История служебного собаководства в Российском государстве с древнейших времён до XVI в
p align="left">Со времени Василия III в реестрах государевых псарен числятся уже только специализированные собаки: борзые, гончие, лошие и. позднее, ищейки, таксели и другое. После Василия III в XVI-XVII веках охотничье собаководство продолжало развиваться на Руси примерно в том же направлении специализации имевшегося материала, захватывая не только княжеско-боярские псарни, но и людей рангом пониже.

Имеется документальное подтверждение широкого распространения охотничьих собак в виде указа царя Михаила Федоровича (1619), посылавшего после «смуты» «экспедицию» на северо-восток Руси для закупки собак (борзых, гончих, молоссов и др.) для царской псарни.

2.2 Возникновение псовой охоты в России и происхождение породы борзых

Русские борзые - самостоятельная и своеобразная порода собак, выведенная русскими охотниками, одна из красивейших собак, не имевшая себе равных в быстроте на коротких расстояниях.

Следует проследить историю возникновения охоты с борзыми в России и происхождение породы борзых.

Несмотря, однако, на скудость сведений об охоте и собаках дотатарского периода, можно доказать, что русские борзые породы сравнительно новейшего происхождения.

Дело в том, что у славян в древности не было и не могло быть борзых в настоящем смысле слова, т. е. таких быстрых собак, которые могли бы в течение нескольких минут, даже секунд гнать на чистом месте любого зверя по той простой причине, что они быстрее. Борзая ловит, а не заганивает. Сама местность, занимаемая славянами, была тогда покрыта дремучими лес и отнюдь не могла благоприятствовать охоте с такими собаками. Нигде не встречается ни одного описания подобной травли, прилагательное «борзый» применяется, по крайней мере, до IV столетия, только для обозначения быстроты коней.

Известно, что в Древней Руси охота - ловитва - производилась при помощи тенет и собак, подлаивавших белку, отыскивающих бобров, гонявших и задерживавших оленя, зубра и тура, но это были, очевидно, те же самые остроухие собаки, коте до сих пор встречаются почти во всей России и на Кавказе в качестве промысловых, дворных и пастушьих.

Это доказывается охотничьими фресками, украшающими лестницу на хорал Софийского собора в Киеве, построенного Ярославом Мудрым в память отражения печенегов. На фресках между прочими сценами изображены охота белку с лайкой, конная охота на медведя и лютого зверя, остроухая собака, гонящая оленя, и соколиная охота.

В завещании Владимира Мономаха вовсе не упоминается о собаках, и собственно охота -- ловы (ловитва) -- в те времена имела, в отличие от промысла, вид единоборства богатырей с крупными и опасными дикими зверями при незначительной помощи собак.

У князей Киевских и Новгородских могли быть тогда лишь ловчие собаки, которые отличались не столько быстротою, только силою и злобностью. Борзых же князьям и их дружинникам вполне заменяли гораздо более быстрые ловчие птицы -- сколы, ястребы и беркуты, бравшие зайца, лису, волка, сайгу и, кроме того, пернатую дичь. Этот способ охоты, часто упоминании в летописях, очевидно, ведет начало из Индии. Можно предположить только, что у князей Киевских могли быть собаки с Балканского полуострова -- именно те брудастые полуборзые - полугончие, которые и до сих пор сохранились в Балканских горах, представляя собою помесь североафриканских борзых с брудастой овчаркой. Такое предположение тем более вероятно, что подобные же брудастые собаки, как мы видели, были выведены из Передней Азии на Балтийское побережье одним из германских племен в эпоху Великого переселения народов. Но это были все-таки еще не борзые, а рослые, сильные и сравнительно очень быстрые выборзки, гораздо менее похожие на борзых, чем современные шотландские дирхаунды.

Вообще трудно сказать положительно, были ли эти собаки приведены на Балтийское побережье через Кавказ из Малой Азии уже в виде помеси арабской борзой с овчаркой, или же эта порода образовалась на месте путем скрещивания приведенных из Азии овчаров с хортыми борзыми кельтов и белгов. Последнее предположение вероятнее.

Выше было замечено, что борзая в сплошных лесах, занимаемых славянами до времен татарского нашествия, была совершенно неуместна и бесполезна. Но ее не было в древности и во всей Южной и Юго-Восточной России, имевшей степной характер, но еще не лишенной лесов. Геродот, описывая быт народов, обитавших на юго-востоке Европы за 500 лет до Р. X., говорит, что все они занимаются охотой, которая производится следующим образом: охотник, высмотрев с вершины дерева какого-либо зверя, пускает в него дротиком, а потом, вскочив на коня, преследует раненого с помощью собак.

Очевидно, это были не борзые, а ловчие собаки. Сам способ ловли зайца, лисицы, волка или других зверей не мог бы не обратить на себя внимания наших предков. Все древние обитатели Южной России дотатарского периода, начиная со скифов, сарматов и кончая половцами и печенегами, принадлежали к турецко-татарским племенам, выходцам из Центральной Азии -- Алтая и Монголии.

Так как у древних ассириян настоящая охота с борзыми была известна и на их многочисленных памятниках встречаются в качестве зверовых охотничьих псов изображения громадных догов, реже остроухих собак вроде русских северных, то имеется полное основание утвердительно сказать, что в Малую Азию, Персию и прикаспийские степи борзые были приведены арабами, дарившими в VII веке Персию, в VIII -- Грузию и Туркмению.

Здесь арабские борзые смешались с туземными вислоухими длинношерстными горными собаками и образовали новую самостоятельную породу так называемых восточных борзых, характеризовавшихся короткой псовиной на теле при мохнатых висячих ушах и хвосте, обличавших их смешанное происхождение.

Когда монголы в XIII столетии наводнили Персию и Багдадский Калифат и взяли Багдад, они, конечно, не могли не оценить охотничьих достоинств и быстроту неведомых им собак, уже пользовавшихся большим почетом в магометанском мире. Эти борзые были особенно пригодны им для охоты в степях, они добывали им массу зверей - зайцев, сайг и антилоп, вполне гармонируя с облавным, массовым способом охоты, присущим монголо-татарским племенам, когда в охоте принимало участие целое войско, которое окружало огромное пространство. Такую охоту описывает Марко Поло в бытность свою у Кублай-хана в Монголии, где, однако, роль борзых выполнялась гепардами и даже дрессированными тиграми. Монгольские орды при своем нашествии на Юго-Восточную Европу по необходимости должны были кормиться охотой, так как стад, следовавших. за ними и отбираемых у половцев и других кочевых народов, было недостаточно для прокорма полчищ.

Насколько Россия была в те отдаленные времена богата снедными животными, видно из того, что триста лет позднее войско Иоанна Грозного, шедшее на Казань, кормилось главным образом добываемыми по пути снедными зверями, птицей и рыбой.

Но кроме малоазиатских борзых татары, несомненно, привели с собою массу своих монголо-татарских собак, резко отличающихся от туземных собак как легкого короткошерстного, так и более тяжелого и длинношерстного -- волкообразного типа. Эти татарские собаки, более туземных имели право на название гончих.

Когда татары осели на места, заняв Юго-Восточную Россию и приняли магометанство, они, подобно всем последователя ислама, обратили особое внимание на борзых и охоту с ними.

А так как в лесистых местностях травля ими была весьма затруднительна, то постепенно выработался особый, татарский смешанный способ охоты, имевший аналогию со способом наганивания зверей одной половины орды на другую. Роль загонщиков выполнялась здесь татарскими гончими, выгонявшим леса на опушку зверей прямо в зубы борзым, которых держали на сворах всадники -- ханы и узбеки. Подобный способ охоты сохранился, по-видимому, до настоящего времени у приалтайских киргизов, к которым он перешел от русских татар.

С XV века летописцы уже не говорят более о ловах, ловчих, а о псарях, псовой охоте, охоте с собаками. В первый раз слово «псарь» упоминается в духовном завещании князя Владимира Андреевича. Татарское владычество не могло остаться без влияния на изменение характера коренных русских охот -- заганивания верхом с собаками крупных зверей в лесу и травли ловчими птицами мелких зверей и птицы на лугах, полях и болота, травли, в свою очередь заимствованной татарами.

Известно, что русские по своей переимчивости приняли многие нравы и обычаи, начиная с одежды и кончая теремами, и никакого сомнения, что псовая охота на татарский образец существовала еще до Василия III (отца Иоанна Грозного), который, как известно исторически, был страстным любителем травли борзыми и даже заболел смертельно в отъезжем по: Волоколамского.

Из описания Великокняжеской охоты с борзыми, данного Герберштейном в записках о Московии видно, что в общих чертах охота производилась следующим образом: зверя, преимущественно зайца, гоняли из леса при помощи очень большого количества крупных canes molossus et odoriferos, т. е. мордашей и духовых, или гончих собак, причем говорится о громком и разнообразном лае. Травля же выгнанных зайцев производилась kurtzi -- «с пушистыми хвостами и ушами», «не способными к долгой гонке», которых спускали со свор стоявшие на опушке всадники.

Очевидно, это были восточные вислоухие борзые, имевшие длинную шерсть только на ушах и правиле, и именно куртинки, т. е. курдские борзые-- название, сохранившееся за азиатски борзыми до последнего времени.

Отсюда можно заключить, что борзые, приведенные татарами в Россию, если и изменились, то очень мало и еще сохранили висячие уши и короткую псовину на теле, которая, может быть, несколько огрубела и удлинилась вследствие влияния климата.

Как магометане и подражатели арабов, татарские ханы и узбеки должны были иметь о своих борзых, считавшихся символом знатности и богатства, такое же попечение, какое оказывали африканским слюги бедуины и среднеазиатским тазы туркмены, и, вероятно, тщательно блюли их в чистоте, не смешивая с другими собаками, считавшимися нечистыми и не достойными прикосновения правоверного. Присутствие татарского царевича (Ших-Алея) и татар на охоте, описываемой Герберштейном, может служить указанием на то, что она еще не была достаточно усвоена русскими и требовала руководителей. Насколько ценились тогда борзые, видно из того, что при заключении торгового договора с датским королем Христианом II в 1517 году ему были отправлены в подарок борзые, которых Христиан, в свою очередь, отправил французскому королю Франциску I.

Полное право гражданства псовая охота получила в Московском государстве несколько позднее, именно во времена Иванa Грозного, после взятия Казани, когда правительство сразу закрепило свою власть, переселив значительную часть тайских князей и узбеков (дворян), самого беспокойного элемента, недовольного новыми порядками, в нынешние Ярославскую и Костромскую губернии, причем наделило их поместьями и понуждало креститься.

С этого момента слияния татарского и русского служилого сословия, вскоре перероднившегося, татарские борзые и гончие распространяются по всему Московскому государству и под именем псов словенских проникают даже на запад, в Польшу. В винных польских охотничьих книгах говорится, что для травли волков надо употреблять псов словенских, отличающихся ростом и силой.

Следует полагать, что во второй половине XVI столетия начинается вывод новой -- русской породы борзых. Это доказывается, во-первых, несоответствием татарской борзой климату и условиям островной (т. е. выжидательной, а не активной) охоты; во-вторых, тем, что христиане не имели основания относиться так педантично к чистокровности своих собак; наконец, борзые рассеялись повсеместно, и трудно было вести породу в чистоте, тем более, что сношения казанских татар с астраханскими, ногайскими и крымскими должны были сильно затрудниться. Татарские борзые могли принадлежать только татарам высшего сословия, никогда не были многочисленны и сохранялись от вырождения только свежей кровью южных борзых.

Таким образом, произошло сознательное, отчасти вынужденное скрещивание с туземными охотничьими собаками, каковыми были остроухие собаки волчьего типа.

К концу XVI столетия у ярославских и костромских дворян- татар выработалась новая порода борзых, отличавшаяся длинной псовиной на всем теле с подшерстком, отчесами и гривой шее и большими стоячими или полустоячими ушами.

Все эти резкие породные признаки были переданы северной волкообразной собакой, в свою очередь происшедшей от неоднократной подмеси волчьей крови естественным и искусственным путем к чистопородной полудикой собаке, отличавшейся от волка более легким строением тела и длинными стоячими и узкими ушами.

Эта форма ушей, замечавшаяся у разновидности русских борзых, известных под названием остроушек до 50-х годов XIX столетия и по законам реверсии встречающаяся в виде редкого исключения по настоящее время, доказывает, что псовая борзая могла образоваться от скрещивания татарской борзой с волком.

С течением времени у большинства псовых борзых, как у всякой культурной породы, не имеющей надобности беспрестанно напрягать свой слух и мускулы ушей, конец ушей стал загибаться назад, а затем уши стали держаться в закладе, прижатыми к затылку, настораживаясь, т. е. слегка приподнимаясь только в минуты возбуждения.

Таким образом, длинные, вислые и пушистые уши превратились в стоячее, полустоячее и прижатое ухо русской борзой; татарская борзая, как смешанная порода, оказалась слабее северной чистопородной и чистокровной ловчей собаки и только придала ей большую легкость, стройность и красоту.

Нет никакого сомнения в том, что для скрещивания с татарской борзой выбирались самые крупные и легкие остроухие верные собаки, которые и ранее во многих случаях заменяли борзых, т. е. были ловчими собаками, которые могли заганивать; зверя, особенно в лесах и пересеченной местности.

Такие собаки борзовидного склада встречаются до сих пор многих местностях Северной России и в Сибири; к ним относятся зырянские, вогульские, башкирские и тунгусские лайки.

Известно, что во времена царя Алексея Михайловича особенно ценились так называемые лошие собаки. В 1665 году боярин Благово «ударил царю челом 2 охотниками и 10 лошьими собаками, за что и получил ценный царский подарок - 100 руб. денег» Эти собаки велись ещё в начале IX века, т. к. упоминаются Левшиным в его книгах. Так назывались остроухие лайки большого роста, приученные к заганиванию лосей.

Заключение

Результаты данного исследования истории собаководства позволяют сделать несколько выводов:

Уже для периода неолита на территории Европы выделено семь ископаемых форм домашней собаки.

1 - Canis familiaris inostranzem Anuczin. Собака Иностранцева. Найдена проф. А. А. Иностранцевым на стоянке древнего человека в районе Ладожского озера при прокладке обводного канала и описана зоологом Д. Н. Анучиным. Крупное животное, похожее на волка, с более короткой мордой и сильными челюстями. Находка датируется 3-4 тысячью лет до н. э. Черепная коробка вытянута в длину, и одинаковой длины с ней лицевая часть черепа, постепенно суживающаяся кпереди. Все неровности и выступы костей сильно развиты; так, сагиттальный гребень продолжается до лобных костей. Скуловые дуги и зубы сильнее развиты, чем у торфяной собаки. Глазницы невелики и имеют косое положение, как у волка. Профиль не представляет углубления у корня носа. Тесное родство с этой формой обнаруживают лайки севера России и Сибири. Кроме того Штудер производит от нее породу ездовых собак Лабрадора, крупную венгерскую овчарку, водолазов, сенбернаров, догов и родственные последним меньшие породы (мастиф или ирландский дог, бульдог, мопс).

2 - Canis familiaris putiatini Studer. Найдена в окрестностях Бологое. Возраст собаки Путятина около 6 тысяч лет. Череп по строению близок к черепу динго.

3 - Canis familiaris leineri Studer. Лейнерова собака описана Штудером из раннего неолита в окрестностях Бодмана. Третья порода каменного века, также крупная, представлена пока только одним черепом и описана Штудером (1893) под именем С. Leineri. Этот череп изящной формы и отличается тем, что затылочные бугры сильно выдаются назад. Сагиттальный гребень хорошо развит. Лицевая часть длинная, постепенно суживающаяся кпереди. Профиль не имеет углубления при основании носа, и очертания лба постепенно переходят в последний. Небо узкое, и зубы сравнительно слабые. Малоизмененного потомка С. Leineri Штудер видит в современной шотландской борзой собаке (Deerhound). Видоизменение ее же в ином направлении представляет шотландская овчарка (колли), у которой затылочные бугры сдвинуты вниз и менее выдаются, лоб сильнее развит, скуловые дуги и зубы слабые.

4 - Canis familiaris palustris Rutimeyer. Нашел и описал Руйтимейер в свайных постройках швейцарских озер. Он назвал ее торфяниковой (торфяной) собакой. Короткая узкая лицевая часть похожа на таковую у шпица, поэтому данную форму иногда называют торфяниковым шпицем. Останки такой собаки найдены в свайных постройках Мюнхена, пещерах Бельгии, на побережье Ладожского озера и в других местах. Возраст около 4 тысяч лет.

5 - Canis familiaris matris optima Seittels. Бронзовая собака, возраст около 3 тысяч лет. Обнаружена в Чехии, России. Крупная собака с клиновидным черепом, длинной узкой мордой, с хорошо выраженным гребнем затылочной кости. Возраст 4-5 тысяч лет. Предполагается, что использовалась как пастушья собака для охраны стада. Бронзовый век характеризуется, между прочим, и двумя ему свойственными породами домашней С. Одна из них, открытая Гейтелесом в свайных постройках Ольмюца, а затем найденная и в других станциях бронзового века и названная им С. familiaris matris optimae (1872), отличается от нее плоской формой черепа с прямым маловыгнутым профилем и особенно узким небом. В общем череп по форме близок к черепу борзых, которых Иейтелес и производит непосредственно от этой породы бронзового века. Науман указал на то, что последняя представляет в сущности две вариации: борзовидную и другую, приближающуюся более к легавым (сеттерам, понтерам, гончим). Иейтелес сравнивает эту вторую разновидность с овчарками и называет ее овчарковидной. Ближайшими родичами ее он считает овчарку Средней Европы и шотландскую (колли), затем пуделя и более крупные породы охотничьих собак. Уже в исторический период, не ранее XV века, образовался из овчарки пудель.

6 - Canis familiaris intermedius Woldricu. Пепельная или зольная собака, названная так в связи с тем, что ее костные останки находят в золе жертвенных костров на территории от Австрии до Амура. Латинское название переводится как промежуточная, что говорит о промежуточном положении ее черепа между черепами торфяниковым шпицем и бронзовой собаки. Вторая форма бронзового века С. familiaris intermedius была найдена Вольджрихом (1877) в Нижней Австрии, затем и в других местностях Средней Европы и Стробелем в Италии. Эта форма несколько меньших размеров, чем крупные породы каменного века и соединяет признаки С. f. matris optimae и торфяной С., отличаясь, однако, от обеих меньшей вместимостью черепа. Последний характеризуется короткой лицевой частью с тупой мордой, значительной шириной лба, заднего отдела нижней челюсти и черепной капсулы над слуховыми отверстиями, а также высотой последней. Сагиттальный гребень развит хорошо, затылочные бугры выдаются назад. Некоторое сомнение относительно самостоятельности ее высказывает Анучин Анучин, "С., Волк и лисица" (статья в монографии Иностранцева, "Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера")-, СПб., 1882); . Сам Вольджрих производит ее от крупного африканского шакала (С. lupaster). Современных потомков ее он видит в некоторых овчарках. Штудер считает эту форму родоначальником охотничьих С. и прежде всего гончих. Различные памятники греческой и римской эпохи указывают на существование в то время типических охотничьих С. с висячими ушами. Встречающиеся на египетских памятниках изображения собаки близки к типу борзых, но есть и такие, которые приближаются к типу охотничьих. Легавая собака с ее подпородами, по мнению Штудера, уже позже произошла от гончей. Она отличается от последней вышиной и более сильным развитием лобной части черепа, которая круто спускается к лицевой части и в профиле резко отделена от нее. Морда выше и более тупая. Зародышевая форма черепа легавой собаки сохранилась у карликовых киновчарльзов, у которых и во взрослом состоянии не зарастают роднички. Череп такс представляет известные черты сходства с древней торфяной С. и, может быть, эта порода представляет результат скрещивания какой-нибудь охотничьей породы с терьером.

7 - Canis familiaris decumanus Nehring. Кости этой собаки найдены Нерингом под Берлином. Крупная собака, череп близок к черепу собаки Иностранцева. Отдельными признаками напоминает догообразных.

В настоящее время у большинства специалистов не вызывает сомнения, что одомашнивание собаки происходило неоднократно, не одновременно и не в одном месте, т. е. доминирует полицентрическая концепция. Так, если в Передней Азии наиболее древние находки приходятся на ХІІ - Х века до н. э. (пещера Палегавра в горах Загроса Иранского нагорья), то в Европе в Оберкасселе (территория современной Германии) костные останки собаки, имеющие явные признаки одомашнивания, имеют датировку 14 тысяч лет до н. э.. На территории нашей страны в европейской и азиатской частях обнаружены кости, которые однозначно не могут быть определены как собачьи или волчьи, имеют возраст от 11 до 20 тысяч лет.

Исследование в 80-х годах XIX века археологом Иваном Савенковым палеотических стоянок на Афонтовой горе, продолженное в 90-х годах XX в. профессором Николаем Оводовым показало, что на Алтае в Разбойничьей пещере были обнаружены самые древние останки домашней собаки каменного века. Эти данные свидетельствуют, что на территории Современной России приручение и разведение собак началось не позже, чем на территории западной Европы и Азии.

В результате столь долгого целенаправленного приручения неизбежно должны были появиться породы, которые можно считать отечественными, обладающие развитыми в результате селекционного отбора уникальными качествами.

Такими породами можно считать лесную остроушку, меделянскую собаку, лоших собак, мордашей (данные породы в настоящее время исчезли). Сохранились породы лайка, русская борзая, русская гончая, кавказская овчарка, восточно-европейская овчарка, русский спаниель.

Благодаря развитию в древней Руси охоты широкое распространение получило охотничье собаководство. Охота являлась средством добывания пищи низших слоёв общества, была любимым развлечением для князей и при царском дворе. При этом особое распространение получили лайки и гончие. Однако в письменных источниках X-XVI в. упоминания о собаках крайне редки, т.к. православная церковь официально считала собаку «нечистым» животным. Тем не менее, в обществе сохранялось к собаке благожелательное отношение, как к верному и преданному животному. Собака считалась символом преданности, что подтверждается таким историческим фактом, что во времена Ивана VI в отрядах опричников каждый всадник прикреплял к лошади голову собаки, как символ верности царю.

Литература

Нормативные документы

1. Приказ МВД от 20.10.1999 (ред. от 24.12.1999) "О мерах по дальнейшему развитию кинологической службы в системе МВД России" [Электронный ресурс].Способ доступа: http://www.komne.ru/index.php?lang=all&link=pravocat&action=shwprd&id=293

2. Приказ МЧС России № 413 от 20.06.96 года « О создании поисковой кинологической службы МЧС России» [Электронный ресурс] Способ доступа: http://szrpso.amorg.ru/dep/psp-pks.htm

Литература.

1. Сабанеев Л.П. Охотничьи собаки [сост. Н. Черкашина].- М.: Эксмо,2007.- с. 426

2. Спицын А.А. Памяти князя П.А. Путятина . // Российский Исторический Журнал РАН. Кн. 7. Пг.: Государственное издательство, 1921. С. 249.

3. Heinrich, R.E.; Strait, S.G.; Houde, P. (2008). "Earliest Eocene Miacidae (Mammalia: Carnivora) from northwestern Wyoming". Journal of Paleontology 82 (1): 154-162.

4. Palmer D., ed (1999). The Marshall Illustrated Encyclopedia of Dinosaurs and Prehistoric Animals. London: Marshall Editions. p. 214.

5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции естествознания. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 256 с.

6. Мычко Е.А. Энциклопедический справочник. Ваша собака// Воспитание и дрессировка- Москва: Вече, 2007.- С. 24

7. Шилков Ю.М. Философия языка Н.Я. Марра // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 16. СПб., 2004. С.72-82.

8. Богданов В.В. . Антрополог и географ Д.Н. Анучин -- М.: Изд-во Просвещение, 1941.-С. 145

9. Давиташвили Л.Ш., Развитие идей и методов в палеонтологии после Дарвина, М. -- Л., 1940.- С. 230

10. Штенберг Л.Я. «Иван Тимофеевич Савенков». Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.3. Петроград, 1916 г- С. 56

11. Гольмстен В.В.. К вопросу о древнем скотоводстве в СССР. Сборник

12. «Проблема происхождения домашних животных», вып. I, АН СССР. 1933, стр. 82

13. Анучин, "К древнейшей истории домашних животных в России" ("Тр. VI археологического съезда в Одессе", 1884; т. I, 1886

14. Волховский М.Г. Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв.: По Забелину, Ключевскому, Карповичу и др. М., 1992.

15. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. -Москва: Изд-во Знак , 1995 г. - с.131

16. Горюнов Е.Л. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. Л.: Наука Ленингр. отд-ние, 1981- с. 124

17. Дворниченко В.В., Плахов В.В., Очир-Горяева М.А. Погребения ранних кочевников из Нижнего Поволжья // РА, 1997. № 3. С. 132, 138.

18. Цалкин В.И. Древнейшие домашние животные Восточной Европы // МИА.-1970.-№ 161.-266 с.

19. Журавлев О.П. Животноводство и охота на трипольских поселениях Черкасской области // Восточноевропейский археологический журнал №1(8) январь-февраль 2001.- Киев- 2001

20. Каргер М.К. Основные итоги археологического изучения Великого Новгорода. // Советская археология. 1963. № 1. стр. 137-168.

21. М.Н.Каргер Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. тт.1 - Киев: Акад. наук Укр. ССР, 1951- с. 231

22. М.Н.Тихомиров. Пособие для изучения Русской Правды. - М.: Издание Московского университета, 1953- с. 151

23. Филипповский Г. Столетие дерзаний. М. Наука 1991г. с.53

24. С. Герберштейн. Записки о Московии / Пер. с нем. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. Научные комментарии: А.В.Назаренко, А.Л. Хорошкевич, С.В. Думин, М.А. Усманов. -- М.: Вече , 1988- с. 50

25. Мякотин В.А., Протопоп Аввакум . Его жизнь и деятельность- СПб.: Правда, 1994- с. 87

26. Фр. Крихлер, "Породы собак" (СПб., 1895);

27. "Характеристика породистых собак" (кинографический очерк, СПб., 1894);

28. Л. Сабанеев, "С. охотничьи, комнатные и сторожевые" (кн. 1: "Легавые", М., 1896);

29. Толбузин, "Собачий спорт на Западе" ("Охотн. Газета", 1891, № 20 и след.);

30. Ч. Дарвин, "Прирученные животные и возделанные растения" (1899);

31. Анучин, "С., Волк и лисица" (статья в монографии Иностранцева, "Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера", СПб., 1882);

32. Ресурсы удалённого доступа.

33. Энциклопедия Брокгауса и Ефрона [Электронный ресурс] Способ доступа: http://encyclopediya.ru/big/117/117177_brockhaus-efron.htm

34. Ахмет Ибн- Фадлан. "Записка" о путешествии на Волгу (908- 932 гг.) [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://www.hrono.ru/dokum/0900dok/fadlan.html

35. Праздник кинологической службы .Новости МВД 21.06.2006 [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://www.mvdrf.ru/news/8459/

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать