Курс лекций по социальной психологии - (лекции)
p>Вопросы: 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Социально– психологические проблемы личности.

Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность–средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э. Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).

    Диалектико-материалистическое направление.

Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И. П. Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).

Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт. Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т. ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3. Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А. Н. Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л. С. Выготский об обусловленности психики человека социо– культурными факторами. Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б. Д. Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу).

Социально-психологическая структура личностии ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.

Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности. Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.

Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

    Контрольные вопросы:
    1. Механизмы формирования личности через приспособление?
    2. Роль социальных инстинктов в поведении людей?
    3. Единство сознания и деятельности?

4. Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5. Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического?

    6. Социально-психологическая структура личности?
    7. Основные социально- психологические проблемы личности?

Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника?

    Литература:
    Обязательная:

Архангельский Л. И. Социально-этические проблемы теории личности. М. , 1974. Бодалев А. А. Личность и общество. М. , 1995.

    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
    Дополнительная:
    Козлов В. И. Типы личностей. М. , 1999.
    Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.

Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. , 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М. , 1999. Социальная психология личности. М. , 1979.

    Хьел Л. , Зиглер Д. Теория личности. М. , 1998.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. , 1998. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.

    Тема 8. Социализация личности.

Вопросы: 1. Сущность и содержание процесса социализации личности. 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.

Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т. д. Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере). Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа “Я”): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ееосновные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая(точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.

Институты социализациии их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др.

Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля. Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.

Основные категории: социализация личности, сущность социализации личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль.

    Контрольные вопросы:
    1. Что включает процесс социализации личности?
    2. Сущность процесса социализации личности?
    3. Основные сферы социализации личности и их специфика?
    Периоды социализации личности в деятельности?
    Уровни социализации личности в общении?
    Содержание социализации через самосознание?
    Основные стадии социализации личности, их особенности?
    Роль общественных институтов в социализации личности?
    Основные закономерности социализации личности?
    Система социального контроля?
    Пути оптимизации процесса социализации личности?
    Литература:
    Обязательная:
    Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

    Узнадзе Д. Н. Теория установки Москва-Воронеж, 1997.
    Дополнительная:

Котова И. Б. , Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.

    Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.
    Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе

Вопросы: 1. Социальная установка как регулятор поведения личности. 2. Роль личности в группе.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки (проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей). Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками. Значение исследований социальной установки в психологической школе Д. Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (аттитюда) У. Томасом, Ф. Знанецким, М. Смитом, Г. Олпортом, Р. Лапьером, М. Рокичем.

Психологическая теория отношений личности в работах В. Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В. А. Ядова о регуляции социального поведения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями). Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок(элементарные фиксированные; аттитюды-социальные фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др. ). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Закономерности формирования и смены социальных установок: 1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные– методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции); 3. Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные).

Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа– личность; личность в группе.

Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение; самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль.

Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы“ролевого ожидания” и “ролевого согласования”. Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.

Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект “ожиданий”, феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально– психологические проблемы личности. Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.

    Контрольные вопросы:
    Что такое социальная установка?
    Соотношение социализации и социальной установки?
    Социальная и индивидуальная установки?
    Основные направления исследования аттитюда?
    Аттитюд и социальная установка?

Сущность диспозиционной концепции социального поведения В. А. Ядова? Уровни социальных установок?

    Закономерности формирования и смены социальных установок?
    Положение и роль личности в группе?
    Направления оценки личности в группе?
    Закономерности поведения личности в группе?
    Основные типы поведения людей, их детерминированность?
    Литература:
    Обязательная:

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

    Узнадзе Д. Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997.
    Дополнительна:
    Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.
    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.

    Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности

Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала т. т. 7-9. Вопросы для обсуждения:

    1. Социально-психологическая структура личности.

2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности. 3. Регуляция социального поведения личности.

4. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.

    Темы докладов:

“Основные зарубежные социально-психологические теории личности”. Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. - Главы 15, 16, 17, 18.

2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 1988. 3. Богданов В. А. Социально-психологические свойства личности. - Л. ,1983. 4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. , 1984. 7. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологических теорий. - М. , 1971. 8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М. , 1982.

9. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен. //Социальная психология. - М. , 1979.

    10. Психология развивающейся личности. - М. , 1987.

11. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М. , 1992. 12. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. - М. , 1994.

Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии. Вопросы: 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация. 2. Динамические процессы в малой группе.

Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход, интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований.

Понятие “малой группы” в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный. Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы (Дж. Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция). Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т. д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В. Байон), социометрическое направление, деятельностный подход. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива в работах М. Г. Ярошевского. Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.

Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).

Феномен “группового давления”, явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, “конформность наоборот” (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группеот меры конформности (А. В. Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.

Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л. Фестингеру– частота и прочность коммуникативных связей; по Т. Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А. Бейвеласу –взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А. В. Петровского). Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: “теория черт”, “ситуационная теория”(варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать