Основные этапы роста и развития организма

Основные этапы роста и развития организма

13

План

  • Вопрос № 1. Основные этапы роста и развития организма. Возрастная периодизация 3
  • Вопрос № 2. Физико-биологические и социальные факторы эволюции человека разумного 8
  • Вопрос 3. Антропологический состав народов мира 10
  • Список литературы 20
Вопрос № 1. Основные этапы роста и развития организма. Возрастная периодизация

Возрастная антропология изучает закономерности становления и развития анатомических структур и физиологических функций на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Рост и развитие организма

Рост и развитие организма - сложные явления, результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и т.д. Этими проблемами занимаются специалисты самого разного профиля: эмбриологи, морфологи, генетики, физиологи, медики, биохимики и др.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольные и поперечные. При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год одних и тех же детей. При поперечных исследованиях (генерализирующий метод) - за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. Поперечные исследования дают возможность установить нормальные ростовые показатели и границы нормы для каждого возраста, однако в отличие от продольных они не вскрывают индивидуальных различий в динамике роста. На основании продольных исследований можно выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, а также понять роль эндогенных и экзогенных факторов в регуляции роста.

Процесс роста и развития организма характеризуется следующими закономерностями:

1. Дифференциация и интеграция частей и функций, автономизация развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза человека.

2. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность. Типичное для человека постепенное замедление роста после рождения и последующее скачкообразное его ускорение («пубертатный спурт») свойственны, видимо, и некоторым другим антропоидам, например, шимпанзе. На кривой роста человека можно выделить три основных цикла в постнатальном развитии: а) от рождения до 10-13 лет при постоянном снижении скорости; б) пубертатный спурт; в) падение скорости ниже уровня допубертатного периода и прекращение роста. Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза, например, при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2 лет. Нелинейность роста (мини-скачки) прослеживается примерно у 70% детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 месяцев.

3. Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы. Согласно концепции системогенеза П.К. Анохина, опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, в определенной мере зависящее от уникальности наследственной программы.

Общая периодизация онтогенеза

Разработка научно-обоснованной периодизации онтогенеза человека исключительно сложна. Очевидно, что только одни какие-либо признаки - морфологические, физиологические или биохимические - не могут быть положены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учитывать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.

Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии - продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии - увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии - падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений.

Сходная схема возрастной периодизации постнатального развития человека была принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиолопш и биохимии, состоявшейся в 1965 г. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике.

Пренатальный период подразделяется на два: эмбриональный и фетальный (плодный). В течение первого периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку. В фетальный период главным образом увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4-5 месяцев. После 6 месяцев скорость роста линейных размеров уменьшается. По-видимому, одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода - ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место выкармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Следующий период - грудной - продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его первым ростовым скачком; однако было обращено внимание, что этот скачок свойственен не всем детям. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и центральный резец на нижней и верхней челюстях, латеральный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтральным детством, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Следует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.

В период второго детства повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируется грудная железа, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. Средний возраст развития грудных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления волос на лобке приходится на самый конец периода второго детства.

В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 годам всего на 0,7 см.

Следующий период - подростковый - называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела - между 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5-14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, 1фовеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. У мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система.

В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела. В 70-80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки менархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что связывают с адаптацией к гипоксии.

В подростковый период происходит интенсивное половое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13-14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).

Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с Девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми-мужчинами и женщинами в значительной степени зависят от времени наступления, продолжительности и интенсивности пубертатного скачка роста. До этого скачка различия в росте между мальчиками и девочками не превышают 2 %, а после него они достигают в среднем 8 %».

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20-30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3-5 мм. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.

Вопрос № 2. Физико-биологические и социальные факторы эволюции человека разумного

Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли.

Одна из «революционных» теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги «Происхождение человека и половой отбор» уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Т.Гексли в 1863г. показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.

Т.о., цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов - семейство человекообразные - семейство гоминид - род homo - вид человек современного типа - Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид - вид ископаемого или примитивного человека - Homo primigenius или erektus.

Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки гоминизации.

* Прямохождение (бипедия или ортоградность).

* Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.

* Высокоразвитый относительно крупный мозг.

Все эти признаки составляют так называемую «гоминидную триаду», но возникли они хронологически неравномерно.

Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвигавшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthropos - человек, genesis - возникновение) - процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.

Причины антропогенеза.

1. Переход к прямохождению.

2. Рука.

3. Развитие мозга.

4. Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.

Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Из искомой территории, бесспорно, могут быть исключены, по крайней мере, три континента - обе Америки и Австралия, отделенные огромными морскими пространствами (изоляция Австралии до появления высших млекопитающих, эволюционное развитие не пошло далее сумчатых животных, в Америке нет близких человеку узконосых обезьян, широконосые обезьяны Южной Америки другая, далекая от человеческой эволюционная линия). Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков предков человека. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:

1. Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).

2. Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами).

Социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип (большой объем мозга, с особо развитыми лобными долями, отвечающими за ассоциативное мышление и социальность, специфическое строение кисти, приспособленной к сложным трудовым операциям и манипуляциям, иные пропорции тела). Это в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать и следующий этап эволюции человека - выделение человека современного типа как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации.

Вопрос 3. Антропологический состав народов мира

Этническая антропология (расоведение) изучает антропологический состав народов мира в настоящее время и в прошлом. Антропологические исследования позволяют получить материалы, дающие возможность выяснить родственные отношения между расами, а также древность, место и причины возникновения расовых типов. Эти материалы имеют значение для разрешения ряда вопросов истории народов.

Так, отличие той или иной группы населения по антропологическому типу позволяет реконструировать миграцию предков данного этноса (народа), либо предков его соседей. В данном случае информация антрополога заменяет отсутствующие письменные источники. Так, культура и язык народности айну (Южный Сахалин и Курильские острова) отличаются от других народностей Северо-Восточной Азии. Антропологические исследования живых людей и скелетного материала показали тяготение айнов к народностям Индонезии и Океании. Это легло в основу гипотезы о южном генезисе народности айну. По степени расчлененности населения той или иной территории на типы можно судить о времени ее заселения. Так, сравнение коренного населения Америки с населением Старого Света, в плане разнообразия их расового состава, дает основание сделать вывод, что среди аборигенов Америки нет резковыраженных расовых типов, и на этом основании подтвердить точку зрения археологов об относительно позднем заселении Нового Света.

Проблема этногенеза (происхождения народа) имеет огромное значение для многонационального государства в связи с ростом национального самосознания. Доказательства единства происхождения всех современных рас является серьезным аргументом в борьбе с расизмом. С точки зрения антропологии, представления о расе как «душе» языка и культуры, является лжеучением. Ненаучными являются расовые концепции, которые утверждают, что расы обладают определенными психологическими свойствами, детерминирующими исторический процесс.

Изучение территориальных различий измерительных признаков, используемых расоведами для характеристики формы тела человека и его частей, необходимо для разработки стандартов предметов личного потребления, изготовляемых легкой промышленностью в многонациональном государстве, а также норматив для промышленного конструирования, организации рабочих мест и т. п. (т. е. для целей эргономики).

Все ныне живущее человечество представляет собой, с биологической точки зрения, один вид - Homo sapiens («человекразумный»), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин «раса» созвучен арабскому «ras» - «начало», «происхождение» и итальянскому «razza» - «раса», «племя». Представители различных расовых типов могут достаточно сильно отличаться друг от друга (суданский негр, монгол, прибалтийский европеец), прежде всего по ряду телесных признаков - цвету кожи, волос, глаз, форме волос, чертам лица, форме черепа, пропорциям тела и др. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды; для жизнедеятельности они не существенны.

Человек характеризуется многими внутривидовыми вариантами. Расовые варианты, в отличие от других, связаны с определенной территорией - ареалом. В настоящее время данная связь может не обнаруживаться (черная раса, например, представлена в населении Африки и Америки), однако она существовала в прошлом. Не все биологические признаки человека являются расовыми признаками. Так, развитие жироотложения, мускулатуры, особенности в осанки - не являются расовыми отличиями, так как связаны с текущим влиянием среды.

Существует качественное отличие расы человека и расы животных. История группы животных определена только их биологическими особенностями и изменениями внешней среды. История человеческого общества определена социальными закономерностями, часто экономического характера.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать