Профилактика здоровья школьника
b>5) Исследование остроты зрения школьников.

90% всей информации об окружающим мире человек получает с помощью глаз. Появилось много профессий, требующие большого зрительного напряжения, поэтому малейшие оптические недостатки могут привести к понижению зрения. Среди них острое место занимает близорукость.

Для исследования остроты зрения у школьников определяется по таблице Сивцева - Головина. Таблицы помещают в аппарат Рота - специальный ящик с зеркальными стенками и осветителем (лампа накаливания 40 Вт). Только при таком условии обеспечивается постоянная и равномерная освещенность букв таблицы, от которой зависит точность результатов исследования. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз ребенка. Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы. Вначале определяется острота зрения при обоих открытых глазах, затем каждые глаза в отдельности. Для раздельного обследования сначала один глаз загораживается непрозрачной пластинкой из пластмассы специальным "язычком". При исследовании надо показывать буквы в разбивку, без лишней поспешности, начиная с десятой строчки таблицы (острота зрения = 1,0). Если ребенок не видит или допускает ошибки в чтении букв 9-10й строк, то его надо направлять к офтальмологу.

6) Тест для выявлений нарушений бинокулярного зрения.

Нарушение бинокулярного зрения наблюдается при косоглазии, амблиопии (снижение абсолютной остроты зрения одного из глаз), анизометрии (разная рефракция глаз).

Наиболее простым тестом для определения устойчивого бинокулярного зрения в массовых осмотрах является тест Рейнеке с двумя карандашами.

Методика обследования: ребенку надо дать заточенный карандаш и попросить его, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит в горизонтальном положении медицинская сестра.

При нарушении бинокулярного зрения совместить концы карандашей ребенку не удается. Таких детей необходимо направить к офтальмологу для дополнительного обследования.

7) Исследование остроты слуха шепотной речью.

У детей чаще всего выявляются нарушения слуха, связанные с заболеванием среднего уха.

Обследующий располагается на расстоянии 6 метров от ребенка и шепотом произносит слова, содержащие звуки низкой и высокой частот.

Необходимо произносить слова с одинаковой интенсивностью (ребенок должен видеть артикуляции губ произносящего слова).

Сначала определяется острота слуха одного уха (другое ребенок закрывает ладонью), затем второго. При проведении исследования в помещении должна соблюдаться полная тишина.

Оценка результатов: если ребенок правильно повторяет слова, произнесенные шепотом на расстоянии 6 метров, то острота слуха нормальная, если он различает слова с меньшего расстояния - острота слуха снижена, и ребенок должен быть направлен на консультацию к отоларингологу.

8) Лабораторные сиринги - тесты выявления протеинурии и гликозурии.

2.3 Тест для выявления белка в моче

Проба с сульфосалициловой кислотой. Мочу для исследования дети собирают в чистую баночку непосредственно перед обследованием в школьном медицинском кабинете за ширмой или расположенной поблизости от медицинского кабинета туалета.

Ход определения: к 2 мл отлитого из сосуда в пробирку мочи пипеткой добавляется 4 капли 20% раствора сульфосалициловой кислоты.

Оценка результатов:

А) моча осталась прозрачной - норма

Б) помутнение - следы белка в моче

В) интенсивное помутнение - белок в моче

Антропометрические данные заносятся в специальную карту индивидуального развития школьника, содержание которой определяется целями обследования. Она хранится в школе или в подростковом кабинете поликлиники. Данные обрабатывают статистическими методами и на их основании окончательно судят о пропорциональности развития и делают необходимые выводы.

Форма записи результатов тестовых исследований в "медицинской карте ребенка".

Иванов Миша мальчик 8 лет.

исследование

заключение

Оценка физического развития рост 130 см, масса тела 35 кг

Нормальное физическое развитие,

Дефицит массы, избыток массы,

Низкий рост (нужное подчеркнуть)

Состояние опорно-двигательного нормальная осанка, незначительные отклонения от нормы, значительные нарушения осанки.

Состояние стопы нормальная стопа, уплощенная стопа

Плоская стопа, (нужное подчеркнуть)

Исследование органа зрения Vц ОS = 1,0

(острота зрения)

Бинокулярное зрение норма, нарушение бинокулярного зрения, (нужное подчеркнуть)

Исследование органа слуха

(шепотная речь на расстоянии нормальная острота слуха, 6 метров) острота слуха понижена

(нужное подчеркнуть)

Исследование АД (с корректировкой для школьников 7-12 лет) 100/50 мм рт. ст

норма, отклонение

лабораторные исследования

(тестовые) определения белка в моче норма, следы белка,

белок в моче

(нужное подчеркнуть)

Определение содержания

глюкозы в моче норма, глюкоза в моче

(нужное подчеркнуть)

Дата составления 10 сентября 2006 года

Медицинская сестра Астапченко Г.Ш.

2.4 Профилактика вредных привычек школьников

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек у школьников, и педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой ее развития. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, в дали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту). Подростки, часто прибегающие к курению плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, у них нарушается аппетит, они становятся раздражительными и конфликтными.

Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина - развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину - одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии.

Первая стадия. Исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить. Переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.

Вторая стадия. Влечение к курению принимает навязчивый характер. При перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность. Выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день. На этой стадии появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления. Появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Третья стадия более тяжелая стадия никотиномании. Однако на этом этапе бросить курить уже довольно трудно. Многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.

Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.

Качества мужчины проявляются не в умении курить, но в умении рационально организовывать свою жизнь и жизнь своей семьи.

Девушки курят, по их словам, потому, что "это нравится мальчикам". На вопрос юношам, как они относятся к курению девушек, большинство положительно оценили курение девушек и лишь немногие осуждали. Когда же у юношей спросили, допускают ли они, чтобы их жена курила, почти все категорически ответили "нет". Девушкам нужно тактично объяснять, что только в случае, когда девушка для юноши просто знакомая, с которой приятно проводить время, против ее курения не возражают. Будущей жене и матери своих детей юноша не простит курения.

Когда родители и учитель убедились в том, что юноша или девушка начал курить, совершено, неуместны запреты, окрики, наказания. Чаще они не приводят к желаемому результату и срабатывают по принципу бумеранга - подросток будет курить "назло" учителю или родителям, к которым он негативно настроен.

Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.

Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.

2.5 Особенности алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте и его профилактика

Алкоголь общетоксичен, и в организме нет такого органа или ткани, на функции которых алкоголь не оказывал бы отрицательного влияния.

Алкоголь, повреждая в первую очередь нервную систему, одновременно поражает другие органы и системы.

Наиболее чувствителен к алкоголю мозг. Психические функции нарушаются при приеме самых малых доз алкоголя: снижается память, повышается утомляемость, рассеивается внимание. Если ребенок или подросток употребляет алкоголь систематически, происходит задержка нервно-психического развития, отсюда резко снижается успеваемость и ухудшается поведение и, в конце концов, развивается болезнь - алкоголизм.

Ранее употребление спиртных напитков вызывает болезнетворные ощущения в обмене веществ, задерживает рост и развитие организма. Даже одноразовое употребление алкоголя может привести к печальным последствиям для здоровья, к потере человеческого достоинства, уголовных преступлений, о которых человек может сожалеть всю жизнь. Известно, что в состоянии алкогольного опьянения совершаются большинство всех преступлений. Резко увеличивается опасность заражения венерическими заболеваниями, так как возрастает процент случайных связей.

Употребление подростками, юношами алкоголя имеет некоторые особенности.

Подростки, особенно самые младшие, нередко пьют тайком, в подъезде, торопливо передавая бутылку из рук в руки, обычно без закуски. Очень быстро для них становится пить по любому поводу даже перед экзаменами; при этом, с одной стороны, в отсутствии состояния хотя бы легкого алкогольного опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно (например, отправляясь на танцы, на вечер), с другой - сама по себе трезвость становится для них странным состоянием: по их мнению, особые причины нужны уже не для того, чтобы выпить, а для того, чтобы воздержаться.

Алкоголизм у подростков и юношей течет злокачественные нетолько по темпам, но и по содержанию каждого из этапов. Например, похмельный синдром формируется очень быстро, но и характеризуется особой раздражительностью, мрачностью, злобностью, вспыльчивостью и агрессивностью алкоголика, кошмарами по ночам. Для несовершеннолетних алкоголиков характерна повышенная утомляемость, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему, они легко бросают работу, учебу.

Несколько слов о злоупотреблении алкоголя девочками - подростками и девушками.

В течение подросткового возраста мотивы употребления алкоголя у девочек не меняется. Это - употребление алкоголя во время праздника, дня рождения, семейного торжества. В среднем они знакомятся с алкоголем в ситуациях межполового общения - их угощают, предлагают им выпить спиртного иногда просто за "компанию". Социально женский пол более устойчив к алкоголю, чем мужской, поскольку для лиц женского пола очень важное значение имеет понятие о приличиях, о женском достоинстве.

Каждый взрослый человек, и учитель должен помнить, что основной контингент тяжелых алкоголиков, людей, являющихся балластом общества, формируется из начавших употребление алкоголя в детском, юношеском, подростковом возрасте. Вместе с тем, это период, когда алкогольные установки убеждения, стереотипы только формируются, и воздействовать на употребляющего алкоголь в этот период легче, чем на человека с окончательно деформированной алкоголем психикой.

Профилактика подросткового и юношеского алкоголизма включает в себя ряд мероприятий. В борьбе с пьянством и алкоголизмом среди подрастающего поколения важно работать не только с молодежью, но и со взрослыми, по следующим направлениям:

на лекциях и беседах, с помощью брошюр, книг и листовок пропагандировать вредное влияние алкогольных напитков на организм человека;

максимально использовать радио, телевидение, газеты, для разъяснения взрослым влияние алкоголя на здоровья и поведение детей;

систематически проводить разъяснительную работу с родителями на школьных собраниях;

индивидуально работать с неблагополучными семьями, переводить детей из таких семей в школы - интернаты, в крайних случаях лишать алкоголиков родительских прав.

Прежде всего, в процессе воспитания у учащихся должны быть сформированы твердые анти - алкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости даже в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма. У младших школьников следует вырабатывать общее отрицательное отношение к алкоголю. На улице обращать их внимание на неопрятный вид встретившегося или пьяного и подчеркнуть, насколько он отличается от большинства других людей - бодрых, активных, спешащих по своим делам.

При антиалкогольном воспитании подростков также следует базироваться на общем отрицательном отношении к алкоголю и к злоупотребляющим им людям, выработанном ранее, стараясь закрепить его, и дополнять это разъяснением различных вредных сторон его действия на здоровье, на развитие силы, на достижения успехов в спорте. В этом возрасте нужно сформировать представление подростка о том, что в любой момент своей жизни для преодоления какой либо опасности, какой либо чрезвычайной ситуации человек должен быть наготове, и подчеркнуть, что употребляющий алкоголь на это неспособен.

Юношеству следует объяснить. Что употребление алкоголя пагубно сказывается на общем жизненном пути человека, на осуществлении его жизненных планов.

Для профилактики алкоголизма в подростковом и юношеским возрасте необходимое четкое понимание учителем самой сущности алкоголизма как психической болезни, которая развивается исподволь, постепенно, но при регулярном употреблении алкоголя - неотвратимо.

Выпускники школы, стоящие на пороге жизни, должны знать о влиянии алкоголя на потомство. Зачатье в нетрезвом состоянии дети могут родиться неполноценными. Идиотизм, шизофрения, глухота, другие физические уродства - вот неполноценный перечень этих детей.

Дети, родившиеся в семьях, где злоупотребляют алкоголь, значительно отстают в физическом и нервно - психическом развитии, в два раза чаще болеют.

Глава III. Здоровьесохраняющая среда в школе

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Как эта проблема решается в нашей школе?

Мы начали с диагностики "Здоровье учащихся в режиме школы". Заполнили анкету "Мое здоровье", выявили отношение учащихся к своему здоровью, их понимание важности физического совершенствования. Попросили родителей высказать свое мнение о влиянии режима школы на здоровье. Провели оценку состояния здоровья учащихся в средней школе и выяснили количество детей стоящих на диспансерном учете.

Тонзиллит 5

Гидроцефальный синдром 2

Миопия 3

Косоглазие 2

Заболевание щитовидной железы 6

Дискенезия желчевыводящих путей 4

Плоскостопие 4

Сколиоз 5

Хронический бронхит 3

Вегетососудистая дистония 6

Аденоиды 2

Ожирение 2

Аллергический дерматит 1

Гипосолия 2

Тубинфицирование 2

Стало ясно, что необходимо оздоровление образовательной среды.

В школе создана программа "Образование и здоровье" и разработан план "Здоровый образ жизни в школе". Изучены факторы, влияющие на здоровье: состояние физического развития, уровень физической подготовки и воспитания, уровень развития физической культуры, состояние лечебно-оздоровительной и внеурочной воспитательной работы, уровень учебной и других нагрузок на организм, уровень психологической помощи, состояние внешней социальной среды, состояние микроклимата в школе и дома.

Также были намечены пути повышения эффективности обучения и воспитания, учащихся для сохранения здоровья:

1. Формирование культуры здоровья учителей и воспитателей:

теоретическое: циклы лекций, консультаций;

практическое: сохранение собственного здоровья как профессионального качества; разработка дидактических и методических пособий.

2. Создание в школе условий для обучения без вреда здоровью:

оздоровительная направленность обучения;

формирования устойчивой мотивации "на здоровье" у педагогов, учащихся, родителей;

обучение основам здорового образа жизни;

разработки и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления;

мониторинга здоровья;

организации и проведения пропагандистской работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;

профориентация подростков.

В школе создан центр здоровья. Вся работа по сохранению здоровья проходит через этот центр. Рассматриваем здоровье как явление социальное (материальное состояние семьи, социум), физическое (здоровье учащихся, режим дня и питание, спорт и физическая культура, школьные перегрузки, создание банка данных "Здоровье детей и педагогов), психическое (эмоциональная адаптация учащихся, микроклимат в классе, взаимодействие: педагог-ученик, родители - ребенок, внеурочная деятельность).

Что мы делаем для создания здоровье - сберегающей среды в школе?

Создание системы разноуровневого и модульного блочного обучения и проводится нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снизило напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Устранение перегрузки на уроке и строго дозирование домашнего задания. На двадцатой минуте каждого урока проводят физкультминутку (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Школа следить за питанием в школьной столовой (завтрак, обед, полдник).

Также учащиеся принимают активное участие в работе спортивного зала, где занимаются волейболом, баскетболом, мини-футболом, вольной борьбой.

Проводятся внешкольные спортивные мероприятия, на которых пропагандируется здоровый образ жизни.

В школе проводятся праздники, дни здоровья, отдельные уроки разных предметов (физкультура, изобразительное искусство, природоведение) на природе.

3. Ведутся информационно-профилактические работы: уроки "Познай себя", "разговор о правильном питании" (II и III классы). Учителя начальных классов реализуют программу "правильное питание". Также проводятся факультативные занятия "Про себя самого", которые потом "выливаются" в школьные праздники "Чистота залог здоровья", "Разговор о правильном питании".

Родительские собрания часто посвящают здоровью детей "Как сохранить зрение?", "Окружающая среда и здоровье человека", "Гигиенические условия нормального пищеварения".

В школе действует социально-психологическая служба. Неоценимую помощь в работе оказывает медицинская сестра. Она следит за питанием (расчет пищевых ингредиентов калората пищевого рациона 1 раз в 3 месяца), режимом учебных занятий, плотностью занятий по физкультуре и проводит регулярно медицинские осмотры учащихся.

В школе проводятся мониторинги:

общая оценка здорового поведения;

умение справляться со стрессом;

мотивы приема пищи.

Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания.

Список использованных источников

1. Матюшонок М.Т. физиология и гигиена детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова, - М.: 1975 - 288с.

2. Чусов Ю.Н. Физиология человека: учебное пособие для пед. училищ. - М.: Просвещение, 1981 - 240с.

3. Хрипкова А.Г. Мир детства: Юность - М.: Педагогика, 1988 - 432с.

4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя - М.: просвещение, 1986 - 176 с.

5. Савин Н.В. педагогика. Учебное пособие для педагогических училищ - М; Просвещение 1978-351 с.

6. Сердюковская Г.Н. организация медицинского контроля за развитием и здоровьем школьников на основе массовых скрининг - тестов и оздоровление в условиях школы: Методическое пособие - М: 1993-143 с.

7. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья - М: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005-287с.

8. Глушкова Е.К. Береги зрение. - М; Медицина, 1987-48с.

9. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: книга для учителя - М.: Просвещение, 1984-127с.

10. Колесов Д.В. Беседа об антиалкогольном воспитании: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1987-80с.

11. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1987-96с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать