Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива - (билеты)
p>Исследование социально-психологического климата в первичном трудовом коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива. На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе больницы, состоящем из 14 человек, из них 9 женщин и 5 мужчины.

    Возрастной состав членов коллектива: от 29 до 65 лет.
    Образование: среднее специальное и высшее.
    Профессии: операционные медицинские сестры и врачи.
    Выборка была ограничена социальным заказом. (табл. 1)
    Описание выборки
    Табл. 1
    № п/п
    пол
    Возраст
    должность
    Образование
    1
    жен
    29
    опер. сестра
    Среднее
    2
    муж
    65
    врач
    Высшее
    3
    жен
    35
    опер. сестра
    Среднее
    4
    жен
    60
    анестезистка
    Среднее
    5
    жен
    60
    ст. мед. сестра
    Среднее
    6
    жен
    51
    опер. сестра
    Среднее
    7
    жен
    50
    опер. сестра
    Среднее
    8
    жен
    41
    опер. сестра
    Среднее
    9
    муж
    38
    врач
    Высшее
    10
    муж
    43
    врач
    Высшее
    11
    муж
    35
    врач
    Высшее
    12
    муж
    41
    врач
    Высшее
    13
    жен
    30
    опер. сестра
    Среднее
    14
    жен
    52
    опер. сестра
    Среднее
    2. 2. Описание используемых методов и методик

Для проверки выдвинутых гипотез были применены: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. 1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н. В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. 2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель“мотивация одобрения”по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе. ( Практическая психодиагностика. Методики и тесты. )

    Обработка и интерпретация полученных данных

В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном первичном трудовом коллективе напряженный. Персонал среднего звена считает, что делает некоторые виды работ, которые не входят в их функциональные обязанности, но недовольство этим проявляют только в своем кругу. Обращаться в вышестоящие инстанции считают неперспективным, бесполезным. Отсюда зреет недовольство, которое накапливается и периодически выплескивается друг на друга.

Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания поведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества. (табл. 2)

    Результаты диагностики по методике Томаса
    Табл. 2
    № испытуемого
    Соперничество
    Сотрудничество
    Компромисс
    Избегание
    Приспособление
    0
    5
    8
    8
    9
    1
    7
    8
    9
    5
    5
    1
    7
    11
    6
    4
    6
    6
    10
    4
    1
    7
    4
    10
    8
    2
    6
    9
    9
    4
    5
    7
    5
    8
    5
    5
    1
    9
    10
    5
    1
    6
    6
    10
    7
    2
    4
    8
    11
    5
    4
    6
    5
    12
    3
    3
    10
    4
    8
    5
    6
    7
    8
    6
    3
    4
    6
    4
    6
    10

Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д. Крауна“Диагностики самооценки мотивации одобрения” (см. Приложение). Результаты этого теста показали, что у 9-ти человек высокие показатели (от 13 до 18 баллов), у одного (10 баллов ), у 3-х человек (9 баллов), у 1-го (8 баллов). (табл. 3) Это говорит о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов. Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна

    Табл. 3
    № испытуемого
    Мотивация одобрения (баллы)
    10
    14
    13
    14
    16
    18
    9
    14
    13
    15
    16
    9
    9
    8

Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению есть / нет взаимосвязи.

Для подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле:

    , где d – квадрат разности между рангами,
    N – количество испытуемых,
    Та и Тb – поправки на одинаковые ранги.
    , где а и b –объем каждой группы одинаковых рангов.

Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к одобрению

    Табл. 4
    № п/п
    Стратегия избегания, баллы
    Стремление к одобрению, баллы
    Ранги по стратегии избегания
    Ранги по стремлению к одобрению
    Разность рангов, d
    d2
    8
    10
    4
    5
    1
    1
    9
    14
    6, 5
    9
    2, 5
    6, 25
    11
    13
    12, 5
    6, 5
    -6
    36
    10
    14
    9, 5
    9
    -0, 5
    0, 25
    10
    16
    9, 5
    12, 5
    3
    9
    9
    18
    6, 5
    14
    7, 5
    56, 25
    8
    9
    4
    3
    -1
    1
    10
    14
    9, 5
    9
    -0, 5
    0, 25
    10
    13
    9, 5
    6, 5
    -3
    9
    11
    15
    12, 5
    11
    -1, 5
    2, 25
    12
    16
    14
    12, 5
    -1, 5
    2, 25
    8
    9
    4
    3
    -1
    1
    6
    9
    1, 5
    3
    1, 5
    2, 25
    6
    8
    1, 5
    1
    -0, 5
    0, 25

По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N= 14, который равен 0, 54, при pЈ 0, 05 и 0, 68, при pЈ 0, 01 где p – показатель вероятности ошибки. Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону значимости, при pЈ0, 01 и получает подтверждение гипотеза о том, что между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению имеется корреляция. По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что стратегия поведения индивидов влияет на социально-психологический климат первичного трудового коллектива.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива, конфликта. Первичный трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.

Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления. Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов первичного трудового коллектива, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание и что большинству членов коллектива свойствен высокий уровень потребности в одобрении.

В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии избегания и мотивацией к социально одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает выбор в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не позволяющей конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях, формированию неблагоприятного социально-психологического климата.

Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения индивидов в конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла свое подтверждение.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Андреева Г. М. , Социальная психология. - М. , 1980.

2. Анцупов А. Я. , Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М. : ЮНИТИ, 1999.

3. Бойко В. В. , Ковалев А. Г. , Панферов В. Н. , Социально-психологический климат коллектива и личность. -М. : Мысль, 1983. - 207 с.

4. Василюк Ф. Е. , Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.

    5. Вичев В. В. , Мораль и социальная психика. -М. , 1978.

6. Выханский О. С. , Наумов А. И. , Менеджмент. - М. , Гардарика, 1996. 7. Гришина Н. В. , Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс. - Л. , 1978.

8. Гришина Н. В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е. В. - М. , 1983. 9. Гришина Н. В. , Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990. -171с.

10. Данькова Т. М. , Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси, 1971.

11. Донцов А. И. , Психология коллектива. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984 . 12. Ершов А. А. , Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л. , 1976 .

13. Кайдалов Д. П. , Суименко Е. И. , Единоначалие и коллегиальность. -М. , 1979 . 14. Ковалев А. Г. , Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М. ,Политиздат, 1975, 271с.

15. Коллектив. Личность. Общение. : Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1987. - 143 с. 16. Кричевский Р. Л. , Дубовская Е. М. , Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 152с.

17. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. - Л. , 1967 г. 18. Литвинов В. Н. , Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып. 2– Рига, 1969.

19. Макаренко А. С. , Полное собрание сочинений: В 7 т. - М. , 1956 г. 20. Парыгин Б. Д. , Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В. А. Ядова. - Л. , Изд-во“ Наука”.

21. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. -М. , Изд-во Мос. ун-та, 1977 . 22. Платонов К. К. , Казаков В. Г. , Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е. В. Шороховой и О. И. Зотовой, - М. , 1979. 23. Платонов Ю. П. , Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л. : Изд-во Лен. ун-та, 1990. -181 с. 24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд-во“ БАХРАК-М”, 2001.

25. Руденский Е. В. , Социальная психология: Курс лекций. - М. : ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

26. Скотт Д. Г. , Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат, -Киев, 1991. -191 с.

27. Смирнов Г. Л. , Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М. , 1973.

28. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. - М. ,: Изд-во Мос. ун-та, 1977. 29. Шакуров Р. Х. , Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М. , 1982.

30. Шепель В. М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями. - М. , 1974. 31. Шепель В. М. Управленческая психология. - М. , 1986.

32. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Опросник

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

    А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
    Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

    А. Я предлагаю среднюю позицию.
    Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

    Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
    А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

    А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

    Б. Я отстаиваю свои желания.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

    А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

    А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим зинтересованным человеком могли добиться успеха. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

    КЛЮЧ:
    №
    Соперничество
    Сотрудничество
    Компромисс
    Избегание
    Приспособление
    А
    Б
    Б
    А
    А
    Б
    A
    Б
    А
    Б
    Б
    А
    Б
    А
    А
    Б
    Б
    А
    А
    Б
    А
    Б
    Б
    А
    Б
    А
    Б
    А
    Б
    А
    Б
    А
    А
    Б
    Б
    А
    А
    Б
    А
    Б
    Б
    А
    Б
    А
    А
    Б
    Б
    А
    А
    Б
    Б
    А
    А
    Б
    А
    Б
    А
    Б
    Б
    А

Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна

Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном. Инструкция: “Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите “да”, если же оно неверно, то — “нет””. 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.

    4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
    5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

    7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был. 9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться. 10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

    11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему. 14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с собой.

    17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам. 20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ для обработки результатов опроса: ответы “Да” - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. “Нет” - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19. Общий итоговый показатель “мотивации одобрения” по шкале получают суммированием всех “работающих” вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать