ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное
социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет
государства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но
и руководителей предприятий и ведомств прочно укоренился ошибочный
стереотип относительно источников финансового обеспечения выплат по
социальному страхованию и обеспечению.
Глава 4 .Взаимосвязь социального страхования и социальной политики
Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной
социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные
группы получали широкую социальную поддержку.
Происходящие в стране экономические преобразования, вызванные
переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты,
основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.
Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к
выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.
Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным
использованием имеющихся средств. “Отечественная система социальной защиты
установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и
успешно заморозила все попытки модернизации системы социального
страхования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области
социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического и
нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными
процессами”. Отсутствует координация усилий между существующими
организационными и формами социальной защиты -- социальной помощью и
социальным страхованием.
Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не
подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек
зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние
общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и
своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью
адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может
оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в
ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального
страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы
социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.
Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение
государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению,
не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые
соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального
страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью
использования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах.
Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих
работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все
работающие на предприятии: совместители и временно работающие через
отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фонд
социального страхования, но получать от него необходимое обеспечение не
могут.
Для развитых в социально-экономическом отношении стран давно стало
очевидным, что “цель жизни в обществе -- не государство и не рынок, а сама
жизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынок
призваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”,
социальной защиты, социального страхования и др.
В социальной защите выделяются два основных вида:
- Социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной
поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;
- социальное страхование, ориентированное на социально активное
население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно
осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.
Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше
вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической
сфере определенную помощь и выгоду.
Деятельность системы социального страхования в первую очередь
адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население в
своем большинстве -- это работники по найму, и заработная плата -- их
единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе
отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной
защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах
регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не
только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма
социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу
производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и
мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге
способствуют стабилизации общества.
Реформирование системы социального страхования должно привести ее в
соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить
действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты
должна строиться на двух основополагающих принципах -- на индивидуальной
ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход
открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,
защищает интересы обеих сторон, сочетая их интересы, и препятствует
процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты
прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,
малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более
важен принцип личной ответственности.
“В настоящее время при переходе России к более совершенной системе
социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость
перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества
жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного
взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или
в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу
расходования средств на зарплату и на различные виды социального
страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно
найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным
страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого
необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех
видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким
механизмом и является социальное страхование”.
Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми
Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и
задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только
их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,
наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности
населения.
Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и
анализировалась система социального страхования, оказываются тесно
взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит
уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко
распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются
там основой системы социальной защиты.
Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансового
характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения
защиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственное
социальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнее
включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и
“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных
случаев на производстве”.
Глава 5.Развитие системы социального страхования
5.1.Принципы построения системы социального страхования
На смену единой системе государственного социального страхования
сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов
страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с
проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное
социальное страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от
причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай
болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай
потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие
способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных
форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.
Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие
принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека
социальное страхование определено как форма социальной защиты при
наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по
независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального
страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при
наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате
возможности заработка”. К такого рода страховым случаям относятся:
временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и
уход за ним, смерть, и др.
Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие
системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина
за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием
как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,
а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности
является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен
самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в
экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная
свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.
Система социального страхования характеризуется также принципом
солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов
страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от
состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:
социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как
трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях
могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь
строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них
выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются
специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким
заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки
ниже.
Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства,
солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной
зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства,
балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального
страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие
утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги:
профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием
страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой
системы.
Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня
социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении
страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального
страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально
меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств
производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников
системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- Формирование экономических и правовых предпосылок, условий для
становления и развития социального страхования, включая содействие развитию
инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,
определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,
пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования,
контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной
защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования
интересов субъектов этих отношений;
- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым
категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие
в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю
ответственности государства.
Работодатели (или предприятия):
- Участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой
деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими
трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие
сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение
профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных
заболеваний.
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и
благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении
социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать
как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают
профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в
системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и
социального страхования.
Принцип личной ответственности в рамках системы социального
страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом
солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с
разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение
возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при
потере трудоспособности.
На основании вышеприведенного формулируются основные положения
Концепции социального страхования.
Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно
разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по
принципу однородности и общности интересов способствует повышению
эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности
такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение заключается в том, что в основе разделения