Концепция антропосоциогенеза как концепция космического и земного

Концепция антропосоциогенеза как концепция космического и земного

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: " Концепции современного естествознания "

РЕФЕРАТ

по теме № :

" Концепция антропосоциогенеза как концепция космического и земного "

Подготовил:

профессор кафедры ГиСЭД,

к.ф.н., доц.

Номерков А.Л.

Проверил:

Студент 534 группы

Малявкин Г.Н.

Белгород - 2008

План Реферата

Страницы

Введение

4

1. Гипотезы возникновения жизни

4

2. Проблема появления человека на Земле

7

3. Доказательство родства человека и животных

8

4. Эволюция человека

12

Заключение

18

Введение

Относительно проблемы происхождения и эволюции человека существует множество теорий появления человека на Земле. В настоящее время большинство ученых склоняется к происхождению человека в результате эволюции и естественного отбора от высокоразвитых предков современных обезьян.

Так как человек является частью живого мира, то логично начинать изучение проблемы происхождения человека с ознакомления с различными теориями происхождения жизни на Земле, а только затем переходить непосредственно к рассмотрению теорий происхождения и эволюции человека.

1. Гипотезы возникновения жизни

Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе.

В этом вопросе с древности существуют две противоположные точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого (так называемая теория абиогенеза); другая - теория биогенеза - отрицает самопроизвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направлений и происходила научная борьба в вопросе о возникновении жизни на всем протяжении истории науки.

Долговременные исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни. Основные из них: креационизм - божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда; концепция панспермии - внеземного происхождения жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Согласно креационизму, возникновение жизни относится к определенному событию в определенном прошлом, которое можно вычислить. Так, в 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц.

Однако к тому времени, что и было обосновано позднее археологическими изысканиями, на ближнем Востоке уже существовала развитая цивилизация. Впрочем, вопрос о сотворении мира и человека именно указанным образом может считаться закрытым, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному.

Как альтернатива концепции креационизму, теория спонтанного зарождения жизни в историческом плане возникла в Вавилоне, Египте и Китае. В своих первоистоках она восходит к Эмпедоклу и Аристотелю, и согласно этой концепции, определенные "частицы" вещества содержат некое "альтернативное начало", которое при определенных условиях может создать живой организм. Аристотель считал, что такое активное начало имеется есть в оплодотворенном яйце, солнечном свете, гниющем мясе. У Демокрита же начало жизни подразумевалось в иле, у Фалеса - в воде, у Анаксагора - в воздухе.

Аристотель на основе сведений о животных, которые поступали от воинов Александра Македонского и купцов-путешественников, сформировал идею постепенного и непрерывного развития живого из неживого и создал представление о "лестнице природы" применительно к животному миру. Он не сомневался в самозарождении лягушек, мышей и других мелких животных. Платон же говорил о самозарождении живых существ из земли в процессе гниения.

С распространением христианства идеи самозарождения были объявлены еретическими, и долгое время о них не вспоминали. Однако позднее Гельмонт придумал "рецепт" получения мышей из пшеницы и грязного белья. Бэкон тоже считал, что гниение - зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк.

Однако в 1688 г. итальянский биолог Франческо Реди серией опытов с открытыми и закрытыми сосудами доказал, что появляющиеся в гниющем мясе белые маленькие черви - это личинки мух, и сформулировал свой принцип: все живое - из живого. В 1860 г. Пастер показал, что бактерии могут быть везде и заражать неживые вещества, для избавления от них необходима стерилизация, получившая позднее название пастеризации.

Сторонники теории вечного существования жизни полагали, что на вечно существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не было выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли всегда существовали некоторые разрывы и неясности.

С идеей вечного существования жизни во Вселенной связана и следующая группа гипотез. Это - гипотезы панспермии и радиопанспермии.

Гипотеза панспермии, как гипотеза о возможности переноса жизни во Вселенной с одного космического тела на другие, вообще не предлагает никакого "механизма" для объяснения первичного возникновения жизни именно на Земле такое и "переносит" такое возникновение в какое-то иное место во Вселенной. Либих, например, считал, что "атмосферы как небесных тел, так и вращающихся космических туманностей можно считать именно вековечными хранилищами живых форм, как вечные плантации органических зародышей", откуда жизнь в конечном итоге и рассеивается в виде некоторых ее зародышей во всей Вселенной.

Подобным же образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и другие, которые в начале нашего века выступили с идеей радиопанспермии. Основателем же этой идее стал Аррениус. Он описывал, как с населенных другими существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они начинают новую жизнь на этой планете.

Для обоснования панспермии обычно использовались наскальные рисунки с изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появления НЛО. Вместе с те реальные полеты космических аппаратов подвергли сомнению такую веру в существование разумной жизни на планетах солнечной системы, в частности, была снята гипотеза о разумной жизни на Марсе, что явилось следствием якобы открытия Скиапарелли "каналов" на Марсе.

С научной точки зрения, в представлениях о зарождении жизни на Земле в результате физико-химических процессов важную роль играет эволюция самой планеты. По мнению многих биологов, геологов и физиков, состояние Земли за время ее существования все время изменялось. В очень давние времена Земля была горячей планетой, ее температура достигала 5-8 тысяч градусов. По мере остывания планеты тугоплавкие металлы и углерод конденсировались и образовывали земную кору, которая не была ровной из-за активной вулканической деятельности и всевозможных подвижек формирующего грунта.

ХХ-й век привел к созданию первых научных моделей происхождения жизни. В 1924 году в книге Александра Ивановича Опарина "Происхождение жизни" была впервые сформулирована естественнонаучная концепция, согласно которой возникновение жизни - результат длительной эволюции на Земле - сначала химической, затем биохимической. Эта концепция и получила наибольшее признание в научной среде.

Согласно теории Опарина, атмосфера первичной Земли сильно отличалась от современной. Легкие газы - водород, гелий, азот, кислород, аргон и другие - не удерживались пока недостаточно плотной планетой, тогда как их более тяжелые соединения оставались (вода, аммиак, двуокись углерода, метан). Вода оставалась в газообразном состоянии, пока температура не упала ниже 100 ?С .

Можно выделить следующие этапы живых систем, начиная с самых простейших и затем следуя по пути постепенного усложнения.

В вещественном плане для становления жизни нужен прежде всего углерод, ведь принципиально жизнь на Земле основана именно на этом элементе, хотя в принципе можно предположить существование жизни и на кремниевой основе. Вполне возможно, что где-то во Вселенной существует и "кремниевая цивилизация", но на Земле основой жизни, все-таки, является углерод. Чем же это объективно обусловлено?

Атомы углерода вырабатываются в недрах больших звезд в необходимом для образования жизни количестве. Углерод способен создавать разнообразные, подвижные, низко электропроводные, студенистые, насыщенные водой вещества. Соединения углерода с водородом, кислородом и другими элементами обладают замечательными каталитическими, строительными, информационными и иными свойствами.

Сама земная форма жизни возможна только при определенных физических и химических условиях (температура, присутствие воды, солей и т.д.). Прекращение же жизненных процессов, например, при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов, не ведет к потере самого свойства жизнеспособности. Если структура вещества сохраняется неповрежденной, то она при возвращении ее к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

Также для возникновения жизни нужны определенные диапазоны температуры, влажности, давления, уровня радиации, определенная направленность развитая Вселенной и время. Взаимное удаление галактик приводит к тому, что их электромагнитное излучение приходит к нам сильно ослабленным. Но если бы галактики сближались, то плотность радиации во Вселенной была бы столь велика, что жизнь не смогла бы существовать.

Углерод был синтезирован в звездах-гигантах несколько миллиардов лет назад. Если бы возраст Вселенной был меньше, то жизнь также не могла бы возникнуть, ибо планеты должны иметь определенную массу для того, чтобы удерживать атмосферу.

Сама научная постановка проблемы возникновения жизни принадлежит Энгельсу, считавшему, что жизнь возникла не внезапно, а сформировалась в ходе эволюции материи. В этом же ключе высказывался и Тимирязев: "Мы вынуждены допустить, что живая материя осуществлялась так же, как и все остальные процессы", то есть путем эволюции... Процесс этот, вероятно, имел место и при переходе из неорганического мира в органический".

2. Проблема появления человека на Земле

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни вообще, существует свое представление и о божественном творении собственно человека. "И сказал Бог; сотворим человека по образу своему". А в индийской мифологии мир трактуется, как происходящий из первого прачеловека - Пуруши.

Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах). Именно такие верования встречаются у так называемых "отсталых" народов и до сих пор. В античности же высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена).

Гипотезу африканской прародины современного человека в своем варианте поддержали генетики. Американский исследователь А. Уилсон, совместно с коллегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу так называемой "Африканской Евы": все современное человечество, по мнению этого автора, произошло от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно 100-200 тыс. лет назад. Этот вывод базируется на анализе мирового распределения типов митохондриальной ДНК. Предполагается, что Ноmo Sapiens из африканского центра расселился затем по всей ойкумене, вытесняя все другие группы гоминид (без метисации). Эта гипотеза основана на серьезных статистических расчетах и, хотя в настоящее время достаточно резко критикуется, является несомненным вкладом в обоснование моноцентристской теории генезиса современных рас.

Однако у этой гипотезы есть "слабое" место, постулируемое А. Уилсоном, как "вытеснение без метисации". Но вряд ли можно представить себе существование каких-то непроницаемых внешних барьеров, которые могли бы предотвратить смешение людей при их контактах в периоды их активных миграций. Кроме того, как отмечалось выше, палеоантропологические материалы свидетельствуют скорее в пользу метисации на самых различных уровнях эволюции гоминид.

Вариабельность признаков двух эволюционных стадий (Ноmo erectus и Ноmo sapiens) наводит на мысль об отсутствии таксономической, а следовательно, и биологической обособленности разных групп гоминид. Так что идея объединения всех представителей рода Ноmo в один вид представляется вполне разумной. Таким образом, судя по всему, имела место "сетевидная эволюция" как нечто присущее роду Ноmo, как следствие особенностей его бытия и развития. Поэтому гипотеза "Африканской Евы" представляется слишком односторонней, ибо она не учитывает связей и взаимоотношений внутри многообразного, быстро развивающегося конгломерата групп, каким во все времена было человечество.

В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

Однако так или иначе господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Дарвин утверждал, что движущая сила биологической эволюции - борьба за существование и естественный отбор в ней наиболее приспособленных и сильнейших.

В основе его предположения лежит идея, что кажущаяся целесообразность, гармоничность, даже красота живой природы порождены игрою случая, а правила этой игры ограничены лишь безличными и слепыми законами природы. Поскольку человек, очевидно, имеет много общего с другими живыми существами, то вполне логичным было и следующее соображение Дарвина: причина появления "венца творения" - человека - тоже лишь совпадение ряда случайностей. Эти идеи господствуют в биологии и антропологии и по сей день.

3. Доказательство родства человека и животных

Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов. Долгое время научные знания были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека.

В 1859 г. в Лондоне вышла книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора". Книга сразу стала объектом всеобщего внимания. Её злобно бранили, предавали анафеме с церковных кафедр, ехидно и едко высмеивали в светских салонах и бульварной прессе, а сам Дарвин на несколько лет стал излюбленной мишенью юмористов и карикатуристов. Но ею же восхищались и передовые умы того времени. Редко сугубо специальные исследования вызывали столь мощный и длительный общественный резонанс. Чем же нарушили покой верующего обывателя, священнослужителей и учёных-эволюционистов опубликованные Ч. Дарвином труды?

Прежде всего это было вызвано тем, что здесь впервые было строго научно доказано естественное природное (а не божественное) происхождение человека, а также выявлена и аргументирована закономерная генетическая связь этого биологического вида с высшими млекопитающими. Открытие Ч. Дарвином животного происхождения человека произвело настоящий переворот в мировоззрениях, научных, житейских представлениях современников. Как никогда остро встал вопрос о рубеже животного и социального миров, характере их связи и мысленной реконструкции переходных форм.

Однако господство теолого-идеалистических и метафизических взглядов на сущность жизни лишало науку того времени надёжной мировоззренческой основы, необходимой для объективного анализа столь сложных и во многом неожиданных проблем. Даже передовые учёные, стремившиеся к познанию закономерностей природы, не избегали принципиальных ошибок.

Одни из них абсолютизировали прямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитие животного мира как жёстко детерминированное изменением окружающих условий. Другие, наоборот, неправомерно преувеличивали роль инстинктивно-рефлекторных "поведенческих программ" высших животных и их автономность по отношению к среде обитания. Но так или иначе обе крайности сходились поскольку допускали существование некоей нематериальной, внеприродной силы - источника "высшей целесообразности". Иначе говоря, одна телеология здесь смыкалась с другой телеологией. Метафизическое мышление естествоиспытателей металось между тезисами о "животной сущности"» человека и о "социальности" животного мира, между концепциями катастрофизма (Ж. Кювье) и плоского эволюционизма (Ж. Сент-Илер).

Однако идея природного происхождения человека в известном смысле, как говорят, "носилась в воздухе". Создатель первого учения об эволюции органического мира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемике с которым родился, можно сказать, дарвинизм, за полвека до появления дарвиновского "Происхождения видов"» в книге "Философия зоологии", высказал мысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды. И вместе с тем, исходя из опровергнутой впоследствии генетикой концепции, согласно которой наследственность целиком определяется взаимодействием организма со средой, ибо упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются, он не смог пойти дальше констатации того, что между обезьяной и человеком образовалось "как бы незаполненное место".

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать