Процессы брожения. Санитарный надзор. Виды дезинфекции
p align="left">· профилактическая -- проводится постоянно, независимо от эпидемической обстановки: мытьё рук, окружающих предметов с использованием моющих и чистящих средств, содержащих бактерицидные добавки.

· текущая -- проводится у постели больного, в изоляторах медицинских пунктов, лечебных учреждениях с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний за пределы очага.

· заключительная -- проводится после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью освобождения эпидемического очага от возбудителей, рассеянных больным.

Методы дезинфекции:

1. Механический -- предусматривает удаление заражённого слоя грунта или устройство настилов.

2. Физический -- обработка лампами, излучающими ультрафиолет, кипячение белья, посуды, уборочного материала, предметов ухода за больными и др. В основном применяется при кишечных инфекциях.

3. Химический -- заключается в уничтожении болезнетворных микроорганизмов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами.

4. Комбинированный -- основан на сочетании нескольких из перечисленных методов

5. Биологический -- основан на антагонистическом действии между различными микроорганизмами, действии средств биологической природы. применяется на биологических станциях, при очистке сточных вод.

Дезинсекция -- один из видов обеззараживания, представляющий собой уничтожение заражённых насекомых с помощью специальных химических средств, путем воздействия горячей воды с паром или с помощью биологических средств (микробов).

Под дезинсекцией также понимается процедура уничтожения любых насекомых, чьё соседство с человеком считается нежелательным: мух, комаров, тараканов, муравьёв, молей, клопов и т. д.

Дезинсекция - (от дез... и лат. insectum -- насекомое),комплекс методов и средств борьбы с членистоногими, переносящими инфекционные заболевания и наносящими вред пищевым и сельскохозяйственным продуктам и жилищу человека.

В зависимости от области проведения выделяют медицинскую , ветеринарную и сельскохозяйственную дезинсекции

· Медицинская - направленна на борьбу с паразитирующими на людях и предметах их обихода насекомыми, при этом используются препараты для дезинсекции активно уничтожающие вшей клопов и им подобных.

· Ветеринарная - направленна на уничтожение насекомых паразитирующих на животных и использующий методы и средства для дезинсекции безопасные для животных.

· Сельскохозяйственная - нацелена на защиту сельскохозяйственной деятельности человека от насекомых, подразумевает использование препаратов для дезинсекции отпугивающих или уничтожающих насекомых и их личинки

Также по методам различают профилактическую и истребительную дезинсекции.

· Профилактическая, подразумевает методы и использование средств для дезинсекции направленных на создание условий, неблагоприятных для размножения и развития членистоногих, служит для ограничения их численности

· Истребительная, подразумевает полное истребление самих насекомых и их колоний

Дезинсекцию проводят с помощью специальных химических средств для дезинсекции, путем воздействия горячей воды с паром или с помощью биологических препаратов для дезинсекции, для лучшего эффекта следует применять методы, средства и препараты комплексно, например: Медицинская профилактическая Дез..., включает

· систематическое мытьё тела и смену белья, что предупреждает размножение платяных вшей;

· частую уборку помещений, выколачивание мягкой мебели, вытряхивание постельных принадлежностей, что предупреждает размножение постельных клопов и тараканов.

· Плановая очистка населённых мест от твёрдого мусора и устройство канализационных систем предупреждают развитие комнатных и др. мух.

· Осушение болот, очистка и углубление рек уменьшают возможность выплода комаров, мошек, мокрецов, гнуса и т.п.

Наибольшее эпидемиологическое значение имеют членистоногие как специфические переносчики возбудителей инфекционных болезней человека. В теле специфического переносчика возбудитель проходит определенный цикл развития или только размножается. У механических переносчиков возбудители находятся на поверхности тела, в хоботке, кишечнике. Перенос возбудителя в таких случаях, как правило, возможен в течение короткого промежутка времени, пока он сохраняет свою жизнеспособность. В отдельных случаях один и тот же вид членистоногих может быть специфическим и механическим переносчиком некоторых возбудителей болезней.

Эпидемиологическая и эпизоотологическая направленность мероприятий по уничтожению членистоногих определяет, целесообразность выделения очаговой и профилактической дезинсекции.

Очаговая дезинсекция, в свою очередь, подразделяется на текущую дезинсекцию и заключительную дезинсекцию.

Текущая дезинсекция предусматривает истребление переносчиков как на самом источнике, так и в его окружении. Наибольшее значение она имеет при таких антропонозах, как сыпной и возвратный тифы, а также при малярии и лихорадке паппатачи. Как показал предыдущий опыт, тщательное проведение текущей дезинсекции при этих болезнях, полностью исключает возможность появления новых заражений вокруг больного.

Заключительная дезинсекция является важным мероприятием в ликвидации очагов сыпного и возвратного тифов. Однако следует отметить, что эпидемиологическая эффективность ее зависит от своевременного определения размеров очага, а также от качества работы по истреблению вшей. В настоящее время в связи с ликвидацией возвратного тифа и регистрацией единичных случаев сыпного тифа она имеет ограниченное значение.

Профилактическая дезинсекция является одним из главных мероприятий по предупреждению заболевания людей в природных энзоотических очагах. В частности, исключительно большое значение в борьбе с малярией имели широко осуществлявшиеся мероприятия по уничтожению комаров.

Разнообразие биологических особенностей отдельных видов членистоногих, а также условий их существования требует применения самых разнообразных способов борьбы с ними. В зависимости от природы используемых агентов различают три метода дезинсекции:

* физический,

* химический,

* биологический.

Физический метод дезинсекции

Физический метод дезинсекции осуществляется путем использования механических средств и действия высоких температур.

Из механических средств дезинсекции следует отметить обычные приемы, используемые при уборке помещений и отдельных предметов, применение различных ловушек, липкой бумаги, сеток на окнах и дверях, защитных костюмов и т.д. Механические средства дезинсекции имеют второстепенное значение, как по эффективности, так и по объекту их применения и могут рассматриваться только как дополнение к химическим способам.

Высокая температура. Как известно, температура тела членистоногих, практически не обладающих способностью к терморегуляции, зависит от температуры окружающей среды. Каждый вид членистоногих имеет свой определенный температурный оптимум, который является наиболее благоприятным для его жизнедеятельности. Изменение температуры выше или ниже оптимальной сказывается на процессах обмена веществ. Под действием высоких температур в организме членистоногих происходят резкие необратимые изменения, приводящие их к гибели.

В качестве дезинсекционных агентов используются огонь, горячая вода, сухой горячий воздух, влажный горячий воздух, водяной пар. Огонь используют только в борьбе с отдельными видами членистоногих в определенных условиях. Горячая вода применяется для уничтожения вшей и гнид в белье при кипячении. В кипящей воде вши и гниды гибнут в течение нескольких секунд. Сухой горячий воздух как дезинсекционный агент получил широкое распространение для уничтожения вшей и гнид в одежде и используется в дезинфекционных камерах, называемых горячевоздушными или сухожаровыми. Водяной пар, при помощи которого температура достигает 100 °С и выше, также обеспечивает уничтожение вшей.

Все химические вещества, применяемые для борьбы с членистоногими, являются для них ядами и носят общее название инсектициды. Инсектициды, использующиеся для уничтожения клещей, называются акарицидами. Кроме того, существует группа химических веществ, обеспечивающих отпугивание членистоногих - репелленты. Как и всякие яды, инсектициды при попадании в организм вызывают нарушение его деятельности. Степень нарушения жизнедеятельности при прочих равных условиях зависит от количества яда, проникшего в организм. Он может вызвать временные нарушения функций организма с последующим частичным или полным восстановлением их или смерть.

Токсическое действие инсектицидов на членистоногих может проявляться при ряде условий.

1. Инсектицид должен иметь свойство растворяться в организме членистоногих. Выполнение этого условия определяется как химическим составом самого инсектицида, так и биологическими особенностями того или иного вида членистоногих.

2. Инсектицид должен входить в непосредственное соприкосновение с членистоногим. Это может быть обеспечено использованием различных форм инсектицида и применением различных способов введения их в организм членистоногого, что также связано с биологическими особенностями того или иного вида.

3. Должна быть обеспечена определенная экспозиция, так как требуется время, во-первых, для растворения яда в организме членистоногих и, во-вторых, для тех химических реакций, которые протекают между инсектицидом и живыми тканями. Скорость как первого, так и второго процесса также зависит от биологических свойств членистоногих.

4. Действие инсектицидов обеспечивается только при определенных температурах. Токсическое действие одного и того же инсектицида на различные виды членистоногих при одинаковом температурном режиме будет различным, так как для каждого вида животного имеется свой оптимум температуры. Действие инсектицида в наибольшей степени будет проявляться при оптимальной температуре, когда создаются наиболее благоприятные условия, как для растворения инсектицида, так и для хода химических реакций между тканями членистоногого и инсектицидом.

4. Цели и задачи санитарного надзора. Текущий и предупредительный саннадзор. Права и обязанности представителей государственной и ведомственной санитарной службы. Основные законодательные нормативные акты, регламентирующие вопросы гигиены питания

Основными задачами отдела санитарного надзора являются организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания; профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

В соответствии с возложенными задачами отдел санитарного надзора осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации.

Отдел реализует полномочия в пределах своей компетенции по разделам работы:

-надзор за состоянием среды обитания и условиями проживания;

-надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников (далее - условия труда);

- надзор в сфере обращения пищевых продуктов;

- надзор за условиями воспитания и обучения;

-организация и проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз и оформление санитарно-эпидемиологических заключений.

Специалисты отдела дают юридическим и физическим лицам разъяснения и консультации по вопросам, отнесенным к их компетенции; организуют и проводят конференции, совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участвуют в их работе.

5. Особенности питания детей и подростков. Зависимость норм питания о возраста, пола, массы тела. Значение основных пищевых веществ для растущего организма. Режим питания детей и подростков

Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5--2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты.

Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года -- 100; от 1 до 3 лет - 100-90; 4-6 лет - 90-80; 7-10 лет - 80-70; 11--13 лет -- 70--65; 14--17 лет -- 65--45; взрослых людей -- 45.

Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10 % выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов разработаны Институтом питания АМН и показаны в табл.

Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту, так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни.

Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внугренней секреции.

Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет -- 4 г; 4-6 лет - 4-3,5 г; 7-10 лет - 3 г; 11-13 лет - 2,5-2 г; 14-17 лет -- 2--1,5 г.

Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65--70 %, школьного -- 60 % суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста -- не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, -- продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.

Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло.Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30%. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость к болезням, замедляется рост.

У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10--15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25% общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.

В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена.

Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А - каротин. Витамин С с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет: Са - 0,5-1,2 г, Р - 0,4-1,8 г. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген. Суточная потребность детей и подростков в железе и других минеральных веществах указана в табл. 5.

Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире, углеводах даны в расчете г/кг массы тела. В скобках указана потребность в линоленовой кислоте (г/кг массы тела).

Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливание молочными продуктами с БЦ менее 80 %, указанные величины необходимо увеличить на 20-25 %.

Таблица Нормы физиологических потребностей для детей и подростков (в день)

Магний участвует в формировании ферментных систем, углеводном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы, фтор -- построению зубов.

Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1--3 года -- 100 мл, 4--6 лет -- 60 мл, 7--17 лет -- 50 мл (у взрослых -- 40 мл).

Список литературы

1. Закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 31.03.2006 № 45-ФЗ);

2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" от 15. 08.1997 г. № 1036 (ред.21.05.2001, № 389)

3. СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья" с изменениями от 01.04.2003 г.

4. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"

5. Лемеза Н.А. Биология. / Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. - М.: Айрис-пресс, 2005.

6. Румянцев Г.И. Гигиена: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 2// Под ред. Р.Сопера. - М.: Мир, 2003. - 325с.

8. Гриневич А.Г., Босенко А.М. Техническая микробиология. - М.: Феникс, 2001. - 168с.

9. . Жарикова Г. Г., Казьмина А. О. Микробиология, маниатрия и гигиена пищевых продуктов: Практикум. -- М.: Гелан, 2004.

10. Жарикова Г.Г. Микробиология продовольственных товаров. - М.: Академия, 2006.

11. Кретович В.Л. Основы биохимии растений. - М.: Наука, 2007.

12. Марри Р., Греннер Д., Мейес П. и др. Биохимия человека: Перевод с английского. - М.: Мир, 2004.

13. Мюллер Г. Микробиология продуктов растительного происхождения. -- М.: Пищевая промышленность, 2006.

14. Современная микробиология. Прокариоты: В 2-х томах. Пер. с англ./Под ред. Й. Ленглера, Г. Древса, Г. Шлегеля. -- М.: Мир, 2005.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать