Исследование представленности информации о социальном отношении к детям-сиротам в СМИ. - (курсовая)

Исследование представленности информации о социальном отношении к детям-сиротам в СМИ. - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Курсовая работа.
    Тема:

“Исследование представленности социальных отношений к детям – сиротам в СМИ. ”

    Выполнила студентка
    ИПП 932гр.
    Филиппова Виктория
    Научный руководитель
    Л. Г. Жедунова
    Ярославль 2002г.
    Содержание:
    Введение 3
    Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека. 4
    Глава 2. Детское сиротство. Основные проблемы,
    рассматриваемые в СМИ. 6
    2. 1. Причины сиротства. 7
    2. 2. Альтернативные формы воспитания детей в
    детских учреждениях. 8
    2. 3. Проблема социализации детей-сирот. 11
    Глава 3. Общие тенденции подачи информации о детях
    группы риска в СМИ. 14
    3. 1. Отношение СМИ к беспризорным детям. 14
    3. 2. Проблема роста количества детских домов. 14
    3. 3. Альтернативные формы воспитания
    детей-сирот в детских учреждениях 16
    Заключение. 19
    Библиография. 21
    Введение.

Новейшая техника распространяет принципы организации на все стороны быта и сферы жизни. С помощью прессы, радио, телевидения удаётся воспроизводить, тиражировать образы, фантазии, эмоции, неосознанные потребности человека. Сегодня без СМИ невозможно представить себе жизнь общества. Таким образом, журналистика–одно из важнейших социальных явлений. Нет другого средства, которое позволило бы оперативно, универсально, активно удовлетворять потребности масс в информации, формировать взгляды людей, их стремления и идеалы. При этом журналистика оказывает влияние на всю жизнь нашего общества, своими суждениями, оценками, выводами и рекомендациями воздействуя на принятие и реализацию решений по различным вопросам во всех сферах жизнедеятельности человека. Разрастание СМИ, развитие и расширение методов исследования рынка сделали СМИ более восприимчивыми к нуждам аудитории. Работники СМИ знают, чего хотят их читатель или зритель. Они получают практически непрерывную обратную связь в форме исследований читательской аудитории, телевизионных рейтингов, других оценок взаимоотношений СМИ и общества. Эта обратная связь помогает обеспечивать высокий уровень общественного доверия.

Итак, работники СМИ знают, что хочет увидеть или услышать их аудитория. Соответственно, удовлетворяя потребности масс, нужная информация появляется в печати, в радио - и телепередачах. Однако подача даже одинаковой по содержанию информации может быть различной по характеру, по тому, как её преподносит, ориентируясь на запросы своей аудитории, конкретное издание или компания. Среди такого огромного количества источников информации, которое существует в наше время, очень трудно найти два абсолютно одинаковых взгляда на любую проблему. И это не вызывает никаких сомнений. Данная работа посвящена изучению форм представления информации о детях-сиротах в СМИ. Тому, на чём акцентируют внимание своей аудитории различные источники информации при освещении темы детского сиротства. Несмотря на обилие информации о детях группы риска в печати, теле- и радио передачах, никаких существенных изменений в отношении детей-сирот со стороны населения не происходит. Вероятно, СМИ не достигают желаемого эффекта (т. е. участия населения в судьбах детей группы риска). Также вызывает опасение возрастание количества детских домов и недостаточное распространение альтернативных форм социализации детей-сирот. Такое положение дел послужило основанием для проведения исследования.

Проблема: число детских домов неуклонно растёт, а альтернативной формы их социализации практически не разворачивается.

Цель: изучить формы представления информации о детях – сиротах в СМИ. Объект: СМИ.

    Предмет: информация о детях-сиротах.

Гипотеза: форма подачи информации о данной категории детей в СМИ не способствует формированию социальных установок, направленных на более активное участие населения в судьбах детей группы риска.

    Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека.

Выделяют три типа СМИ: телевидение, радио и печатные издания (газеты, журналы). СМИ являются основным и зачастую единственным источником информации для населения. Человек, каждый из нас, ежедневно сталкивается (пользуется, обращает внимание) если не со всеми тремя типами СМИ, то, по крайней мере, с одним из них. При условии, что человек даже не ставил перед собой цели просмотреть, прослушать теле - или радиопередачу или изучить информацию, опубликованную в конкретном печатном издании, то, всё равно, волей или неволей, он прислушивается, присматривается, вникает в смысл текста, который разными способами доносят до его внимания СМИ. Даже если получаемая при этом информация не имеет особого значения для данного конкретного человека, то какая-то её, пусть даже самая небольшая и незначительная, часть оседает в памяти. А если информация тиражируется, дублируется разными источниками, то, безусловно, вероятность её запоминания, а, возможно, впоследствии и использования возрастает. Поэтому СМИ способны порождать те образы поведения, на которые мы склонны ориентироваться в своей жизнедеятельности. Теперь становится понятно, почему СМИ часто называют четвёртой властью.

Итак, СМИ прямо или косвенно влияют на сознание людей, их жизненные позиции. Рассмотрим особенности каждого типа СМИ. Печать имеет дело с вербальной печатной информацией, она позволяет читателю самому установить темпы восприятия и порядок отбора информации, создаёт возможности для неоднократного обращения к одному и тому же тексту для углублённого его анализа. Печатное слово превосходит устное в передаче сложного содержания, но уступает последнему, если содержание простое. Также, для восприятия печати необходим некоторый уровень грамотности как минимум и некая способность к абстрактному мышлению. Влияние печатного слова, газетной публицистики на сознание читателей, на их жизненные позиции и ценностные установки было предметом исследования Н. Н. Теплякова (Петренко, Тепляков 1985). Ставилась задача выявить изменения как категориальной структуры индивидуального сознания читателей, так и их отношения к затронутым газетной публицистикой лицам, воплощающим ту или иную жизненную позицию. Поводом послужило письмо в редакцию 16-летней школьницы Алисы, которая пыталась доказать, что материально более обеспеченные дети, образующие своеобразную школьную элиту, и в духовном плане более развиты, имеют более широкий круг интересов, пользуются большим признанием среди сверстников. Н. Н. Тепляков сделал следующие выводы. Эффект воздействия газетной публицистики в плане изменения категориальной структуры восприятия проявляется первоначально на единичных, отдельных объектах, что в дальнейшем несколько перестраивает общую структуру восприятия данного содержания. Таким образом, новое, противоположное уже существующему представление о предмете “.... не разрушает сразу сложившуюся структуру категоризации.... ” (В. Ф. Петренко 1997), а проявляется в “отщеплении” ряда качеств, присущих этому предмету. Это способствует появлению двоякого мнения о данном предмете, “.... увеличивая когнитивную сложность объектов оценивания.... ”(В. Ф. Петренко 1997), тем самым, подготавливая основание для перестройки сложившегося мнения.

Радиовещание имеет свою специфику: звучащее слово и акустическая, реальная картина в радиоинформации, возможность сообщить о ходе события непосредственно в момент его совершения, прямое обращение практически к неограниченной аудитории. Для современного человека значительное число межличностных контактов, которое опосредовано техническими средствами, СМИ становятся реальным фактором социализации наряду с межличностным общением и даже оказывают обратное влияние на структуру и содержание общения. Телевидение способно передавать зримую и слышимую информацию, в том числе сообщения в момент совершения события. “Телевидение соединило достоинства технических средств коммуникации и традиционных форм социального взаимодействия: условность театра, реализм репортажа, эстетику кино, эмоциональную напряжённость массового действия, камерность общения и т. д. , завоевав благодаря этому всеобщую популярность”. (В. Ф. Петренко 1997) По данным социологов, телевидение поглощает до 2/3 времени культурного досуга. Сутки среднестатистического человека, по мнению социологов, поделены на три составляющие: сон (8 часов), работа (8 часов), просмотр телепередач (4-6 часов), остальные 2-4 часа на“всю оставшуюся жизнь”. У телевидения уже нет конкурентов ни среди печати, радио, кино, театра, музея и книги, ни среди некогда привычных занятий (семья, спорт, туризм и пр. ). Оно интенсифицирует процессы массовой коммуникации, усиливает воздействие СМИ на все стороны жизни общественного сознания. Современная наука выяснила: чем ниже порог образования и культурные запросы, тем больше времени проводит человек у экрана телевизора. Своеобразный язык и выразительные средства телевидения–преобладание диалогических форм общения на телеэкране, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность построения программ, сиюминутность переживания времени, ощущение предельной достоверности происходящего, - явились в значительной степени результатом технического прогресса и глубоко проникли в современную культуру. “Существует своеобразный “телевизионный стиль”как особая форма экспликации общественного сознания, отражающая мировосприятие и мышление человека”. (В. Ф. Петренко 1997) Телевидение не просто передаёт тексты, но и внедряет способ их структурирования, определённый тип восприятия и мышления. Важнейшей особенностью“ТВ-стиля”, определяющим принципом телекоммуникации является открытая диалогическая форма контакта, воспроизводящая структуру межличностного общения. Как уже говорилось выше, телевидение кроме звука передаёт изображение. Огромное значение поэтому приобретает фигура ведущего или героя передачи. Человек на телеэкране перестаёт быть просто личностью, носителем определённых индивидуальных черт. Его индивидуальные качества становятся основой для построения “обобщённого типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории”. Целостность образа позволяет ему функционировать в роли устойчивого эталона восприятия. Итак, телевидению присущи три основных качества: экранность, сиюминутность, программность. Однако у телевидения, как и у медали, есть обратная сторона.

Экранность: экранный образ, из которого строится поток любого повествования. Всё видно и слышно, как в жизни. Но, во-первых, образ, видимый на экране, лишь часть действительности, предлагаемой зрителю. И здесь уже заложено противоречие–видим не то, что есть, а то, что нам показывают. И слышим лишь то, что нам сообщают. Во-вторых, экранный образ передаёт завершённую, подробную во всех деталях и оттенках безальтернативную картину. Этот образ (пейзаж, интерьер или портрет) входит в наше сознание напрямую. И здесь обнаруживается воздействие экранного образа на человеческую психику. Достаточно сопоставить экран с литературными произведениями, вспомнить, как мы смотрим и как читаем. Экранный образ (в отличие от литературного) вовсе не предполагает работы воображения. Неразбуженная фантазия, отсутствие стимула к работе воображения порождают пассивность восприятия информации, мысли и чувств. Многолетняя, многочасовая ежедневная привязанность к экрану такое состояние психики делает устойчивым. Отсюда так близко к легковерию, а от него недалеко до внушаемости человека. Сиюминутность. Зритель –непосредственный свидетель и как бы соучастник, сопереживающий то, что предлагает ему экран. Это уникальное качество телевидения, так называемый“эффект присутствия”и возводит его в ранг информационного средства наивысшей достоверности. Телевидение передаёт событие в“неповторимый момент его самого совершения – в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним”. (С. Эйзенштейн) Так рождается ещё одна иллюзия массового сознания: вера в истинность показанного. Виртуальность телевидения практически недоступна проверке опытом.

Программность. Телевидение –это непрерывный калейдоскоп сменяющих друг друга программ, всевозможных тем и жанров. Такое поточное зрелище постепенно вырабатывает устойчивую привычку, а затем и потребность обращения к телевидению. В итоге около 80% сограждан не только декларируют ежедневное общение с телеэкраном, но ставят телевидение на первое место среди источников информации и форм досуга. А результат– столь же устойчивое замещение “первой реальности”, т. е. собственно жизни, “второй”, виртуальной, конструируемой телевидением. Различные по природе СМИ, как правило, организационно обособлены, но в то же время связаны между собой специфическим образом. Во - первых, эта органическая взаимосвязь обусловлена функциональной общностью, и, во-вторых, общностью объекта– аудитории, на которую направлено их воздействие.

Глава 2. Детское сиротство. Основные проблемы, рассматриваемые в СМИ.

Основная для всех стран мира проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит особенно остро. Тяжёлое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишённых родительского попечительства, возрастает. Страшно то, что большинство их составляют социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями на произвол судьбы. Они обычно отстают в развитии, легко становятся питательной средой для проявления различных форм девиантного поведения.

    2. 1. Причины сиротства.

XX век назван “Столетием ребёнка”. Согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, человек считается ребёнком до достижения 18 летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего население планеты–свыше 6 млрд. чел). К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема сегодня рассматривается как одна из самых серьёзных проблем мирового уровня. Это происходит по разным причинам. Вот некоторые из них.

Бедность, характеризующаяся не просто нехваткой денег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и незащищённостью. Она проявляется как в виде массовой нищеты в развивающихся странах, так и в виде отдельных микрорегионах нищеты в богатых странах. По данным Программы развития ООН, прожиточные средства 1/5 населения мира составляют менее 1 доллара США в день.

Войны и социальные потрясения. Они вынуждают людей покидать места обитания. В результате дети разлучаются со своими родителями и родственниками.

Структурные изменения в семьях. В последние десятилетия XX века урбанизация существенным образом повлияла на структуру семьи. Большинство населения сегодня живёт в городах. В результате большие сельские и многопоколенные семьи в городах превратились в нуклеарные семьи. Во многих регионах мира из-за роста безработицы заметно ослабевает положение мужчин в семье, оказавшихся не в состоянии её содержать. В городах преобладают малодетные семьи. Семьи стали менее защищёнными, т. к. родственники и соседи, успешно выполнявшие функцию социальной защиты в прежние годы, утратили её.

Юные матери. В мире половое созревание женщин стало более ранним. Одновременно потерял действенность традиционный социальный контроль взаимоотношений полов в обществах с быстро меняющимися социальными преобразованиями, отсутствует современная система консультаций и подготовки молодёжи к семейной жизни. В результате ежегодно в мире 15 млн. девушек оказываются беременными в возрасте 14-20 лет и рожают детей, заботу о которых чаще всего берут на себя родители или старшие родственники. Нередко эти дети оказываются оставленными, покинутыми, попадают в детские учреждения.

Насилие и злоупотребления. Многообразные виды насилия и жестокого обхождения с детьми в семьях (игнорирование детских интересов и потребностей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальные злоупотребления) приводят к тому, что дети вынуждены становиться беспризорниками или оказываются в детских учреждениях. Функциональные нарушения у детей. В мире от 6 до 7% всех детей рождаются с функциональными нарушениями в той или иной форме. В большинстве стран мира у семей нет возможности получить ту практическую, материальную, психологическую поддержку, которая требуется для проживания с ребёнком-инвалидом в семейных условиях.

В 1995г. число детей в возрасте до 15 лет, лишившихся одного или обоих родителей, достигло более 30 млн. ; прогнозируется, что к 2010г. эта цифра превысит 41 млн. Точные статистические данные о том, сколько детей в мире воспитываются в учреждениях, отсутствуют, однако предположительно более 10 млн. При этом в отдельных регионах и странах мира число таких детей необычайно велико и постоянно растёт.

Всё это приводит к развитию альтернативных форм воспитания детей, проживающих в детских учреждениях.

2. 2. Альтернативные формы воспитания детей в детских учреждениях.

1. Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам. Это возможно, когда родители осознали, насколько семья важна для ребёнка; когда родители имеют необходимую материально-финансовую базу и в том случае, если семья отвечает лучшим интересам ребёнка.

От детских домов к беспрерывному воспитанию в семье –такова важнейшая мировая тенденция. В большинстве стран в последние 20 лет наблюдается отказ от больших детских учреждений и поддержка детей в их естественной (семейной) среде проживания. Начало этому было положено в Швеции после второй мировой войны. Детей помещали в семьи и работали с ними в домашней среде вместо детского дома. При этом детей рассматривали как носителей семейных проблем, а семью–как носителя проблем общества. Стратегия заключалась в том, что необходимо не только поставить ребёнка в его семье в центр внимания, но и противостоять процессам, которые исключали семью из общества. В итоге из детского дома исчезли как дети, так и персонал. Деятельность персонала была перенесена в ближайшую среду детей– в дома и микросреду.

В Беларуси учёные и практики разрабатывают систему мер по распределению детей-сирот в семьи. Воспитание ребёнка в семьях обходится в 5-7 раз дешевле, нежели в школе-интернате и детском доме. Поэтому семьям, которые берут на воспитание детей-сирот, выделяются значительные деньги. Таким образом, пытаются возродить ту милосердную традицию, которая существовала в Беларуси в 50-60-х годах, когда ребёнка-сироту не отдавали в государственные учреждения, а определяли в семьи родственников, соседей, односельчан, то есть в общину. 2. Опекунская семья приобрела статус в 1991г. В этой семье воспитывается от 1 до 5 детей. Сегодня детей, устроенных в такие семьи, насчитывается 8 тыс. Дети находятся на полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства. 3. Детский дом семейного типа. Это семьи, где наряду с родными детьми воспитываются 5 детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей. В этих семьях (их у нас сейчас 29) – 200 приёмных детей, 60 – родных. * Преимущество таких семей в том, что реализуется право ребёнка на проживание в семье в атмосфере любви, поддержки, заботы и ласки, устраняются последствия материнской депривации, восстанавливается психофизическое здоровье детей. В семьях в течение месяца многие болезни проходят сами по себе. 4. Детская деревня. Это один из вариантов детского дома семейного типа. Она построена в городе Кобрине Брестской области с помощью Германии. _________________

    *данные 2001 года.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать