Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения
p align="left">обеспечения. Это нашло отражение в нормах трудового законодательства. Так,

ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное

социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет

государства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но

и руководителей предприятий и ведомств прочно укоренился ошибочный

стереотип относительно источников финансового обеспечения выплат по

социальному страхованию и обеспечению.

Глава 4 .Взаимосвязь социального страхования и социальной политики

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной

социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные

группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования, вызванные

переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты,

основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к

выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.

Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным

использованием имеющихся средств. “Отечественная система социальной защиты

установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и

успешно заморозила все попытки модернизации системы социального

страхования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области

социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического и

нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными

процессами”. Отсутствует координация усилий между существующими

организационными и формами социальной защиты -- социальной помощью и

социальным страхованием.

Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не

подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек

зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние

общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и

своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью

адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может

оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в

ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального

страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы

социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение

государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению,

не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые

соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального

страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью

использования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах.

Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих

работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все

работающие на предприятии: совместители и временно работающие через

отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фонд

социального страхования, но получать от него необходимое обеспечение не

могут.

Для развитых в социально-экономическом отношении стран давно стало

очевидным, что “цель жизни в обществе -- не государство и не рынок, а сама

жизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынок

призваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”,

социальной защиты, социального страхования и др.

В социальной защите выделяются два основных вида:

- Социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной

поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;

- социальное страхование, ориентированное на социально активное

население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно

осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.

Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше

вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической

сфере определенную помощь и выгоду.

Деятельность системы социального страхования в первую очередь

адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население в

своем большинстве -- это работники по найму, и заработная плата -- их

единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе

отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной

защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах

регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не

только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма

социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу

производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и

мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге

способствуют стабилизации общества.

Реформирование системы социального страхования должно привести ее в

соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить

действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты

должна строиться на двух основополагающих принципах -- на индивидуальной

ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход

открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,

защищает интересы обеих сторон, сочетая их интересы, и препятствует

процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты

прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,

малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более

важен принцип личной ответственности.

“В настоящее время при переходе России к более совершенной системе

социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость

перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества

жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного

взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или

в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу

расходования средств на зарплату и на различные виды социального

страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно

найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным

страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого

необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех

видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким

механизмом и является социальное страхование”.

Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми

Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и

задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только

их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,

наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности

населения.

Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и

анализировалась система социального страхования, оказываются тесно

взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит

уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко

распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются

там основой системы социальной защиты.

Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансового

характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения

защиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственное

социальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнее

включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и

“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных

случаев на производстве”.

Глава 5.Развитие системы социального страхования

5.1.Принципы построения системы социального страхования

На смену единой системе государственного социального страхования

сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов

страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с

проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное

социальное страхование.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от

причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай

болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай

потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие

способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных

форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.

Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие

принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека

социальное страхование определено как форма социальной защиты при

наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по

независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального

страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при

наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате

возможности заработка”. К такого рода страховым случаям относятся:

временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и

уход за ним, смерть, и др.

Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие

системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина

за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием

как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,

а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности

является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен

самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в

экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная

свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Система социального страхования характеризуется также принципом

солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов

страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от

состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:

социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как

трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях

могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь

строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них

выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются

специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким

заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки

ниже.

Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства,

солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной

зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства,

балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального

страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие

утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги:

профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием

страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой

системы.

Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня

социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении

страховых случаев.

С развитием рыночной экономики переход к системе социального

страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально

меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств

производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников

системы социального страхования.

Его основными функциями становятся:

- Формирование экономических и правовых предпосылок, условий для

становления и развития социального страхования, включая содействие развитию

инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,

определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,

пособий и услуг;

- гарантирование социальной защиты в области социального страхования,

контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной

защищенности трудящихся;

- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования

интересов субъектов этих отношений;

- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым

категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие

в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю

ответственности государства.

Работодатели (или предприятия):

- Участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой

деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими

трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие

сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;

- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение

профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных

заболеваний.

Работник несет личную ответственность за свое здоровье и

благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении

социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать

как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают

профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в

системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и

социального страхования.

Принцип личной ответственности в рамках системы социального

страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом

солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с

разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение

возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при

потере трудоспособности.

На основании вышеприведенного формулируются основные положения

Концепции социального страхования.

Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно

разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по

принципу однородности и общности интересов способствует повышению

эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности

такой формы социальной защиты и росту солидарности.

Второе положение заключается в том, что в основе разделения

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать