Экскурсии по еловому лесу и наблюдения за обитателями водоема
.3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
.
«
ВЛИЯНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ НАГРУЗОК НА ВИДОВОЙ СОСТАВ ЛЕСНОГО БИОЦЕНОЗА
»
Цель: оценить изменение видового состава растений лесного биоценоза под влиянием рекреационных нагрузок (вытаптывание).Введение: Под рекреационной нагрузкой подразумевают комплексное воздействие отдыхающих людей на природные экосистемы.При любых экзогенных (внешних) нарушениях биоценоза конкурентная мощь исходных видов, слагающих сообщество, ослабевает. Нарушаются сложившиеся связи в сообществе. Это позволяет другим видам внедриться в сообщество и существовать в нем до тех пор, пока внешнее воздействие сохраняется. По соотношению этих групп видов можно оценить степень нарушенности сообщества. К видам растений, внедряющимся в исходный лесной биоценоз, можно отнести: подорожник большой, мятлик обыкновенный, мятлик однолетний, лапчатку гусиную, клевер ползучий, клевер луговой, манжетку обыкновенную, одуванчик лекарственный, пырей ползучий.Материалы и оборудование: на каждую группу необходима веревка длиной 4 метра, рулетка, четыре колышка, определитель растений, блокнот, ручка.Ход работы: Перед определением влияния рекреационных нарушений на биоценоз были выбраны в лесу участки для сравнения.Оценку можно было проводить либо через сравнение близлежащих нарушенных и ненарушенных территорий (при одинаковом исходном типе растительности), либо по линии от центра тропинки к дереву, которое обходят стороной люди. Причем последний вариант предпочтительнее. Но так как такого дерева не нашлось, то сравнение проводили на близлежащих участках с нарушенной и ненарушенной территорией.Подсчитала количество видов растений на каждой площадке. На площадке №1 (нарушенная территория) были обнаружены 11 видов, из них 54,55% лесных и 45, 45% придорожных. На площадке №2 (ненарушенная территория) были обнаружены также 11 видов, но они все относились к лесным. Площадки № 1 и №2 расположены не очень глубоко в лесу (около 50 метров вглубь леса). На площадке №3 обнаружены 12 видов, из которых 75% лесных и 25% сорных. Эти площадки расположены около 1 км вглубь леса.По результатам заполнила таблицу:Таблица 4. Видовое соотношение растений лесного биоценоза на нарушенной и ненарушенной территориях
|
№ площадки | Удаленность от тропинки, м | Количество лесных видов | Доля лесных видов, % | Количество придорожных видов | Доля придорожных видов, % | |
1 | 0 | 6 | 54,55 | 5 | 45,45 | |
2 | 2,5 | 11 | 100 | 0 | 0 | |
3 | 0 | 9 | 75 | 3 | 25 | |
4 | 3 | 11 | 100 | 0 | 0 | |
|
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что вытаптывание (тропиночная сеть) изменяет лесной биоценоз, привнося растения сорные по отношению к исходным. Также выявляется зависимость видового соотношения растений на тропинке от удаленности тропинки от края леса. Соответственно чем глубже в лес уходит тропинка, тем меньше доля сорных растений, и, видимо, меньше антропогенная нагрузка (вытаптывание).5.
4
Э
КСКУРСИЯ
«В
СОСНОВОМ БОРУ
»
Во время экскурсии по сосновому лесу я сравнила по внешнему виду деревья, выросшие в гуще леса и одиночно. У тех деревьев, что росли одиночно, раскидистая крона, количество отмерших нижних веток невелико. А те, которые росли в гуще, отличаются тонкими длинными стволами. Нижние ветки у них отмерли, крона небольшая, к тому же узкая. Это связано, в первую очередь, с количеством получаемого света. Там, где освещенность хорошая (одиночные деревья), деревьям не нужно было бороться за солнечные лучи и тянуться ввысь, как в случае с деревьями из гущи леса.В популяции сосен происходит самоизреживание. Этот факт становится особенно очевидным, если сравнить количество сосен в молодом лесу, с количеством сосен на аналогичной площадке в спелом лесу. На площадке 10м*10м в молодом сосновом лесу (12-15 лет) в среднем растет 30 сосенок, а в спелом (80-100 лет) на той же площади 3. Самоизреживание очевидно.Таблица 5. Степень угнетения деревьев на площадке спелого леса внутри одной популяции на 1 га
|
Показатели | 1-го класса | 2-го класса | 3-го класса | 4-го класса | 5-го класса | Всего | |
Количество сосен | 15 | 48 | 63 | 45 | 12 | 183 | |
Толщина ствола, мм | 36-44 | 32-36 | 28-33 | 26-28 | 18-22 | | |
|
Из полученных данных можно сделать вывод, что в популяции сосен тип взаимодействия - конкуренция. Особи растущие близко друг другу или близко к сильному здоровому дереву угнетены и погибают. Выживают те особи, вокруг которых наименьшее количество соседей, у которых есть возможность развернуть крону. То есть это особи 1,2 и 3 классов.Примечание:1. По степени угнетения деревья одного возраста в лесу принято делить на пять классов. К первому классу относят деревья, возвышающиеся над общим пологом леса. Ко второму - деревья основного полога. К третьему - деревья, входящие в общий полог леса, но имеющие менее развитую крону, иногда «сжатые» с боков. К четвертому классу - деревья с сильно сдавленной кроной, находящиеся частично в общем пологе или ниже него. К пятому классу - деревья, кроны которых полностью располагаются под общим пологом, засыхают или совсем засохли.2. Толщина ствола определяется на уровне груди путем измерения диаметра одного дерева среднего размера.Мы определили и сравнили интенсивность размножения деревьев разных классов по степени угнетения в популяции (величина зрелых шишек, возможность распространения семян ветром). На основе этих фактов сделали вывод о том, какие особи сосен оставляют больше потомства, какие меньше или совсем не оставляют.Сосны первого и второго классов имеют более крупные шишки, у сосен первого класса возможность распространения семян ветром большая. Это связано с тем, что они выше других особей и получают больше света. Меньше потомства оставят деревья третьего и четвертого классов. Потому, что из-за недостатка света и сжатости кроны шишек у них меньше и они мельче. Практически не оставят потомства деревья пятого яруса - у них очень мало шишек.На той же площадке лесного биоценоза мы изучили видовой состав растений в других ярусах. В подросте росли береза белая и дуб черешчатый; в подлеске - лещина; из кустарничков мы увидели: волчье лыко и малину; из травянистых: щитовник мужской, ландыш майский, копытень европейский, землянику лесную, гравилат городской, сныть обыкновенную и дудник лесной; мох - кукушкин лён; также на березе можно было увидеть накипные и кустистые лишайники.Все эти растения любят умеренное увлажнение. Но всё же можно отметить, что сосна светолюбива и не является влаголюбивой, т.к. на болотах и в затенении она растет плохо. Береза и дуб - более влаголюбивые и теневыносливые. Травянистые растения относятся к теневыносливым и любящим умеренное увлажнение. В лесу довольно влажный воздух, поэтому мхи и лишайники тоже растут хорошо. Я считаю, что разные потребности, которые при совместном произрастании неплохо удовлетворяются, способствуют тому, что эти растения уживаются вместе. Но если полностью погибнет нижележащие ярусы, то с деревьями первого яруса ничего не произойдет, а вот если уничтожить древесные ярусы, то в травянистом ярусе произойдет смена биоценоза. Травянистые растения соснового леса заменяются растениями нарушенных территорий, которые со временем сменятся на луговые растения. Это произойдет потому, что изменится освещение и влажность.5.
5
Э
КСКУРСИЯ
«В
СМЕШАННОМ ЛЕСУ
»
Материалы и оборудование: рулетка, банка, блокнот, ручка.Ход работы:1. На площадке 25 м2 сосчитали количество экземпляров древесных видов: сосны 3 экземпляра, березы 47, дубов 2.2. На площадке 1 м2 посчитали количество живущих здесь видов травянистых растений: 7 видов.3. На площадке 25 м2 определили доминирующие виды древесных и травянистых форм. Из древесных доминировала береза, из травянистых ромашка аптечная.4. На территории 25 м2 отыскали разновозрастные экземпляры доминирующего вида. Произвели учет взрослых и молодых растений (достигших высоты не менее 1,5 м). Молодых было 28 экземпляров, а взрослых 30.5. На площадках по 0,25 м2 в пределах леса и на лесной поляне сосчитали число зеленых листоносных стеблей независимо от того, к какому виду они относятся. В пределах леса таких стеблей насчитали 46, а на опушке 55.6. Используя термометр, мы определили, что температура воздуха в лесу 16-17оС, на опушке 17оС. Так как погода была безветренной и влажной, то результаты измерений сильно не отличались. В ветреную погоду вероятнее всего, что в лесу температура на пару градусов будет выше. Днем в жаркую сухую погоду, в лесу температура будет ниже, потому что кроны деревьев ограничивают проникновение лучей солнца.7. Сравнили влажность и комковатость почвы в лесу, на лесной поляне и на незадернованной поверхности проезжей части дороги. Почва влажная на ощупь на всех трех участках, но на проезжей части комковатость выше.8. Число надземных ярусов в изучаемом лесном фитоценозе равно 3. Главные виды, входящие в эти ярусы: в первом береза, во втором малина, в третьем ромашка аптечная.9. В это время (экскурсия проходила во второй половине августа) цветущие растения были только в третьем ярусе. То есть цвели только травянистые растения. Все они относились к опыляемым насекомыми.10. С территории в 1м2 собрали в банку всех обнаруженных животных, видимых невооруженным глазом. Сосчитали. Их количество: 1 лягушка, 1 клоп, сверчок, 4 тли, 3 комара, и около 40 муравьев. Итого ~ 50 животных.11. Нами были обнаружены следующие организмы паразиты: грибы трутовики. И следы пребывания жуков короедов и листоедов.12. На небольшом участке этого леса нами были обнаружены 3 ямки, на месте которых, по всей видимости, росли деревья. Вследствие дождей, ямки заполнились водой и постепенно растительность близ ямок меняется. Вдоль тропинок преобладает растительность нарушенных территорий.
5.6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЛИЯНИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ НА СТРУКТУРУ ПОЧВЫ»
Цель: оценить влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы.Введение: Под рекреационной нагрузкой подразумевают комплексное воздействие отдыхающих людей на природные экосистемы.Вытаптывание - основной процесс нарушения природной среды, сопутствующий рекреационной деятельности человека. Главными последствиями этого процесса являются непосредственное механическое повреждение растения и изменение физических и химических свойств почвы. Выявлено, что в ходе увеличения рекреационных нагрузок происходит увеличение плотности и твердости почвы. Линейная зависимость между этими величинами достаточно хорошо прослеживается при умеренных и средних нагрузках на почву. Однако сжатие почвы имеет определенный предел, поэтому дальнейшее увеличение нагрузки не сопровождается увеличением плотности или твердости почвы и линия зависимости графика выходит на «плато» (рисунок 5).
24
Рисунок 5. Изменение твердости почвы в сосняке зеленомошно-брусничном в зависимости от степени рекреационной нагрузки (на юге московской области)Для характеристики физических параметров почвы часто используют твердость почвы: этот показатель хорошо оценивает степень рекреационного воздействия на биоценоз, его легко определить (с помощью твердомера), и он более репрезентативно, чем, например, плотность почвы, отражает процесс вытаптывания. В зависимости от типа почв, на поздних стадиях рекреационной дегрессии сообществ, твердость верхнего горизонта почвы может возрасти в 2-3, а иногда даже в 10-30 раз. Увеличение твердости почвы по мере усиления нагрузок свойственно не всем типам почв - на легких, в первую очередь песчаных, в отдельных случаях можно наблюдать обратную зависимость нагрузки и твердости (плотности) почвы. Другими словами, вслед за уничтожением травяного покрова возможно разрыхление, разбив песка.При сильных нагрузках происходит уплотнение почвенных горизонтов на глубину до 50 см.Материалы и оборудование: плотномер Качинского или любой узкий длинный металлический предмет (например, тупой нож), линейка, карандаш, блокнот.Ход работы: Для проведения исследований мы выбрали тропинку, ведущую к речке (в рекреационном биоценозе) и провели замеры плотности с помощью тупого ножа, который втыкали в землю до полного проникновения с одинаковым усилием руки. Глубину проникновения ножа в почву отмечали линейкой. Измерения осуществлялись в пятикратных повторениях. Для каждой точки рассчитывался средний показатель. Результаты заносили в таблицу. На её основе строился график зависимости твердости почвы от расстояния до тропинки. В тех же точках измерений линейкой определялась толщина подстилки (в см). На исследуемой территории изучалась и фотографировалась тропиночная сеть, рассматривалась структура вазопедонов (почвенных чаш, сформированных из пересекающихся тропинок, которые дают плотные стены), оценивалась степень заболачивания у тропинок на тяжелых почвах. Исследования мы решили проводить в 3-х местах:1. Тропинка, ведущая к речке. Здесь мы выясняли зависимость твердости почвы от расстояния до середины тропинки.2. Схождение двух тропинок. Здесь рассматривалась структура почвы, которая сформировалась из пересекающихся тропинок.3. Тропинка у речки, около места схода с мостика. Здесь мы измеряли глубину проникновения плотномера (ножа) в месте схода с мостика, в 0,5 м и в 2,5 м от этого места.Таблица 6. Глубина проникновения плотномера в почву в месте исследования №1, см
|
№ точки № измерения | 1 (середина тропинки) | 2 (25 см от середины тропинки) | 3 (край тропинки) | 4 (25 см от тропинки) | 5 (50 см от тропинки) | |
1 | 0.9 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | |
2 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | |
3 | 1,3 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
4 | 1,4 | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 1,3 | |
5 | 1,4 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,4 | |
Среднее значение | 1,325 | 1,3 | 1,15 | 1,0 | 1,125 | |
|
24
Рисунок 6. График зависимости твердости почвы от расстояния до центра тропинкиШирина тропинки около 0,5 м. На графике видно, что при удалении от центра тропинки плотность почвы уменьшается, а в 0,5 м от тропинки незначительно увеличивается. Это связано с тем, что количество растений там увеличивается, и они корнями скрепляют почву.На втором месте исследования было отмечено следующее: плотность почвы на второй тропинке меньше, чем на первой, и в том месте, где вторая тропинка примыкает к первой, плотность почвы резко увеличивается. На второй тропинке плотность почвы меньше, потому что рядом располагается лужа, и почва более увлажнена, что особенно было значимо в день исследования, так как дождя давно не было, и почва была очень сухой. Эти результаты представлены в таблице 7.Таблица 7. Глубина проникновения плотномера в почву в месте исследования №2, см
|
№ точки № измерения | 1 - я тропинка | 2 - я тропинка | 3 схождение тропинок | |
1 | 1,2 | 2,6 | 1,5 | |
2 | 1,4 | 2,6 | 1,7 | |
3 | 1,5 | 2,7 | 1,6 | |
4 | 1,4 | 2,7 | 1,5 | |
5 | 1,3 | 2,7 | 1,7 | |
Среднее значение | 1,36 | 2,66 | 1,6 | |
|
В третьем месте исследования, я предполагала, что плотность почвы будет больше в месте схода с мостика. Но это оказалось не так. Я предполагаю, что близость воды (река) определяет увлажненность почвы, и, соответственно, почва менее твердая в этом месте. В 0,5 от мостика глубина проникновения плотномера не сильно отличается от глубины проникновения около мостика. Эта точка не очень удалена от реки и к тому же покрыта растительностью, которая удерживает влагу. А вот в 2,5 м от мостика, где нет растительности плотность почвы большая.Таблица 8. Глубина проникновения плотномера в почву в месте исследования №3, см
|
№ точки № измерения | 1 сход с мостика | 2 0,5 м от мостика (с подстилкой) | 3 2,5 м от мостика (без подстилки) | |
1 | 3,8 | 3,9 | 0,9 | |
2 | 3,9 | 4,1 | 1,1 | |
3 | 4,0 | 4,0 | 1,0 | |
4 | 4,1 | 4,2 | 1,2 | |
5 | 4,0 | 4,0 | 1,0 | |
Среднее значение | 3,96 | 4,04 | 1,04 | |
|
Из всех полученных данных я сделала вывод, что уплотнение почвы приводит к исчезновению растительности и подстилки. К тому же на плотность почвы значительно влияет близость источников воды. В более плотных почвах меньше воздуха, что затрудняет дыхание растений и подземных животных, соответственно плотные почвы богатой растительностью не обладают. Тропиночная сеть отрицательно сказывается на растительном и животном сообществах, хотя рекреационная нагрузка и распределена более равномерно, но все же, уплотнение почвы происходит на довольно широкой территории, и растительность всё равно на ней исчезает. Поэтому я считаю, что для уменьшения рекреационной нагрузки лучше делать узкие тропинки, потому что плотность почвы будет той же, что и на широкой тропиночной сети, при много больней нагрузке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой атлас природы России / Под ред. М. Сергеева, Е. Бровкина, М.: ЗАО «Эгмонт Россия Лтд.», 2005 - 644с.2. Основы экологии 10 (11) классы. Сборник задач, упражнений и практических работ / И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, М.: Дрофа, 2007 - 208с.3. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас / Шанцер И.А., М.: Тов-во научных изд. КМК, 2007 - 470 с.4. Школьный атлас-определитель высших растений / В.С. Новиков, И.А. Губанов, М.: Просвещение, 1985 - 239 с.
Страницы: 1, 2