Значение художественной литературы в становлении школьников - (реферат)
p>Явление второе. "Какими вы представляете себе Катерину и Варвару? " Явление шестое. "Как характеризует Кабаниху ее слова о старине и молодости? " Действие третье

Сцена первая, явление первое. "Сравните рассказ Феклуши с рассказом Кулигина в первом действии о нравах Калинова. С какой целью автор ввел в драму образ Феклуши? "

Явление третье. "Что нового о нравах "темного царства" узнаем мы из диалога Кулигина и Бориса? "

    Действие четвертое

Явление второе. "Сравните отношение к грозе Кулигина и Дикого. Какие понятия о добродетели, нравственности, общей пользе сталкиваются в этом диалоге? " Явление четвертое, шестое. "Как удается драматургу передать настроение калиновцев? "

Явление шестое. "Как ведут себя участники кульминационной сцены? В каких репликах автор с наибольшей силой раскрывает характер каждого из них? " Действие пятое

"Какое эмоциональное впечатление производит сцена развязки? Как вы понимаете самоубийство Катерины: признак это силы или слабости? В каких словах Бориса раскрыта суть его характера? Как вы оцениваете поведение Кабанова в седьмом явлении и его последние слова: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! "?

Преподавателю важно в процессе работы над текстом пьесы научить старшеклассников вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения. Отдельные сцены целесообразно прочитать по ролям, использовать прием устного рисования, обратиться к сценической истории пьесы или использовать аудиовизуальные средства.

Дальнейшее совершенствование читательского восприятия учеников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе идейно-стилистического анализа литературных произведений. Важно постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, - к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.

В работе над романом И. С. Тургенева "Отцы и дети" большое внимание следует уделить углублению представлений учащихся об индивидуальном стиле писателя, об особенностях жанра романа. Следует подвести школьников к пониманию того, что в романах Тургенева всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, что Тургенев-романист сыграл огромную роль в развитии жанра социально-психологического романа. В работе с классом используем материал самостоятельного чтения романов "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне" (по выбору). На данном этапе литературного развития учащихся в центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой индивидуальности писателя и его роли в развитии русской реалистической литературы. В изучении творчества Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова стремимся к активному использованию понятия стиля в процессе анализа. В работе над романом-эпопеей "Война и мир" некоторые методисты и учителя-словесники предпочитают применять только один из путей анализа, другие же считают, что целесообразно использовать смешанный путь анализа. Воспитываем эмоциональное отношение к содержанию и форме произведения, основанное на углублении непосредственного восприятия текста, формируем устойчивый интерес к самому процессу анализа. Далее, на наш взгляд, желательно переходить к проблемному и "пообразному" анализу, организуя в соответствии с этим деятельность учащихся. Сосредоточим внимание на углубленном анализе эпизодов, указав учащимся на недостаточность простого пересказа событий. Подводим класс к пониманию внутренней целостности романа. Единой нитью связаны военные и мирные сцены, ибо мерилом всего истинного Толстой выбирает именно "мысль народную".

В работе над эпизодами романа, в наблюдениях над образами и событиями проследим движение авторской мысли от внешнего к внутреннему, истинному значению поступка, движения души. Для Толстого главное - понять богатство, глубину и многообразие жизненных связей, понять развивающийся человеческий характер. Анкетирование, проведенное при изучении следующей темы, на уроках по рассказу А. П. Чехова "Ионыч", показало эффективность рекомендуемой системы работы, целесообразность усложнения заданий по анализу стиля писателей от темы к теме, а также наличие неиспользованных резервов в плане усиления идейно-эстетического и эмоционального воздействия художественной литературы на учащихся. Самостоятельная домашняя работа до анализа текста рассказа "Ионыч" в классе вызвала большой интерес учащихся. Вопросы и задания формулировались следующим образом:

    Мое понимание рассказа и судьбы доктора Старцева.
    Какое значение придает Чехов истории доктора Старцева.

Как удалось Чехову в коротком рассказе раскрыть историю целой человеческой жизни?

    В чем вы видите характерные особенности стиля Чехова?

В системе предлагаемых учащимся вопросов заложена ориентация на осознание проблематики рассказа. Анализ самостоятельных творческих работ учащихся показал следующее. Старшеклассники с вниманием отнеслись к судьбе доктора Старцева, сознательно восприняли и воспроизвели содержание рассказа. Они и жалеют и осуждают чеховского героя. Труднее для них - определить авторскую позицию, многие предпочитают в ответе на второй вопрос ("Какое значение придает Чехов истории доктора Старцева? ") ограничиться рассмотрением типичности образа. Ответы на третий и четвертый вопросы свидетельствуют о том, что учащиеся могут самостоятельно определить основные особенности стиля писателя (были названы правдивость, краткость, значимость художественных деталей, пейзажа, особая роль подтекста, использование "говорящих" фамилий, ирония, юмор, средства сатирического изображения и другие). Нравственная проблематика рассказа точно и убедительно определяется в тех частях письменных работ, в которых сравниваются доктор Старцев в начале и в конце рассказа.

Подобное небольшое исследование читательского непосредственного восприятия может провести каждый учитель, чтобы определить направление работы в классе по тексту изучаемого по программе произведения и в организации дальнейшей деятельности учащихся. Целесообразно увеличить самостоятельность учащихся в рассмотрении произведений, предложенных программой для внеклассного чтения. Так, например, проводится урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Чехова "Невеста". Рассказ читается дома, в классе можно пользоваться текстом, на уроке возможны варианты работы; рассказ анализируется: 1) полностью самостоятельно, 2) по вопросам, 3) в сочетании первого и второго вопроса.

В качестве ориентиров анализа текста рассказа на уроке предлагается на выбор 8 вопросов.

    1. Почему Надя уехала накануне свадьбы?

2. Что изменилось: Надя или окружающий ее мир? Как Чехов раскрывает это? 3. Охарактеризуйте позицию автора: его отношение к изображенной жизни и действующим лицам. Как Чехов раскрывает это отношение?

4. Как построен рассказ? Есть ли в нем завязка, развязка? Какое значение имеет в рассказе пейзаж?

    5. В чем вы видите основной конфликт рассказа?

6. Много ли событий описано в рассказе? Какие вы считаете наиболее значимым? 7. С помощью каких средств воссоздает Чехов характеры и ситуации? 8. Какие коренные проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. отразил Чехов в рассказе?

Проблемы, поставленные перед учащимися, имеют прямое отношение к формированию и развитию умений целостного анализа художественного произведения в единстве составляющих компонентов. Кроме того, эти проблемы связаны с необходимостью сформировать навыки использования теоретико-литературных понятий в ходе анализа. В выяснении авторского миропонимания, его нравственных и эстетических принципов особое место на уроке внеклассного чтения должно быть отведено решению вопроса об отношении автора к изображенной жизни и действующим лицам. Выше мы отметили, что именно этот вопрос не вычленялся в структуре непосредственного читательского восприятия на материале чтения рассказа "Ионыч". Уроки внеклассного чтения помогают реализовать основные направления в изучении монографической темы "А. П. Чехов".

    * * *

Авторское суждение о человеке, его концепции личности открывают молодому читателю дорогу к истинно духовным и эстетическим ценностям. Поэтому так важно исследовать художественное восприятие учащихся и пути его развития, вооружить учителя методикой анализа литературного произведения, основанной на знании непосредственного отношения учащихся к прочитанной книге.

Проектируя на основе данных психологии, эстетики, методики и дидактики определенный тип деятельности учащихся, планируя с учетом достижений многих учителей-словесников систему урочных и внеурочных занятий, важно в первую очередь обратиться к исследованию ученического восприятия, к исследованию сложного процесса чтения учеником книг, его общения с миром авторских образов и идей.

Часто приходится встречаться с тем, что даже старшеклассники не могут высказать впечатления о прочитанном, активизировать читательский опыт, отобрать материал для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его эстетической системы.

Нельзя объяснять бедность ученического восприятия ограниченными возможностями того или иного возраста. Нередко причины этого кроются в недостатках преподавания литературы или в отсутствии интереса к чтению книг. Альтернативные программы по литературе ориентируют учителя на серьезные творческие поиски совершенствования уроков, на выбор разнообразных вариантов изучения конкретного художественного текста. Совершенствование читательской культуры учащихся предполагает развитие способности наслаждаться искусством, углубление способности воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Использование в школьном анализе элементов системного подхода заключается в опоре на концепции современного литературоведения, в постоянном углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением самостоятельно применять знания и понятия в деятельности на уроках, во взаимодействии теоретических посылок с рассмотрением образной специфики произведения, во взаимосвязи различных этапов изучения всего курса и каждой отдельной темы. На всех этапах изучения произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного художественного восприятия имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов, в структуре произведения. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Выбор книг для самостоятельного чтения, усвоение нравственного потенциала лучших произведений художественной литературы, восприятие эстетического многообразия мировой литературы - вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования.

    Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия
    подростками литературных произведений

Психологическую сущность воспитательного воздействия на подростка художественной литературы Б. М. Теплов раскрывает следующим образом: “Воспитательное значение художественной литературы заключается в том, что она дает возможность войти“внутрь жизни”, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые” [10, с. 15].

Это обусловлено действием тех закономерностей, которые заключаются в формирующейся в этом возрасте потребности разобраться в себе и в других людях, в возникающем интересе к личностным качествам—своим и других людей. Ниже остановимся на отдельных аспектах восприятия подростками литературных произведений, влияющих на формирование их личности.

    3. 1 Отношение подростков к литературным героям

Особое место в обосновании отношения учащихся к герою начинают занимать его переживания и мысли. Богатство чувств, сложность внутреннею мира все чаще и чаще подчеркиваются подростками как положительные стороны в облике героя. Вес чаще в обосновании своего непосредственного отношения и оценке подростки начинают ссылаться на отношение литературного героя к другим действующим лицам, а также на отношение его к самому себе. Герой начинает нравиться и положительно оценивается не только за то, что он был смелым, мужественным, ловким, решительным, изобретательным и т. п. , но и за то, что он проявляет благородство и заботу о других. думает не о своем благополучии; а о том, чтобы хорошо было всем окружающим его людям.

Обосновывая свое непосредственное эмоциональное и интеллектуальное отношение к тем или иным литературным персонажам, подростки часто ссылаются на те поступки и качества, которые характеризуют взаимоотношения героя со сверстниками. Доброжелательное, участливое отношение, умение понять друга и прийти ему на помощь в любую минуту, доброта и отзывчивость определяют положительное отношение к литературному персонажу.

Герои самостоятельно прочитанных книг нравятся или не нравятся подросткам также в зависимости от того, как они относятся друг к другу и к самим себе. Стремление возвыситься над другими, показать свое превосходство, переоценка своих достоинств осуждаются детьми подросткового возраста и определяют их отрицательное отношение к героям, совершающим поступки, в которых эти качества проявляются. Об этом свидетельствует весь экспериментальный материал исследования.

Ответы учащихся, их сопоставление обнаруживает почти полное совпадение обосновании подростками непосредственного эмоционального отношения и оценки литературных героев.

На эмоциональное и интеллектуально-оценочное отношение определенное влияние оказывает собственный опыт переживании н отношении учащихся. Возникающее на основе этого опыта сопереживание герою нередко определяет оценку и отношение не только к нему самому, но и к другим действующим лицам произведения. Сошлемся на некоторые выдержки из протоколов, содержащие интересные в этом плане данные. Приведем протокол беседы с учеником VI класса Максимом Ж. по повести Л. П. Толстого“Детство. Отрочество. Юность”.

Экспериментатор. Ты сказал, что Николенька нравится тебе. Чем именно? Ученик. Многим. Как за себя постоял, не дал, чтоб его унижали. Экспериментатор. Ты имеешь в виду то, что он ударил гувернера? Ученик. Да.

    Экспериментатор. И это тебе нравится?

Ученик. А что? Нравится, что не дал себя в обиду. Знаете, как это обидно, когда тебя за человека не считают, унижают, хотят показать над тобой свою власть. Как видно из ответов ученика, он сочувственно относится к Николеньке, понимает, почему он ведет себя так, а не иначе. Более того. ученик как бы входит в ситуацию каждого поступка Николеньки и его переживании, устанавливает cxoдстbo своих и его переживаниях и реакциях.

Совпадение собственного опыта переживании подростка с соответствующими переживаниями литературного героя обеспечивает возникновение сопереживания и на этой основе положительного отношения к данному герою и отрицательного - к тем, кто не хочет или не может понять его.

Существенно важными для оценки и отношения к литературным персонажам оказались представления подростков о ценности присущих героям качеств. “У подростка — отмечает П. М. Якобсон, —имеется очень большая область представлений о ценных или неценных качествах человека в тех или иных жизненных обстоятельствах, о качествах друга, школьника и т. д. ” [7, с. 711].

Эти представления, как было показано выше, оказывают определяющее влияние на отношение к героям, если они проявляют качества, либо резко осуждаемые детьми данного возраста, либо такие, которые импонируют им сами по себе без учета их направленности, представляют для подростков как бы абсолютную ценность. Нередко наличие у героя хотя бы одного из таких качеств достаточно для того, чтобы определить отношение к нему и его опенку (что касается других качеств, то представление об их ценности, как будет показано дальше, само зависит от того отношения, которое возникло у учащихся к литературному персонажу). Исходя из материалов проведенного исследования, можно выделить еще одно обоснование оценки и отношения подростков к литературным героям—соответствие или несоответствие их поведения тем требованиям, которые сами подростки предъявляют к окружающим.

Как известно из специальных исследовании, в подростковом возрасте возникает система собственных требовании и норм: требование уважения, признания человеческого достоинства, возросших возможностей, определенной самостоятельности в поступках и в убеждениях, а в отношении между товарищами– еще и требование равноправия и т. д. Оценивая отдельные поступки литературных героев, подростки учитывают также их соответствие или несоответствие общепринятым нормам и требованиям. Таким образом, оценка носит как бы двойственный характер, дается с различных точек зрения.

С одной стороны, оценка опирается на собственный опыт переживаний и отношений и на то, отвечает ли поведение героев тем требованиям, которые подростки предъявляют к окружающим. С другой стороны, основанием оценки является более абстрактная моральная норма. Иногда же в оценках подростков имеет место компромисс между этой абстрактной нормой и ее применением с учетом конкретных условий и психологического состояния героя.

Отношения, которые рассматриваются как несправедливые, обидные, унижающие, доставляющие горечь и вызывающие обиду, определяют отрицательное отношение подростка к тому литературному персонажу, который является их причиной. Отношение учащихся к литературным персонажам – взрослым —также определяется тем, как они сами относятся к другим, в частности к подросткам. Всем испытуемым не нравится гувернер именно за то, что он“унижал Николеньку”, “издевался над ним”, “показывал свою власть”, “велел принести розги и запер Николеньку в чулан” (“Детство. Отрочество. Юность”). Бабушка и отец Николеньки, не сумевшие понять его состояния, вызывают также отрицательное отношение учащихся.

Герои самостоятельно прочитанных книг нравятся или не нравятся подросткам тоже в зависимости от того, как они относятся друг к другу и к самим себе. Стремление возвыситься над другими, показать свое превосходство, переоценка своих достоинств осуждаются детьми подросткового возраста и определяют их отрицательное отношение к героям, совершающим поступки, в которых эти качества проявляются. Об этом свидетельствует весь экспериментальный материал: и данные пересказов, комментарии к текстам, ответы учащихся на вопросы экспериментатора.

Необходимо отметить, что осознание отдельных отрицательных сторон в поведении героя часто никак не влияет на общую его оценку и отношение к нему. Определяющими при обосновании обоих видов отношения являются представления школьников о ценных или неценных качествах личности, опыт собственных переживании и отношений подростков, система их собственных требовании и норм. Таким образом, несомненным является факт слияния этих двух видов отношения — эмоционального и интеллектуально-оценочного — у учащихся подросткового возраста. При этом можно предположить, что эмоциональное отношение к герою оказывает определенное влияние на его оценку учащимися. Доказательством этого служит, прежде всего, то обстоятельство, что, высказывая положительное отношение к герою, учащиеся стараются оправдать или хотя бы объяснить его отрицательные поступки. В то же время отрицательное отношение приводит к тому, что оценка положительных качеств снижается, а иногда они вообще не учитываются подростком (хотя и осознаются).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать