Фондовая биржа

либо компании, а также распространения определенной ложной информации

спекулянт способствует повышению курса акций. После их продажи продавцы

кладут в свои карманы крупную прибыль.

В настоящее время биржевые спекуляции, как правило, тщательно планируются и

осуществляются по заранее подготовленным сценариям, путем тщательных

предварительных мероприятий, растянутых на довольно длительные периоды.

Причем ажиотаж на бирже не обязательно организуют крупные биржевые дельцы.

Эта роль отводится обычно мелким и средним вкладчикам, которые по существу

подготавливают почву для крупных биржевых спекуляций. А вот в них уже

участвуют, как правило, крупные корпорации, банки, прежде всего

инвестиционные, и другие кредитно-финансовые учреждения.

Повышение интереса вообще к тем или иным ценным бумагам или к акциям и

облигациям какой-то компании может быть обусловлено информацией о слиянии с

более крупным партнером, предстоящих научно-технических открытиях в той или

иной компании, ложной информацией о деловых переговорах компаний по

различным вопросам (о распределении государственных заказов на крупные

суммы). Распространение такой информации позволяет в конечном итоге придать

мощный импульс повышению курса, который может казаться непредсказуемым. При

этом бывает важно осуществить сделку за несколько минут до окончания работы

биржи, так как установленный курс становиться определяющим на следующие

день или два.

Сейчас же на современной фондовой бирже объектом биржевых спекуляций стали

не только акции, но и облигации частных компаний и корпораций. Они

используются для всякого рода махинаций и мошенничества, позволяющих

получить спекулятивную прибыль. С целью спекуляций с облигациями создаются

специальные компании, строящие свой бизнес на колебаниях уровня процентов.

Биржевые операции характеризуются не только ростом законных либо незаконных

спекуляций, но также кражами и подделками. В этих условиях органы

государственного надзора вынуждены принимать специальные меры.

На фондовом рынке, как и в экономике в целом, спекуляция не должна

рассматриваться только с внешней стороны возможного легкого обогащения тех

или иных лиц. За ее фасадом следует видеть конкретный смысл и функции,

которые она выполняет. Во-первых, спекулятивный потенциал ценных бумаг

способствует дополнительному повышению интереса вкладчиков к ценным бумагам

и таким образом максимизирует мобилизацию денежных средств общества в

интересах производства.

Спекулятивное стремление, т.е. стремление к быстрому обогащению, заставляет

инвестора вкладывать средства в развитие новых и рисковых предприятий, без

которых прогресс общества сдерживался бы в существенной степени.

Во-вторых, спекуляция способствует повышению и сохранению высокой степени

ликвидности ценных бумаг, что делает их привлекательными для инвесторов.

В-третьих, спекуляция способствует стабилизации курсов ценных бумаг,

препятствует их резким колебаниям поскольку, как правило, спекулянты будут

действовать на противоположных тенденциях рынка: покупать, когда

большинство инвесторов продает, и продавать, когда большинство покупает.

Спекулятивные операции наиболее характерны при сильном колебании курсов

бумаг. Но большие колебания цен часто означают, что имеет место недостаток

ценных бумаг на рынке, и соответственно масштабы спекуляции невелики.

Изучив все стороны деятельности фондового рынка, попытаемся подробно

рассмотреть особенности его формирования в России.

Массовая приватизация создала 40 млн. собственников акций, что само по себе

означает, что она объективно направлена на создание финансового, а не

производительного капитала. Причем в силу преобладания варианта с большей

долей распределения акций внутри коллективов предприятий, только 20%

получили реальных частных собственников, тогда как 65% - это акции

инсайдеров, из них в руках директората оказалось 8,6% акций. Созданный

таким образом акционерный капитал не сформировал целостной рыночной

структуры производительного капитала. Он включился в функционирование

финансово-денежного сектора как один из видов ценных бумаг с очень слабым

собственным рынком: небольшие обороты, низкие цены и стремление к

конвертации рублей в доллары, направляемые за рубеж. Таким образом,

осталась нерешенной проблема формирования системного финансово-денежного

оборота в реальном секторе экономики.

Для основной массы населения советского общества мотив сбережений (в

экономическом смысле) практически отсутствовал. То, что принято называть

сбережениями граждан, было, по сути дела, «увеличением кассовых остатков»,

процент не являлся мотивом вкладов в сберкассы, т.е. деньги накапливались

для будущих покупок, но, как правило, не вкладывались в какие-либо

предприятия или долговые обязательства с целью увеличения будущего

потребления.

Таким образом, у нас сложилась следующая картина. Бедное в своей массе

население с подавленной экономической инициативой в результате

господствования аппарата государственного насилия и пропаганды в течение

долгих лет, не имело средств, да и не осмеливалось делать какие-либо

инвестиции в производство. Приватизация создала большой финансовый, а не

производительный капитал. Фондовый рынок был заполнен всякими суррогатами

ценных бумаг: билеты МММ, Тибета, Чары и т.д., «бриллиантовые» и «золотые»

контракты – срочные товарные контракты, выпускаемые эмитентом на массовой

основе и заключаемые для привлечения денежных средств в оборот эмитента.

Таким образом, в чрезвычайно короткий срок в России сформировался фондовый

рынок, но он не выполнял главную свою функцию: мобилизация денежных средств

вкладчиков для целей организации и расширения производства.

Биржевой хаос времен приватизационных чеков, предъявительских бумаг и

суррогатов не мог существовать долго. Масштабные спекуляции не могли не

закончиться разрушительным для этого рынка кризисом (лето0осень 1994г.) и

усилением государственного регулирования (надзор за биржами и операторами

фондового рынка, запрещение предъявительских ценных бумаг).

В мае 1993г. ММВБ открыла биржевой рынок государственных краткосрочных

бескупонных облигаций (ГКО), что стало еще большим препятствием для

получения инвестиций предприятиями, так как вложение денег в ГКО давало

более быстрый, надежный и высокий доход.

Таким образом, для привлечения инвестиций должны быть созданы каналы и

механизмы притока капитала в производительную сферу. В настоящее время из

всех возможных в рыночной экономике каналов притока производственных

инвестиций действует лишь один – за счет собственных средств предприятий,

на долю которых приходится более половины всех производственных инвестиций.

Основной для рыночной экономики механизм расширенного воспроизводства –

трансформация сбережений в инвестиции через банковскую систему – в нашей

экономике не работает. Доля кредитов коммерческих банков всему хозяйству в

течение 1998г. оставалась на уровне 32-33% банковских активов. В

противоположность банкам в нормальной рыночной экономике отечественная

банковская система работает на приток капиталов в производственную сферу, а

на их отток. По имеющимся оценкам, интенсивность оттока капитала из

производственной сферы в сферу финансовых спекуляций и за рубеж через

банковскую систему достигала 14% ВВП.

Чтобы избежать инфляционной «накачки» экономики дешевыми деньгами, нужно

устранить возможности высокоприбыльных финансовых спекуляций, не

опосредованных расширением производства. Это, в частности, означает

необходимость: временного прекращения эмиссии ценных бумаг с доходностью

выше среднего уровня рентабельности в производственной сфере; запрещение

создания любых финансовых «пирамид»; временного ограничения

конвертируемости рубля текущими торговыми операциями и текущими операциями

по обслуживанию прямых иностранных инвестиций; прекращения оказания ЦБ

услуг по открытию депозитных счетов.

ГЛАВА 6. РЫНОК ГКО

Общие принципы функционирования государственных краткосрочных бескупонных

облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского

форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано

управление ценных бумаг, которое занимается размещением гособлигаций,

операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В

июле 1992 г. Центральный банк Российской Федерации провел конкурс среди

российских бирж, победителем которого была признана Московская

межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и

поддержание технологической части рынка ГКО - торговой, расчетной и

депозитарной системы.

К непосредственным операциям на рынке ГКО допускаются только специально

отобранные Центральным банком Российской Федерации дилеры, первоначальное

количество которых составляло 24.

18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных

ГКО.

С целью территориального расширения рынка ГКО были активизированы работы по

созданию системы региональных торговых площадок, а в перспективе - единой

общероссийской системы электронного финансового рынка. Уже подключены к

действующему комплексу региональные торговые площадки в Санкт-Петербурге,

Владивостоке, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске.

Основными документами регулирующими рынок ГКО, являются постановление

Совета Министров - Правительства РФ № 107, постановление Верховного Совета

РФ от 19.02.93 г. и приказ Центрального банка Российской Федерации от

06.05.93 г., утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков

государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о

выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и

ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение,

обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций.

Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3,

6, и 12 месяцев). Номинал облигаций, выпущенных до 27 сентября 1994 г.,

составлял 100’000 рублей. С 27 сентября 1994 г. номинал облигаций равен

1’000’000 рублей. Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от

номинальной цены. Облигации не имеют купонов.

Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах

“депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных

экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

Сведения о параметрах очередного выпуска объявляются не позднее, чем за

семь дней до его размещения. Владельцами ГКО могут быть российские

юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений,

устанавливаемых отдельно для каждого выпуска.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было

продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся

к выпуску.

Обращение облигаций может осуществляться только в результате заключения

договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к

другому наступает в момент перевода облигаций на счет “депо” их нового

владельца. Московская межбанковская валютная биржа за проведение операций

на рынке ГКО взимает комиссия в размере 0,075% от суммы каждой сделки,

кроме операций по погашению облигаций.

Действия Министерства финансов РФ и Центрального банка Российской Федерации

в этих случаях оговорены специальным договором № 5-2-1 “О размещении и

обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций”

от 6 мая 1993 г.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых

обязательств, являются одним из инструментов управления государственным

долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска

государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.

Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых

ресурсов с рынка);

определение реальной стоимости обслуживания государственного долга

(процентная ставка ГКО определяется рынком);

установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам

финансового и денежного рынков;

предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного

инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-

кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих

значительные слои инвесторов;

внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и

депозитарного учёта.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются

государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в

виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных

махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являются именными. Облигации выпускаются на срок 3 и 6

месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных

выпусков.

Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех

выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на

облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%.

Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки.

Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным

ценным бумагам, то он не облагается налогом.

При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на операции с

ценными бумагами в размере 0,1% от величины сделки.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров

налогообложения субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских

организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по

ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически

развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.

На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. 14 августа

правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин

кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками

Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического

Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного

Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов

Государственного комитета Российской Федерации по статистике,

Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики,

финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах

массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:

Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не

захотело) скорректировать систему экономических регуляторов.

Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за

классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные

им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на

приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства

спровоцировавшие.

Правительство пыталось одновременно условно девальвировать рубль и

санировать рынок ГКО - ОФЗ, повысить налоговые поступления и заморозить

обязательства крупных российских банков перед иностранными кредиторами.

Полученные результаты не имели ничего общего с поставленными задачами: на

рынок хлынул шквал “отсроченной инфляции”, была спровоцирована паника и

“расходы будущих периодов” неумелыми действиями были переведены в “текущие

обязательства”.

Попытка Правительства ослабить давление на валютный сегмент финансового

рынка, образовавшийся в результате оттока больших объемов рублевой денежной

массы из корпоративного сектора, вследствие резкого снижения

привлекательности арбитражных сделок путем увеличения доходности

государственных ценных бумаг, привела к критическому росту бюджетных

расходов по обслуживанию внутреннего долга.

Фактической ликвидацией 14 августа рынка ГКО Правительство только усилило

это давление, и вся высвободившаяся рублевая масса хлынула на валютный

рынок.

Принятие правительством и ЦБ РФ 17 августа экстренных защитных мер

спровоцировало резкое снижение ликвидности банковской системы России,

многие из банков оказались на грани банкротства. Население начало скупать

доллары в обменных пунктах, снимать вклады с рублевых и валютных банковских

счетов, начался ажиотажный спрос на все товары и продовольствие.

Кризиса можно было избежать или, по крайней мере, смягчить, если бы вместо

панического повышения доходности ГКО и ОФЗ был найден иной доходный сегмент

рынка, куда были бы направлены финансовые потоки, высвобожденные после

краха рынка корпоративных бумаг, например в реальный сектор российской

экономики, способный при правильном управлении эффективно использовать

значительный объем инвестиций

Также можно было бы расширить объемы денежных масс за счет увеличения

капитализации предприятий, введения в финансовый оборот земельных участков,

принадлежащих предприятиям.

Практически невостребованной оказалась и интеллектуальная собственность не

только в России, но и во всех странах СНГ. Имея огромный интеллектуальный

потенциал, наши государства так и не смогли вовлечь интеллектуальную

собственность в хозяйственный оборот, как это уже давно сделано в развитых

странах. Так, по некоторым оценкам экспертов, в составе основных фондов

технологических фирм развитых стран доля интеллектуальной собственности в

виде нематериальных активов составляет до 40%, в то время как на подобных

предприятиях государств СНГ, в лучшем случае, - доли процента. Однако это

вопрос перспективы и он не решается в течение года.

Как известно, ситуация на финансовых и фондовых рынках является только

индикатором общего экономического состояния государства. Поэтому все

достижения в области валютной стабилизации, не подкрепленные позитивными

изменениями в “реальном секторе”, крайне уязвимы под воздействием внешнего

кризиса.

Хотя тенденции последних дней дают надежду на улучшение ситуации, пока рано

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать