Учет страховых взносов ООО "Великоросс"
32
Содержание
Введение
Часть 1. Теоретические, организационные и правовые основы ведения учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
1.1 Нормативно-правовая база организации учета расчетов страхователей с органами социального страхования
1.2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.3 Система страховых взносов на обязательное социальное страхование
Часть 2. Общая характеристика на примере организации ООО «Великоросс»
2.1 Хозяйственно- экономическая и организационная характеристика ООО «Великоросс»
2.2 Организация бухгалтерского учета и составления отчетности
Часть 3. Система страховых взносов и учет расчетов ООО «Великоросс» с органами социального страхования и обеспечения
3.1 Учет и организация расчетов по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование с Пенсионным фондом РФ
3.2 Учет и организация расчетов по социальному страхованию
3.3 Учет и организация расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Выводы и предложения
Список литературы
Введение
Взносы по социальному страхованию и обеспечению - это неналоговые платежи. Между тем такие взносы во многом схожи с налогами. Как и налоги, они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи. Поступление страховых взносов зависит от полноты и правильности учета расчетов страхователей с органами социального страхования и обеспечения.
С 1 января 2010 г. в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования. Они заменили единый социальный налог, который с начала 2010 г. отменен.
Основой для уплаты новых страховых взносов являются Федеральные законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
С введением новых взносов у организаций и предпринимателей появились новые обязанности по перечислению таких платежей. Кроме того, полномочия по контролю за уплатой страховых взносов были перераспределены между государственными органами. Теперь контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
В данной курсовой работе будут рассмотрены и изучены изменения, произошедшие в российском законодательстве, касающиеся уплаты страховых взносов, которые в свою очередь затронули организацию бухгалтерского учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
Целью курсовой работы является изучение организации учета расчетов по социальному страхованию с органами социального страхования и обеспечения, рассмотренные на примере конкретной организации.
Задачи курсовой работы состоят в рассмотрении и изучении нормативно- правовой и законодательной базы системы страховых взносов в РФ, теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и рассмотрение их на примере организации.
Объектом курсовой работы является система взносов на социальное страхование и обеспечение.
Предметом курсовой работы является организация и учет расчетов по страховым взносам, порядок, сроки и форма сдачи отчетности расчетов по социальному страхованию на примере организации ООО «Великоросс».
Теоретико-методической и информационной базой для исследования является документация по ведению бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению таких как Бабаев, Волков, Кондраков и другие, внутренняя документация, нормативно-правовые акты по исследованию данной проблемы.
Часть 1. Теоретические, организационные и правовые основы ведения учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
1.1 Нормативно-правовая база организации учета расчетов страхователей с органами социального страхования
С 2010 г. вступили в силу сразу два новых Закона (отдельные положения вступают в иные сроки) действие Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Закон №212-ФЗ предусматривает переход от уплаты единого социального налога к страховым взносам во внебюджетные фонды - Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Изменения коснулись в первую очередь всех категорий страхователей, то есть работодателей и самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, глав и членов крестьянско-фермерских хозяйств).
Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а Закон N 213-ФЗ вносит в большое количество законодательных актов изменения, обусловленные принятием Закона N 212-ФЗ. Мы остановимся на изменениях в тех нормативных документах, которые наиболее важны:
1) в Федеральных законах:
- от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
2) в Налоговом кодексе Российской Федерации;
3) в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Также признан утратившим силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Самым главным изменением, внесенным Законом N 213-ФЗ, является отмена гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ. Налогоплательщики, которые применяли общий режим налогообложения, теперь не будут уплачивать ЕСН, а вместо него будут производить исчисление и уплату страховых взносов согласно Закону N 212-ФЗ.
1.2 Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Страхователи ведут учет взносов, пеней штрафов, расходов и расчетов в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных планами счетов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете страховые взносы отражают на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" [7,8].
Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Аналитический учет ведется отдельно по каждому виду страховых взносов, для этого к счету 69 открываются субсчета:
- "Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии";
- "Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии";
- "Расчеты с ФФОМС";
- "Расчеты с ТФОМС";
- "Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование";
"Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний".
По Дебету счета 69 отражают начисленные взносы в соответствующий внебюджетный фонд в корреспонденции со счетами 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91/2)[8]. Уплата страховых взносов в бухучете оформляется следующей проводкой: Дебет 69 (субсчет внебюджетного фонда) Кредит 51 - перечислены взносы в соответствующий фонд. Суммы, полученные от ФСС в счет возмещения расходов организации на обязательное социальное страхование, отражаются так: Дебет 51 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование", - получены деньги от ФСС в счет возмещения расходов на обязательное социальное страхование.
Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
1.3 Система страховых взносов на обязательное социальное страхование
В связи с отменой ЕСН с 2010 г. уплачиваются три вида страховых взносов
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
2) страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3) страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Отметим, что этот вид взносов существовал и до 2010 г., однако Законом N 212-ФЗ установлен новый порядок их уплаты[4].
При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. На правоотношения, связанные с их исчислением и уплатой, действие Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которым введен новый порядок уплаты большинства страховых взносов, не распространяется.
Пенсионные взносы перечисляются в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Контроль за перечисление и уплатой страховых взносов осуществляет также Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ: причем Пенсионный фонд РФ выполняет функции администрирования за взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС и ТФОМС), а Фонд социального страхования РФ контролирует уплату взносов по нетрудоспособности и материнству, страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Плательщики (страхователи) страховых взносов - это те лица, которые обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование. Также они именуются страхователями. К плательщикам страховых взносов относятся:
1. Лица, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым и отдельным видам гражданско-правовых договоров. В основном данную группу составляют организации и предприниматели, которые платят взносы с выплат в пользу работников.
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, которые уплачивают страховые взносы за себя.
Лица, за которых нужно платить страховые взносы, называются застрахованными, к ним относятся:
1. Физические лица, работающие по трудовому договору
2. Физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, (уплата страховых взносов в ФСС РФ и страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний перечисляется, если в договоре зафиксировано, что заказчик работ (услуг) обязан их платить за работника);
3. Физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем[15].
Обязанности плательщиков страховых взносов указаны в ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. Назовем основные из них:
1. Главной обязанностью всех плательщиков является правильное исчисление страховых взносов и своевременная их уплата в бюджеты внебюджетных фондов.
Страхователь должен по итогам каждого календарного месяца рассчитать страховые взносы с выданных вознаграждений. Перечислять взносы в бюджеты ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС нужно ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который взносы начислены. Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы, как самозанятые лица, платят фиксированную сумму страховых взносов. Они рассчитывают ее самостоятельно исходя из стоимости страхового года. При этом они обязаны исчислять и уплачивать только страховые взносы на ОПС и на ОМС, которые должны быть перечислены в бюджеты соответственно ПФР и фондов обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) не позднее 31 декабря текущего года (ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
За нарушение сроков уплаты страховых взносов органы контроля вправе начислить пени, а также привлечь к ответственности (ч. 2 ст. 18, ст. ст. 25, 47, п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
2. Плательщики взносов - работодатели обязаны вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, а также исчисленных с них сумм страховых взносов.
3. Все плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля отчетность - расчеты по исчисленным и уплаченным страховым взносам (Форма РСВ-1ПФР, ф. 4-ФСС РФ). Форма РСВ-1 ПФР предоставляется в территориальное отделение ПФР. В ней отражаются сведения об исчислении и уплате пенсионных взносов и страховых взносов на ОМС. Форма 4-ФСС РФ, предоставляется в территориальные органы ФСС РФ, предназначена для отчетности по взносам по нетрудоспособности и материнству, а также по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и выплате страхового обеспечения (пособий) (Приложение 1 и 2)[16].
Расчетный период по взносам состоит из четырех отчетных периодов. Страхователи, которые производят выплаты физическим лицам, должны представлять расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по итогам каждого отчетного периода. Отчетными периодами по страховым взносам являются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года и календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ)[20].
За непредставление расчета по страховым взносам в срок предусмотрена ответственность в виде штрафа (ст. 46 Закона N 212-ФЗ).
4. Согласно ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ на организации и предпринимателей возложена также обязанность сообщать в территориальные подразделения ПФР и ФСС РФ об определенных событиях в их хозяйственной деятельности. Причем уведомить органы контроля необходимо в установленные сроки.
Обязанность заплатить страховые взносы возникает только тогда, когда у вас есть облагаемый объект. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты взносов. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Но при этом есть и такие выплаты, которые страховыми взносами не облагаются (ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Выплаты физическим лицам, облагаемые страховыми взносами, формируют базу для начисления таких взносов (Приложение 3).
Выплаты и вознаграждения, которые облагаются страховыми взносами у работодателей:
- на суммы оплаты труда: заработную плату, премии, надбавки и т.п. (ст. 129, ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ).
- на материальную помощь, закрепленную трудовым (коллективным) договором, за исключением случаев, указанных в п. п. 3, 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В том числе взносами облагается и разовая материальная помощь, если возможность ее выплаты предусмотрена трудовым договором.
- разовые премии, подарки (например, к юбилейным датам, праздникам), если они упоминаются у вас в трудовом (коллективном) договоре с работником.
Взносами облагаются как денежные выплаты, так и неденежные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам (ч. 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Выплаты и вознаграждения, которые не облагаются страховыми взносами :
Некоторые выплаты работодателей в пользу физических лиц не облагаются страховыми взносами. И вот почему. Во-первых, некоторые из них просто не входят в объект обложения страховыми взносами. Во-вторых, часть вознаграждений физическим лицам специально освобождена Законом N 212-ФЗ от начисления страховых взносов.
Итак, нет объекта обложения страховыми взносами, а значит, и не нужно начислять взносы, если:
1) выплаты физическому лицу производятся за рамками трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также авторских и лицензионных договоров. Это следует из ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. К таким выплатам, например, относятся:
- выданные работнику подотчетные суммы на приобретение материальных ценностей;
- вознаграждения, которые выплачивает адвокатское образование адвокатам за выполнение функций председателя Президиума коллегии адвокатов или его заместителя;
- материальная помощь членам семьи умершего работника.
2) выплаты осуществляются по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или вещных прав на имущество (имущественные права), а также по договорам передачи имущества в пользование. Например, это выплаты по договорам купли-продажи, аренды, ссуды и т.п.
3) вознаграждения в пользу иностранного гражданина или лица без гражданства, если такие выплаты производятся:
- по трудовому договору, согласно которому местом работы лица является обособленное подразделение российской организации за пределами РФ;
- по гражданско-правовому договору на выполнение работ или оказание услуг, исполнение которого происходит за пределами территории РФ.
Выплаты, которые не облагаются страховыми взносами в ФСС:
Страховыми взносами по нетрудоспособности и материнству в ФСС РФ, а также взносы по страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не облагаются любые вознаграждения, которые вы выплачиваете физическим лицам по гражданско-правовым договорам, в том числе по авторским и лицензионным.
Заметим, что до 1 января 2010 г. аналогичная норма была установлена по ЕСН в части, которая подлежала зачислению в бюджет ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ)[2]. Как показала практика, при применении данного освобождения налогоплательщики часто сталкивались с тем, что налоговые органы пытались переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые и доначислить ЕСН по бюджету ФСС РФ. Такая же проблема может возникнуть и у плательщиков страховых взносов, если по существу отношения работодателя с работником носят характер трудовых, то оформление их гражданско-правовым договором не соответствует законодательству и может повлечь спор с органами ФСС РФ.
Страницы: 1, 2