Климат: Среди провинций Тавдинского района лесоболотной зоны подуральские равнины выделяются наименее континентальным и наиболее теплым климатом. Разница среднемесячных температур здесь не превышает 34-38°. Средние температуры января не опускаются ниже -17 -20°, хотя наиболее сильные морозы достигают -50 -53°. Средние температуры июля -- от 17 до 18,5°, а сумма температур выше 10° составляет 1200-1750°. Располагаясь в дождевой тени Урала, провинция получает от 370 до 500 мм осадков в год; 300-400 мм из них приходится на теплый период. Поэтому мощность снежного покрова тут всего 45-60 см -- наименьшая среди провинций лесоболотной зоны.
Растительность: Пасека располагается в выгодной южной части населённого пункта (д. Мостовка) на окраине. В северном направлении от пасеки располагаются болота и хвойные леса, разнотравные луга ( василек луговой, клевер белый, клевер разовый, кипрей или он же иван-чай).
К югу пашни и поля, заросшие кипреем, за полями располагается березняк разнотравный (это примерно в километре от пасеки). С запада так же располагаются поля с кипреем и осотом (которого нектар пчёлы берут, когда основная масса медоносов уже отцвела, т. е. в осенний период). С востока в 200 метрах протекает бурным течением река Карабашка, а за рекой липняк и поля, заросшие донником белым и кипреем. Вдоль реки ива ушастая (кустарник).
Территория пасеки: Сад, где посажены яблони, вишня, слива, смородина чёрная. Почвенный покров - клевер белый. Учитывая выгодное расположение пасеки даёт возможность пчёлам - сборщицам находить источники медоносных растений, да же не улетая с пасеки. Что сказывается на улучшении сбора нектара, а так же пчела затрачивает меньше энергии и физиологически не изнашивает свой организм.
Расстояние, на которое перелетают пчёлы-сборщицы в поисках медоносных растений составляет в радиусе до 5 километров. Но интенсивное опыление растений от 1,5 до 2-х километров. Чем ближе источник нектара, тем больше продуктивность пчёл и увеличивается яйценоскость матки, а значит, развитие семью идет в лучшем направлении, увеличивается масса пчелы тем быстрее пчёлы перейдут в роевое состояние. Сколько времени тратят пчелы на отыскивание цветущего массива, видно из следующих данных:
Таблица№3
расстояние до улья, м | время,затрачиваемое пчелами, мин | |
80 | 20 | |
150 | 60 | |
300 | 120 | |
400 | 165 | |
1000 | 240 |
Из приведенных данных видно, что необходимо подвозить пчел как можно ближе к цветущим массивам.
4. Суточная активность пчелиной семьиРаннему вылету пчёл способствует солнечный свет. Первые вылеты после выставки пчёл из зимовника. Пчёл выставляют в середине или конце апреля, иногда в начале мая. С этого периода и начинается активность пчелиной семьи, ведь в зимний период пчёлы не активны и лучше их не тревожить. Если зимний клуб распался, то неизбежна гибель пчелиной семьи. Пчёл выносят в тихий солнечный день при температуре от 0 0С до +10С. В это время на солнечном припёке часть пчёл облетается. Вынос пчёл надо закончить к 10-11 часам т. к. основная масса пчёл начинает облёт с 12 часов 30 минут до 16 часов 30 минут.В летнее время активность пчелы начинается с восхода солнца, рабочее состояние активизируется с вылетом пчелы-сборщицы, в поисках нектара. С её прилёта в улей начинается активизация для вылетов, оставшихся пчёл-сборщиц из улья за нектаром и пергой. Особенно интенсивно собирают нектар в безветренную, солнечную погоду, при оптимальной температуре воздуха 20-32 0С. При температуре превышающую 32 0С пчёла переходят в пассивное состояние, оп причине переутомления от летнего зноя. В день пчела-сборщица совершает от 6 до 8 полётов за нектаром или пергой. Количество её вылетов зависит от удалённости медоносов. С повышением или понижением температуры окружающей среда, летняя активность пчёл заметно снижается. Но если в гнезде корма мало, то пчёлы-сборщицы начинают вылетать за нектаром и пыльцой даже на отдельные цветки рано зацветающих растений. Такие вылеты обычно связаны с потерями лётных пчёл.В дождливую погоду, как в летний, так и осенний периоды интенсивность вылетов сокращается или вообще не наблюдается. В такую погоду и каждый вечер, осуществляется другой вид работы по созреванию мёда в ячейках. Этот вид работы занимает много времени: до захода солнца. Для выгона влаги из мёда пчёлы выстраиваются в замысловатые фигуры возле летков и интенсивно машут крыльями.Поздней осенью интенсивность вылетов сокращается. Основные медоносы отцвели и непостоянство температуры окружающей среды влияет на количество полётов пчёл-сборщиц. Вылеты осуществляются с 6 часов до 20 часов летом, а осень первые облёты начинаются позже, температура окружающей среда должна быть не ниже + 10 0С в тени и на солнце +19 0С.ВыводПчеловодство издавна приносило людям пользу, придавая особый оттенок укладу наблюдательного земледельца, когда ремесло перерастало в некое искусство. Пчёлы становятся радостью лишь той земле. На которой цветут сады и поля, принося людям в дар терпкий аромат янтарного мёда. Всю свою недолговечную жизнь пчёлы-труженицы проводят в неутомимой и исключительно полезной для человека работе. Невозможно переоценить ту пользу, которую приносят пчёлы опылением растений. Опыляя цветки, повышают урожай и качество семян, способствуя тем самым развитию растениеводству и животноводству.Список литературы1) Затолокин О.А. « Пчеловодство-Практическое руководство М:. «АСТ-СТАЛКЕР», 2003г.-351 с.
2) Комаров А. Современный справочник. «Пчеловодство» М:. 2005г.-77с.
3) Кашковский «Уход за пчёлами в Сибири» Новосибирск 1984г.-108с.
4) Мазурек Я. «Моя пасека» М:. 1988г.-129с.
5) Цебро В. П. «День за днём на пасеке» П:. 1991г. 158с.
Приложения
«Я пчеловод»Программа элективного курсадля учеников 5-9 классов по естествознанию.Пояснительная записка:Пчеловод или пасечник - одна из древнейших сельских профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне свыше 5 тысяч лет назад занимались в обширных масштабах медовым промыслом, который уже тогда считался не только высокодоходным, но и очень почетным: фараонам даже присваивался титул «повелителя пчел». В одном из музеев хранится монета из древнего города Эфес, основанного во 2-м тысячелетии до нашей эры. На её лицевой стороне - пчела. В древней мифологии это насекомое - перевоплощенная богиня Артемида. По другому преданию нимфы научили Аристона - сына Аполлона мастерству пчеловождению.Пчеловодством всю свою жизнь занимались такие великие люди, как Лев Николаевич Толстой, основатель органической химии и теории структурного строения вещества Александр Михайлович Бутлеров. Они имели обширные пасеки, на которых не только с увлечением проводили время за любимым занятием, но и постоянно внедряли что - то новое, передовое. Разведение пчел, кстати, немногих из одомашненных человеком насекомых, это не, только, одно из интереснейших занятий, но и высокодоходное дело.Пчелы дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд, пергу (смешанную с медом и потому надолго законсервированную пыльцу растений). Эти продукты пчеловодства весьма полезны для здоровья человека, а потому они всегда в хорошей цене. Да и само пчеловождение - это ежедневное общение с природой, пребывание на чистом воздухе, насыщенном в период медосбора неповторимым ароматом зелени и цветов, наблюдения и уход за насекомыми - этими извечными тружениками, с которых не плохо бы было нам , людям, брать пример. Поэтому, видимо, неспроста многие пчеловоды славятся отменным здоровьем уравновешенным, характером и как следствие - долголетием.Предлагаемый элективный курс « Я - пчеловод» разработан исходя из современных потребностей сельской школы и по причине отсутствия в обращении подобных программ. В настоящей программе элективного курса ставятся следующие ЗАДАЧИ:1. В условиях предстоящего профильного обучения в 5-9 классах ориентировать учащихся на изучение естественно - научного цикла предметов, в частности биологии.2. Через практические работы (лабораторные работы, экскурсии), опираясь на предшествующие знания по ботанике, зоологии, анатомии и гигиене человека, развить у учащихся интерес к биологическим знаниям.3. В плане профессиональной ориентации помочь будущим выпускникам в выборе профессии и самоопределении во взрослой жизни.ЦЕЛЬ: По завершении элективного курса « Я пчеловод» приобрестиэлементарные практические и теоретические знания в области пчеловодства, разработать и защитить проект собственного фермерского хозяйства.Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 5- 9х классов рассчитана на 10 часов.Из них 4 часа - теоретический материал;4 часа - практические работы;1час - экскурсия;1час - защита бизнес - проекта небольшого фермерского пчеловодного хозяйства.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯВ соответствии с замыслом программа данного элективного курса скомпонована в 5 обширных тем - блоков.1) «Состав пчелиной семьи». Здесь учащиеся углубляют знания по зоологии, подробно знакомясь с биологией медоносной пчелы и с историей мирового пчеловодства. Однако жизнь пчел неразрывно связана с медоносными растениями - кормовой базой для этих животных.
2) «Медоносные растения района» как раз и предусмотрено изучение этих вопросов, на основе расширения ранее полученных знаний по ботаники. Расширив и укрепив, таким образом, теоретическую базу для изучения пчеловодства.
3) «Пчеловодный инвентарь и пасечные работы». Учащиеся приступают к овладению элементарными практическими навыками работы с пчелами, а также знакомятся посредством экскурсий с пасечными постройками (омшаник, сотохранилище), изучают пчеловодный инвентарь и приемы работы с ним, правила техники безопасности при работе с пчелами. По мере реализации программы элективного курса.
4) Изучают полезные продукты пчеловодства, даются основы экономического проектирования с целью разработки бизнес-проекта фермерского хозяйства пчеловодного направления.
5) «Подведение итогов курса» подводятся результаты работы по программе элективного курса посредством конференции, презентации и защиты проектов.
В программе элективного курса предусмотрены различные формы организации работы с учащимися: традиционная классно- урочная, групповая и индивидуальная через уроки, лекции, экскурсии лабораторные и практические работы, итоговую конференцию. Ученики ведут конспекты занятий, готовят доклады и сообщения, рефераты, гербарии медоносных растений.
Исходя из особенностей программы элективного курса, а именно тесной логической связи материала с ранее полученными знаниями по ботанике, зоологии, гигиене человека, думается, что будет более целесообразна линейная структура изложения содержания, то есть, последовательное и целесообразное продвижение по мере изучения курса к конечной поставленной цели. Это соответствует культур сообразности изложения данного рода материалов.
Учебно-тематический план.Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |||
всего | лекции | практика | ||||
1. Состав пчелиной семьи | 2 | 1 | 1 | Урок, лабораторная работа | Письменное сообщения учащихся, конспекты. | |
2.медоносные растения района | 2 | 1 | 1 | Работа в группах | Гербарий медоносных растений. | |
3. пчеловодный инвентарь и пасечные работы | 3 | 1 | 2 | Групповая экскурсия. | Изготовление простейших пасечных приспособлений. | |
4. полезные продукты пчеловодства; основы экономического проектирования пасеки. | 2 | 1 | 1 | Урок, учебная лекция. | Доклад по теме, защита реферата. | |
5. подведение итогов элективного курса. | 1 | 1 | Итоговая конференция. | Презентация, защита. Бизнес-проект. | ||
Кол-во часов | 10 | 4 | 6 |
Название особей | Длина крыльев (см) | Ширина тела (см) | длина тела (см) | Особенности строения глаз | |
матка | |||||
трутень | |||||
Рабочая пчела |
Страницы: 1, 2