социальный налог (взнос)
Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве основного ис-точника государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального налога (взно-са) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на госу-дарственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую по-мощь.
Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]
· работодатели, производящие выплаты наемным работникам (органи-зации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общи-ны, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица);
· индивидуальные предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.
Не являются налогоплательщиками налога организации и индиви-дуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетель-ства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Объектам обложения признаются: [2, с. 104]
§ выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям;
§ вознаграждения по договорам, гражданско-правового характера, ав-торским, лицензионным договорам;
§ выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные вып-латы;
§ доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, - для индивидуальных предпринима-телей.
Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграж-дений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу ра-ботников в денежной или натуральной форме, в виде материальной по-мощи или безвозмездных выплат, в виде материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]
Ш государственные пособия;
Ш государством закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;
Ш суммы единовременной материальной помощи в особых случаях;
Ш суммы страховых взносов по обязательному страхованию работни-ков в соответствии с законодательством;
Ш доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;
Ш и другие.
От уплаты налога освобождаются:
- организации с сумм выплат категориям работников-инвалидов (об-щественные организации инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных целей, и некоторые дру-гие);
- иностранные граждане - индивидуальные предприниматели;
- налогоплательщики-инвалиды;
- и другие.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным пе-риодом - календарный месяц.
2.2. Принципы построения системы
социального страхования в РФ
На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. [6, с. 29]
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др. [24, с. 57]
Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.
Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже. [23, с. 9]
Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев. [16, с. 12]
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся: [27, с. 33]
- формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.
Работодатели (или предприятия):
- участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.
Принцип личной ответственности в рамках системы социального страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при потере трудоспособности.
На основании вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального страхования. [16, с. 15]
Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.
Третье положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования -- общего, профессионального и территориального.
Таким образом, реализация указанных и иных концептуальных принципов социального страхования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основы социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.
2.3. Модели финансирования социального страхования
Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является метод трехканального финансирования, в том числе: [3, с. 236]
§ две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утрате дохода наемным работником, вносится работодателем;
§ одна треть -- самими работниками, подлежащими страхованию, и государством.
Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.