Как известно, с 1 февраля 2002 года вступил в действие Федеральный закон № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Результаты исследования наглядно показывают, что банки все шире внедряют в свои стандартные операции комплекс мер и процедур по предотвращению отмывания денежных средств. Они ведут активный поиск путей их совершенствования, и основная задача сейчас сводится к последовательному развертыванию этого комплекса и процедур во всей банковской сфере и обеспечению гарантий руководству банков, что этот процесс осуществляется эффективно.
Как показывает опыт совершенствование методов и процедур, направленных на противодействие легализации незаконно полученных денежных средств, обеспечивает банкам значительную отдачу от вложения ресурсов в это направление работы, способствуя получению более подробной информации о своих клиентах и совершенствованию процесса управления отношениями с ними. Взаимоувязка мер по борьбе с отмыванием денежных средств с действиями по предотвращению должностных преступлений и проявлений мошенничества, а также с кредитным контролем также обеспечивает экономию при проведении текущих операций.
Сейчас задача российских банков заключается в том, чтобы убедить своих партнеров в том, что эта приверженность подтверждается как стремлением достигнуть успеха, так и конкретными положительными сдвигами.
Российским банкам и финансовым учреждениям необходимо сознавать, что соблюдение в России международных требований, предъявляемых к противодействию легализации незаконно полученных денежных средств, оказывает влияние на усилия, предпринимаемые на глобальном уровне. Для того чтобы войти в ряды уважаемых участников международных финансовых рынков или увеличить прибыльность своих операций, российским банкам недостаточно просто соблюдать требования национальных регулирующих органов. Они должны идти дальше.
В соответствии с федеральным законодательством и руководствуясь нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации, а также с учетом накопленного международного опыта в ОАО «Альфа-Банк» разработаны, утверждены и введены в действие соответствующие внутренние программы, правила и процедуры, направленные на осуществление внутреннего контроля с целью противодействию легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за 2006 год, активы группы «Альфа-Банк», куда входят ОАО «Альфа-Банк», дочерние банки и финансовые компании, составили 15,2 млрд. долларов США, совокупный капитал - 1,3 млрд. долларов США, кредитный портфель за вычетом резервов - 9,5 млрд. долларов США. Чистая прибыль по итогам за 2006 года составила 190,3 млн. долларов США (по итогам 2005 года - 180,6 млн.).
Альфа-Банк создал разветвленную филиальную сеть - важнейший канал распространения услуг и продуктов. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 229 отделений и филиалов банка, в том числе дочерние банки в Казахстане и Нидерландах и финансовая дочерняя компания в США. В том числе и в городе Ростов-на-Дону- ОАО «Альфа- Банк» филиал «Ростовский» Осознавая важность и особую значимость, проводимой во всем цивилизованном мире политики по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также понимая угрозу исходящую для всего мирового сообщества от террористических и связанных с ними организаций. ОАО «Альфа- Банк» филиал «Ростовский» разработал, ввел в действие и постоянно осуществляет комплекс мер и мероприятий, направленных на своевременное выявление «подозрительных» операций, проводимых клиентами банка. Банк уделяет особое внимание пониманию сущности и природы, таких операций, предпринимает все возможные меры по предотвращению любых сделок и операций клиентов банка прямо или косвенно связанных с отмыванием любых доходов от преступной деятельности, исключению возможности проведения клиентами операций связанных с финансированием террористической деятельности. Банк с разумной осторожностью подходит к выбору и формированию своей клиентской базы, внимательно изучает своих клиентов, структуру их собственников, интересы и сферы деятельности и стремиться к установлению взаимоотношений со своими клиентами, основанных на «прозрачности» и понимании бизнеса и операций, обслуживаемых банком.
В соответствии с федеральным законодательством и руководствуясь нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации, а также с учетом накопленного международного опыта в ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» разработаны, утверждены и введены в действие соответствующие внутренние программы, правила и процедуры, направленные на осуществление внутреннего контроля с целью противодействию легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
На мой взгляд, одним из существенных условий повышения национального и международного рейтинга и авторитета ОАО «Альфа- Банк» является его защищенность от проникновения преступных капиталов (незаконных доходов) и их легализации, умение противостоять попыткам криминальных структур и отдельных элементов, недобросовестных партнеров и мошенников использовать ОАО «Альфа-Банк» и его служащих в преступных целях. Защищенность ОАО «Альфа- Банк» от проникновения преступных капиталов означает не только работу по оказанию противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, но и организацию противодействия совершению таких неправомерных действий, как использование ОАО «Альфа- Банк» в мошеннических операциях, противозаконных финансовых схемах, хищениях, подлогах, подделках документов и денежных знаков и т.п.
В связи с этим большое значение приобретают задачи усиления защищенности ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» и ограждения проводимых им операций и сделок от проникновения преступных капиталов.
Я считаю, что реализация этих задач осуществляется созданием эффективного комплекса защитных мер, который позволит ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» минимизировать такие риски, как:
- риск материального ущерба в результате ареста, конфискации активов ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» или иных санкций, применяемых компетентными национальными или международными органами при выявлении ими «грязных денежных средств» на счетах ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» и банковских операций с ними;
- риск материального ущерба в результате мошеннических действий;
- риск потери деловой репутации в результате огласки фактов причастности ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» к операциям по легализации денежных средств, полученных незаконным путем;
- риск того, что представители руководства и отдельные работники ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» будут вынуждены вступать в контакт и находиться под воздействием представителей организованной преступности.
Целью организации работы по повышению защищенности ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» является обеспечение эффективного противодействия проникновению и легализации преступных капиталов и использованию ОАО «Альфа-Банк» в подозрительных и сомнительных сделках.
Основные задачи, решаемые при организации работы по предотвращению проникновения в ОАО «Альфа-Банк» доходов, полученных незаконным путем, и использования его в сомнительных и подозрительных операциях и сделках, включают в себя:
- своевременное прогнозирование и выявление угроз проникновения доходов, полученных незаконным путем, а также осуществления в системе ОАО «Альфа-Банк» сомнительных и подозрительных операций и сделок;
- разработку и реализацию мер профилактического характера;
- разработку и реализацию специальных мер по предотвращению, локализации и снижению тяжести возможных негативных последствий.
Принципами, на основе которых осуществляется деятельность по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и использования ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» в подозрительных и сомнительных сделках, являются:
- законность проводимых мероприятий;
- соблюдение интересов акционеров, сотрудников, партнеров и клиентов ОАО «Альфа-Банк»,
- в непрерывность противодействия угрозам безопасности ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский»; в целостность системы осуществляемых мероприятий;
- адекватность принимаемых мер возникающим угрозам;
- полнота и непрерывность контроля за выполнением осуществляемых мероприятий;
- персональная ответственность конкретных работников ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» за реализацию запланированных мероприятий;
- соответствие установленным требованиям конфиденциальности.
Задачи, функции, права и обязанности сотрудников ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский», структурных подразделений в головной организации и филиалах по предотвращению проникновения во ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» денежных средств, полученных незаконным путем, регламентируются соответствующими пунктами положений о подразделениях и должностных инструкций сотрудников ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский», а также отдельными нормативными документами ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» и методическими рекомендациями.
Разработка и реализация комплексной системы мер по организации противодействия проникновению преступных капиталов и использованию ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский» в противоправных сделках позволят эффективно бороться с отмыванием денежных средств, обеспечат международный уровень стандартов работы ОАО «Альфа-Банк» филиал «Ростовский», повысят его, конкурентоспособность на российских и мировых финансовых рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Федеральный Закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3. Указ Президента России от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4. Гражданский кодекс РФ
5. Уголовный кодекс РФ
6. Положение Банка России от 04.01.2003 № 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
7. Положение Банка России от 06.09.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
8. Указание методического характера Банка России от 28.11.2001 № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
9. Указание Банка России от 09.08.2004 № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях».
10. Указание Банка России от 09.08.2004 № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
11. Указание Банка России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)».
12. Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».
13. Письмо Банка России от 13.07.2005 № 98-Т «О методический рекомендациях по применению инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
14. Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методический рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
15. Письмо Банка России оперативного характера от 30.10.2001 № 127-Т «О мерах, предпринимаемых США по предотвращению финансирования терроризма».
16. Письмо Банка России от 28.11.2001 № 136-Т «В дополнение к Указанию оперативного характера от 30.10.2001 № 127-Т».
17. Письмо Банка России от 03.07.1997 № 479 «О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения в банк доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации».
18. Положение Банка России от 07.07.1999 № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях».
19. Указание Банка России от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».
20. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) (Приняты 30.10.2000)
21. Антипова О.Н. Борьба с отмыванием денежных средств: международный опыт и уроки для России, М: 2006.
22. Большаков С.В Принципы управления финансами. Нальчик: Эль-Фа, 2004.
23. Кернер Х.Х Отмывание денежных средств. М.: Международные отношения. 2007.
24. Андрюшин С.А. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля//Финансы. №4.2005.
25. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Банк как субъект борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов//Банковское дело.№5.2006.
26. Рушайло П.Банки грязи не боятся//Коммерсантъ. 18.02.2004.
27. Сорвин С.В. О банковском надзоре за деятельностью и развитием кредитных организаций//Деньги и кредит.№4.2005.
28. Сухов М.И.Банковский надзор: общеэкономические аспекты//Деньги и кредит.№8.2004.
29. Степанова М.В.Правовое регулирование банковской деятельности: международно-правовой аспект//Банковское право.№ 4.2006.
30. Суэтин А.Макроэкономические последствия отмывания денежных средств// Вопросы экономики.№10.2004.
31. Шевлоков В.Финансовый контроль как функция финансового управления //Финансы.№1.2004.
32. Шохин С. О. Противодействие легализации доходов поученных преступным путем: роль Счетной палаты Российской Федерации // Банковское право. - 2004. - №3.
33. Чупрова Е.В.Особенности ответственности за отмывание незаконных доходов по законодательству некоторых стран//Международное и зарубежное банковское право.№3.2006.
34. Информационный сборник по проблемам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. М.: ЦПП ЦБ РФ. 2005. №7.
35. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе России. www.newasp.omskreg.ru.
36. О совершенствовании системы финансового контроля. www.stringer-agency.ru