Страхование банковских вкладов
p align="left">Гарантированное возмещение вкладов в случае банкротства банка позволяет лицам,

контролирующим его деятельность, реализовывать более рискованную стратегию по сравнению с той, которую они проводили бы в случае отсутствия системы страхования вкладов22 Страхование депозитов//Справочник Банка Англии. Серия «Снравочники о деятельности

центральных банков». Прайс Л., Лэттер Т. - №9, 2004 г. - С. 16..

Уменьшению морального риска системы страхования вкладов может способствовать наличие четкой, законодательно оформленной базы, позволяющей вкладчику банка иметь представление о механизме ее функционирования. При этом органы банковского надзора должны иметь определенный набор предупредительных и принудительных мер по решению возникших у банков финансовых проблем. Также, если

указанные меры не принесли должного результата, то органы банковского надзора должны быть наделены полномочиями, чтобы закрыть или санировать обанкротившиеся банки.

Моральный риск может быть уменьшен при помощи установления жестких требований к банкам. Прежде всего, стандартов корпоративного управления, управления рисками отдельными банками. Эти требования будут наиболее эффективны, если они применяются согласованно.

Угроза морального риска может быть также уменьшена в результате соблюдения рыночной дисциплины акционерами, а также крупнейшими кредиторами и владельцами крупных вкладов, которые несут риск потери своих средств в случае ухудшения финансового состояния банка.

К мерам по ограничению морального риска можно отнести также публикацию информации о финансовом состоянии отдельных банков; о видах вкладов, подлежащих страхованию, об уровне покрытия; приоритетности предъявлений требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Задача уменьшения морального риска может быть решена при помощи банковского регулирования, регламентирующего порядок создания новых банков, требований к минимальному размеру капитала, квалификации директоров и менеджеров.

Роль системы страхования вкладов нельзя оценить однозначно, так как она может создавать стимулы как обеспечивающие стабильность кредитной системы страны, так и ослабляющие, потому что обусловливает возможности покрытия банками убытков, возникающих при проведении ими высокорисковых операций.

Можно сказать, что система страхования вкладов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать условия и заинтересованность всех участвующих сторон в укреплении кредитной системы страны.

При разработке мер по ограничению морального риска следует определить круг подлежащих страхованию вкладов, уровень покрытия, возможности совместного страхования вкладов, приоритетность предъявления требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Моральные риски присущи и российской системе страхования вкладов. Роль и значение морального риска в российской системе страхования вкладов пока еще несопоставимы с его ролью и значением в зарубежных странах. Это связано, прежде всего, с тем, что при разработке системы страхования вкладов в России проблеме морального риска не уделялось должного внимания, что может впоследствии сказаться на эффективности дальнейшего функционирования системы страхования вкладов33 Страхование (гарантирование) вкладов и особенности надзора за деятельностью банков, являющихся

участниками системы страхования//НИИ ЦБ РФ. - М., 2003. - С. 73..

В целях повышения эффективности системы страхования вкладов все банки -участники должны находиться в сфере постоянного и действенного надзора со стороны государственных органов. Страхование вкладов не может быть результативным без

тщательного банковского надзора.

Надзор за деятельностью банков осуществляется в целях обеспечения их надежности и устойчивости. Он заключается в контроле за выполнением банками требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют рамки поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.

Основными целями банковского надзора в комплексе мер по защите интересов вкладчиков являются:

- защита вкладчиков от высокорисковой банковской политики;

- поддержание стабильности банковского сектора при помощи предотвращения системных банковских кризисов;

- защита фонда страхования вкладов от неэффективного

управления его средствами44 Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2007 г., с. 58..

Банковский надзор включает в себя дистанционный, или документарный, надзор за банками, осуществляемый на основе банковской отчетности, и инспектирование, представляющее собой проверки банков на местах. В зависимости от исторически

сложившихся особенностей кредитных систем различных стран, виды надзора используются везде неодинаково.

В некоторых странах, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор, в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния конкретного банка по результатам инспекционных проверок55 Тосунян Г.А. Интервью. Федотова И. Надо ли банкам раздеваться догола // Российская газета. 11.06.2004..

Практика надзора в зарубежных странах отличается разнообразием как форм его организации, так и органов надзора. Как правило, банковский надзор осуществляют центральные банки (Бразилия, Греция, Индия, Испания, Португалия, Россия). Но имеются и отклонения от этой практики. В отдельных странах (Германия, Финляндия, Япония)

существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк делит полномочия по надзору с другими государственными органами, например, министерством финансов.

Довольно часто надзор за банками относится к компетенции только министерства

финансов (Австрия, Канада, Норвегия) или специально созданных надзорных органов (Бельгия, Швеция)66 Там же..

Иногда наряду с традиционными государственными органами надзора (центральным банком или министерством финансов) он также осуществляется органом страхования вкладов (США).

В большинстве стран органы страхования вкладов не выполняют функций надзора, но они тесно сотрудничают с центральными банками или другими специально созданными надзорными структурами.

Во Франции функции надзора за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию - государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно взаимодействующий с ним.

Государственные органы банковского надзора осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с внешним и внутренним аудитом (Великобритания, Нидерланды, Франция), что значительно облегчает и ускоряет процедуру надзора.

В Германии государственный орган страхования вкладов тесно

взаимодействует с аудиторским объединением, осуществляющим

проверки банков на предмет рискованности проводимых ими операций77 Устав Фонда страхования вкладов Федерального союза германских банков. - М.: ЦБ РФ. - 2001. Пер. с

нем.: Statut des Einlagensicherungsfonds. - С. 35..

В условиях стабильной кредитной системы к кредитным институтам предъявляются обычные требования, установленные органами банковского надзора. При выявлении у банков различных признаков финансовой неустойчивости органы банковского надзора осуществляют их принудительную санацию.

Целью подобных мер является кардинальное улучшение ситуации в проблемном

банке еще до того, как она станет необратимой, что повлечет за собой выплату вкладчикам возмещения из фонда страхования вкладов.

Часто вкладчики и кредиторы банка не располагают информацией относительно финансового положения банка и, в результате его банкротства, теряют вложенные средства. Только полное раскрытие информации о рисках банков дает возможность иметь представление о реальном финансовом состоянии банка.

Раскрытие информации должно сделать операции банков не только прозрачными, но и повысить эффективность банковского надзора.

Орган банковского надзора должен обладать полномочиями по применению к проблемному банку принудительных мер воздействия. Они могут предусматривать и реструктуризацию банка.

Таким образом, можно сказать, что для обеспечения надежной защиты интересов вкладчиков недостаточно наличия лишь системы страхования вкладов. Она должна быть дополнена эффективным надзором за банками со стороны государства. Различные

формы риска, которым подвержены банки, в случае отсутствия надлежащего надзора, могут привести к системным банковским кризисам и ситуации, при которой средств фонда страхования будет недостаточно для осуществления выплат вкладчикам в размере, предусмотренном законодательством.

Глава 3. Основные направления развития системы страхования вкладов в России

3.1. Современное состояние системы страхования вкладов в России

Цели создания системы страхования в России, ее основные принципы, подходы к допуску банков, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам, статус и основные направления деятельности Агентства но страхованию вкладов нашли отражение в законодательных документах и нормативных актах Банка России.

Основой российской законодательной базы системы страхования вкладов является закон, утвержденный Федеральным Собранием осенью 2003 года Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определяющий основные механизмы создания, финансирования и управления системой

страхования вкладов.

В соответствии с действующим законодательством создаваемая в России система страхования вкладов распространяется на вклады физических лиц и лишь те из них, которые предусмотрены законом. Так, страхованию не подлежат вклады физических лиц:

- открытые в связи с предпринимательской деятельностью;

- переданные в доверительное управление;

- па предъявителя;

- размещенные в зарубежных филиалах российских банков.

Законодательством зарубежных стран обычно предусматривается страхование только вкладов в национальной валюте. В России при разработке Закона была учтена национальная специфика, а именно склонность населения к хранению значительной части сбережений в иностранной валюте. Поэтому система страхования была распространена как на рублевые, так и на валютные вклады.

В Законе нашел отражение порядок расчета возмещения но вкладам в иностранной

валюте: сумма возмещения рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Состояние банковского сектора Российской Федерации после вступления в силу Закона характеризуется в целом положительной динамикой, общим экономическим ростом, стабильностью национальной валюты, ростом доходов и восстановлением доверия населения к банкам.

Улучшаются структура и качество активов. Кредиты, выданные реальному сектору экономики, составляют основную часть активов российских банков. Причем постоянно увеличивается доля кредитов нефинансовому сектору.

Но кредиты предприятиям и организациям идут в основном не на финансирование капитальных вложений, а на пополнение их оборотных средств. Кроме того, займы предприятиям реального сектора по-прежнему относятся к очень рискованным вложениям.

В стране отсутствуют четкие процедуры возврата средств заемщиками по заключенным кредитным договорам. Сравнительно малая доля средне- и долгосрочных кредитов вызвана дефицитом долгосрочной ресурсной базы у банков и все еще высоким уровнем кредитных рисков в реальном секторе экономики.

В последние годы зависимость банковского сектора от вкладов населения заметно возросла. Главным источником роста ресурсной базы банковской системы являются вклады населения. В банки начал вкладывать деньги средний класс, причем преобладают валютные вклады. Такая ситуация объясняется тем, что те деньги, которые раньше просто лежали у населения «под матрасом», теперь постепенно вкладываются в банки. Это отражает валютную структуру средств, находящихся на руках у населения, то есть доллару по-прежнему верят больше111 Обзор рынка вкладов граждан за 9 месяцев2004 года. с.1. / Сайт Государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» в сети Интернет Chttp:// (www.asv.org.ru)..

В июле 2004 года депутаты Госдумы приняли закон «О выплатах Банках России по вкладам физических лиц в признанных банкротами в банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ». Этот закон уже сыграл свою роль в стабилизации экономики и налаживании доверия граждан.

Целями Федерального закона являются установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в призванных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации22 ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц, не участвующих в системе обязательного

страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Деньги и кредит - 2004, №8, с.11..

Согласно этому документу, государство обещает вернуть деньги вкладчикам разорившихся банков. Банк России будет гарантировать сумму вклада, не превышающую 100 тыс. рублей клиентам только тех кредитных организаций, которые не участвуют в системе обязательного страхования вкладов.

Для того, чтобы система страхования вкладов в полной мере отражала ситуацию в банковской сфере, она должна обладать достаточными ресурсами, позволяющими производить возмещения и покрывать свои расходы. При создании системы страхования вкладов ключевыми параметрами, влияющими на возможность своевременного возмещения вкладов, являются размер резерва и величина взносов в систему.

Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение.

В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения33 Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития// Деньги и кредит, 2005 г, №9, с.5-6.. В России при принятии Закона «О страховании вкладов» размер страховой выплаты составлял 1,34 доли ВВП на душу населения. В связи с этим можно сказать, что национальная система защиты вкладов соответствовала наилучшей мировой практике.

Таким образом, можно сказать, что система страхования вкладов в нашей стране на данном этапе продолжает активно развиваться, но о полном завершении ее становления говорить пока рано. Формирование системы страхования вкладов должно закрепить положительную тенденцию роста вкладов населения, работая на рост прибыли банков за счет увеличения ресурсной базы и сроков размещения привлеченных ресурсов. Необходимо осуществить меры, позволяющие и заинтересовать население в размещении средств на длительный период с получением дохода, превышающего уровень ожидаемой инфляции, и предусматривающие компенсацию при досрочном изъятии средств и связанные с этим непредвиденные расходы банка.

3.2. Способы построения системы страхования вкладов в России.

Необходимость системы страхования вкладов населения обсуждаласьеще на первых этапах перехода к рыночным отношениям. С учетом западного опыта в этой области в 1994 году был разработан специалистами банковского дела и передан в Государственную Думу первый вариант закона.

Пройдя все стадии обсуждения, в ноябре 1995 года он был принят Государственной Думой как Закон «Об обязательном страховании вкладов граждан». Но последующие процедуры принятия его Советом Федерации и Президентом страны он не прошел и был возвращен на доработку.

Что касается стран с переходной экономикой и недостаточно устойчивой банковской системой, страховые системы являются более надежными. Поэтому для России наиболее подходит именно страховая система.

Такой подход реализован в последнем варианте Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», утвержденном в конце 2003 года. При его подготовке был использован опыт других стран, а также учтена специфика российских условий.

Введение закона о страховании вкладов имеет очень важное значение для России по следующим причинам.

1. Несмотря на улучшение обстановки как в экономике, так и в

банковском секторе, это еще не свидетельствует об устойчивости экономического роста. Поэтому введение закона может способствовать оздоровлению банковской системы за счет реализации более строгого контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему.

2. Российские вкладчики на сегодня не имеют много альтернатив для сохранения своих сбережений. Еще недостаточно широко используется рынок ценных бумаг, а инвестиционные фонды, иногда приносящие высокие доходы, не могут обеспечить сохранение вложенных средств. Введение закона о страховании вкладов создаст полную уверенность частных клиентов банков в сохранности своих средств.

3. Повышение доверия к банкам обеспечит дополнительный приток свободных денежных средств частных вкладчиков.

4. Через систему страхования депозитов можно решать и другие проблемы регулирования и стимулирования развития банковского дела.

Принятый Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» по многим положениям превосходит все предшествующие варианты проектов. К примеру, в нем предусмотрено более высокое страховое возмещение, равное 100 тыс. рублей, выплаты производятся по всем банкам-банкротам, что создает возможность распределять вклады по разным банкам в пределах застрахованных сумм возмещения.

По этим параметрам закон можно охарактеризовать как социально ориентированный.

В отношении банков, выступающих в роли страхователей, страховые взносы установлены на едином уровне - в размере 0,15% от расчетной базы, в состав которой входят суммы остатков средств на страхуемых счетах физических лиц.

Внедряемая в России страховая система является обязательной, а значит банки, имеющие лицензию от Центрального Банка, либо должны принять в ней участие, либо лишиться этой лицензии и практики работы с населением.

Кроме того, предполагается, что банки, которые собираются войти в страховую систему, должны пройти отбор по определенным критериям, по которым можно судить об их финансовой устойчивости и надежности.

Особое значение в системе страхования вкладов имеет организация движения денежных средств, от эффективности которой зависит функционирование самой системы.

Основное назначение страховой системы состоит в обеспечении своевременных выплат вкладчикам обанкротившихся банков. В этом случае не будет паники среди вкладчиков, повысится доверие к банкам, так как страховая система обеспечивает выплату заранее известной суммы вклада.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать