Функциональные асимметрии
p align="left">Важны данные об асимметрии слухового пространства. К литературе авторы обратились, имея в виду тот факт, что при очаговом поражении правого полушария мозга больные игнорируют звуки, доносящиеся до них из левого пространства. Смещается начало координат, от которого ведется отсчет пространственного расположения звучащих объектов, с изменением субъективных расстояний между ними.

Б.Г. Ананьев говорил о преобладании правосторонней асимметрии в "слухо-пространственном различении". На одну ошибку при звуке справа в бинауральном слухе приходятся четыре ошибки при звуке слева; 80 % всех ошибок по боковым направлениям возникают при звуках слева и 20 % - справа только 14 % испытуемых лучше локализуют звуки слева, 57 % - справа, 28 % - справа и слева одинаково. И при моноауральном восприятии точность локализации зависит от направления звука: 53 % людей лучше локализуют звуки справа и 14 % - слева. Каждый из 6 векторов (правый, левый, верхний, нижний, задний, передний) имеет разную значимость: ошибки локализации звуков сверху - снизу и сзади - спереди выражаются в сведении их либо в правую, либо в левую сторону; верхнее симметричное положение источника звука определяется как верхнее справа в 60 % и верхнее слева - в 40 % случаев. Частота отклонений не совпадает с их величиной в градусах: если отклонение вправо чаще, то влево - глубже, и сумма величин отклонений вправо равна 46 % всех отклонений, а влево - 54 %.

Асимметрия слуха в восприятии речевых и неречевых звуков выявляется при моноауральном и особенно - дихотическом предъявлении звуков. Стимулы, которыми пользовалась D. Kimura, состояли из пар однозначных чисел, например "2" и "9". Члены каждой пары записывались на отдельные дорожки магнитной ленты. Начало их звучания совпадало. Испытуемые прослушивали через наушники пробы, состоящие из 3 пар чисел, быстро следующих одна за другой, и должны были воспроизвести как можно больше чисел из шести предъявлявшихся. При повреждении левой височной доли мозга больные выполняли пробу значительно хуже, чем при поражении правого полушария. Независимо от локализации поражения, больные более точно воспроизводили числа, подававшиеся на правое ухо. Это преимущество правого уха обнаружилось и у здоровых.

Преимущество правого уха в различении речевых звуков получило название "эффект правого уха". Вычисляется по формуле: КПу=ЕП?ЕЛ/ (ЕП+ЕЛ) ?100 (%), где КПу - коэффициент правого уха, ЕП - число слов, воспринятых правым, ЕЛ - левым ухом.

Различают еще "эффект доминантности" - снижение числа воспроизводимых слов, предъявляемых как на правое, так и на левое ухо, характерное для больных с поражением левого полушария мозга. У детей при последнем больше нарушается восприятие слов справа; с возрастом выступает тенденция "билатерализации эффекта". Установившая эти факты Э.Г. Симерницкая подчеркивает: 54 % взрослых здоровых испытуемых и 3,4 % детей воспроизводят одинаковое число слов, предъявляемых справа и слева. Превосходство правого уха отчетливо выступает у детей не только старшего, но и младшего возраста, хотя КПу у них меньше, чем у взрослых. При поражении левого полушария КПу составляет у взрослых 32,2 %, у детей - 27,8 %; при поражении правого - 53,02 % и 26,1 % соответственно.

Различается и "эффект левого уха" - преобладание левого уха в восприятии неречевых звуков - музыкальных, ритмических и интонационных, эмоциональных особенностей речевого сообщения. Вокально-музыкальные отрывки с разными эмоциональными оттенками (радость, горе, безэмоциональность, гнев, страх) лучше воспринимались левым ухом (0,8 % - 5,8 %) мужчинами и женщинами в возрасте 25-50 лет. В целом речевое сообщение лучше воспринимается правым ухом на основе смысла, левым - на основе интонации, и такое различие восприятия выявлено примерно у 80 % испытуемых, чаще у правшей, реже и менее выражено у левшей. Так, лучшее восприятие правым ухом речевых стимулов отмечается у 94 % правшей и у 50 % левшей. Время восприятия речевых стимулов правым ухом у правшей равно 646 мс, левым - 663 мс, а неречевых звуков правым ухом - 654 мс, левым - 648 мс.

В литературе обсуждается вопрос о значимости дихотического прослушивания в определении доминирующего в формировании речи полушария мозга, также о средних, присущих здоровым лицам, величинах КПу и о разбросе этих величин у больных. Е.Л. Бережковской и соавт. у 4 из 14 страдавших логоневрозом обнаружена отсутствовавшая у здоровых симметрия слуха в дихотическом прослушивании. Авторы заключают, что у заикающихся взрослых "речевые зоны представляются менее латерализованными". При сопоставлении результатов дихотического прослушивания и пробы Вада, позволяющей "прямо оценить латерализацию речевых центров", С. Спрингер, Г. Дейч отмечают, что у больных, у которых "центр речи локализовался в левом полушарии", ведущим оказывалось обычно правое ухо.

При дихотическом тестировании отмечается "резкое извращение позиционного эффекта". Если при предъявлении ряда слов в свободном поле наиболее полно запоминаются первые и последние слова, хуже всего воспроизводятся слова, занимающие средние места в ряду, то при дихотическом тестировании уровень запоминания наиболее низок для первых, постепенно возрастает к последнему слову, которое запоминается лучше всего. Авторы отмечают: "Условия дихотического тестирования, при котором на оба уха одновременно подавали стимулы, конкурирующие по акустическим, фонематическим и семантическим характеристикам, могут быть квалифицированы как условия с чрезвычайно высоким уровнем помех,. именно это обстоятельство приводило к такому сужению объема кратковременной памяти, когда угнеталось запечатление вербальных стимулов", занимающих первые места даже в очень коротком ряду. Д.А. Кауфман, О.П. Траченко отметили, что глаголы жаргонного типа ("клюкнуть", "тяпнуть", "вякнуть", "капнуть") лучше воспринимаются правым ухом - левым полушарием; глаголы телесных восприятий (зябнуть, глохнуть, нюхать) - правым полушарием; глаголы, отражающие действия (глотать, ехать, вымыть) - одинаково правым и левым полушариями мозга. Прилагательные пространственно-временные (протяжный, долгий, задний) лучше воспринимаются правым полушарием, относительные (водный, рыбный, конный) - левым.

Величины КПу различны у здоровых и больных мужчин и женщин, на них может отражаться профессиональная деятельность обследуемого. Среднее значение КПу здоровых, по данным Д.А. Кауфман, О.П. Траченко, равно +15,2 %. У мужчин - летчиков и операторов - в возрасте 18-42 лет А.Г. Федорук различает 7 градаций КПу: очень низкий (2-5 %), низкий (6-10 %), ниже среднего (11-25 %), средний (26-40 %), выше среднего (41-50 %), высокий (51-65 %), очень высокий (более 65 %) (Бодров В.А., Федорук А.Г., 1986]. Обработав статистически данные дихотического прослушивания слов, Т.И. Тетеркина (1985) установила, что у здоровых лиц в среднем КПу=16,1± ±4,7: у женщин - 19,6±6,3 и у мужчин - 11,8±6,8; у больных эпилепсией КПу оказался равным 17,4 ±5,7 (ниже, чем у здоровых примерно на 2 %): у женщин - 18,7±7,9 (снижается по сравнению со значениями у здоровых женщин) и у мужчин - 15,9± ±8,5 (увеличивается по сравнению со значениями здоровых мужчин). Е.Л. Бережковская, В, И. Голод,

3.Г. Туровская (1980) отмечают различие среднего положительного значения КПу у здоровых лиц (+30,3 %) и больных логоневрозом (+20,1 %) и отрицательного: у здоровых ( - 19,1 %) и у больных ( - 3,6 %); интервал тех и других значений у здоровых лиц шире (от +77,1 % до - 54,6 %). Чем у больных логоневрозом (от +39.4 % до - 4,9 %). Среди объяснений этой асимметрии слуха наиболее распространенной является гипотеза D. Kimura. По её мнению, приложенный к левому уху стимул может достигнуть левого полушария мозга одним из двух путей: через ипсилатеральный путь или через контралатеральные пути к правому полушарию и через межполушарные комиссуры. Путь стимула, приложенного к правому уху, проще. Он достигает левого полушария по контралатеральному пути. При одновременном предъявлении на разные уши двух различных стимулов разница в мощности путей увеличивается настолько, что передача по ипсилатеральному пути подавляется. Гипотеза D. Kimura подтверждается данными изучения больных с расщепленным мозгом. Эти больные одинаково хорошо идентифицируют слова, предъявляемые моноаурально на правое и левое ухо. "Это показывает, что в условиях моноаурального предъявления работает ипсилатеральный путь от левого уха к левому полушарию". При дихотическом же предъявлении "слуховая асимметрия, обнаруженная у нормальных людей", многократно усиливается: больной "точно сообщает о том, что предъявлялось на правое ухо, но правильные ответы о том, что звучало в левом, находятся на случайном уровне". Согласие этой ситуации с моделью D. Kimura авторы разъясняют следующим образом. При перерезке мозолистого тела ипси - и контралатеральные пути от каждого уха остаются интактными. Из-за угнетения ипсилатерального пути при дихотическом предъявлении слов "каждое ухо посылает свою половину информации к противоположному полушарию только через контралатеральный путь. Правое полушарие получает вход от левого уха, а стимул, подававшийся на правое ухо, достигает левого полушария. Поскольку вербальные возможности правого полушария весьма ограниченны, оно не может „сказать", какое слово получило от левого уха. В то же время информация об этом слове не может быть перенесена в левое полушарие, потому что мозолистое тело перерезано. В результате сообщение, поступившее через левое ухо, не идентифицируется".

Ситуация может оказаться значительно более сложной, чем она представлена в изложенном объяснении. В речевом сообщении есть физические характеристики звуков, представляющих собой колебания молекул, из которых состоит упругая среда". распространяющиеся в виде продольной волны давления". Но для человека являются главными смысловое содержание речевого сообщения, подлежащее осознанию, осмыслению, а также эмоциональная окраска, которая должна быть идентифицирована и, видимо, то, из какого - правого или левого пространства, доносятся звуки речи до субъекта.

На основе данных сравнения нарушения способности больных после право - и левосторонних унилатеральных припадков к:

1) локализации источника звука в свободном пространстве,

2) латерализации субъективного звукового образа (СЗО),

3) определению движения СЗО обсуждается роль полушарий мозга "в организации пространственного слуха".

Больной, правильно определявший источник звука по отношению к себе до припадка, после выключения правого полушария обнаруживает грубые ошибки. Если больного окликает человек, находящийся слева, то он поворачивает голову вправо, запрокидывает ее вверх. Если стук, хлопок ладонями раздаются справа, то больной живо оборачивается в эту сторону; если - слева, то больной начинает искать источник звука в правом верхнем квадранте пространства. Это нарушение пространственного слуха "мимолетно", прослеживается в течение 1-3 мин, иногда более 10 мин. Ошибочная локализация источника звука, находящегося слева от больного, - в правом верхнем квадранте, а источника звука справа - в правом нижнем квадранте, возникает, как правило, после правосторонних электросудорожных припадков (в 20±2 %) и нетипично для левосторонних припадков (в 2±1 %); больные, обнаруживавшие такое нарушение пространственного слуха "при инактивации левого полушария, как правило, тяготели к левшам". Серии щелчков, предъявляемые одновременно на два уха, до припадка все больные воспринимали так, что СЗО "располагался по средней линии, как правило, в области макушки, реже - переносицы и подбородка". При опережении стимула на одно ухо СЗО смещался в сторону уха, на которое щелчки подавались с опережением. При опережении (Дt) на 0,2 мс СЗО смещался на 45°, при Дt=0,4 мс - на 70°, при Дt = 0,8 мс - на 90°, и СЗО располагался в области уха. При одинаковых значениях Дt на правом и левом ухе положение СЗО относительно средней линии было симметричным. Только после правосторонних припадков авторами отмечены "резкие изменения латерализации СЗО". При одновременной подаче звуков на два уха (Дt = 0) СЗО смещается вправо приблизительно на 50°; при опережении щелчков на правом ухе СЗО располагается в районе этого уха между 65° и 85°; при опережении на левом ухе СЗО располагается "значительно ближе к средней линии, чем в контрольных измерениях". Величина Дt не имеет здесь того значения, как до припадка. "Левые" СЗО располагаются теперь в зоне значительно более обширной, "охватывающей приблизительно 110° - от 60° слева до 50° справа с учетом СЗО при Дt = 0. начало координат, от которого ведется отсчет пространственного расположения звучащих объектов, смещается вправо". Все СЗО при опережении щелчков на правом ухе (имитирующие излучатели, расположенные правее средней линии) попадают в небольшой спектр звукового поля, примыкающий к правому уху. Все СЗО при опережении щелчков на левом ухе (имитирующие восприятие излучателей левее средней линии) смещены к центру и гораздо более обширны, чем до правостороннего припадка. "Левые" СЗО оказываются рассредоточенными, так как "субъективные расстояния между ними увеличены", а сектор, примыкающий к левому уху, остается свободным. "Ни при каких величинах Дt в условиях угнетения функций правого полушария невозможно услышать СЗО в левом ухе".

До припадка у всех больных появлялось "движение СЗО в субъективном звуковом поле" при убывании и возрастании значений Дt. Длина всех 4 траекторий (в направлениях от средней линии к уху и обратно в правой и левой части "субъективного звукового поля") составляла приблизительно 90°. "Резкие изменения движений СЗО после правосторонних припадков касаются "их длины и положения в субъективном звуковом пространстве", не затрагивают направления траектории. При опережении на правом ухе траектория движения СЗО укорачивается, движения СЗО ощущаются только в районе правого уха - в секторе между 35° и 75°, а при опережении на левом ухе длина траекторий несколько укорачивается, они перемещаются вправо; остается свободным сектор между 90° и 50°, и траектории "заходят" в правую половину поля до 40°. Все "левые" траектории, которые в обычном состоянии охватывают только левую половину субъективного звукового поля, теперь располагаются в центральном секторе поля, охватывая области, с двух сторон прилегающие к средней линии. "Существенно, что ни при каких условиях дихотической стимуляции не удается вызвать движение СЗО вблизи левого уха. Очевидно, что изменения траектории движения СЗО в условиях нарушения функций правого полушария также связаны со смещением начала координат, от которого ведется отсчет пространственного расположения излучающих объектов. Новое начало координат оказывается единым для неподвижных и движущихся СЗО".

Авторы предполагают, что "ориентировка человека в звуковом пространстве опосредуется формирующимся у него внутренним образом звукового пространства, которое имеет свою систему координат. от состояния этой внутренней системы координат зависит возможность адекватно локализовать неподвижный излучатель и следить за смещением движущегося излучателя". Авторы говорят об отображении реального звукового пространства на внутреннее. Функция отображения "позволяет достаточно полно описать соотношение этих двух пространств в норме и при нарушении функций одного из полушарий". Выделяются варианты соотношений.1) Реальное звуковое пространство и "его внутренний образ" изоморфны; такой вариант характерен для здоровых лиц и для тех, у кого нарушены функции левого полушария мозга; при таком варианте "локализация неподвижных и движущихся излучателей и отображение этой локализации во внутреннем пространстве полностью совпадают".2) Реальное и внутреннее звуковое пространства неизоморфны, их изоморфность "резко нарушается" при поражении правого полушария мозга; на "функции отображения" выделяются 4 отрезка: а) все СЗО, расположенные в норме справа между 0° и 90°, проецируются между 55° и 85° "внутреннего звукового пространства" справа, это "зона компрессии внутреннего звукового пространства"; б) СЗО, расположенные в норме по средней линии головы, проецируются в правую половину внутреннего звукового пространства до области 55° - "зона инвертированного внутреннего звукового пространства", здесь характерно несовпадение правой и левой половины реального и внутреннего звукового пространства; в) СЗО, расположенные в норме между 30° и 90° реального пространства слева, проецируются в левую половину внутреннего звукового пространства в зоне между 0 и 55°, это - "зона смещения", в эту зону внутреннего звукового пространства проецируются СЗО, занимающие в норме даже крайнюю левую точку реального пространства; г) в зону внутреннего звукового пространства между 55° и 90° слева СЗО не проецируются, функция отображения здесь не определяется, она не доходит до крайней точки оси координат, это как бы "пустая область внутреннего звукового пространства". Грубее ошибки локализации звука в левом пространстве.

Авторы говорят о 3 областях "искаженного" внутреннего звукового пространства: а) область компрессии (проецируется вся правая половина реального звукового пространства, масштаб реального пространства как бы уменьшен); б) центральная область (проецируется вся левая половина пространства - зоны инвертирования и смещения на функции отображения, масштаб реального пространства как бы увеличен); в) область "пустого" пространства, свободная от проекции звучащих объектов (отсутствует отображение реального звукового пространства).

Приведенные исследования представляются интересными прежде всего тем, что они вывели авторов на обсуждение роли пространства в слуховом восприятии человека.

Я.А. Альтман, Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин, В.В. Меншуткин на основании изучения локализации, латерализации, движения СЗО, высказав предположение о том, что "изоморфность реального звукового пространства и формирующегося у человека внутреннего звукового пространства обеспечивается структурами правого полушария", пишут о соотнесении акустических пространственных характеристик стимула с уровнем отсчета, каким предполагают "существующую в мозге модель схемы тела, относительно которой и локализуется источник звука".

В онтогенезе различие восприятия вербального материала правым и левым ухом выявляется уже у детей с 4-летнего возраста, причем, раньше у девочек, чем у мальчиков; эффект левого уха в восприятии невербальных стимулов обнаруживается у 5-летних детей.Э.Г. Симерницкая установила неодинаковый характер нарушения воспроизведения речевых стимулов при поражении правого и левого полушарий мозга у детей; если у взрослых при поражении левого полушария воспроизведение при дихотическом прослушивании ухудшается с обеих сторон, то у детей ухудшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на контралатеральное ухо; при поражении правого полушария, как и у взрослых, ухудшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на левое ухо, но в отличие от взрослых, у детей при этом улучшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на правое ухо. Асимметрия слуха возрастает по мере взросления в случае нормального нервно-психического развития, в позднем онтогенезе нивелируется, например, в локализации звука в пространстве.

В каких сочетаниях с асимметриями других парных органов выступает асимметрия слуха, и как на ней сказывается длительный практический опыт субъекта? Для уяснения этого вопроса необходимо уточнение асимметрии функций возможно большего числа парных органов и сопоставление профиля асимметрии с характером и длительностью профессиональной деятельности субъекта. Пока в литературе есть лишь разрозненные сведения; А.Г. Федорук считает важным для операторской и летной деятельности сочетание правых асимметрий рук, зрения (в прицельной способности) и слуха (в восприятии вербальных стимулов), A. Gregory не установил связи между преобладанием левого уха (75 % изученных им 222 испытуемых) в восприятии высоты дихотических аккордов (тонов 1650 и 1750 Гц), предъявлявшихся попеременно на правое и левое ухо и преобладанием руки. У лиц с нормальным зрением правое ухо преобладает в восприятии слов при дихотическом прослушивании, а у слепых, хорошо владеющих системой Брайля, преобладает левое ухо. Есть довольно многочисленные указания на слабую выраженность асимметрии слуха у леворуких. Точность восприятия звуков среды и чисел у детей увеличивается с возрастом, но у амбидекстров подобная тенденция отсутствует по отношению к звукам среды. B. Shanon просил профессиональных музыкантов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать