Социальное страхование
а 137% и 78% увеличились расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в 2005 году по сравнению с 2003 и 2004 годами соответственно. На наш взгляд, столь существенное увеличение данной статьи расходов в бюджете Калужского регионального отделения Фонда социального страхования связано с проводимой Правительством Российской Федерации национальной программы «Здоровье».

Рассматривая таблицу, представленную в Приложении 7, необходимо отметить, что в бюджете регионального отделения ФСС Калужской области отсутствует статья расходов, связанная с частичным содержанием детских юношеских школ. В ряде публикаций [10, 25] данная мера связывается с перераспределением ЕСН между фондами и как следствие снижение ставки в Фонд социального страхования.

Однако в то же время в бюджете Калужского регионального отделения в 2005 году появилась новая статья расходов - обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. В 2005 году она составила 32203,8 тысяч рублей или 2,8% от общей суммы расходов. По словам Логачевой Н.Н. [25] более тысячи инвалидов, в том числе детей-инвалидов были обеспечены необходимыми средствами реабилитации. Впервые в связи с введением нового финансового механизма инвалиды, проживающие в Калужской области получили возможность на основе индивидуальной программы реабилитации выбирать модель кресла-коляски, слухового аппарата и другого средства реабилитации и контролировать его качество.

В заключение, хотелось бы отметить, что собственных средств регионального отделения Калужской области не хватает для реализации всех программ, проводимых Правительством Российской Федерации в области социального страхования, поэтому из таблицы, представленной в Приложении 7 видно, что удельный вес внутрибюджетных перечислений, выделяемых из федерального бюджета, колеблется от 11,5% в 2004 году до 1,2% в 2003 году.

Таким образом, проведенный нами анализ деятельности Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации показал, что несмотря на наметившиеся положительные тенденции реализации социальных программ в Калужской области еще существует множество недостатков и проблем (например, нехватка собственных средств), которые требуют дальнейшего реформирования как в целом по России, так и в Калужской области в частности

Глава 3: Основные направления развития Фонда Социального Страхования Калужской области

3.1. Перспективы развития Фонда Социального Страхования Калужской Области на 2007 год

Рассмотрим проекта федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»

Бюджет ФСС на 2007 год включает средства на обязательное социальное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учтенные в его доходах и расходах отдельно. Кроме того, доходы бюджета ФСС формируются за счет средств, направляемых из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В представленном Законопроекте сумма доходов ФСС на 2007 год составляет 251731027,7 тыс. рублей, или 121,6% к уровню 2006 года в действующих условиях и 112,6% в сопоставимых условиях (при расчетах в сопоставимых условиях применялся индекс роста потребительских цен в размере 108,0%) Расходы ФСС установлены в сумме 278918664,7 тыс. рублей, или 131,0% к ассигнованиям, утвержденным в бюджете Фонда на 2006 год, в действующих условиях и 121,3% в сопоставимых условиях.

Доходы ФСС по обязательному социальному страхованию предусмотрены Законопроектом в сумме 169264828,5 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 44730708,0 тыс. рублей, расходы - соответственно, 198104134,6 тыс. рублей и 43079038,9 тыс. рублей.

Кроме того, средства, поступившие от внесения страхователями капитализированных платежей, в сумме 1300000,0 тыс. рублей будут направлены на пополнение резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В пояснительной записке к Законопроекту отмечается, что в целом планируемые доходы бюджета ФСС, с учетом входных остатков средств на начало 2007 года, позволят обеспечить финансирование всех расходных обязательств, предусмотренных проектом бюджета ФСС на 2007 год.

Текущий дефицит по обязательному социальному страхованию в 2007 году в сумме 28839306,1 тыс. рублей покрывается за счет остатка средств на начало 2007 года по данному виду страхования, который прогнозируется в сумме 35093176,0 тыс. рублей. Остаток средств Фонда на конец 2007 года по этому виду страхования может сложиться на уровне 6253869,9 тыс. рублей.

Остатки средств на начало 2007 года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прогнозируются в объеме 1854890,3 тыс. рублей, на конец 2007 года - 2206559,4 тыс. рублей.

В представленном Законопроекте обособлены доходы и расходы бюджета ФСС в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако, учитывая целевой характер образования и расходования средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в увязке с положениями статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), определяющими, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть увязаны с определенными расходами бюджета только в форме целевого бюджетного фонда, а также положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 125-ФЗ, предусматривающими отражение средств на осуществление указанного вида социального страхования в доходной и расходной частях бюджета ФСС, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками, Счетная палата Российской Федерации подтверждает ранее изложенную позицию о целесообразности образования в составе бюджета ФСС целевого бюджетного фонда обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2007 году Фондом, в отличие от 2006 года, не будет производиться финансирование расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан в рамках реализации национального проекта «Здоровье», осуществляемое ФСС в 2006 году за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года (далее - Послание Президента Российской Федерации) в целях реализации задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в 2007 году статьей 9 Законопроекта предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в сумме 13171500,0 тыс. рублей финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

В соответствии с проектом федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» рассмотрим перспективы развития ФСС Калужской области.

Складывающийся дефицит по обязательному социальному страхованию Калужской Области будет покрыт за счет привлечения входящих остатков средств на начало 2007 г в качестве источника внутреннего финансирования бюджета фонда.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве предусматриваются с превышением над расходами. В целом планируемые доходы бюджета позволят обеспечить его расходные обязательства, предусмотренные на 2007 г.

Кроме того, ФСС Калужской области для выполнения им ряда социальных функций, предусмотренных законодательством, предусматривается перечисление средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, выплату пособий неработающим гражданам по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В 2007 г сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Кроме того, сохраняется существующая с 2001 г льгота по уплате страховых взносов, которая позволяет работодателям активнее привлекать инвалидов к общественно-полезному труду и использовать эту категорию населения в трудовом процессе.

3.2. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Калужской области

На заседание были приглашены представители Министерства здравоохранения и соцразвития области, главного бюро медико-социальной экспертизы и протезно-ортопедических предприятий.

В Калужской области в Федеральном регистре зарегистрировано более 88 тысяч инвалидов, из них 3 тысячи дети-инвалиды. В обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями и другими средствами реабилитации нуждается около 6,5 тысяч льготников. Всего региональным отделением в 2005 году предусмотрено израсходовать на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации 23,1 млн. рублей.

В настоящее время в региональное отделение поступило более 3900 индивидуальных программ реабилитации и заявлений граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации. Обратившиеся граждане поставлены на учет на обеспечение более 11 тысячами различных средств реабилитации.

Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в области осуществляют 3 предприятия. Основная доля изготовленных протезно-ортопедических изделий приходится на ФГУП «Калужское протезно-ортопедическое предприятие». В ООО «Обнинское протезно-ортопедическое предприятие» направляются граждане из близлежащих районов, а также при необходимости сложного протезирования инвалидов в условиях стационара. ООО «Малое протезно-ортопедическое предприятие «Ортез» изготавливает протезы (тутора, аппараты) для детей-инвалидов и работает выездными медицинскими бригадами. В настоящее время на обеспечение протезами, протезно-ортопедическими изделиями принято более 8,5 тысяч заявок, из них выполнено более 6 тысяч.

Региональное отделение обеспечивает более 200 человек абсорбирующим бельем и более 300 спецсредствами при нарушении функций выделения.

Также региональное отделение осуществляет оплату эндопротезов. С импортными эндопротезами успешно работает больница скорой медицинской помощи. Кроме того, операции по эндопротезированию проводятся на базе Калужской областной больницы и Медико-санитарной части № 8 г. Обнинска. В настоящее время получено 54 индивидуальных программ реабилитации и заявлений инвалидов на обеспечение эндопротезами, оплачено 48 на сумму 2902,8 тыс. рублей.

Кресла-коляски и стулья с санитарным оснащением, поставляемые в Калужскую область предприятиями-изготовителями, доставляются непосредственно на дом инвалидам Калужским территориальным центром профессиональной реабилитации инвалидов. В течение 2005 года на обеспечение креслами-колясками и стульями с санитарным оснащением поступило около 400 заявок, выдано 231.

Согласно государственным контрактам, заключенным Фондом социального страхования РФ, в Калужскую область поставляются 20 моделей слуховых аппаратов. В настоящее время слуховые аппараты выдаются через сурдологические кабинеты «Первой городской больницы им. Красного Креста» и Калужской областной больницы, а также ГП ПТО «Медтехника». Региональное отделение, учитывая высокую потребность в современных слуховых аппаратах, обратилось в Фонд социального страхования РФ с просьбой увеличить квоты на поставку цифровых слуховых аппаратов в Калужскую область. Данная просьба была удовлетворена, количество поставляемых слуховых аппаратов увеличено, также расширен список моделей. В течение 2005 года в региональное отделение поступило более 700 заявок на обеспечение слуховыми аппаратами, выдано более 400 аппаратов.

До конца 2005 года все нуждающиеся будут полностью обеспечены протезами и техническими средствами реабилитации.

Члены координационного совета также обсудили информацию об итогах работы контрольно-ревизионного отдела за 9 месяцев 2005 года и задачах по усилению контроля правильности начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. За 9 месяцев 2005 года работниками контрольно-ревизионного отдела было проведено 1502 выездных документальных проверок страхователей, 61 камеральная проверка по возмещению расходов страхователям, проверено 37 оздоровительных лагерей, 4 органа социальной защиты населения по выплатам пособий за счёт средств социального страхования неработающим гражданам.

В период выездных документальных проверок проверено 473 страхователя по вопросам соблюдения порядка оплаты пособий по временной нетрудоспособности за первые два дня за счёт средств работодателя из общего количества проверенных страхователей у 34 установлены нарушения. По результатам проведённых документальных проверок страхователей за счёт средств обязательного социального страхования не принято к зачёту 1641,8 тысяч рублей.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний была установлена заниженная налогооблагаемая база на сумму 30401,6 тыс. рублей; сотрудниками контрольно-ревизионного отдела доначислено страховых взносов на сумму 228,3 тыс. рублей.

Во время проверок установлены нарушения при выделении санаторных путёвок детям неработающих на данном предприятии родителей. По данным нарушениям не принято к зачёту расходов в сумме 50,4 тыс. рублей.

С целью снижения количества нарушений на координационном совете было решено усилить работу среди страхователей по разъяснению типичных нарушений, встречающихся при проверках.

Заключение

В ходе курсовой работы в соответствии и поставленной целью и задачами, были сделаны следующие выводы.

Изложены теоретические основы формирования и использования ФСС субъекта РФ, сущность, источники формирования и направления использования ФСС субъекта РФ. Рассмотрены задачи Фонда; за счет чего образуются средства и куда он направляются.

Проведен анализ деятельности ФСС Калужской области за 2004-2006 гг.

Рассмотрены основные направления развития Фонда Социального Страхования Калужской области.

Исследование показало, что действующая в Калужской области система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования.

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Но наряду с этим в ФСС Калужской области проводятся мероприятия обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Список использованной литературы

Официальный сайт ФСС Калужской области - www. fssklg. kaluga. ru

Официальный сайт Органов власти Калужской области - www. admobl. kaluga. ru

Официальный сайт ФСС РФ - www. fss. ru

Вестник государственного социального страхования. Научно - информационный журнал.

Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект) / Аналитический вестник. - 2005г. - №13(265)

Официальный сайт бюджетной системы Российской Федерации - www. budgetrf. ru

Актуальные вопросы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательное обеспечение/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - №5(225)

Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2003. - (Homo faber)

Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под редакцией академика Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 2000.

Федеральный закон РФ от 22.12. 2005 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999 г.

Политика доходов и заработной платы: Учебник / А.Н. Ананьев, Л.Н. Лыкова, И.В. Ильин и др.; Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. . - (Homo faber)

Роик В.Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. 2002, № 8; Социальные экономические параметры реформирования социального страхования: состояние, проблемы и пути решения. Материалы Института социальной политики Академии труда и социальных отношений. Руководитель темы Д.Ф. Шавишвили. Москва, 2003.

Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005. - № 05 (257)

Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов/ Аналитический вестник. Комитет Совета Федерации по социальной политике. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.М., 2005, С. 20-23. - №5 (257)

Роль социальных внебюджетных фондов в реформировании России (Страховой взнос или единый социальный налог?) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2000. - № 11 (123)

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй/ Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2000.

Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело. -1999. -N1.

Роик В. Социальное страхование-составляющая социальной политики // Человек и труд. -1998. -N12

Официальный сайт Министерства Финансов - www. minfin. ru

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 1998 г.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования».

Приложение к Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

Приложение к Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год".

Положение о фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07. 1995 N 741, от 19.02. 1996 N 166, от 15.04. 1996 N 462, от 23.12. 1996 N 1529, от 22.11. 1997 N 1471, от 23.12. 1999 N 1431, от 19.07. 2002 N 541, от 02.08. 2005 N 484)

Приложения

Приложение 1

РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ КАЛУЖСКОГО

РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(миллионов рублей)

Основные статьи расходов

2004

2005

2006

2005 ± к

Млн. руб.

Млн. руб.

Млн. руб.

2004, в%

2005,

в%

Выплата пособий по времен-ной нетрудоспособности

646,1

624,4

651,4

-19,6

-8,6

Выплата пособий по времен-ной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве

5,7

6,5

6,6

-0,2

-0,2

Выплата пособий по беременности и родам

1,7

1,8

2,2

0

0

Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет

67,6

81,4

103,3

+1,0

+0,5

Оплата путевок на санатор-но-курортное лечение

2,6

3

3,8

0

0

Оздоровление детей

63,6

69

123,1

+3,1

+3,4

Обеспечение мер по сокра-щению производственного травматизма

11,8

15,7

27,9

+1,0

+0,8

Частичное содержание ДЮСШ

0,5

0,11

-

-

-

Внутрибюджетные перечис-ления

9,9

111,08

34,93

+1,8

-8,5

Итого расходов:

852,67

964,56

1160,12

Приложение 2

СТРУКТУРА ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ

КАЛУЖСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (%)

Основные статьи расходов

2004

2005

2006

%

%

%

Выплата пособий по времен-ной нетрудоспособности

75,8

64,8

56,2

Выплата пособий по времен-ной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве

0,7

0,7

0,5

Выплата пособий по беременности и родам

0,2

0,2

0,2

Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет

7,9

8,4

8,9

Оплата путевок на санатор-но-курортное лечение

0,3

0,3

0,3

Оздоровление детей

7,5

7,2

10,6

Обеспечение мер по сокра-щению производственного травматизма

1,4

1,6

2,4

Частичное содержание ДЮСШ

0,1

0,01

-

Внутрибюджетные перечис-ления

1,2

11,5

3,0

Итого расходов:

100,0

100,0

100,0

Приложение 3

РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ КАЛУЖСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(миллионов рублей)

2004

2005

2006

Остаток средств на конец года

-2,8

20,5

-68,4

Расходование (всего)

964,6

1160,1

1415,9

Финансирование выплат населению пенсий, пособий

731,9

831,6

1018,5

Финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию

72,2

131,6

67,3

Финансирование выплаты пособий сверх установленных норм на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета

21,6

-

-

Финансирование исполнительной дирекции Фонда

25,7

35,6

62,9

Прочие расходы

113,2

161,3

267,2

Приложение 4

СТРУКТУРА ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ

КАЛУЖСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (%)

2004

2005

2006

Остаток средств на начало года

-4

-0,2

1,7

Поступление(всего)

100

100

100

Страховые взносы, налоговые платежи

96

85

82

От реализации путевок

-

-

-

Прочие поступления

4

15

18

СТРУКТУРА РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ

КАЛУЖСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (%)

2004

2005

2006

Остаток средств на конец года

-0,3

1,8

-4,8

Расходование (всего)

100

100

100

Финансирование выплат населению пенсий, пособий

76

72

72

Финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию

8

11

5

Финансирование выплаты пособий сверх установленных норм на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета

2

-

-

Финансирование исполнительной дирекции Фонда

3

3

4

Прочие расходы

11

14

19

Система страхования социальных рисков, действующая в настоящее время

Страховые взносы работодателей на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

ЕСН

Социальное страхование работников

Пенсионное страхование работников

Медицинское страхование работников

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов федерации (платежи за неработающее население)

Фонд социального страхования

Пенсионный фонд РФ

Федеральный фонд ОМС

Территориальные Фонды ОМС

страхование от несчастных случаев на производстве

оплата временной нетрудоспособности

оздоровление застрахованных и членов их семей

социальная пенсия

базовая часть пенсии

страховая и накопительная части пенсии

оплата медицинской помощи по базовой программе ОМС для работающего и неработающего населения

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях