Финансовые основы обязательного медицинского страхования в России
p align="left">Взносы поступают следующему участнику системы ОМС - в Федеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи [3].

В 2009 году Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществлял подготовку 12 законопроектов, 8 проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, более 300 приказов и распоряжений.

Продолжалась подготовка и утверждение нормативных правовых документов, направленных на развитие и модернизацию системы обязательного медицинского страхования, в том числе:

- по предложению Федерального фонда обязательного медицинского страхования внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», позволяющий получать в системе обязательного медицинского страхования ОМС информацию от органов ЗАГС о регистрации смерти и рождении с целью своевременной актуализации информации;

- приняты изменения в Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части наделения Федерального фонда обязательного медицинского страхования правом осуществлять защиту информации ограниченного доступа.

- приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования о межтерриториальных расчетах, устанавливающий источник финансирования по межтерриториальным расчетам, условия их осуществления, а также форматы, структуры и порядки ведения реестров и соответствующих актов сверки;

- приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования об обеспечении информированности прав граждан при получении медицинской помощи по программе ОМС, предусматривающий унификацию подходов к обеспечению информированности со стороны территориальных фондов и страховых медицинских организаций;

В установленные сроки принимались нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию национального проекта «Здоровье» [25].

2.2 Роль Фондов обязательного медицинского страхования в организации обязательно медицинского страхования в России

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, созданные для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Фонды подотчетны соответствующим органам законодательной и исполнительной властей. Задачами фондов являются:

1) обеспечение реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и предусмотренных им прав граждан;

2) достижение социальной справедливости и равенства граждан в получении медицинской помощи определенного объема и качества;

3) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В задачи Федерального фонда входит также участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области медицинского страхования.

В функции фондов входят:

1. аккумулирование финансовых средств;

2. осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

3. выравнивание направляемых в сферу медицинского страхования финансовых ресурсов территорий, городов, районов[10].

Финансовые средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой; страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрации на страхование неработающего населения (поступают в территориальные фонды); ассигнований из государственных и местных бюджетов; доходов от использования временно свободных финансовых средств; иных поступлений. Общий страховой тариф взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе размер взносов, поступающих в Федеральный фонд, устанавливается федеральным законом. Платежи на страхование неработающего населения (детей, пенсионеров, учащихся и студентов дневных форм обучения, безработных) производятся органами исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Сбор страховых взносов (платежей) осуществляется в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г [18].

В целях обеспечения граждан медицинской помощью в гарантированном на федеральном уровне объеме Федеральный фонд выделяет дотации территориальным фондам. Территориальные фонды дотируют свои филиалы с недостаточным объемом собранных средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива. Территориальный фонд осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; совместно с органами Государственной налоговой службы РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию и т.п. Федеральный фонд финансирует целевые программы развития обязательного медицинского страхования, организацию подготовки специалистов, научно-исследовательские работы в области обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд утверждает Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона, изучает и обобщает практику применения нормативных актов и вносит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам медицинского страхования. Территориальный фонд разрабатывает и представляет на утверждение в органы государственной власти правила обязательного медицинского страхования на соответствующей территории, иные нормативные акты [23].

2.3 Динамика источников финансирования и расходования средств обязательного медицинского страхования в России за период 2008-2009гг.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2007 года № 547-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010года».

Этим же распоряжением руководитель Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт назначен официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года».

Накануне и.о. директора Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт принял участие в заседании Правительства РФ, на котором были доложены основные параметры бюджета Федерального фонда ОМС на 2008-2010 годы.

Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам и составляет соответственно на 2008 год -- 123,1 млрд рублей; 2009 год -- 120,0 млрд. рублей; 2010 год -- 104,4 млрд рублей (без средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами).

Из налоговых доходов ФОМС поступления единого социального налога в бюджет Фонда, рассчитанные исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда на 2008-2010 годы (прогноз Минэкономразвития России), эффективной ставки единого социального налога -- 1,0%, коэффициента сбора в размере 0,96, составят:

в 2008 году -- 76,7 млрд. рублей,

в 2009 году -- 87,6 млрд. рублей,

в 2010 году около 99, 0 млрд. рублей.

В доходной части бюджета Фонда также предусмотрены средства из федерального бюджета, в том числе:

1. на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) на 2008-2010 годы;

2. на денежные выплаты участковым педиатрам, врачам общей (семейной практики), медицинским сестрам соответствующих врачей на 2008-2009 годы;

3. на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан на 2008-2009 годы;

на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2008 год;

на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях на 2008-2010 годы.

Общий объем средств федерального бюджета в бюджете ФОМС составит:

в 2008 году -- 45,5 млрд рублей (37,0% доходов)

в 2009 году -- 31,4 млрд рублей (26,2% доходов)

в 2010 году -- 4,4 млрд рублей (4,2% доходов).

В 2009 в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году.

Динамика поступлений средств в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008-2009 гг. представлена в таблице 5.

Основными источниками доходов являлись налоговые платежи: единый социальный налог и другие налоги в части, зачисляемой в ТФОМС, и средства бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. В 34-х субъектах Российской Федерации налоговые поступления снизились, из них в 22-х при одновременном исполнении годовых бюджетных назначений менее чем на 100%. Наибольшее снижение произошло: в Липецкой области (на 4,8%, годовые бюджетные назначения исполнены на 72,1%), Пермском крае (4,5%, 85,5%), Костромской области (0,8%, 84,4%), Республике Марий Эл (0,3%, 86,8%).

Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. При этом в 16-и субъектах Российской Федерации допущено снижение поступлений. Наибольшее снижение произошло в Республике Северная Осетия-Алания (на 9,5%, годовые бюджетные назначения исполнены на 84,1%), Удмуртской Республике (6,1%, 86,7%), Саратовской области (20,6%, 95,6%), Ненецком автономном округе (годовые бюджетные назначения исполнены на 72,5%), Калужской области (91,7%).

Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2009 год по сравнению с 2008 годом сократилась на 18,2% и на 1 января 2010 года составила 6,3 млрд. рублей.

Поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента - 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год) [20].

Расходование средств ФОМС осуществляется во исполнение возложенных на него задач и в соответствии с утвержденным бюджетом.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2009 год составили 550,8 млрд. рублей, или 98,6% от суммы расходов, утвержденных в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования (таблица 6).

В 2009 году в структуре расходов территориальных фондов 94,4% составляют расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (2008 год - 84,0%).

Снижение доли средств федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами объясняется отсутствием в 2010 году расходов на финансирование мероприятий в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Основную часть расходов Фонда в 2008-2010 годах составят расходы, связанные с долевым финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования и расходы, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Объемы финансирования по указанным направлениям в 2008-2010 годах будут существенно увеличены.

При этом необходимо отметить, что в 2008-2009 годах при отсутствии на территории муниципального образования (городского округа) учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета осуществлялись денежные выплаты медицинским работникам первичного звена, оказывающим дополнительную медицинскую помощь в медицинских организациях, в которых в порядке, установленном законодательством, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных ФМБА и РАМН.

Проектом закона не предусмотрены расходы на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, так как средства на указанные цели предусмотрены в составе расходов на ежемесячные денежные выплаты, учитываемые в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством отдельные категории граждан ежегодно до 1 октября заявляют о желании пользоваться набором социальных услуг за счет вычета соответствующей суммы из ЕДВ.

Вместе с тем, бюджетом Фонда предусмотрено, что в 2008 году финансирование дополнительного лекарственного обеспечения в рамках действующего законодательства осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, при этом объем средств на указанные цели в 2008-2010 годах будет определяться ежегодно в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с внесением изменений в Федеральный закон о бюджете Фонда в установленном порядке.

В 2008-2010 годах Фонд продолжит направление средств Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2008 году и сумме 16,6 млрд. рублей, в 2009-2010 годах -- до 17,0 млрд. рублей ежегодно.

Необходимо также отметить, что законопроект определяет средства на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году, в том числе из федерального бюджета на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы ОМС в размере 15,0 млрд. рублей, из средств нормированного страхового запаса Фонда, определенного на 2008 год в сумме 18,3 млрд. рублей [24].

2.4 Роль системы фондов обязательного медицинского страхования в реализации задач национального проекта «Здоровье»

Приоритетный национальный проект "Здоровье" положил начало достаточно глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения. Впервые за многие годы отрасль здравоохранения получила достаточно большие государственные вложения.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение следующих направлений приоритетного национального проекта «Здоровье»:

1. финансовое обеспечение выполнения учреждениями здравоохранения государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи (дополнительные денежные выплаты участковым медицинским работникам);

2. проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

3. финансовое обеспечение «Родовых сертификатов;

Финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2009 году осуществлялось в соответствии с Законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и сводной бюджетной росписью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по направлениям, представленным в таблице 7.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан в 2009 году проводилась во всех субъектах Российской Федерации. В ее реализации принимало участие 3 555 учреждений здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения. Из них 1 238 (34,8%) - сельские учреждения здравоохранения, 2 317 (65,2%) - городские, так же для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан были организованы 243 выездные бригады.

По итогам реализации за период 2006 - 2009 годов общая численность граждан, прошедших диспансеризацию, составляет 17,4 млн. человек. Динамика проведения диспансеризации представлена на рисунке 2 .

Рисунок 2.

Плановые показатели численности работающих граждан подлежащих дополнительной диспансеризации в 2009 году в целом по Российской Федерации составили 3 838 771 человек.

По данным мониторинга, осуществляемого Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, в 2009 году дополнительную диспансеризацию прошло 4 172 879 человека (108,7 % от плана).

Среди граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию в 2009 году, более половины (78,3%) составляют городские жители, сельские - 19,4% соответственно. Выездными бригадами осмотрено 2,3 % от числа осмотренных.

Структура заболеваемости по результатам проведения диспансеризации представлена в таблице 8.

Среди сопутствующих заболеваний у 298 человек из 1 000 осмотренных обнаружены болезни глаза и его придаточного органа.

Снижение диагностики заболеваний эндокринной системы более чем в два раза по сравнению с 2008 годом связано с тем, что в 2009 году из списка специалистов, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, был исключен врач-эндокринолог.

Структура выявленных социально-значимых заболеваний по результатам проведения диспансеризации в период 2006 - 2009 годов на 10 000 обследованных представлена на рисунке 3.

Структура выявленных социально-значимых заболеваний по результатам проведения диспансеризации (количество больных на 10 000 обследованных)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать