Индивидуальный подход в обучении педагогически запущенных детей - (реферат)
p>Существует три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной: первое условие: как уже отмечалось, - доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Подросток должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

второе условие: учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

третье условие: учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В. А. Сухомлинский ответил так: “Главное - не допустить переживания этими детьми своей “неполноценности”, воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства” [6 Избранные произведения : Т 1, стр92, Киев: Радянская школа, 1979-1980г. ]. Эта цель достиглась комплексом приёмов. Во-первых, “учить и воспитывать таких детей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды”. Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей“неполноценности”, тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы” [7 Избранные произведения: Т1 стр92-93, Киев: Радянская школа. 1979-1980г. ]. Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с“предчувствием успеха”. Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности. Сегодня много говорят и пишут о дифференциации в обучении детей. В общеобразовательных школах разделяют учащихся по успеваемости, создают классы однотипных по мыслительным данным учеников. Галина Петровна поделилась своим опытом внутриклассной дифференциации, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе.

“В первые же учебные дни выявляю хорошо читающих детей, детей, читающих по слогам, знающих буквы и не знающих даже букв. По уровню подготовки делю класс на три группы, и на уроках чтения работаю отдельно с каждой группой. Например, закрепляя чтение слов и слогов с буквой П, предлагаю хорошо читающим ученикам самостоятельно прочитать сказку В. Осеевой “Добрая хозяюшка”. Затем выполнить задания и ответить на вопросы: —найти и прочитать места, где сказано, что петушок, курочка и уточка любили свою хозяйку;

—подумать, почему щенок убежал от девочки, можно ли девочку назвать доброй хозяюшкой.

Учащиеся, читающие по слогам, самостоятельно читают рассказ “Клоун” из пособия “Читаем сами” (с. 21). Они отмечают слова с буквой П, готовятся к пересказу. В это время я работаю со слабыми. Учимся складывать слоги. Вначале читаем открытые слоги: на, ту, ко, ры, се, пе. Затем закрытые слоги: сон, нос, кит, пар. Наконец, слоги со стечением согласных: сну, кто, сто, лни, при. После чтения предлагаю учащимся напечатать эти слоги в тетради. Тем временем я проверяю работу, которую выполняли другие ученики. Сильные учащиеся ответили на вопросы. Средние назвали в рассказе слова с буквойП, пересказали рассказ. Использую дифференцированный подход и на уроках письма. Так, закрепляя письмо слов с буквамиМ, м, предлагаю всем учащимся списать с печатного текста предложение: Мила и Рома малы. Тем, кто справился с заданием, предлагаю дополнительное задание: подчеркнуть твердые согласные. Учащимся, которые затрудняются при списывании, предлагаю помощь: письменные буквы, составляющие это предложение. Проверка: чтение по слогам, называют твердые согласные.

    На этом же уроке небольшой диктант. Показываю картинки:
    — Что это? (Парус. ) Запишите это слово самостоятельно.

Дополнительное задание для тех, кто справился с основным заданием: обозначить количество слогов, звуков и букв в этом слове. Помощь для слабых: на доске записан первый слогпа-, допишите второй слог -рус.

    Показываю новую картинку:
    — Кто это? (Волк. ) Запишите слово самостоятельно.

Для тех, кто записал это слово, предлагаю дополнительное задание: подчеркнуть гласные буквы. Помощь для слабых: печатаю это слово на доске и предлагаю списать с печатного.

На этом же уроке письмо по памяти предложения: Рома написал: “Мама, Москва, мир”. Те, кто справился с основным заданием, ставят в словах ударение. Для слабых выставляю карточки, на которых записаны слова, составляющие это предложение. Проверка: чтение предложения, голосом выделяем ударные гласные. На уроках письма при написании новой буквы использую кальку. Например, после объяснения написания новой буквыЗ все учащиеся обводят букву через кальку, а затем пробуют написать самостоятельно в прописи. Тем, у кого получилась самостоятельно написанная буква, разрешаю написать эту букву до конца строчки.

Остальным указываю на ошибки и рекомендую еще раз обвести букву через кальку. На уроке математики при прохождении темы“Сложение и вычитание с переходом через десяток” предлагаю самостоятельно решить задачу: “В банке 13 соленых огурцов. За обедом съели 5 огурцов. Сколько огурцов осталось в банке? ”

Те, кто справился с решением задачи, придумывают свои задачи по этому решению. Для слабых учеников записываю на доске словоосталось, которое поможет детям в выборе действия. На этом же уроке предлагаю всем учащимся самостоятельно решить несколько примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток. Для слабых рекомендую использовать индивидуальный ручной абак при решении этих примеров. Проверка: проецирую пленку на экран графопроектора, а учащиеся самостоятельно проверяют основное задание.

Во II классе использую дифференцированные задания и при написании творческих работ, например, при написании изложения“Грачи прилетели”(по Г. Скребицкому и В. Чаплиной). Учитель читает текст, после его анализа учащиеся коллективно составляют план:

    1) Прилетели грачи.
    2) Грачи строят гнезда.
    3) Появление птенцов.

По заголовкам плана учащиеся определяют границы каждой части, пересказывают рассказ, устно редактируют основную его часть. После орфографической подготовки сильные и средние учащиеся записывают текст по плану. Слабые учащиеся отвечают на вопросы к каждой части:

1 часть. Какие птицы прилетают к нам первыми? Опишите внешний вид грачей. 2 часть. Где грачи строят свои гнезда? Расскажите, как они чинят старые гнезда и вьют новые. Почему спешат грачи?

    3 часть. Когда появляются маленькие грачата?

Тем учащимся, которые самостоятельно записали рассказ по плану, рекомендую дополнить рассказ, выразив свое отношение к птицам.

При закреплении темы “Главные и второстепенные члены предложения”, закончив беседу по иллюстрации картины “На огороде”, предложила учащимся самостоятельную творческую работу по этой иллюстрации — составить предложение, используя схему:

    Для сильных учащихся:
    Для средних учащихся:
    Для слабых учащихся:

На уроках математики большое внимание уделяю обучению учащихся самостоятельному решению задач. И здесь мне помогают дифференцированные задания. Так, например, предлагаю всем учащимся самостоятельно решить задачу № 388 (III класс)“Туристы отправились в поход. Сначала они ехали 2 ч на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 ч шли пешком со скоростью 4 км/ч. Чему равен весь путь, проделанный туристами? ”

Для тех, кто справился с решением задачи, предлагаю дополнительные задания: поставьте другие вопросы к условию этой задачи и ответьте на них; узнайте, во сколько раз скорость поезда больше скорости пешехода; определите, за сколько часов весь путь проехали бы велосипедисты, ехавшие со скоростью 12 км/ч. Для тех, кто не справился с решением задачи, иллюстрирую весь путь, пройденный туристами. Расстояние, которое туристы проехали на поезде, обозначаю желтой полоской; путь, пройденный туристами пешком, —голубой. Весь путь состоит из этих двух участков. К этой иллюстрации для самых слабых учащихся предлагаю план решения задачи:

— сначала найдите расстояние, которое проехали туристы на поезде; — затем узнайте расстояние, которое туристы прошли пешком;

    — наконец, узнайте, чему равен весь путь.

Слабые учащиеся объяснили решение задачи по плану. С первым дополнительным заданием справились даже средние ученики. Они рассказали, как выполнили это задание. Второе дополнительное задание выполнило меньше учащихся. В ходе проверки учащиеся доказали выбор действия. Последнее задание выполнили единицы, и они тоже объяснили свое решение.

При решении этой задачи каждый ученик выполнил ту часть работы, которая соответствовала его возможностям. ”

Всё это подтверждает, что учителя, организуя свою работу с педагогически запущенными детьми обязательно используют индивидуальный подход, который позволяет снизить количество неуспевающих детей и пополнить тем самым ряды хорошо занимающихся учащихся.

    Заключение.

Работая над темой: “Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей”я установила, что основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

А теперь поговорим о психологической коррекции социально педагогически запущенных детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребёнок, его воспитательный микро социум) и по предмету. К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребёнка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении, методы коллективной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода рекламации и ориентирования школьных страхов запущенного ребёнка. Нарушение развития самосознания запущенного ребёнка требует применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребёнка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения–“Я хочу; ” “Я могу; ” “Я буду. ” Средства профилактики и коррекции социально педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направлять на преодоление недостатков развития личности ребёнка, улучшение условий его обучения и воспитания могут дать положительные результаты.

Работая над данной проблемой, я поняла необходимость индивидуального подхода, как нужно осуществлять его в обучении , как его осуществляют в разных школах разные учителя, на чём они основываются при проведении индивидуального и дифференцированного подхода, выявила основные причины неуспеваемости и запущенности детей, определила и описала способы преодоления педагогической запущенности и способы её искоренения с начала обучения детей в школе. Работая в школе с детьми, как учитель начальных классов я буду стремиться сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей, и при этом я, прежде всего буду опираться на опыт Толстовой Галины Петровны, т. е. на опыт учителя, у которого я проходила преддипломную педагогическую практику, которая говорит, что для преодоления педагогической запущенности необходимо: держать постоянную связь с семьёй; рекомендовать ввести строгий режим и постоянные трудовые обязанности для детей в семье;

включать детей в работу различных организаций, кружков, давать им на первых порах несложные, но интересные поручения;

способствовать установлению дружбы с более сильными, организованными учащимися, учитывая внушаемость и подражательность ребёнка;

повысить требования к ученику, не пропускать ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности;

контролировать приготовление домашних заданий, всякое улучшение поощрять. Необходимо постоянно помнить, что осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического тата по отношению к учащимся, т. е. способности находить, правильный, умелый подход к ученику.

Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле формирование личности человека. Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также учитель должен знать как организовывать свою работу с педагогически запущенными детьми, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.

    Приложение №1.
    Развивающие игры и задания для младших школьников.
    Игра “Составьте пословицу или поговорку”

Даны вперемешку части пословиц и поговорок. Быстро и правильно назовите их целиком.

.................................................................. не вырубить топором... ................................................................ всегда пригодится... ................................................................. откликнется.

.................................................................. погонишься, ни одного не поймаешь... ................................................................ лучше новых двух... ................................................................ сколько зим.

.................................................................. дальше будешь... ................................................................ доведет.

.................................................................. то, что можешь сделать сегодня... ................................................................ один отрежь.

Не откладывай на завтра .................................................................. Старый друг ................................................................................................. Сколько лет.................................................................................................... Тише едешь ................................................................................................... За двумя зайцами ..................................................................................... Язык до Киева.............................................................................................. Семь раз отмерь.......................................................................................... Как аукнется, так и.................................................................................. Грамоте учиться ........................................................................................ Что написано пером ...............................................................................

    Игра “Серпантин одной фразы”

В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.

Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока —продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. Например:

    1-й: — Я читаю книгу.
    2-й: — Я читаю интересную книгу.
    3-й: — Я читаю интересную книгу по вечерам.
    4-й: — Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й: —Я читаю интересную книгу по вечерам, каждый день, потому что это мое любимое занятие.

    Игра “Шарады”
    Чтоб отгадать, имей терпение:
    С Л я – часть лица,
    А с Б – растение
    С Л я слезы вызываю,
    С Ж по воздуху летаю
    ОТГАДАЙТЕ
    Я — травянистое растение
    С цветком сиреневого цвета,
    Но переставьте ударение,
    И превращаюсь я в конфету
    (Ирис — ирис).
    Я — сборник карт; от ударения
    Зависят два моих значения;
    Захочешь — превращусь в название
    Блестящей, шелковистой ткани я.
    (Атлас — атлас)
    Мы — для пильщика подставка
    Мы — для кучера сиденье,
    Но попробуй-ка поставь-ка
    Нам другое ударение —
    Осторожней будешь с нами:
    Забодаем мы рогами.
    (Козлы — козлы)
    Три слова
    Назовите три слова.
    Буковедик

Здесь были старательно написаны буквы, а проказник Буквоедик все испортил. Допишите буквы.

    Найди ошибку
    Учим детей находить ошибки в написании печатных букв.

Незнайка очень старался писать буквы, но, кажется, ошибся. Найди неправильно написанные буквы. Научи Незнайку писать их правильно.

    Приложение №2

Развивающие задачи – шутки, задачи – загадки и шуточные истории.

    “Дележ”

Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.

    “Сколько кошек? ”

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки, на хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?

    “Портной”

Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?

    “Число 666”

Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать