Ценные бумаги. Основные положения
ля сокращения текущего долга по ассигнациям в 1810 г. правительством была организована Комиссия погашения долга, которая для достижения цели выпустила ряд облигационных займов: бессрочных и долгосрочных, внешних и внутренних.

Для замены ассигнаций с 1839 по 1843 г. была проведена денежная реформа, которая установила систему серебряного монетаризма с обращением кредитных билетов - новых бумажных денежных знаков, разменянных на серебро.

Однако в продолжение экономической политики использование эмиссии бумажных денег не было прекращено, инфляция продолжалась и в 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. "Серебряное обращение" в России престало существовать.

Отмена крепостного права в 1861 г. изменила экономическую ситуацию в России, что улучшило состояние государственного бюджета. Увеличение золотого запаса страны позволило провести новую денежную реформу, которая увенчалась успехом. Поэтому в 1897 г. была введена "золотая валюта". Эмиссия кредитных билетов была определена в объеме 600 млн. руб., 50% которых покрывались золотом, а другие 50% - коммерческими векселями.

В период подготовки и проведения реформы был выпущен ряд облигационных займов в банковских и казначейских билетах. Но и эмитентом был Государственный банк, а не министерство финансов.

В период 80-90-х годов XIX в. широко выпускались государственные 4% -ные бессрочные ренты, которые к концу века стали основной формой государственных займов России. С 1895 г. купоны 4% -ных рент начали свободно обращаться в качестве денежных знаков.

В то же время значительное место в российских ценных бумагах заняли "железнодорожные займы", ставшие новым инструментом инвестиционной политики правительства.

Первоначально при строительстве первой железнодорожной линии Москва-Петербург с 1851 по 1893 г. использовались средства, полученные от пяти внешних облигационных займов, которые выпускало казначейство России в Европе. Затем, по инициативе Александра II, правительство стало гарантировать доходность капитала, вложенного в российские железнодорожные предприятия.

Почти все железнодорожные ценные бумаги, гарантированные правительством, выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. После отмены крепостного права это демонстрировало высокий экономический потенциал России и поднимало ее престиж. В России потекли иностранные капиталы, что имело важное значение для формирования банковского капитала и национального фондового рынка.

По мере развития экономики правительство предприняло новые шаги - масштабную национализацию железных дорог посредством выкупа в государственную собственность. С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние займы стоимостью 2.644 млн. руб. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных для государства условиях. В том числе большая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4% -ные ренты.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивалось обращение акций и векселей. В 1902 г. был утвержден новый Вексельный устав, который расширил возможность кредитования хозяйства под залог векселей в форме их учета. Первый Вексельный устав был составлен еще при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава, многократно уточнялся, но копировал в основном иностранные образцы, оторванные от экономики России, и не учитывал реализации хозяйственного развития.

Во время экономического подъема 90-х годов XIX в. бурно развивались акционерные общества. Их число по сравнению с 60-ми годами удвоилось, их капиталы в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд. руб. все это привело к образованию фондового рынка и увеличению числа бирж.

Первая товарная и вексельная биржа в России была официально открыта по инициативе Петра I в 1703 г. К 1820 г. облигации государственных займов обращались вместе с товарами на биржах в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Киеве и Харькове. Однако фондовые операции на них не имели большого масштаба и строгой организации. После экономических преобразований количество бирж и операций на них постепенно росло, что привело к созданию постоянных выборных органов при биржах - биржевых комитетов.

Как мы видим, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России началось с 1703 г. с утверждения Вексельного устава. Затем в 1769 г. был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных операций в иностранных землях, который отвечал за ведение дел по внешним займам.

В 1810 г. была основана Комиссия погашения государственного долга. В 1817 г. при ней была учреждена Государственная долговая книга, в которой регистрировались все выпущенные в России и за границей государственные займы.

Усиление государственного регулирования фондового рынка наблюдалось в 1900-1914 годах, т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в России.

В 1902 г. Министерством финансов России были утверждены "Правила о допущении бумаг к котировке на Фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи", в которых предусматривалась ответственность лиц, выпускающих в обращение ценные бумаги на бирже.

Данные о курсах ценных бумаг публиковались в биржевом бюллетене "Официальная вексельная и фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже", который выходил на русском и французском языках.

В эти годы торговля дивидендными бумагами (акциями) проводилась главным образом на этой бирже. На остальных российских биржах операции с ценными бумагами имели ограниченное значение и если на Московской бирже размещались разного рода облигации, то на всех других - только акции местных предприятий и товары.

Поэтому в 1907 г. министр финансов утвердил "Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-Петербургской бирже". Они, конечно, влияли на деятельность и других бирж России.

Следует учесть, что на биржах совершались не все операции с ценными бумагами. Их большой оборот производили различные кредитные учреждения, и прежде всего банки. Они же выдавали ссуды под приобретение ценных бумаг и кредиты под залог ценных бумаг. Таким образом, банки становились держателями кредитных пакетов акций и собственниками портфелей ценных бумаг.

С началом первой мировой войны операции на бирже были приостановлены, а с декабря 1917 г. и совсем прекращены.

2.2 Ценные бумаги в Советском Союзе

После октябрьских событий декретом Совета народных комиссаров от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории России были запрещены, облигации внешних и внутренних государственных займов аннулированы.

В результате поражения в первой мировой войне и национализации прекратили свое существование иностранные банки и акционерные общества.

В новых политических и экономических политических условиях правительство пыталось аккумулировать средства путем выпуска различного рода займов.

В 1922-1923 гг. первые три выпуска носили натуральную форму и исчислялись в сахарной и хлебной единицах. После проведения денежных реформ займы стали выпускаться в денежном исчислении.

Новая экономическая политика в России открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстановилось вексельное обращение и акционирование. Народным комиссариатом финансов была принята "Инструкция учреждения Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями".

В 1921 г. была принята первая советская биржа, а в 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей инвалютой, банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями, паями и металлическими слитками.

С 1927 г. курс правительства на развитие рынка государственных ценных бумаг изменился. Основной формой размещения государственных ценных бумаг стала "подписка в рассрочку", а с 1930 г. она стала единственной.

Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны помещать все запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. В 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Обращение облигаций и других ценных бумаг было запрещено так же, как их продажа, покупка и залог. С 1930 по 1941 г. правительство конверсировало все облигации государственных займов. Их погашение было отложено на 10-20 лет, а доходность облигаций была снижена до 3% годовых.

Великая Отечественная война и послевоенное восстановление народного хозяйства потребовали новых огромных денег. В течение 1942-1945 гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет под 4% годовых.

С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства, и все они были рассчитаны на срок до 20-25 лет.д.оход выплачивался только в виде выигрышей, но и это отягощало государственные расходы. В 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", согласно которому прекратился дальнейший выпуск новых займов, а погашение ранее выпущенных займов было отсрочено еще на 20 лет. Даже выигрышные тиражи перестали поводиться.

Рынок ценных бумаг был приведен к полному уничтожению. До конца 80-х годов в СССР существовал только один вид ценных бумаг - государственные облигации.

2.3 Возрождение рынка ценных бумаг в России

В связи с утверждением курса на развитие рыночной экономики в рамках социалистической системы хозяйствования 15 октября 1988 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг". Оно было направлено на повышение заинтересованности трудящихся в результате производства, а также на привлечение дополнительного финансирования в государственный сектор экономики. Правом выпуска акций обладали государственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, и кооперативы.

Затем Совет Министров СССР постановлением № 590 от 19 июня 1990 г. утвердил положение об акционерных обществах, положение об обществах с ограниченной ответственностью, а также положение о ценных бумагах. Этими документами вводились в обращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ, в том числе и на предъявителя, облигации. Таким образом, в 1990 г. Россия встала на путь возрождения рынка ценных бумаг.

В 1990-1991 гг. еще в Советском Союзе были приняты законы: "О собственности в СССР", "О предприятиях в СССР", "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий", которые затрагивали и разрешали вопросы выпуска и обращения акций и других ценных бумаг.

Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601, и Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78, определили выпуск и обращение ценных бумаг в России. Минфин России во исполнение этих документов утвердил 3 марта 1992 г. Инструкцию № 2 о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации, а затем 6 июля 1992 г. и инструкцию о правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами № 53. Порядок лицензирования инвестиционных институтов и аттестации их специалистов был утвержден Минфином России в Положении о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов от 21 сентября 1991 г. № 91.

До принятия в 1994 г. Гражданского кодекса РФ важное место отводилось Основам гражданского законодательства Союза ССР и республик.

Рынок ценных бумаг будет еще подвергаться изменениям. Об этом говорит международная практика и неизбежность новых модификаций рыночных отношений. Но главные изменения рынка ценных бумаг в России должны наступить из-за административного регулирования и в связи с принятием новых законов о рынке ценных бумаг.

Глава 3. Виды и классификация ценных бумаг

3.1 Виды ценных бумаг

В современной мировой практике все многообразие ценных бумаг делится на два больших класса: основные ценные бумаги и производственные.

Основные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо реальный актив, как правило, на деньги, капитал, товар, имущество, различного рода ресурсы. Они, в свою очередь, подразделяются на две группы: первичные и вторичные.

Первичные ценные бумаги основаны на реальных активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые выпускаются на основе первичных ценных бумаг. Это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, подписные права, депозитарные расписки, стрипы, опцион эмитента и др. Вторичная ценная бумага представляет собой имущественное право на другую ценную бумагу и на доход от нее, и она является представителем не действительного, а непосредственно фиктивного капитала.

Производные ценные бумаги - это документарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены биржевого актива, лежащего в основе данной ценной бумаги.

Производные инструменты - это имущественные обязательства в неразрывном единстве с имущественными правами, но не на действительный капитал, а на будущий, которого еще нет, но прогнозы на который рынок строит постоянно путем принятия участниками срочного контракта соответствующих обязательств на будущее. К производным инструментам относят фьючерсные контракты, свободнообращающиеся опционы и др. Обращение производственных инструментов - это заключение сделок, противоположных ранее заключенным.

Основные ценные бумаги представлены огромным количеством их видов, перечень их приведен в ст.143 и 912 ГК РФ:

государственные облигации;

облигации;

вексель;

чек;

депозитный сертификат;

сберегательный сертификат;

банковская сберегательная книжка на предъявителя;

коносамент;

акция;

приватизационные ценные бумаги;

двойное складское свидетельство;

залоговое свидетельство (варрант) как часть дойного свидетельства;

простое складское свидетельство.

Юридическое определение каждого из перечисленных видов ценных бумаг дается либо в Гражданском кодексе, либо в законах, регулирующих выпуск и обращение конкретных ценных бумаг.

Государственная облигация представляет собой юридическую форму, удостоверяющего договор государственного займа. Она удостоверяет право заимодавца (т.е. владельца облигации) на получение от заемщика (т.е. государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или в зависимости от условий займа иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренными условиями выпуска займа в обращение.

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права, если это купонная облигация.

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученную взаймы денежную сумму.

Чек - это ценная бумага, которая содержит ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в ней суммы чекодержателю.

Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

Сберегательная книжка на предъявителя представляет собой юридическую форму удостоверения договора банковского вклада (депозита) с гражданином и внесения денежных средств на его счет, в соответствии с которым банк, принявший поступившую от вкладчика или поступившую для него денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее лицу, предъявившему сберегательную книжку.

Коносамент - это ценная бумага, документ стандартной формы, принятой в международной практике, который удостоверяет право владения перевозимым грузом.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации, на получение информации.

Складское свидетельство - это ценная бумага, которая подтверждает принятие товара на хранение.

Двойное складское свидетельство - ценная бумага, которая представляет собой документ, состоящий из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены друг от друга, и каждое из них в отдельности является именной ценной бумагой.

Простое складское свидетельство складское свидетельство на предъявителя.

Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимого имущества) на получение денежного обязательства или указанного в нем имущества.

В новой редакции Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (ст.2) дается определение опциона эмитента - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион является именной ценной бумагой.

В настоящее время в России появился еще один вид ценной бумаги - инвестиционный пай.

Инвестиционный пай - это именная ценная бумага, удостоверяющая право инвестора на получение денежных средств в размере стоимости имущества фонда пропорционально количеству предъявляемых инвестором паев.

Все перечисленные виды ценных бумаг являются основными ценными бумагами. Как представители действительного капитала они делятся на две большие группы - долевые, или совладельческие, ценные бумаги и долговые. Долевые ценные бумаги в России представлены только акциями и инвестиционными паями, все остальные виды ценных бумаг - это долговые ценные бумаги.

3.2 Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги характеризуются совокупностью различных признаков, в соответствии с которыми они и могут быть классифицированы. Рассмотрим более подробно классификацию ценных бумаг.

В зависимости от срока существования выделяют срочные и бессрочные ценные бумаги.

Срочные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые имеют установленный при их выпуске срок существования. В свою очередь, срочные ценные бумаги различают по подвидам:

краткосрочные, срок обращения которых до 1 года; среднесрочные, срок обращения которых больше 1 года (в пределах 5-10 лет);

долгосрочные, срок обращения которых до 20-30 лет (например, облигации).

Бессрочные ценные бумаги - это ценные бумаги, срок обращения которых не ограничен, т.е. они существуют "вечно", или до момента погашения, дата которого не была определена при выпуске (например, акция).

В зависимости от возможности досрочного погашения различают два вида ценных бумаг: безотзывные и отзывные.

Безотзывные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые не могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно. Отзыв и погашение должны быть предусмотрены условиями при их выпуске и зафиксированы в проспекте ценных бумаг.

Отзывные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно. Процедура отзыва должна быть предусмотрена в проспекте ценных бумаг.

В зависимости от формы существования различают: документарные и бездокументарные ценные бумаги.

Документарные, или бумажные, ценные бумаги - это те, которые выпускают в наличной документарной форме в виде бланка.

Бездокументарные, или безбумажные, ценные бумаги - это те, которые выпускают в безналичной форме. фиксация прав по этим ценным бумагам производится эмитентом или специальной фирмой путем осуществления записей в реестре. Реестр позволяет вести учет и движение ценных бумаг в бездокументарной форме.

В зависимости от происхождения, от типа актива, лежащего в основе ценной бумаги, в зависимости от того, ведет ли она начало от своей первичной основы (товар, деньги, недвижимость) или от других ценных бумаг, различают два вида основных ценных бумаг: первичные и вторичные.

В зависимости от национальной принадлежности различают отечественные и иностранные ценные бумаги.

В зависимости от порядка владения, от того, каким образом осуществляется реализация прав, закрепленных ценной бумагой, различают именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги.

Именная ценная бумага - это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на бланке и в реестре эмитентов. Эмитент или специализированный регистратор ведут реестр владельцев именных ценных бумаг в обычной документарной или в электронной форме.

Предъявительская ценная бумага - это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не требует никакой регистрации. Предъявление данной ценной бумаги достаточно для реализации закрепленных бумагой прав. Переход прав по ценной бумаге от одного лица к другому осуществляется простым вручением этой бумаги.

Ордерная ценная бумага - это именная ценная бумага, которая передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи - индоссамента. Примером ордерных ценных бумаг являются вексель и чек.

В зависимости от типа использования различают инвестиционные и неинвестиционные ценные бумаги.

Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги - это ценные бумаги, которые являются объектом для вложения денег как капитала, т.е. с целью получения дохода.

Инвестиционные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках. В этой роли выступают векселя, коносаменты, складские свидетельства.

В зависимости от способа и формы выпуска различают эмиссионные и неэмисионные ценные бумаги.

Эмиссионные ценные бумаги выпускаются, как правило, крупными сериями, в больших количествах, размещаются индивидуально, имеют разные сроки осуществления прав. Все ценные бумаги в пределах одной серии абсолютно идентичны, размещаются выпусками, имеют равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Это, как правило, акции, облигации.

Неэмисионные ценные бумаги выпускаются поштучно, индивидуально или небольшими сериями (вексель, чек, коносамент).

В зависимости от вида эмитента, т.е. от того, кто выпускает ценную бумагу - государство, корпорации или частные лица, различают государственные и негосударственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги - это, как правило, различные виды облигаций, выпускаемых государством.

Негосударственные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение компаниями, банками, организациями и иногда частными лицами.

В зависимости от степени обращаемости различают рыночные, или свободнообращающиеся, нерыночные ценные бумаги и ограниченно рыночные, т.е. ценные бумаги с ограниченной возможностью обращения.

Рыночные, или свободнообращающиеся, ценные бумаги - это ценные бумаги, которые могут свободно покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. Основные виды ценных бумаг в своем большинстве являются рыночными.

Нерыночные - это необращающиеся ценные бумаги, которые имеют хождение только на первичном рынке, т.е. ценные бумаги продаются эмитентом, а инвесторы, их купившие, не имеют права перепродажи этих ценных бумаг третьим лицам, т.е. никому другому, кроме как тому, кто их выпустил, и то через определенный срок. Эти ценные бумаги могут быть выкуплены только самим эмитентом согласно условиям выпуска.

Ограниченно рыночные - это ценные бумаги с ограниченной возможностью обращения. При выпуске этих видов ценных бумаг эмитент устанавливает определенные ограничения на их обращение. Примером таких ценных бумаг являются казначейские обязательства, которые функционировали на российском рынке в 1994-1995 гг., когда эмитент в лице Минфина РФ определял по каждой серии отраслевые ограничения на их обращение.

В зависимости от уровня риска различают безрисковые и рисковые ценные бумаги.

Безрисковые - это ценные бумаги, риск по которым практически равен нулю, т.е. отсутствует. Как правило, это краткосрочные государственные долговые обязательства. В ряде стран - это казначейские векселя.

Рисковые ценные бумаги - это ценные бумаги, которые в процессе своего обращения на фондовом рынке подвержены определенной степени риска. В свою очередь, рисковые ценные бумаги в зависимости от степени риска принято делить на низкорисковые, среднерисковые и высокорисковые. В мировой практике низкорисковые ценные бумаги - это, как правило, государственные бумаги, среднерисковые - это корпоративные облигации, высокорисковые - это облигации.

В зависимости о начисляемого дохода ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельца. В последнем случае ценная бумага для владельца выступает как простое свидетельство права на товар или на деньги, а не как капитал.

В зависимости от регистрируемости ценных бумаг органами управления различают регистрируемые и нерегистрируемые ценные бумаги.

Регистрируемые - это ценные бумаги, которые подлежат государственной регистрации. Как правило, это эмиссионные ценные бумаги, так как их выпуск затрагивает интересы многих участников фондового рынка. По российскому законодательству обязательной регистрации подлежат выпуски акций и облигаций.

Другие виды российских ценных бумаг, независимо от размеров их выпуска, государственной регистрации не подлежат. Ценные бумаги, которые не подлежат регистрации в государственных органах управления, являются нерегистрируемыми.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в капитале фирмы, как собственные или как заемные, различают долевые и долговые ценные бумаги. Таким образом, ценные бумаги как представители действительного капитала делятся на два вида: долевые, или совладельческие, и долговые, или обязательственные.

Долевые ценные бумаги закрепляют права владельца на часть имущества фирмы при его ликвидации, подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право на получение части прибыли, на участие в управлении предприятием, а также право на получение информации. К долевым ценным бумагам относятся акции, инвестиционные паи.

Долговые ценные бумаги отражают отношения займа между их владельцами и эмитентом, который обязуется их выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Примером долговых ценных бумаг являются облигации.

Заключение

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые должны найти отражение в правотворчестве и требуют первоочередного решения.

Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования, (окончательный выбор модели фондового рынка, а также определение роли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

формирование согласованной системы регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций государственных органов;

ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;

создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

государственная поддержка образования в области фондового рынка;

преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которая переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство.

Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компании-эмитентов, создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Обеспечение национальной и экономической безопасности на рынке ценных бумаг - как базисное, отражающее основные функции государства по регулированию и обеспечению безопасности рынка ценных бумаг России.

За последний период на российском рынке ценных бумаг произошли очень видные позитивные изменения: появление основ законодательной и нормативно-правовой базы, а также инфраструктуры рынка ценных бумаг и срочного рынка, создание развитого инструментария, расширение участия в операциях на российском рынке отечественных и иностранных инвесторов.

Вместе с тем финансовый кризис 1997-1998 гг. показал иллюзорность существующего фондового рынка, его неразвитость и полную зависимость от иностранных инвестиций на фоне явной финансовой неграмотности отечественных и инвесторов, и эмитентов.

Не обеспечен единый государственный подход со стороны органов государственного регулирования (ФКЦБ, ЦБ РФ, МФ РФ, Комиссии по товарным биржам при министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в РФ) к формированию и развитию рынка ценных бумаг в России; действия этих органов не согласованы и определяются конфликтом ведомственных интересов.

Для эффективного включения финансового рынка в решение задач по выходу экономики России из кризиса необходимо осуществление ряда срочных мер государства по восстановлению фондового рынка и созданию условий для его устойчивого развития в перспективе.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг входит в общую регулятивную инфраструктуру фондового рынка и оказывает решающее воздействие на участников рынка и их деятельность. Эффективное правовое регулирование фондового рынка является одной из важнейших задач, поскольку этот рынок является настолько масштабным и колеблемым, что может угрожать устойчивости всей экономической системы страны. Для этого необходимо всестороннее и продуманное воздействие государства на фондовый рынок, включающее как правовое регулирование, так и экономические способы воздействия.

В области законодательного регулирования рынка ценных бумаг одной из первоочередных задач является принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка. Первые шаги этом направлении были сделаны с принятием Федерального Закона "О рынке ценных бумаг", который решил многие проблемы регулирования фондового рынка. Законом установлен новый режим для ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка, позволяющий избежать "суррогатной" деятельности на рынке, а также определена четкая структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Необходимо принятие и других законов и нормативных актов в соответствии с избранной линией регулирования, способствующих дальнейшему развитию и упрочнению фондового рынка в России, и осуществление контроля за их исполнением.

Экономическое регулирование рынка ценных бумаг - это другой аспект государственного регулирования, который призван воздействовать на фондовый рынок при помощи различных экономических институтов: налогообложение, ставка рефинансирования, нормы обязательных резервов и операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Но самым главным аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является обеспечение защищенности рынка от отклонений политического маятника и создание условий для формирования устойчивого рынка экономического роста.

Формальные закрепленные отношения, такие, как подписанный Меморандум между США и РФ, являются важной частью укрепления программ по правоприменению и регулированию в области рынка ценных бумаг. Они позволяют органам, регулирующим рынки ценных бумаг, проводить расследования потенциальных нарушений национальных законов по ценным бумагам. Такие документы закрепляют отношения сотрудничества и являются важными для усиления правоприменения на рынке ценных бумаг и для эффективной работы в области регулирования рыночной деятельности и надзора за международным предложением ценных бумаг.

Список используемой литературы

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ, принятый ГД ФС РФ 21.10 1994 г.

Федеральный Закон от 22.04.1996 г. № 39 - ФЗ (ред. От 30.12.2008)"О рынке ценных бумаг", принятый ГД ФС РФ 20.03.1996 г.

Федеральный Закон от 16.07.1998 г. № 102 - ФЗ (ред. От 30.12.2008)"Об ипотеке (залоге недвижимости)", принятый ГД ФС РФ 24.06.1997 г.

Малюгин В.И. "Рынок ценных бумаг": Количественные методы анализа: Учебное пособие - М.: Дело, 2003 г.

Белов В.А. "Государственное регулирование рынка ценных бумаг"/Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2005 г.

Батяева Т.А., Столяров И.И. "Рынок ценных бумаг". Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2006 г.

Галанов В.А., Басов А.И. "Рынок ценных бумаг" - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.

Рексин Д.В., Сароян Р.Р. "Рынок ценных бумаг"/Учебное пособие - М.: МГИУ, 2007 г.

Чалдаева Л.А., Соколова О.В., Ярцева Н.М., Круня В.Ф., под ред. д. э. н., профессора Л.А. Чалдаевой "Ценные бумаги: общая характеристика, налогообложение, бухучет"/Учебное пособие - М.: Магистр, 2007 г.

Криничанский К.В. "Рынок ценных бумаг"/Учебное пособие - М.: Дело и Сервис, 2007 г.

Жуков Е.Ф. "Рынок ценных бумаг"/Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономической специальности - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях