Ввоз и вывоз иностранной валюты в Россию и из России

Ввоз и вывоз иностранной валюты в Россию и из России

17

1. Валюта и валютные ценности

Валюта (англ. currency) - денежная единица страны, используемая для измерения величины стоимости товаров.

Понятие валюты применяется в трех значениях:

1. Денежная единица данной страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами (национальная валюта).

2. Денежные знаки иностранных государств (иностранная валюта), а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.

3. Международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР, ЭКЮ, ранее переводной рубль в СЭВ, арабский расчетный доллар, андское песо и др.).

Под «иностранной валютой» понимаются:

1. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством, в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

2. средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Понятие «Валютные ценности» означает следующее:

- иностранная валюта;

- ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

- драгоценные металлы - золото. Серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

- природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

2. Сущность валютных операций

Согласно Закону РФ «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» от 9 октября 1992 года №3615-1 (изм. от 10.12.2003 №173-ФЗ), валютными операциями называются:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся:

а) прямые инвестиции, то есть вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Валютные операции резидентов в Российской Федерации

Резидентами считаются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,

созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, установленном Центральным банком

Российской Федерации. Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет правительство Российской Федерации. Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации.

Физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением следующих случаев с ранее ввезенными или пересланными в РФ валютными ценностями, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации.

Валютные операции нерезидентов.

Нерезиденты это:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в».

Нерезиденты имеют право:

- без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

- продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

- беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации в соответствии с законодательством.

Порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

3. Валютный контроль

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

- Центральный банк Российской Федерации,

- Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно - финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, а также:

а) осуществляют контроль проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

Органами валютного контроля определяется порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, имеют право:

- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

- обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органам валютного контроля, а также действия органов валютного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- на другие права, установленные Законом о валютном регулировании и валютном контроле и иными законодательными актами Российской Федерации.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, обязаны:

- представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;

- представлять органам и агентам валютного контроля объяснения о ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;

- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

- вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

- выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;

- выполнять другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля.

1. Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:

а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функции валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

3. Органы валютного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут привлекаться к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Порядок перемещения иностранной валюты в Россию и из России

В связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2005 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемой физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, с 31 июля 2005 года прошу руководствоваться следующими положениями указанного Закона:

1. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами (далее - физические лица) наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, подлежат декларированию таможенному органу. Путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

2. Физические лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

3. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

4. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

Пересылка иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в Российскую Федерацию не является основанием для ее последующего вывоза с территории Российской Федерации. При вывозе указанной валюты сверх норм, установленных ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции Федеральных законов от 29.06.2004 №58-ФЗ и от 18.07.2005 №90-ФЗ) (далее - Федеральный закон).

5. Перерасчет перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона принимается:

1) для эмиссионных ценных бумаг - номинальная стоимость ценных бумаг;

2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты Российской Федерации или иностранной валюты, - соответствующая сумма в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, право на получение, которой удостоверяет указанная ценная бумага.

5. Ввоз наличной иностранной валюты в Российскую Федерацию

Ввоз иностранной валюты в Россию не ограничен, но при обязательном декларировании. Подтверждением ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты физическим лицом (резидентом или нерезидентом) является документ, оформленный при ее непосредственном ввозе таможенным органом РФ.

После предъявления въездной таможенной декларации при ввозе наличной иностранной валюты, ценных бумаг, драгоценностей стоимостью свыше 10 000 долларов США таможенник выписывает в обязательном порядке удостоверение (таможенный сертификат) по форме №ТС-28, если же ввозимая наличность не превышает 10 000 долларов США, данный сертификат оформляется только по просьбе туриста. Данный документ дает право физическому лицу (туристу) вывозить за границу Российской Федерации иностранную валюту в течение двух лет, а ценные бумаги и драгоценности - без ограничения срока.

Возможен и другой вариант оформления ввоза в страну наличной иностранной валюты и драгоценностей стоимостью менее 10 000 долларов - оформление въездной таможенной декларации. Таможенник на предъявленной туристом въездной таможенной декларации ТД - 7 проставляет свою подпись и личную номерную печать. Это дает право физическому лицу на вывоз данной валюты за границу только в течение одного года со дня оформления таможенной декларации.

В случае нарушения требований о ввозе на территорию страны наличной российской валюты, памятных монет выписывается таможенный сертификат по форме ТС-22 о принятии их на временной хранение.

Валюта Российской Федерации, принятая на временное хранение таможенным органом по квитанции формы ТС-22, хранится в течение трех суток со дня сдачи.

При ввозе в Российскую Федерацию ценных бумаг в российской валюте без представления разрешения соответствующих органов при невозможности или в случае неосуществления их немедленного возврата на территорию Российской Федерации таможенник выписывает квитанцию формы ТС-21.

Взятые на хранение по квитанции ТС-21 таможенным органом ценные бумаги хранятся в течение двух месяцев со дня принятия.

Обращаем Ваше внимание на то, что оформление всех вышеназванных удостоверений проводится в отношении валюты и драгоценностей, предъявленных представителю таможенного органа при прохождении границы Российской Федерации. В случае обнаружения таможенником валюты или иных ценностей, незаявленных физическим лицом в устной или письменной форме, составляется протокол о нарушении таможенных правил. Непосредственный объект правонарушения изымается в соответствии со ст. 337 ТК РФ, а к нарушителю применяются меры административной или уголовной ответственности (в зависимости от суммы провозимой нелегально валюты или иных ценностей).

6. Вывоз наличной иностранной валюты из Российской Федерации

Без предъявления дополнительных документов разрешается вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты на сумму в эквиваленте до 1500 долларов США включительно. В случае вывоза за границу Российской Федерации наличной иностранной валюты свыше установленного лимита (1500 долларов) физическому лицу необходимо предъявить таможенным органам:

банковскую справку ф. №0406007 на свое имя, где обязательно в графе «Предъявлен» должно быть указано банковским учреждением наименование документа, удостоверяющего личность, а также его серия и номер;

или таможенный сертификат по форме ТС-28;

или въездную таможенную декларацию по форме ТД-7.

Справка ф. №0406007 действительна в течение двух лет с даты её выдачи, таможенный сертификат ф. ТС-28 - в течение двух лет, въездная таможенная декларация ТД-7 - один год. Все перечисленные документы действительны только в отношении указанного в них лица.

На основании положения Центрального банка России и Государственного таможенного комитета РФ физическому лицу разрешается вывозить за границу национальную валюту в пределах 1500 долларов США.

Таможни на границе уполномочены принимать от граждан на временное хранение драгоценности, ценные бумаги, деньги, если их количество превышает допустимую квоту и при этом отсутствуют разрешительные документы (банковские справки, таможенные сертификаты). В данном случае таможенник выдает физическому лицу таможенный сертификат ТС-21 (иностранная валюта) или таможенный сертификат ТС-22 (валюта Российской Федерации) с правом получения денег обратно.

Взятые на хранение по квитанции ТС - 21 таможенным органом иностранная валюта, ценные бумаги, различного вида драгоценности хранятся в течение двух месяцев со дня их принятия.

Взятая на хранение по квитанции ТС-22 валюта Российской Федерации хранится в течение трех суток со дня принятия.

Дети в возрасте до 16 лет, пересекающие границу РФ без сопровождения взрослых, имеют право вывозить наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США. На детей, выезжающих с сопровождением, распространяется порядок, указанный выше; суммы, превышающие в эквиваленте 3 000 долларов США, отражаются в таможенной декларации сопровождающего лица.

Денежные средства могут быть вывезены в форме ДОРОЖНЫХ ЧЕКОВ, номинированных в иностранной валюте. Ограничения по вывозу дорожных чеков не установлены. Письменному декларированию подлежит сумма, превышающая в эквиваленте 10 000 долларов США.

Список используемой литературы

1. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года №3615-1 (изм. от 10.12.2003 №173-ФЗ);

2. Финансовое право. Учебник. / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

3. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

4 Журнал «Таможня» 2007

5. Журнал ПРАЙМ-ТАСС, от 15 июня 2007

6. Доклад Дубинина Финансовая система России: проблемы и перспективы:

7 Консультант + раздел 113И



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать