Современная система страхования в Российской Федерации
ссоциация как координатор регулирующей деятельности выполняет функции надштатного органа. Ассоциация разрабатывает единые стандарты регулирования и типовые законы. После принятия этих законов на национальном собрании Ассоциации они должны быть включены в штатное законодательство (как правило, в двухлетний срок). Эти решения носят рекомендательный характер, но авторитет Ассоциации позволяет проводить эти решения в жизнь.

Ассоциация как коллективный орган обеспечивает представительство отдельных штатов и максимальный учет их интересов при осуществлении тех или иных направлении регулирования страхового бизнеса. При этом Ассоциация успешно решает задачу разработки и претворения в жизнь единых стандартов, обеспечивая целостность регулирования.

В тех случаях, когда регулирование на уровне штатов не может своевременно решать актуальные вопросы развития страховой отрасли, последняя становится объектом федерального вмешательства.

Примером служит федеральный Закон об удержании риска (1981 г., с поправками 1986 г). Закон разрешил образование в любом штате групп удержания риска - одной из разновидностей страхового права ведения или страховой деятельности в любом штате без получения лицензии или выполнения каких-либо регулирующих требований

Группы удержания риска стали альтернативой традиционному страхованию в разгар кризиса на рынке страхования ответственности в середине 80-х г. г. Страховые компании отказывались предоставлять покрытие по определенным видам рисков или значительно повышали цены на свои услуги. Закон об удержании риска разрешил приобретать страховые полюсы группам покупателей. Оптовая покупка позволила существенно снизить размер уплачиваемых премий, что ранее было запрещено законами 22 штатов.

Страхование в США может быть зарегистрировано как компания по страхованию имущества или по страхованию жизни и должна вести страховые операции согласно профилю.

Компания должна получить лицензию в том штате, где она планирует осуществлять страховые операции. Но по линии избыточность страхования страховщик может работать и в тех штатах, где он не имеет лицензии. Избыточное страхование - это страхование видов риска, которые не могут быть размещены на рынке и для которых требуется дополнительное покрытие. Если риск не может быть застрахован перед компанией, имеющие лицензии, но для расширения могут привлекаться и другие страховщики.

Объектом регулирования являются также формы страховых полисов. Перед введением их в оборот они должны быть представлены для утверждения в страховой орган штата. Основанием для отказа могу быть нарушения в полюсе штатного страхового законодательства, наличие противоречивых по смыслу статей, наличие исключений или условий, вводящих в заблуждение относительно страхуемого риска и т.д. Утверждению подлежат и прилагаемые к полюсу дополнения.

Штатное и контрактное законодательство предъявляет требования к стандартизации используемых в стране форм страховых полюсов, особенно в области имущественного страхования - страхования домовладения, автотранспортных средств и т.д. Полюсы, используемы для страхования рисков промышленности, допускают больше свободы, чем полюсы страхования жизни, но в целом в США страховщики имеют меньше возможности составлять полюсы под конкретного потребителя. Защита интересов страхователей - объект внимания со стороны государства - осуществляется посредством лицензирования страховых агентов и брокеров, и путем борьбы с недобросовестной конкуренцией. Законы штатов требуют, чтобы претендент на получение лицензии был компетентным специалистом в этой области и сдал специальный экзамен. Законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией подробно оговаривает, какие действия в области рекламы, заключения договоров и рассмотрения претензий запрещены или являются дискриминационными.

Страховые комиссары в случае нарушения страховщиками страхового законодательства могут отозвать лицензию или приостановить ее действие после административного уведомления и проведения слушаний. На практике отзыв лицензии происходит по иным причинам, чем испытываемые компанией финансовые трудности. Страховой комиссар может падать штрафы на страховщиков и их страховых агентов для пресечения практики недобросовестной конкуренции.

Финансовое регулирование деятельности американских страховщиков складывается из установления финансовых стандартов, правил финансовой отчетности и проверки страховых компаний, а также действий в отношении неплатежеспособных страховщиков.

Финансовые стандарты - это требования, которым страховая копания должна соответствовать при учреждении или, если она уже где-либо зарегистрирована, при обращении за лицензией. В США используются следующие формы: требования к депозитам, требования к собственному капиталу и требования к резервному капиталу. Размер депозита, который страховые компании должны при своей регистрации внести на счет казначейства штата, относительно невелик. Требования к капиталу предназначены для обеспечения наличия у фирмы ресурсов в случае неожиданного увеличения обязательств по выплатам или падения стоимости активов. В среднем минимальный собственный капитал должен составлять 2 млн. долларов США. Во многих штатах резервный капитал приравнивается к величине собственного капитала.

В 1990 г. Национальная ассоциация страховых комиссаров предложила заменить фиксированные размеры минимальных капитальных требований стандартами риск / капитал (СРК), которые позволяют увязать требования к собственному и резервному капиталу компании с особенностями страхуемых рисков. СРК является едиными для всех штатов, и предоставляют регулирующим органам осуществлять меры по отношению к страховщикам, чей капитал падает ниже установленного стандарта /33/.

Финансовый мониторинг проводится страховыми органами с целью проверки соответствия компанией установленным стандартам и включает предоставление страховщиками годовых и квартальных финансовых отчетов, проверку правильности ведения отчетности, предоставление по требованию страховых органов дополнительной информации для оценки финансового состояния.

Страховые органы при проверке финансового положения отдают приоритеты тем компаниям, которые функционируют в данном штате. Для выявления компаний, требующих первоочередного внимания, используются финансовые рейтинги и другие инструменты, а также информационная система страхового регулирования. В последнем случае при оценке финансового состояния страховщиков используется 11 рейтингов для компаний, занимающихся имущественным страхованием (рейтинги разбиты по 4 категориям: рентабельность, ликвидность, резервы и общее финансовое состояние) и 12 - для компаний по страхованию жизни (рентабельность, инвестиции, изменения в операциях, общее финансовое состояние).

Центральным звеном мониторинга финансовой устойчивости является проведение регулирующими органами проверок деятельности страховых компаний. Они ставят цели: как можно более раннее выявление страховщиков, неблагополучных в финансовом отношении и ведущих противозаконную деятельность, а также сбор информации для принятия страховыми органами адекватных мер.

При полномасштабной проверке изучению подлежат управление и контроль, план операции, делопроизводство, счета, финансовые ведомости, данные о потерях, резервы, качество активов, перестрахование и т.д.

Цель проверки - подтверждение соответствия представляемой компанией финансовой отчетности реальному ее состоянию.

2.4 Действия против неплатёжеспособных компаний

В этой области регулирующая деятельность предусматривает меры по предотвращению неплатёжеспособность страховщиков, испытывающих финансовые трудности, а также меры против неплатёжеспособных компаний. В первом случае обычно предпринимаются следующие действия: проведение слушаний, реализация планов корректирующих мероприятий, установление ограничений на страховую деятельность или её приостановление, надзор.

Если действия по предотвращению неплатёжеспособности опоздала или оказались безуспешными, регулирующие органы могут наложить арест на активы, принять меры оздоровлению или ликвидации компании. Страховой орган может сначала принять решение об оздоровлении компании и тем самым защитить держателей страховых полюсов и снизить другие неблагоприятные воздействия и только потом инициировать её ликвидацию. В последнем случае иск может быть предъявлен со стороны страховщика. Для защиты страхователей от финансовых убытком в случае неплатёжеспособности страховых компаний на уровне штатов функционируют гарантийные фонды. Его членом должна быть каждая страховая компания, получившая лицензию в определённом штате. Фонды финансируются за счёт отчислений с премий, получаемых компаниями по определённым видам страхования.

2.5 Анализ сравнения Российского рынка страхования с мировым рынком

В данном параграфе применим метод сравнения мирового рынка страхования в Российской Федерации и за рубежом.

Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим источником инвестиций в экономику. Реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началось в начале 1990-х гг., в то время как в странах с развитой рыночной экономикой интенсивное развитие страхового рынка происходило еще в XIX в.

С развитие частной собственности существенно возрастает роль страхования, однако объем и эффективность страховых услуг, предлагаемых российским страховым рынком предпринимателям и гражданам, весьма невелик. Об этом свидетельствует степень развития страхового рынка, которая определяется отношением совокупной страховой премии в ВВП страны. Темп роста совокупной страховой премии в 2007 г. превысил темп роста ВВП (темп роста страховых премий составил 25,1%, темп роста ВВП - 22,7%), в связи с чем доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (проникновение страхования) в 2007 году немного повысилась по сравнению с предыдущим годом и составила 2,31% (рис.3).

Уровень проникновения страхования в России сопоставим с такими странами как Колумбия (2,4%), Иордания (2,4%), Эстония (2,5%) и Кения (2,5%). В развитых странах Европы этот показатель составляет от 6 до 16% (Австрия - 6,1%. Германия - 6,7%, Италия - 7,2%. Нидерланды - 9,4%. Франция - 11%. Швейцария - 11%, Великобритания - 16%). В США доля страховой премии в ВВП в 2006 году составила 8,8%, в Японии - 10,5%, в Индии - 4,8% /33/.

Рис.2.2 Динамика доли страховой премии в ВВП, 2001-2007 гг., %

(Источник: по данным ФССН)

В настоящее время Россия занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг - всего 0,2% мирового объема страховых премий. На конец 2006 г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования - отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий /25. - с.5/.

Соотношение страховой премии (за исключением премии по ОМС) и ВВП продолжает снижаться, в 2007 году оно составило 1,45%, уменьшившись на 4% по сравнению с 2006 годом, а доля страховой премии по страхованию иному, чем страхование жизни, напротив, увеличивается (в 2006 году - на 2% до 2,21%, в 2007 году - на 2% до 2,25%) (табл.1) /35/.

Таблица 1.

Совокупная страховая премия и численность населения, 2001-2007 гг.

Период

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Страховые премии, млрд руб.

277,8

300,3

432,4

471,6

494,7

610,6

763,6

Население России, млн чел.

146,3

145,2

145

144,2

143,5

142,8

142,2

Премия на душу населения, руб.

1 898,8

2 068,2

2 982,1

3 270,5

3 447,4

4 275,9

5 369,9

Премия на душу населения, долл. США

63,0

65,1

101,2

117,9

119,8

162,4

218,8

(Источник: Марчук А.П. Тенденции развития страхового рынка России в современных условиях // Страховое дело. - 2009. - №1. - С.5).

В 2007 году продолжился рост плотности страхования - страховой премии на душу населения, который все эти годы обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. "Подушевая плотность страхования" составила 5,4 тыс. рублей, увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 годом.

В развитых странах Европы страховая премия на душу населения составляет 2,3-6,5 тыс. долл. США (в Великобритании - 6,5 тыс., Ирландии и Швейцарии - 5,5 тыс., Франции - 4 тыс., Германии и Австрии - 2,4 тыс). В Японии страховая премия на душу населения в 2006 году составила 3,6 тыс., в Канаде - 2,7 тыс., в США - 3,9 тыс.

Уровень плотности страхования в России в 2006 году (162,4 долл. США) сопоставим с такими странами, как Бразилия - 161, Латвия - 157 и Литва - 154 /25. - с.6/.

За последние два года концентрация страховых организаций по объему собранной страховой премии возрастает. Неизменным лидером остается "Ингосстрах", на долю которого в 2005-2006 гг. приходится 5% от общего объема премий. В 2005 году 20% собранных премий приходилось на пять страховых организаций - "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", "МАКС-М", "СОГАЗ", "РОСНО-МС", в 2006 году этот список покидает "РОСНО-МС". Всего лишь 102 страховые организации (12% от общего количества страховщиков на рынке) собирают 80% страховой премии / 25. - с.6/.

Среди прочих тенденций следует отметить, что в 2006 г. суммарный объем общемировых страховых премий вырос по сравнению с 2005 г. на 5% в реальном измерении, тогда как за прошедший год прирост составил всего 2, 9%. Наибольший рост наблюдался на рынке страхования жизни 7,7%. На рынке страхования иного, чем страхование жизни, всего - 1,5%. В 2006 г. суммарные мировые премии составили 3723 млрд. долл. США, и 59% из них приходятся на страхование жизни /35/.

Доля страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения страхования) всего мира равен 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518,5 долл. США. Первая тройка лидеров мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долей 33,36% (1142 млрд. долл), Япония 13,91% (476 млрд. долл), Великобритания 8,76% (300 млрд. долл). По итогам 2005 года страховой рынок Российской Федерации занимал 25 место в мире по объему собранных премий (17521 млн. долл) с долей 0,51% мирового рынка. Однако по доле страховой премии в ВВП Россия находилась на 57-м месте, по плотности страхования на 52-м месте /25. - с.6/.

Особый интерес представляет сравнение российского страхового рынка со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, как находящимися в наиболее близких экономических условиях. По объему премии российский рынок страховых услуг самый крупный из указанной группы стран, он почти вдвое опережал в 2005 году по этому показателю рынок Польши (9443 млн. долл) и почти в четыре раза - рынок Чехии (4869 млн. долл). Самые высокие темпы реального прироста страховой премии в 2005 году по сравнению с 2004 годом были в Болгарии (22%), Эстонии (20%), Румынии (17,1%), и Литве (11%). Страхование жизни из стран этой группы росло наиболее высокими темпами в Украине (51,4%), Эстонии (50,8%), Венгрии (20,4%) и Польше (20,3%). Самые высокие реальные темпы прироста в общем страховании наблюдались в Болгарии (19,8%), в Румынии (14,9%), в России (12,0%). Рынок в страховании жизни в РФ в 2005 году в реальном выражении упал на 78%. Российский же рынок с показателем в 122,8 долл. на душу населения уверенно опережает Литву (109,6 долл), Болгарию (87,9 долл), Румынию (69,5 долл), Украину (53,1 долл), а также Сербию и Черногорию (48,7 долл) /34/.

Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в течение 2006-2007 гг., привели к тому, что Россия стала привлекательным рыком для иностранных игроков. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций: ожидаемые прибыли значительно превышают страховые риски России. 2006 год стал первым годом развития страхования в современной России, когда реальную значимость приобрел фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена, так как дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно.

При номинальном росте страхового рынка России пока еще необратим процесс его стагнации в реальном выражении, т.е. с учетом ежегодно действующей на взносы инфляции. К сожалению и 2005 год не оказался исключением. При установившейся инфляции на уровне 10,9%, 4% -го номинального роста премий оказалось недостаточно, для того чтобы превысить фактор ежегодного обесценивания денежных средств. В итоге, в 2005 году темпы прироста премий, скорректированные на инфляцию, оказались на отметке - 6,4%, подтвердив динамику ежегодного падения данного показателя (рис.4). Однако ситуация изменилась в 2006 г., когда наметился рост в реальном выражении на 9,4%. Обусловленный увеличением сумм обязательного страхования, прежде всего обязательного медицинского страхования.

Рис.2.3 Темпы прироста премий, скорректированные на ежегодный уровень инфляции в 1998-2006гг.

(Источник: Минфин России, ФССН)

Можно отметить, что показатель проникновения страхования на протяжении последних лет снижался одновременно со сворачиванием “схемного" бизнеса, достигнув к 2006 году уровня 2,19%. Только результаты 2003 года продемонстрировали рост рассматриваемого показателя до 3,28%. Дело в том, что в 2003 году законодатель предписал страховщикам перейти с кассового метода на метод начисления при ведении бухгалтерской отчетности. Поэтому, показатели страховых взносов на исследуемом рынке в 2003 году в сравнении с 2002 годом чересчур завышены и не отражают реального положения дел (рис.5).

Рис.2.4 Доля страховых взносов в ВВП в 1998-2006 гг.

(Источник: официальный сайт Минфин РФ, ФССН // http: www.minfin.ru/)

Взносы на душу населения, наоборот, демонстрируют ежегодный рост, но только в номинальном выражении. По результатам 2006 г. на душу населения приходится 4276,1 руб. страховой премии, что является достаточно малым показателем в сравнении с развитыми странами. Однако показатель 2006 г. опережает данные 2005 г. на 25%, что свидетельствует о реальном росте страховых взносов на душу населения (Рис.6).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать