Компьютерная психодиагностика - (курсовая)
p>Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим образом: • для репрезентативной выборки испытуемых вычисляются матрицы сопряженности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матрицы с указанной асимметрией;

• для каждого пункта теста составляется список номеров пунктов, которые можно пропустить при определенном ответе испытуемого на данный пункт; • определяется новый порядок пунктов теста. Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания вышеупомянутых списков: в первую очередь должны предъявляться пункты с максимальными объемами и как можно более разнящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублирования. Новый порядок предъявления заданий позволяет максимизировать число возможных пропусков и тем самым укоротить среднюю длительность тестирования. При этом, конечно, нужно учитывать, что вследствие перестановки пунктов могут измениться нормы. Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, строится с применением кластерного анализа репрезентативной выборки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделившихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга кластеры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате такого анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать минимальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принадлежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера существенно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа заданий, на которые испытуемые дают одинаковые ответы).

Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении порядка предъявления тестовых стимулов. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирующее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, например, наказания испытуемого, фальсифицирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста.

    Время как фактор психодиагностического эксперимента

В отличие от традиционного "ручного" тестирования компьютеры позволяют активно использовать в психодиагностическом эксперименте такой важный параметр, каким является время. С одной стороны, время может быть управляемым параметром теста. Исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования. Также этот темп может подбираться автоматически, без непосредственного участия экспериментатора. Например, для нейтрализации действия неспецифического иррелевантного фактора устойчивости испытуемого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемого таким образом, чтобы процент ошибок был минимальным.

С другой стороны, время может служить собственно диагностическим параметром, который ранее слабо использовался либо совсем не анализировался в "ручных" версиях психодиагностических методик. Так, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать в качестве индикаторов эмоциональной неустойчивости, утомляемости и т. п.

    Психодаагностические мультимедиа системы

Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с динамической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, таккак позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближенных к реальной деятельности. Наиболее полно указанная возможность проявляется в мультимедиа (дословно многосредных) системах виртуальной реальности (virtual reality- VR), а также в близких к ним системах телеприсутствия (telepresense). С помощью специального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадронаушниками, специальных сенсорных перчаток и даже костюма, испытуемый может быть "помещен" в сгенерированный или смоделированный компьютером мир, повернув голову посмотреть налево и направо, "пройти" дальше, протянуть руку вперед и увидеть ее в виртуальном мире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощущая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т. п. Крометого системы УК допускают групповое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.

    Игровая мотивация

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тестирования. Это находит выражение, например, в прямом уклонении испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препятствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. "Включение" игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов.

Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. Кроме того, в компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функциитестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая компонента может служить отвлекающим, разнообразящим или поощряющим фактором для тестируемого. Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сразу много психических качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр компьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на одном действии испытуемого, отражающим определенное психическое свойство. В результате игровой тест становится более однообразным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути для преодоления этого недостатка. [4, 24]

    Современные информационные технологии
    Базы психодиагностических данных

В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р. Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др. ). Такого рода данные для отдельных нозологических, синдромальных и других категорий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Одной из актуальных задач компьютерной психодиагностики является организация специальных систем для хранения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название системуправления базами данных (СУБД). [8, 120] Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других релевантных целям психодиагностики данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагностике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностической практики.

    Анализ данных

Психологу, оснащенному современным высокопроизводительным компьютером, становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов, вспомогательных показателей и т. п. Но главным является возможность развития подходов, которые принципиально были ранее не доступны.

Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагностике может служить тот факт, что применение персональных компьютеров дало мощный импульс для развития и практического применения методов" идеографического подхода, получившего название "субъективная парадигма анализа данных". Реконструкция субъективного семантического пространства в этом подходе производится с помощью процедур кластерного и факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования, требующих больших объемов вычислений. Другая иллюстрация —развитие экстенсионального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностическими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конструирования информативных описаний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптимальных композиций диагностических прецедентов. Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество психодиагностический решений, является использование колоссального потенциала, заложенного в компьютерной когнитивной графике. Функция когнитивной графики заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста. [1, 250]

    Интеллектуальные системы

Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали активно брать на себя различные функции, традиционно считавшиеся прерогативой интеллектуальной деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование компьютеров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение производительности и надежности, уменьшение габаритов и стоимости). С другой — к этому вели разработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем, распознавания образов, машинного перевода, автоматического реферирования, информационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие разработки, приводящие к результатам или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления индустрииинтеллектуальных систем, явилось перенесение акцента с разработок компьютерных вычислительных программ на программы, осуществляющие представление и манипулирование знаниями из актуальных предметных областей. [7, 83] В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуальных систем. 1. Интеллектуальные информационно-поисковые системы (ИИПС). В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречивости и неполноты фрагментов знания, что обусловливает возможности ИИПС "переваривать" и накапливать огромные количества информации из самых разнообразных источников. 2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структурированной и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профессиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента, особенностях объекта и, может быть, личности самого экспериментатора и могут служить полезным инструментом, содействующим повышению точности психодиагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13, 200] 3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor - обучать), являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностьютьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степенью детализации по рассматриваемым диагностическим решениям. В заключение данной работы кратко охарактеризуем компьютерные психодиагностические системы, предназначенные для проведения комплексных экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практические, исследовательские и смешанные цели. В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют оформлять набор психодиагностических методик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Единое информационное обеспечение батареи тестов в рамках компьютерной системы часто служит основой для синтеза интегральных психодиагностических показателей. Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тестовых оценок. Эти средства представлены в исследовательских компьютерных психодиагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста. Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа психодиагностической информации.

    Вывод

Проведя исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, автор нашел возможным создание систематического описания отрасли. Однако структура компьютерной психодиагностики, предложенная в данной работе, не охватывает некоторых ее аспектов. Например, ограничение использования компьютера в психодиагностике не отражено в исследовании, что объясняется, опять таки, молым опытом применения новых технологий и слабой степенью систематизации этого опыта, по крайней мере, в отечественных работах, что в свою очередь ставит целый ряд открытых вопросов для дальнейшего изучения.

Систематизированная информация приведенная в данной работе четко прказыввает, что компьютерная психодиагностика сделала лишь начальные шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не просматриваются, и ясна общая методология совершенствования формализованной психодиагностики. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако развитие компьютерной психодиагностики также существенно зависит и от подготовки, и от адаптации для компьютеров богатства знаний как собственно психодиагностических, так и общепсихологических, имеющих отношение к психодиагностике.

    Литература

Айвазян С. А. , Енюков И. С. , Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. —М. : Финансы и статистика, 1983. —471с. Березин Ф. Б. , Мирошников М. П. , Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). —М. : Фолиум, 1994. —175с.

Бобров А. Е. , Шурыгин А. И. Алкогольный скрининг-тест: его валидность и структура//Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. —Л. : НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева, 1985. —224с. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. //Вопросы психологии. 1993, №3.

Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. —Киев: Наукова думка. 1989. —200с. Вассерман Л. И. , Дюк В. А. , Иовлев Б. В. , Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 1997. —203с. Говоркова О. Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений//Вопросы психологии, 1962, №2. С. 83-91.

Гонзен В. А. Системные описания в психологии. - Л. :ЛГУ, 1984. -175 с. Гурьева А. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты. //Вопросы психологии, 1993, №3 Доронина О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика и преодоление. //Вопросы психологии, 1993, №1

Иовлев А. Б. , Иовлев Б. В. , Червинская К. Р. Об автоматизации психодиагностических исследований. Тр. /НИИ им. В. М. Бехтерева. —Л. , 1985. — 189с

Наумов Н. Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления//Вопросы психологии, 1991, №2.

Попов Э. В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. — М. :1987. —288с. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики ММРI. —М. : НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1971. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Под ред. Г. В. Осипова. —М. : Наука, 1979. —319с.

Тихомиров В. М. Отношение к компьютеризированному тестированию различных социальных групп//Вопросы психологии, 1991, №5.

Франселла Ф. , Баннистер Д. Новый метод исследования личности: пер. с англ. — М. : Прогресс. 1987. — 236с. Харитонов Р. А. , Хрипкова Л. М. Две психодиагностические методики в клинике детской психиатрии. —Л. : НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева. —175с. Шмелев А. Г. , Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психол 1985. №4—с. 126-134. Meili R. Podrecznik diagnostyki psychologicznej. — Warszawa: PWN, 1969—373p. Osgood Ch. E. , Susi G. E. , Tannenbaum P. M. Urbana: Univ. I 11. Press, 1957. —314p.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать