Деятельность Центрального банка России
p align="left">Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций. Правительство Российской Федерации N 983п-П13, Центральный Банк Российской Федерации N 01-01/1617. Заявление т 5 апреля 2005 года «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.»

Для того чтобы быть адекватной растущим потребностям экономики в обеспечении платежей, платежная система должна постоянно развиваться. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов выявлены инициативы по развитию платежной системы (являющиеся по своему содержанию принципами развития платежной системы), которые направлены, прежде всего, на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены же эти инициативы в основном на следующих моментах:

- постепенное введение более широкого ассортимента платежных инструментов и услуг;

- разработка договорных механизмов платежной инфраструктуры, представляющих для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности предоставления им услуг инфраструктурного плана;

- повышение операционной совместимости, взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных инфраструктур, а также инфраструктур, связанных с расчетами по ценным бумагам, что позволяет обеспечить сквозную обработку платежей;

- облегченный доступ финансовых учреждений к дешевому расчетно-кредитному обслуживанию, а также более эффективные механизмы экономии ликвидности в платежно-расчетных системах;

- создание для национальной платежной системы подходящего нормативно-правового режима, предоставляющего центральному банку эффективные надзорные функции;

- более эффективные, более стабильные и более рационально организованные рынки, обеспечивающие надежное предоставление потребителям различных платежных услуг, а также тарификацию последних Общее руководство для развития платежной системы. Консультативный доклад Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, 2006 (www.bis.org)..

Таким образом, развитие платежной системы является эволюционным процессом, в ходе которого платежная система подвергается модернизации в интересах разработки новых инструментов, инфраструктур и институтов С.П.Карчевский Платежные системы: понятие, структура, типология и принципы построения // "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 4..

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.

Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных платежей, внедрения современных платежных услуг.

Банк России намерен продолжить осуществление мониторинга состояния розничных платежей в экономике, в том числе проводимых посредством расчетов наличными деньгами.

В соответствии с современными международными подходами Банк России намерен совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства Российской Федерации и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок сбора информации и формы аналитической работы.

Учитывая существующие международные тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование технической инфраструктуры платежной системы Банка России. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для обработки платежных сообщений территориальных учреждений, что позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно-программные платформы, сократить количество используемых учетно-операционных комплексов Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год..

3.4 Предложения по укреплению рубля

Хотя управляемое обесценение рубля представляется обоснованной политикой, с приемами, используемыми Центральным банком, согласиться никак нельзя. Денежно-кредитная политика должна быть предсказуемой и последовательной. Логично обозначать целевые ориентиры валютного курса по меньшей мере на квартал вперед, что минимизирует девальвационные ожидания. По истечении квартала (или в рамках его, если этого требуют экстренные условия на внешних рынках) эти ориентиры могут пересматриваться. Они не должны носить характер обязательств и представлять собой индикативные переменные. Квартальный период таргетирования вполне достаточен, чтобы сохранять гибкость политики валютного курса, принимая во внимание многочисленные лаги и неопределенность текущих экономических данных.

Повышение волатильности курса рубля требует экстренного принятия ряда законов, которые позволили бы легализовать и развивать финансовые инструменты, защищающие участников рынка от валютного риска, а также использовать необходимую инфраструктуру финансового рынка С.Моисеев Политика валютного курса // "Банки и деловой мир", 2009, N 3..

В первую очередь следует ускорить работу над законопроектами о производных финансовых инструментах (срочных контрактах) и регулировании клиринговой деятельности. Принятие первого закона позволит развивать валютные деривативы и их комбинации с другими инструментами для перераспределения валютного риска среди участников рынка. Закон о клиринговой деятельности позволил бы наладить мультивалютный клиринг, а также переложить риск невыполнения обязательств по валютным операциям на центрального контрагента. Эти законопроекты необходимо рассматривать как антикризисные и срочные - они позволят снизить чувствительность банков, компаний и российской экономики в целом к колебаниям курса рубля.

И все-таки правильнее было бы заменить директивный подход рыночным. Например, предусмотреть одновременное введение норматива обязательных резервов по активам в иностранной валюте, а также норматива, балансирующего иностранные активы и иностранные пассивы. В случае превышения активов над пассивами по чистой валютной позиции (активам) начинает действовать обязательный норматив резервирования. Резервирование может осуществляться в иностранной валюте на счетах в Банке России, что объективно ограничит валютную позицию банков.

Одна из причин нестабильности рубля - трансграничное движение краткосрочного капитала. В частности, давление на рубль в прошлом году во многом было обусловлено выводом нерезидентами капиталов с отечественного фондового рынка. Повысить устойчивость курса рубля к внешним шокам позволяет контроль над движением капитала. Помимо всего прочего он будет способствовать самостоятельной денежно-кредитной политике, ориентированной на внутриэкономические задачи, и обезопасит рынок от инфляционного давления, когда капитал начнет возвращаться в страну.

Между тем работа, в частности, должна вестись по следующим направлениям:

- повышение независимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного назначения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерства финансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;

- повышение транспарентности деятельности Банка России (финансовая отчетность Центрального банка, публикация стенограмм и протоколов Совета директоров, Комитета по денежно-кредитной политике и Комитета банковского надзора, обнародование оперативных прогнозов инфляции, ключевых макроэкономических и финансовых индикаторов, а также прогноза ставок Центрального банка, раскрытие экономико-математического инструментария и так далее);

- повышение эффективности денежного рынка (создание централизованного электронного межбанковского кредитного рынка, ликвидация региональных диспропорций и иерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большей срочностью);

- развитие процентной политики (назначение целевых процентных ориентиров, подгонка денежно-кредитного инструментария для их достижения, сужение коридора процентных ставок);

- увеличение ответственности Центрального банка за промахи в достижении целевых ориентиров инфляции (сейчас он не несет никакой ответственности, если его цели остались невыполненными).

Расширение границ коридора колебаний стоимости бивалютной корзины означает постепенное ослабление влияния Банка России на валютный рынок и создание предпосылок для свободного плавания рубля. Однако переход на плавание может состояться, только если денежные власти смогут наладить управление экономикой через денежный рынок. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: МаркетДС, 2003. С. 55.

Заключение

По мете развития экономических отношений и совершенствования политической структуры общества существенно трансформируются функции Центрального Банка. За годы реформ значительные изменения произошли в деятельности Центрального банка российской Федерации. Дважды менялся закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Занимая особое место в системе властных структур, Банк России остается независимым органом денежно-кредитного регулирования.

Банк России, являясь высшим звеном двухуровневой банковской системы страны, оказывает большое влияние на характер экономических процессов. Темпы экономического развития, само существование суверенного государства, авторитет ее национальной валюты напрямую зависят от эффективности работы Центрального банка Российской Федерации.

Несмотря на 146-летнюю историю процессы становления Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, страны с рыночной экономикой продолжаются. Доказательством этого служат как многочисленные изменения законодательной базы, регулирующей банковскую деятельность в стране, так и большое количество нормативных документов, ежегодно выходящих из стен Банка России. Закиров Р.З. организация деятельности Центрального банка: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 - Финансы и кредит / Р.З. Закиров, Н.Н. Медведев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - с. 120.

Важнейшей стратегической целью, определенной руководством Российской Федерации, является переход на инновационный путь развития, создание экономики, интенсивно преобразующей результаты научных исследований и технических разработок в качественно новые продукты и технологические процессы. В ходе ее достижения должны быть обеспечены конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, устойчивые темпы экономического развития, повышение жизненного уровня населения и многократное повышение производительности труда.

Фактор финансового обеспечения будет иметь ключевое значение для построения основ инновационной экономики, поскольку под его воздействием формируются и перераспределяются необходимые ресурсные потоки.

Внедрение финансового механизма, активизирующего экономические и социальные преобразования, безусловно, потребует приложения значительных усилий банковским сектором.

Активизация участия Банка России в инвестиционно-инновационной деятельности способна оказать заметное позитивное влияние и на других участников финансового рынка (коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании), послужить для них сигналом решительнее подключаться к данному процессу. А.В. Зверев. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики // Управление в кредитной организации, 2008, № 4.

Полученные в ходе написания курсовой работы представления о структуре органов управления Банком России, основных общеэкономических и правовых основах его деятельности, принципах формирования денежно-кредитной политики, практических подходах к выбору конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования, форм и методов банковского регулирования и надзора важны для практической деятельности специалистов кредитных организаций при прогнозировании возможных действий со стороны Банка России.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Введение. Текст. Комментарии // Под общ. ред. К.Д. Лубенченко. - М.: Издательский дом "Банковское дело", 2000. С. 57.

2. СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

3. СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477.

4. Правительство Российской Федерации N 983п-П13, Центральный Банк Российской Федерации N 01-01/1617. Заявление т 5 апреля 2005 года «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.».

5. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год.

6. Банковское дело: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Г.Г. Коробовой. - М.: экономистъ, 2004. - с. 33-52.

7. Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Банк России в XXI веке: Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2003.

8. В.В.Брюков Анализ платежной системы РФ и текущих тенденций на рынке платежей //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2008, N 6.

9. Р.А.Давыдов Инновационные технологии и системы электронных платежей при реализации продукции и услуг // "Организация продаж банковских продуктов", 2008, N 4.

10. Деньги, кредит, банки / под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - с. 460-480.

11. Н.Ю.Ерпылева Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России // Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 2

12. Закиров Р.З. организация деятельности Центрального банка: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 - Финансы и кредит / Р.З. Закиров, Н.Н. Медведев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - с. 120.

13. А.В. Зверев. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики // Управление в кредитной организации, 2008, № 4.

14. Общее руководство для развития платежной системы. Консультативный доклад Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, 2006 (www.bis.org).

15. С.П.Карчевский Платежные системы: понятие, структура, типология и принципы построения // "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 4.

16. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: МаркетДС, 2003. С. 55.

17. Котляров М.А. Проблемы совершенствования предупредительного банковского надзора в России // Банковское дело. 2004. N 3. С. 23.

18. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004; Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка РФ // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 172.

19. М.С.Кузнецова Расчеты электронными деньгами // "Российский налоговый курьер", 2008, N 18.

20. Макарова Н.В. Элементы структуры системы валовых платежей // "Международные банковские операции", 2007, N 4

21. Михайлова Н.А., Стешина М.О. Совершенствование международных принципов управления банковскими рисками // "Международные банковские операции", 2008, N 4.

22. С.Моисеев Политика валютного курса // "Банки и деловой мир", 2009, N 3.

23. И.А.Николаев Макроэкономические ориентиры и антикризисные меры в мотивации бизнеса // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2009, N 4.

23. И.А.Николаев. Инфляция: ожидаемое отступление // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11

24. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1999.

25. А.Саркисянц Проблемы банковского надзора // "Бухгалтерия и банки", 2008, N 6

26. Е.Е.Смирнов Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы // "Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 6

27. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. - М., 2005. С. 12.

28. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России. М., 1995.

29. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005. С. 86

30. Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка: Учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КноРус, 2006. С. 170.

31. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - с. 43-48.

32. Чегринец Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского союза (на примере европейской системы центральных банков): Автореф. дис. к. ю. н. М., 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать