Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя - (курсовая)
p>В работе Кона также затрагивается проблема развития самосознания личности, только это понятие раскрывается не через личностную рефлексию, а вводится понятие образа“Я”.

Образ “Я” (представление о самом себе –сложная устойчивая система, в которой принято выделять несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения. Как они изменяются с возрастом? Степень когнитивной сложности “Я - образа”последовательно возрастает от младших возрастов к старшим; взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши– больше, чем подростки, подростки –больше, чем дети; растет и обобщенность сознаваемых качеств, причем это теснейшим образом связано с развитием интеллекта. Судя по имеющимся данным, дети младше 7-8 лет описывают людей внешним образом, перечисляя наряду с индивидуальными свойствами описываемого лица его семью, вещи и разные внешние обстоятельства; их описания просты, недифференцированны, оценки абсолютно однозначны (человек либо хороший, либо плохой). Между семью и двенадцатью годами происходит быстрое обогащение психологического словаря; оценки дифференцируются. Но даже сознавая, что люди иногда обнаруживают трудно совместимые друг с другом качества, ребенок еще не умеет объяснить их противоречие. Сдвиг в сторону интеграции происходит в 13 лет, когда подросток начинает рассматривать поведение человека в разных контекстах: как проявление индивидуальных качеств, как результат природных особенностей и так далее. Эта множественность контекстов разрушает прежний черно-белый образ и делает возможными многозначные оценки: хороший человек, оказавшийся в плохой ситуации; плохой по своим объективным результатам поступок, совершенный из добрых побуждений и так далее.

Возрастные сдвиги в восприятии человека выражаются, таким образом, в увеличении числа описательных категорий, проявлении гибкости и определенности в их использовании, в повышении уровня избирательности, последовательности, сложности и интегрированности той информации, использовании все более тонких оценок; в росте способности анализировать и объяснять поведение человека в целом; в усилении заботы об изложении материала, желании сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописания, которые у подростков становятся более личностными и психологическими, сильнее подчеркивающими свои отличия от остальных людей. После 15 лет тенденция психологизации описаний и самоописаний особенно усиливается; главное внимание сосредотачивается на выявлении скрытых детерминант поведения.

Из этих данных следует, что цельность, внутренняя последовательность (образа “Я”) растет вместе с когнитивной сложностью. Однако интегративная тенденция отстает от процессов дифференсации аспектов“Я”. Это особенно характерно для переходного возраста, когда индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего“Я”, что обусловлено как неопределенностью уровня своих притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Этим, видимо, отчасти объясняется противоречивость выводов, к которым приходят исследователи: одни считают, что адекватность оценок в переходном возрасте снижается, другие же констатируют ее рост.

Не совсем однозначны и данные об отчетливости “Я-образа”. В принципе, здесь наблюдается возрастной рост: от детства к юности человек не только осознает свою индивидуальность, но и придает ей большее значение. Вместе с изменением содержания“Я-образа”существенно меняется значимость его компонентов. В подростковом возрасте масштаб самооценки укрупняется, “внутренние”качества осознаются позже внешних, зато в старшем возрасте им придается большее значение. Следует также различать осознание какого-либо качества и озабоченность им, повышенное к нему внимание. Озабоченность собой и тем впечатлением, которое он производит на других (одним из проявлений ее является застенчивость), - типичное свойство подросткового возраста, позже ослабевает. Развитие межличностного восприятия

А в труде Т. В. Снегиревой дается понимание межличностных отношений, причем параллельно идет рассмотрение и самосознания. Автор показывает общие стороны развития этих двух категорий. В практической части будут также выявлены общие стороны в развитии понимания себя и другого человека.

Работы советских психологов, посвященные изучению межличностного восприятия в школьном возрасте, свидетельствуют, что существуют определенные изменения в восприятии и понимании другой личности детьми, находившихся на разных ступенях онтогенетического развитая. Понятие "межличностное восприятие" обычно связывается с процессами, посредством которых человек познает качества и внутренние состояния окружающих, приходит к пониманию других людей. Термин "восприятие" используется в данном случае как синоним понятий "познание", "понимание". В исследованиях, проводимых под руководством А. А. Бодалева, ставилась задача выявить различия в восприятии школьниками разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего школьного возраста) своих сверстников. Испытуемым предлагалось дать характеристики сверстникам, которых они хорошо знают, назвав главные особенности их личности. Сопоставление данных, полученных в каждой возрастной группе, позволило установить, что изменения, характеризующие развитие Межличностного восприятия школьников, затрагивают правде всего самые используемые понятия, отражаясь в разном уровне их обобщенности. Так, первоклассники и даже некоторые пятиклассники, характеризуя сверстников, выделяют не свойства их личности, а особенности поведения в разных обстоятельствах, отдельные поступки и действия, Качества личности, лежащие в основе этих поступков и действия, остаются абстракцией, которой дети еще не овладели. В характеристиках своих сверстников, данных старшими подростками и старшеклассниками, место ситуативных качеств начинают занимать личностные свойства. К таким же выводам пришли и другие авторы.

По данным ряда психологов подростки в ходе своего развития начинают осознавать качества, связанные прежде всего с выполнением ведущей деятельности (трудолюбие, усидчивость), затем отражающие отношение к другим людям (отзывчивость), позже - качества, отражающие особенности личности (скромность, самокритичность) и, наконец. многостороннее отношение личности (принципиальность, идейность). Причем у школьников одного возраста может наблюдаться одновременное сосуществование разных уровней обобщения и осмысления различных сторон личности другого человека.

Уровни обобщенности понятий, используемых учащимися при восприятии качеств личности, привлекали внимание многих исследователей. Так, на примере формирования моральных понятий у школьников ученые выделяют четыре таких уровня. На первом понятие только начинает складываться и содержание его осознано учеником еще в очень малой степени. На втором понятие уже сложилось, но является неглубоким и грубым; оно пока осознано недостаточно и обычно бывает либо очень суженным, либо очень расширенным. На третьем ученик способен дать более или менее развернутое определенное понятия, может выделить его основные признаки, однако данный уровень развития понятий еще не гарантирует правильного анализа и оценки поведения человека. На четвертом уровне ученик полностью овладевает понятием, дифференцированнее и глубже осознает его содержание, четко отграничивает от близких и смежных понятий. В целом сопоставление межличностного восприятия испытуемых разных возрастных групп обнаруживает постепенный переход от описания и опенки отдельных действий и поступков личности к прямым указаниям на присущие этой личности психические свойства и качества, к развитым обобщенным формам восприятия личностью другого человека.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самовосприятия, которое с возрастом также становится и более обобщенным, и более дифференцированным. Некоторыми авторами указывается и на то, что в развитии познания качеств собственной личности у детей и подростков сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого: вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Такая последовательность объясняется двумя причинами: во-первых, ведущая деятельность и самими школьниками считается "основной сферой, где проявляется личность, и, во-вторых, качества, связанные с ведущей деятельностью, выступают более наглядно, чем личностные, отражающие свойства внутреннего мира.

Особенности оценочных представлений детей о других и о себе рассматриваются и в ряде других работ. Так, Л. И. Божович отмечает, что на протяжении подросткового возраста наиболее заметные изменения в развитии самосознания школьников касаются умения выделять то или иное качество личности из конкретных видов своего собственного поведения и деятельности, а также поведения и деятельности других людей. В процессе развития самосознание ребенка приобретает подлинно обобщенный характер. Указывается также, что познание и оценка собственных качеств предполагает предварительное познание и оценку качеств другого человека, опережающее познание подростком самого себя.

Авторами других работ показано, что в младшем школьном возрасте оценочные представления еще достаточно ситуативны, критерии оценок множественны и чрезвычайно относительны. Однако по мере развития понятий, определяемых задачами, которые в период среднего и старшого школьного возраста ставит перед учащимися школьное обучение и практика жизнедеятельности, у них складывается все более систематизированное и обобщенное представление о других и о себе, возникает попытка активно разобраться в моральных свойствах человека, выделить наиболее существенные из них, дать им максимально точное определение. Нельзя не упомянуть и другую работу, предпринятую группой авторов под руководством Д. Б. Эльконина, в которой на основании клинического изучения младших подростков представлен уникальный материал, характеризующий возрастные и индивидуально-психологические особенности школьников этого возраста, оценочные суждения, которые они выносят друг о друге. Менее изученными представляются вопросы об индивидуальных особенностях, характеризующих восприятие субъектом другой личности. Между тем даже немногочисленные исследования, существующие по этой проблеме, позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные особенности личности воспринимающего существенным образом влияют на точность и широту ее представлений о другом человеке. Это получает отражение как в количестве воспринимаемых качеств, так и в их характере. Так например, индивидуальные различия в количестве воспринимаемых конкретных свойств одного и того же человека разными людьми варьируют от 26 у одних реципиентов до 102 у других. Разные испытуемые выделяют различные стороны в одном и том же человеке: одни обращают внимание преимущественно на качества ума, другие - на волевые качества, третьи акцентируют отношение к труду и к другим людям. Такое индивидуальное своеобразие восприятия, по мнению исследователей, объясняется различным жизненным опытом реципиентов, несовпадением их ценностных ориентации и т. д. Таким образом, в исследованиях психологов, направленных на изучение межличностного восприятия школьников, плодотворно разработаны разные стороны этой проблемы. Наиболее глубоко исследованы возрастные особенности формирования восприятия, некоторые особенности, обусловленные спецификой индивидуального опыта воспринимающего, характером его деятельности. В указанных исследованиях наибольшее внимание уделено анализу содержания используемых понятий и его динамика. К сожалению, значительно менее изучены индивидуально-типические особенности межличностного восприятия, значение которых в ряде случаев диктуется насущными потребностями психологической диагностики.

Таким образом теоретические работы прямо не связаны с проблемой осознания понимания себя и другого человека, но они указывают на общие и частные стороны развития самосознания и межличностного восприятия детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые безусловно помогают раскрыть поставленную проблему.

Анализ суждений детей младшего подросткового и подросткового возрастов (экспериментальная часть)

Для выяснения у детей потребности понимания и осознания значимости понимания другого человека и себя была проведена следующая работа.

Учащимся 6 и 8 классов было предложено ответить на приведенные ниже вопросы, которые позволили бы в результате анализа выявить у детей значимость или, напротив, недопонимание и отрицание важности понимания себя и другого человека.

Взяты специально разные возрастные группы, чтобы можно было проследить различия в высказываниях двух групп.

    Таблица№1

Значение понимания себя и других людей у детей младшего подросткового возраста Вопросы

    Категории ответов
    Количество ответивших

I. Полезно ли было бы знать о себе более точно, подробно? Почему? 1) Да

    2) Да, я узнаю себя более подробно, глубоко

3) Да, знание о себе позволит искоренить отрицательные качества 4) Нет

    8
    6
    7
    2
    II. Что важнее всего знать о себе?
    1) Черты характера (указаны конкретно или в общем)
    2) Отношение к тебе других людей
    3) Недостатки, отрицательные стороны характера
    4) Вопрос не воспринят
    5) Ничего
    14
    3
    3
    2
    1
    III. Что бы тебе хотелось еще узнать о себе?
    1) Узнать о характере, о себе более полно, подробно
    2) Мнение окружающих обо мне
    3) Ничего
    10
    8
    5
    IV. Что бы ты сказал о себе самом (10 утверждений).
    1) Конкретные черты характера

2)Понимание себя через конструкции типа: “Я люблю…”, “Мне нравится…” 3) Не дан ответ

    15
    5
    3
    V. Что думают о тебе другие люди?
    1) Я знаю, что нравлюсь им
    2) Не знаю точно, но думаю…
    3) Не знаю
    7
    9
    7
    VI. Что ты знаешь о лучшем друге?
    1) Перечислены только положительные черты характера
    2) Перечисление как достоинств, так и недостатков
    3) Все
    11
    7
    5
    VII. Что еще тебе хотелось узнать о нем?

1) Открыть новые черты характера; узнать о нем то, что до этого не знал 2) Ничего

    3) Что он думает о других людях
    12
    10
    1

VIII. Для чего тебе нужно дополнительное знание о нем? Что оно тебе дает? 1) Лучше узнаю друга

    2) Знание о нем закрепляет дружбу; понимание при общении
    3) Ничего
    10
    9
    4

Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом возрасте Рассмотрим ответы на вопрос №1. Большинство (8 человек) дали ответ в двухмерной плоскости (да - нет) без соответствующего комментария. Эти ответы можно анализировать, как внутреннее осознание важности понимания себя и другого человека, или бессознательную оценку важности этого вопроса, но неумение раскрыть и описать это интуитивное чувство.

Но приблизительно столько же детей дали положительные развернутые характеристики.

Ответы с такой формулировкой как: “Да, ты поймешь, какой ты есть на самом деле” или “Да, можно больше нового узнать о себе”говорят о том, что в младшем школьном возрасте у детей присутствует эта потребность, причем большая часть это не только осознает, но и пытается понять, что может дать это знание.

Так же приблизительно 25% учащихся смогли конкретно пояснить, что дает им понимание себя. Все эти дети отметили у себя какие-то определенные или абстрактные отрицательные черты (привычки, манеру поведения, недостатки). И что самое главное, они мотивируют важность понимания себя тем, что это знание поможет избавиться от отрицательных сторон своего характера. В одной работе ребенок даже развивает эту тему еще глубже: Знание и искоренение в себе отрицательных сторон приведут к тому, что ему проще будет общаться с другими людьми; он избежит возможных конфликтных ситуаций со сверстниками. Лишь два человека из класса ответили, что им совершенно не нужно знать о себе более полно, подробно.

Один школьник мотивирует свой ответ тем, что: “Я и так о себе достаточно знаю”. Из данного ответа нельзя сделать однозначного вывода, так как этот ответ может быть вызван завышенным уровнем самооценки или внутренним осознанием полного знания проблемы для своего возраста. Но, скорее всего, здесь присутствует завышенная самооценка, так как последующие ответы на вопросы у этого ребенка односложны, без какого-либо комментария и понимания поставленной проблемы.

Другой ученик, при ответе на второй вопрос, напротив, показывает, что его нежелание знать ничего о себе связано с заниженным уровнем самооценки: “Для кого как, а для меня нет. Не хочется расстраивать себя”. То есть он боится знать себя более подробно, так как подозревает о множестве отрицательных сторон.

Подводя итог по данному вопросу, который прямо относится к поставленной проблеме, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, у большинства детей достаточно развито самосознание, восприятие и понимание, что приводит к осознанию как прямой, так и скрытной важности понимания себя.

Во-вторых, неоднозначные ответы на данный вопрос характеризуют разный культурный, интеллектуальный уровень развития учащихся. Дети с высоким уровнем развития дают более развернутые ответы; у детей же с менее высоким уровнем развития присутствует более скрытая позиция.

Но самое главное –есть дети, которые реально осознают возможности и важность знания себя; видят в этом положительные и социально важные стороны.

Второй вопрос (“Что важнее всего знать о себе? ”)как бы дополняет первый и провоцирует ребенка на то, что он не только должен понять важность знания себя, но и разобраться в себе самом, задать в себе вопросы, попробовать проанализировать себя, свое поведение. Самый распространенный вариант ответа –это знание черт своего характера Причем некоторые дети из этой подгруппы выделяют конкретные качества: доброту, отзывчивость, сочувствие, взаимопонимание или абстрактные: характер, какой я есть на самом деле. Намного меньше глубоко осмысленных ответов: лишь три человека считают важным знать мнение другого человека о себе, делая акцент на то, что мнение другого человека поможет им развить в себе положительные стороны характера и избавиться от дурных наклонностей, которые препятствуют общению с окружающими. С этими ответами схожа и следующая группа ответивших, которая утверждает, что самое главное–знать свои недостатки, отрицательные стороны личности, так как это поможет им избежать конфликтов; быть доброжелательными. Один мальчик написал, что если он не будет показывать отрицательные стороны характера, то его все будут любить и уважать. То есть знание и искоренение отрицательных черт поднимет его авторитет.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать