Современная российская банковская система

Современная российская банковская система

Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Она является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны.

Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом, во всем мире имея огромную власть. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Именно возрастание роли банковской системы на современном этапе, позитивное развитие банковского сектора обуславливает интерес к этой теме, которую стоит рассмотреть подробнее.

Актуальность данной работы вызвана тем, что для современной российской экономики повышение эффективности функционирования банковского сектора - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований. Банковская система занимает исключительное место в экономической интеграции страны.

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Центрального банка и коммерческих банков в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России. Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:

рассмотреть теоретические аспекты построения банковской системы;

определить цели деятельности и функции Центрального банка;

рассмотреть теоретические основы сущности и функций коммерческих банков;

рассмотреть особенности построения и функционирования банковской системы в России.

Объектом изучения является банковская система и её роль в современной рыночной экономике России.

1. Банковская система как центральное звено кредитной системы

1.1 Понятие банковской системы

Понятием «система» часто оперируют в различных областях познания. Данное понятие имеет несколько значений. В экономической науке возможно применять понятие системы как совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое.

При рассмотрении кредитной системы необходимо учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития.

Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций. Выделяются две основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских («околобанковских», «квазибанковских», «парабанковских») институтов. Соответственно образуются и два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские учреждения. Первое из них представлено банками и другими учреждениями банковского типа, второе - небанковскими организациями (специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами).

Банковская система - ключевое звено кредитной системы, выполняющее большинство кредитно-финансовых услуг. Специализированные кредитно-финансовые институты отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. Особой разновидностью специализированных кредитно-финансовых институтов являются почтово-сберегательные учреждения, формирующие почтово-сберегательную систему.

Совокупность всех банков представляет собой банковскую систему, появление которой было обусловлено тем, что их расширяющаяся деятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы.

Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена.

Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности.

В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков.

В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, союзы и ассоциации банков, банковская инфраструктура и банковский рынок.

1.2 Виды банковских систем

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

централизованная монобанковская система (одноуровневая организация банковской системы);

децентрализованная банковская система - Федеральная резервная система США;

двухуровневая банковская система (центральный (эмиссионный) банк и система коммерческих банков).

Одноуровневая организация банковской системы существовала на ранних этапах развития банковского дела, когда еще не выделялись Центральные банки. На современном этапе такие системы существуют в странах с планово-централизованной экономикой. По типу централизованной монобанковской системы была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран.

Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы государственных трудовых сберегательных касс.

Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных - сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли расчеты по оплате коммунальных и других услуг.

Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Из всех центральных банков мира структура Федеральной резервной системы США самая необычная, что предопределено историей развития США как государства, а также спецификой формирования менталитета американской нации и ее политической элиты.

Официальная структура Федеральной резервной системы (ФРС) была продумана таким образом, чтобы рассредоточить власть по округам, распределив ее между государственными организациями и частными институтами. ФРС включает следующие организации:

федеральные резервные банки (12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль над деятельностью банков-членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США);

Совет управляющих Федеральной резервной системой (7 человек с 14-летним периодом полномочий);

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;

Федеральный консультативный совет.

Все национальные банки обязаны быть членами ФРС. Коммерческим банкам, зарегистрированным на уровне штатов, не обязательно быть участниками этой системы, но они могут присоединиться к ней.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы, в которой можно выделить три важнейших элемента:

верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком;

на нижнем уровне функционируют коммерческие банки;

на этом же уровне работают небанковские кредитно-финансовые организации (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

Необходимость создания двухуровневой банковской системы обусловлена довольно противоречивым характером отношений, сложившихся на экономическом рынке. С одной стороны, банки требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это как раз возможно обеспечить элементами нижнего уровня - коммерческими банками. А с другой стороны, этим отношениям необходимы определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого института, и в двухуровневой системе этим институтом является - центральный банк.

В двухуровневой банковской системе обнаруживаются связи двух типов. Во-первых, связи между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь между Центральным банком, с одной стороны, и коммерческими банками, кредитными учреждениями - с другой. При этом в первом случае связь выражается в отношениях координации между указанными элементами системы, а во втором случае перерастает в отношения субординации, которые, главным образом, и обеспечивают целостность системы.

Создание центральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило достаточно эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

В различных странах на центральный банк, который чаще всего является собственностью государства, могут возлагаться разнообразные функции. Но он всегда остается регулирующим органом, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

2. Центральный банк

2.1 Центральный банк как первая ступень двухуровневой банковской системы

Как описано выше, в двухуровневой банковской системе, банком первого уровня может являться только Центральный (эмиссионный) банк. В разных странах он называется по-разному: Государственный, Центральный, резервный, Национальный и т.д.

Центральный банк страны является главным элементом банковской системы любого государства.

Владельцами Центрального банка в большинстве случаев является государство, в котором он расположен. Участие других субъектов, включая коммерческие банки, в этой собственности не предусмотрено.

Как правило, во главе Центрального банка стоит директорат со штатными и/или нештатными его членами, которые назначаются соответствующим правительством или президентом государства на определенный период времени.

Обычно Центральные банки выполняют следующие функции:

во взаимодействии с Правительством своей страны разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту, укрепление и обеспечение устойчивости национальной валюты;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

устанавливает правила поведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

регулирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством.

Остановимся поподробнее на некоторых из основных функций Центрального банка.

2.2 Основные функции Центрального банка

Банкнотная эмиссия. Во всех странах с течением времени соответствующим Центральным банком было монополизировано право печатать и выпускать деньги.

Банкноты только Центрального банка являются неограниченно «законным платежным средством» и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу. Собственно эта операция и означает эмиссию - выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения.

Организация межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты являются составным элементом платежного механизма государства. Безналичные платежи между субъектами предпринимательской деятельности никак не могут быть завершены в пределах одного банка. Так как в основном у субъектов предпринимательской деятельности счета открыты в разных банках, отсюда неминуемо возникают межбанковские расчеты. Они представляют собой систему осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими организациями.

В составе Центральных банков есть такое подразделение как расчетная палата, на которую возложено техническое проведение межбанковских расчетов на основе электронных технологий. Расчетная палата построена по двухуровневому принципу:

Центральная расчетная палата, которая подчиняется непосредственно Центральному банку.

Региональные расчетные палаты, которые являются структурными подразделениями территориальных управлений Центральных банков.

Контроль над деятельностью коммерческих банков. Эта задача является одной из основных задач Центрального банка, так как в условиях рыночной экономики, банки вполне могут обанкротиться, а банкротства банков влекут за собой в пропасть всех клиентов банка, и существует реальная опасность, что будет подорвано доверие к банковской системе в целом. Поэтому ведомство контроля над банками будет пытаться избежать неплатежеспособности кредитных учреждений. Это происходит благодаря дифференцированной системе мероприятий, связанных с надзором, контролем, подачей заявок и профилактикой.

Система контроля направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков.

К внешним рискам относятся:

риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами);

валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции);

риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам Центрального банка, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам);

риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).

Внутренними факторами риска считают коммерческие, связанные с человеческим фактором (квалификация персонала и деловые качества руководителей, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и др.), а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи, транспорта и т.п.

Для снижения внутренних рисков проводятся такие процедуры, как лицензирование, аудиторские проверки, инспектирование деятельности коммерческих банков сотрудниками Центрального банка.

Работа по банковскому надзору делится по трем основным направлениям: общий надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.

Общий надзор. Распространяется только на стабильно работающие банки, которые финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего законодательства, указания Центрального бака и т.д. Одним словом имеют хорошую репутацию. Его осуществляют региональные управления Центрального банка.

Интенсивный надзор. Применяется к тем банкам, которые периодически нарушают экономические нормативы и допускают незначительные другие нарушения, а также не отличаются финансовой стабильностью.

Надзор высокой степени. Используется в отношении банков, которые систематически (два и более раз в течение квартала) нарушают экономические нормативы, а также допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние.

Полномочия Центрального банка в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:

обязательность для коммерческих банков выполнения указаний Центрального банка;

требования к учредителям банков по финансовому оздоровлению банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банков;

взыскание штрафов;

повышение норм обязательных резервов;

назначение временной администрации по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

отзыв лицензий на совершение банковских операций.

Кредитные операции Центрального банка. Кредитные операции Центрального банка не ограничивается суммой аккумулированных кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части своего баланса на дату выдачи кредита. Пассивы Центрального банка автоматически увеличивается по мере предоставления кредита.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать