Система социального страхования, как средство защиты населения
p align="left">Минимальные ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат более 600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:

- для организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.

- для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с сум-мы, превышающей 600 000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:

§ средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий;

§ средства Фонда социального страхования Российской Федерации;

§ доходы от капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов Фонда коммерческими банками;

§ пени и финансовые санкции;

§ добровольные взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.

Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство Российской Федера-ции.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Средства фонда социального страхования Российской Федерации являются средствами государства, находящимися в управлении государ-ственного финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его ис-полнение утверждаются Правительством Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими за-дачами: [7, с. 36]

§ способствовать материальному обеспечению граждан, не участвующих в общественном воспроизводственном процессе;

§ обеспечивать гарантированные государством выплаты:

- пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение;

- денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровле-ние работников и членов их семей;

- другие цели государственного социального страхования, предус-мотренные законодательством;

§ участвовать в разработке и осуществлять реализацию государствен-ных программно охране здоровья работников, улучшению социаль-ного страхования;

§ обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхо-вания на перспективу;

§ разрабатывать совместно с Министерством труда и социальной за-щиты Российской Федерации предложения о размерах тарифов стра-ховых взносов для достаточного обеспечения социального страхова-ния граждан;

§ организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров спе-циалистов для системы социального страхования;

§ вести учет страховых взносов, платежей и др.

Формирование денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]

* Отчисления от обязательных платежей по единому социальному на-логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год составляют для организа-ций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.

Минимальные став-ки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федера-ции от сумм единого социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.

* Доходы от инвестирования временно свободных средств и их капита-лизации.

* Добровольные взносы организаций и граждан.

* Ассигнования из федерального бюджета.

* Специальные займы и др.

Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер-ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование является обязательной со-ставной частью государственного страхования граждан Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в полу-чении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объе-мах и в соответствии с целевыми программами в рамках государствен-ной политики.

Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территори-альные фонды обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда являются: [6, с. 36]

ь обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицин-ском страховании граждан в Российской Федерации»;

ь обеспечение финансовой стабильности системы страхования на пер-спективу;

ь участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

ь разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий ра-боты территориальных фондов в части объема и качества предостав-ляемых услуг;

ь финансирование целевых медицинских программ, медицинской на-уки, подготовки и переподготовки кадров;

ь финансирование материально-технической базы здравоохранения.

В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в частности: [7, с. 69]

- обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому страхованию через систему функцио-нирования страховых компаний;

- дотирование филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного среднедушевого норматива;

- финансирование обязательного медицинского страхования;

- формирование нормированного страхового запаса;

- финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе;

- финансирование мероприятий совместно с органами управления здра-воохранения;

- содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298]

* отчислений от обязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений в Фонд обязательного медицинс-кого страхования установлены отдельно для федерального фонда и тер-риториальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере соот-ветственно:

- для организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,

- для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%.

Минимальные ставки отчислений от единого социального налога в федеральный и, соответственно, в территориальные фонды обязатель-ного медицинского страхования Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год в следующих раз-мерах:

- для организаций - работодателей-700руб.,

- для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;

- ассигнований из федерального бюджета на выполнение региональ-ных программ обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов организаций и граждан;

- доходов от использования и капитализации временно свободных де-нежных средств;

- нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда;

- прочих поступлений.

Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер-ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос)

Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве основного ис-точника государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального налога (взно-са) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на госу-дарственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую по-мощь.

Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]

· работодатели, производящие выплаты наемным работникам (органи-зации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общи-ны, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица);

· индивидуальные предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками налога организации и индиви-дуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетель-ства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Объектам обложения признаются: [2, с. 104]

§ выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям;

§ вознаграждения по договорам, гражданско-правового характера, ав-торским, лицензионным договорам;

§ выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные вып-латы;

§ доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, - для индивидуальных предпринима-телей.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграж-дений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу ра-ботников в денежной или натуральной форме, в виде материальной по-мощи или безвозмездных выплат, в виде материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]

Ш государственные пособия;

Ш государством закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;

Ш суммы единовременной материальной помощи в особых случаях;

Ш суммы страховых взносов по обязательному страхованию работни-ков в соответствии с законодательством;

Ш доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;

Ш и другие.

От уплаты налога освобождаются:

- организации с сумм выплат категориям работников-инвалидов (об-щественные организации инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных целей, и некоторые дру-гие);

- иностранные граждане - индивидуальные предприниматели;

- налогоплательщики-инвалиды;

- и другие.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным пе-риодом - календарный месяц.

2.2. Принципы построения системы

социального страхования в РФ

На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. [6, с. 29]

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др. [24, с. 57]

Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже. [23, с. 9]

Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев. [16, с. 12]

С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

Его основными функциями становятся: [27, с. 33]

- формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;

- гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;

- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;

- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.

Работодатели (или предприятия):

- участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;

- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.

Принцип личной ответственности в рамках системы социального страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при потере трудоспособности.

На основании вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального страхования. [16, с. 15]

Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.

Второе положение заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.

Третье положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования -- общего, профессионального и территориального.

Таким образом, реализация указанных и иных концептуальных принципов социального страхования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основы социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.

2.3. Модели финансирования социального страхования

Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является метод трехканального финансирования, в том числе: [3, с. 236]

§ две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утрате дохода наемным работником, вносится работодателем;

§ одна треть -- самими работниками, подлежащими страхованию, и государством.

Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать