Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку - (диплом)
p>Следует отметить, что методики диагностики родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, то есть раскрывали бы картину существующих отношений, на и эвристическими–дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности.

    МЕТОДИКА
    МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА (№ 105)
    (16PF — опросник)

В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации. Инструкции и текст опросника – смотри приложение.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А. Я. ВАРГА, В. В. СТОЛИН Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Инструкции и текст опросника – смотри приложение.

    Опросник “Взаимодействие родитель—ребенок”.
    Инструкции и текст опросника – смотри приложение.
    3. 3. Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные в ходе эксперимента, занесены в таблицы (смотри приложение).

    Обсуждение результатов:

Характеристика личностных профилей, полученных по методике 16 PF Р. Кеттелла. Стили родительского отношения.

    Берегой Т. А. B –3; F –3; Q1 – 2; O –9

Характерна ригидность мышления, тревожность, депрессивность, ранимость, пессимизм в восприятии действительности, склонность все усложнять, ожидание неудач, консерватизм.

Отвержение, строгость мер наказания. Низкий уровень сотрудничества и признания прав ребенка, стремление ифантилизации ребенка.

    Козлова М. В. F – 3 O – 10 Q1 - 2

Свойственна сообразительность, консерватизм, склонность к нравоучениям, не интересуется интеллектуальными соображениями, свойственна тревожность, депрессивность, пессимистичность в восприятии действительности, склонность все усложнять.

Недостаточное принятие, имеют место суровые меры наказания, высокий уровень контроля, недостаточное сотрудничество, инфантилизация ребенка, последовательность требований.

Волошина Ю. М. A–10; C–10; G–10; H–9; I–9; M–9; N – 10 O – 10 Q1–3 Имеет высокий творческий потенциал, развитое воображение, консервативна, имеет склонность к нравоучениям, устоявшиеся взгляды, эмоционально зрелая, выдержанная, моралистка, уравновешенна, настойчива в достижении цели, способна к эмпатии, терпима к себе и другим людям, имеет место подавленность, депрессивность, доброжелательна и общительна, в то же время хитра и расчетлива.

Принимает своего ребенка, имеет место высокий уровень контроля, авторитаризм, последовательность в требованиях, стремление к инфантилизации ребенка.

    Васиндина Ю. М. A-10; F-0; I-9

Общительна и доброжелательна, осторожна, склонна все усложнять, пессимистична в восприятии действительности, способна к эмпатии.

Принимает своего ребенка, высокий уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, последовательность требований, низкий уровень сотрудничества.

    Буянова Л. Г. A-10; G-10; I-11; Q1-10

Общительна и доброжелательна, осознанное соблюдение норм и правил поведения, уравновешенна, упорна, эмоционально дисциплинированна, способна к эмпатии, имеет место притворство, ищет помощи и симпатии, критически настроена, характеризуется аналитичностью мышления.

Отвержение, имеет место суровые меры наказания, принуждение ребенка, непоследовательна в требованиях, недостаточность сотрудничества, стремление к инфантилизации ребенка.

    Марченко М. В. B-2; L-2; Q2-9

Характерна ригидность мышления, эмоциональная дезорганизация мышления, откровенность, доверие, уживчивость; ладит с людьми; с другой стороны независима, сама принимает решения, но не навязывает свое мнение другим людям.

Принимает своего ребенка, авторитаризм, высокий уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, последовательна в требованиях к ребенку, стремление к инфантилизации.

    Бурова В. М. A-11; G-9; L-3; I-9; M10; O-9; Q1-9; Q3-10

Общительна и доброжелательна, имеет сильный характер, ответственная, добросовестная, откровенна и доверчива, легко ладим с людьми, высоко развито чувство эмпатии, имеет высокий творческий потенциал, имеется выраженная тревожность, депрессивность; характеризуется наличием интеллектуальных интересов, развит самоконтроль, точность выполнения социальных требований.

Принимает своего ребенка, средний уровень контроля и строгости в применении мер наказания, признание прав ребенка, равенство отношений, стремление к инфантилизации.

    Кузьмина Е. Ю. a-12; B-2; I-11; F-10; Q4-10

Общительна и добродушна, ригидность мышления, жизнерадостность. Значимы социальные контакты, импульсивна, энергична, развита способность к эмпатии, высокая напряженность, фрустрированность.

Принимает своего ребенка, средний уровень контроля и применения строгих мер наказания, слабо выражены партнерские отношения с ребенком, непоследовательна в требованиях.

    Тихончук Т. В. A-10; B-2; C-9; G-10; I-12; L-3; N-9; O-9

Общительна и добродушна, выраженная конкретность и ригидность мышления, эмоционально зрелая, осознано выполняет нормы и правила поведения; развито чувство эмпатии, способность понимать других людей; выражены утомляемость, раздражительность, невротические симптомы; характеризуется разумным подходом к событиям и людям; свойственны тревожность и депрессивность.

Безусловное принятие ребенка, умеренный контроль и применение мягких мер наказания, признание прав ребенка, высокая воспитательная конфронтация, последовательна в требованиях.

    Истомина М. В. B-3; C-9; E-9; H-10; N-2

Характерна ригидность, конкретность мышления, эмоциональная зрелость, работоспособность; властная упрямая, свой образ мыслей считает законом для себя и окружающих; выражена социальная смелость, склонность к риску, прямолинейность.

Недостаточное принятие ребенка, авторитаризм, применение строгих мер наказания, недостаточное признание прав ребенка, сотрудничество.

    Комарова Е. К. C-11; E-9; H-10; N-2

Характерна эмоциональная зрелость, работоспособность, властность, упрямство, свой образ мыслей считает законом для себя и окружающих; выраженная социальная смелость, склонность к риску, прямолинейность.

Недостаточное принятие своего ребенка, наличие авторитаризма, строгих мер наказания; мала степень сотрудничества, стремление к инфантилизации ребенка, высокий уровень воспитательной конфронтации; непоследовательна в своих требованиях.

    Веселкина Н. В. A-9; B-2; F-2; Q1-9; Q2-9

Характерна общительность и добродушие, ригидность и конкретность мышления, осторожность и стремление все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности; имеет место наличие интеллектуальных интересов; не доверяет авторитетам, независима в решениях, но другим их не навязывает.

Отвержение своего ребенка, авторитаризм, частое применение строгих мер наказания, стремление к инфантилизации ребенка, воспитательная конфронтация, неудовлетворенность отношениями с ребенком, отсутствие сотрудничества с ребенком, признания его прав.

    Боброва К. С. A-3; B-3; E-9; F-2; N-9

Необщительна, замкнута, излишне строга в оценках людей, властна, упряма; свой образ мыслей считает законом для себя и для других; характеризуется ригидностью мышления, склонностью все усложнять, пессимистичностью, молчаливостью, проницательностью, расчетливостью.

Недостаточное принятие своего ребенка, имеют место отношения на равных с ребенком, авторитаризм, воспитательная конфронтация, тревожность за ребенка, стремление к инфантилизации.

    Сафронова Е. И. G-9; L-9; Q4-10

Характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, ответственная, ревнивая, завистливая, эгоцентричная, имеет большое самомнение; имеется напряженность, взвинченность, состояние фрустрации.

Отвержение своего ребенка, высоки контроль, частое применение строгих мер наказания, непоследовательность требований, стремление к инфантилизации, низкий уровень сотрудничества, высокая воспитательная конфронтация.

    Синицина Е. А. F-3; G-9; H-2; O-9; Q4-9

Характерно благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость, осознанное соблюдение правил и норм поведения, ответственность, застенчивость, неуверенность в своих силах; отличается повышенной чувствительностью к угрозе; свойственна тревожность, депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность.

Принятие своего ребенка, средний уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, непоследовательность требований к ребенку, стремление к инфантилизации, низкий уровень сотрудничества, высокая воспитательная конфронтация, неудовлетворенность отношениями с ребенком.

    Михайлов Н. И. C-12; G-9; O-2; Q4-2

Выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, имеет постоянные интересы, следует требованиям группы, осознанно соблюдает нормы и правила поведения, ответственный, настойчивый, уверенный в себе, спокойный, хладнокровный; свойственна расслабленность, низкая мотивация, леность.

Принятие своего ребенка, умеренный контроль, редкое применение строгих мер наказания, слабое сотрудничество, воспитательная конфронтация, стремление инфантилизировать ребенка, удовлетворенность отношениями с ребенком.

    Видминова Н. Н. B-3; C-10; E-3; G-12; Q2-0; Q3-10

Свойственна ригидность и конкретность мышления, выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, застенчивость, зависимость, тревожность о возможных своих ошибках; осознанное соблюдение норм и правил поведения, зависимость от группы, предпочтение работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентация на социальное одобрение, развитой самоконтроль, точность выполнения социальных требований.

Недостаточное принятие своего ребенка, имеет место авторитаризм, частое применение строгих мер наказания, принуждение, недостаточное признание прав ребенка, непоследовательность требований, стремление к инфантилизации, неудовлетворенность отношениями с ребенком.

    Шарова Н. М. A-9; E-3; I-10; G-10; H-10; Q3-10

Общительна, добродушна, застенчива, зависима, осознанно соблюдает нормы и правила поведения, ответственная, настойчивая; выражена социальная смелость, активность, стремление к покровительству, женственность, артистичность натуры, развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований.

Отвержение своего ребенка, мягкие меры наказания, слабый контроль и требования, малая заинтересованность в делах ребенка, выраженное стремление к инфантилизации ребенка, неудовлетворенность отношениями с ребенком.

    Круглов А. А. G-10; L-3; H-9; Q3-9

Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость, ответственность, деловая направленность; свойственна социальная смелость, активность; держится свободно; характеризуется откровенность, доверчивостью, терпимость, уживчивостью, свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе; имеет развитой самоконтроль, точность выполнения социальных требований.

Недостаточное принятие своего ребенка, средний уровень контроля, не частое применение строгих мер наказания, последователен в требованиях, хорошо выражено сотрудничество, стремление к инфантилизации.

    Нефедова Е. И. E-10; G-10; Q2-2

Характеризуется осознанным соблюдением норм и правил поведения, настойчивостью, ответственностью, деловой направленностью, зависимостью от группы, следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, упряма, в конфликтах обвиняет других.

Недостаточное принятие своего ребенка, средний уровень контроля, более мягкие меры наказания, непоследовательность требования, предъявляемых ребенку, мала степень сотрудничества, имеет место воспитательная конфронтация, стремление к инфантилизации ребенка.

    Малышева О. С. A-10; F-0; I-9

Общительна и доброжелательна, осторожна, склонна все усложнять, пессимистична в восприятии действительности, способна к эмпатии.

Принимает своего ребенка, высокий уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, последовательность требований, низкий уровень сотрудничества.

    Кириллова О. М. A-11; G-9; L-3; I-9; M10; O-9; Q1-9; Q3-10

Общительна и доброжелательна, имеет сильный характер, ответственная, добросовестная, откровенна и доверчива, легко ладим с людьми, высоко развито чувство эмпатии, имеет высокий творческий потенциал, имеется выраженная тревожность, депрессивность; характеризуется наличием интеллектуальных интересов, развит самоконтроль, точность выполнения социальных требований.

Принимает своего ребенка, средний уровень контроля и строгости в применении мер наказания, признание прав ребенка, равенство отношений, стремление к инфантилизации.

    Зинченко А. Г. B-3; C-9; E-9; H-10; N-2

Характерна ригидность, конкретность мышления, эмоциональная зрелость, работоспособность; властная упрямая, свой образ мыслей считает законом для себя и окружающих; выражена социальная смелость, склонность к риску, прямолинейность.

Недостаточное принятие ребенка, авторитаризм, применение строгих мер наказания, недостаточное признание прав ребенка, сотрудничество.

    Хохлова К. О. G-9; L-9; Q4-10

Характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, ответственная, ревнивая, завистливая, эгоцентричная, имеет большое самомнение; имеется напряженность, взвинченность, состояние фрустрации.

Отвержение своего ребенка, высоки контроль, частое применение строгих мер наказания, непоследовательность требований, стремление к инфантилизации, низкий уровень сотрудничества, высокая воспитательная конфронтация.

    Кашин Э. М. G-10; L-3; H-9; Q3-9

Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость, ответственность, деловая направленность; свойственна социальная смелость, активность; держится свободно; характеризуется откровенность, доверчивостью, терпимость, уживчивостью, свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе; имеет развитой самоконтроль, точность выполнения социальных требований.

Недостаточное принятие своего ребенка, средний уровень контроля, не частое применение строгих мер наказания, последователен в требованиях, хорошо выражено сотрудничество, стремление к инфантилизации.

Анализ результатов, полученных в ходе математической обработки исходных данных из таблиц №1, 2, 3 критерием Пирсона (см. приложение).

Для данного количества испытуемых (25 человек) уровень значимости р=0, 05 составляет 0, 381, а уровень значимости р=0, 01 составляет 0, 487. В таблице №4 представлены результаты математической обработки, где можно с уверенностью выделить следующие результаты, доказывающие существование зависимости факторов личностного профиля по Р. Киттеллу с параметрами взаимодействия с ребенком по методикам ВРР и ОРО.

Фактор А коррелирует с “Маленьким неудачником”(-0, 589), т. е. , чем ниже у родителя баллы по этому фактору (необщителен, свойственна излишняя строгость в оценке людей, холоден по отношению к окружающим людям), тем сильнее у него выражено стремление к инфантилизации ребенка, родитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом.

Фактор А (-0, 414), L (0, 6), М (-0, 408) коррелирует с параметром взаимодействия “Воспитательная конфронтация”. Отсюда следует, что менее общительный и доброжелательный родитель, которому свойственна зависть, ревность, подозрительность, имеющий большое самомнение; практичный добросовестный, который ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, с некоторой долей ограниченности и излишней внимательности к мелочам будет“источником” разногласий между членами семьи по вопросам воспитания. Фактор G связан с параметрами “Требовательность - нетребовательность” (0, 4) и “Удовлетворенность отношениями”(0, 451). Т. е. родитель, который осознанно соблюдает нормы и правила поведения, настойчив в достижении цели, ответственный, направлен на дело будет в большей степени требователен и более удовлетворен отношениями с ребенком. Фактор I коррелирует с “Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость” (0, 412) и с “Кооперация”(0, 483). Т. е. , чем больше у родителя выражены такие личностные качества как мягкость, стремление к покровительству, женственность, художественное восприятие мира, эмпатия, сопереживание и понимание других людей, тем он будет ближе со своим ребенком на эмоциональном уровне, будет сочувствовать ему, стараться быть на равных со своим ребенком, доверять ему.

Фактор L с коррелирует с параметрами “Эмоциональная дистанция – Эмоциональная близость” (-0, 672), “Отвержение – принятие” из ВРР (-0, 658), “Тревожность за ребенка” (0, 472), “Непоследовательность – последовательность” (-0, 669), “Удовлетворенность отношениями” (-0, 384) при р=0, 05, “Принятие – отвержение” по ОРО (0, 587), “Кооперация” (-0, 5), “Маленький неудачник” (0, 615), “Воспитательная конфронтация” (0, 6). Итак, чем более выражены у родителя такие качества как ревность, зависть, подозрительность, эгоцентризм, большое самомнение, тем больше у него уровень отвержения своего ребенка, больше эмоциональная дистанция с ним, менее выражена тревожность за ребенка, более выражена непоследовательность в требованиях, в применение наказаний и поощрений, в меньшей степени родитель будет доверять ребенку, стараться помочь, сочувствовать ребенку, сильнее будет выражено стремление к инфантилизации ребенка, воспитательная конфронтация, родитель будет в меньшей степени удовлетворен отношениями с ребенком. Фактор М коррелирует с “Требовательностью – не требовательностью” (0, 477), “Отсутствие сотрудничества – сотрудничество” (0, 454), “Непоследовательность – последовательность” (0, 564), “Удовлетворенность отношениями” (0, 492), “Воспитательная конфронтация” (-0, 4). Родитель с развитым воображением, ориентированный на свой внутренний мир, с высоким творческим потенциалом будет более требователен к ребенку, у него будет более высокий уровень сотрудничества с ребенком, будет более последовательный в предъявлении требований, меньше будет конфликтовать с др. членами семьи по поводу воспитания, будет более удовлетворен отношениями с ребенком. Фактор N связан с “Автономность – контроль”(0, 494). Т. е. человек более расчетливый, проницательный, с сентиментальным подходом к событиям и людям, будет стремиться к контролю за поведением своего ребенка.

Фактор О и “Отсутствие сотрудничества – сотрудничество”(-0, 454), т. е. , чем человек тревожнее, более подвержен депрессию, впечатлительный, тем менее он склонен к партнерским отношениям со своим ребенком.

Фактор Q1 и “Требовательность – не требовательность” (0, 625), “Автономность – контроль” (-0, 488), “Симбиоз” (-0, 499). Человек с высокими баллами по фактору Q1(наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления, склонность к экспериментированию) будет менее требователен к ребенку, меньше контролировать его поведение.

Фактор Q3 и “Требовательность – не требовательность” (0, 459). Чем выше развит самоконтроль у родителя, тем он более требователен. Фактор Q4 и “Мягкость – строгость” (0, 503), “Тревожность за ребенка”(0, 639). Т. е. родитель, которому свойственна высокая напряженность, фрустрированность, взвинченность будет более строг с ребенком и более тревожен за него.

    Выводы:

Изучив личностные портреты родителей, полученные в ходе анализа результатов по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№105), а так же сравнив используемые каждым из родителей тех или иных параметров взаимодействия со своим ребенком по методикам: опросник“Взаимодействия родитель-ребенок”(ВРР) и тест-опросник родительского отношения (ОРО), мы пришли к следующим выводам:

Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, да же тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

В своем исследовании Д. Боумрин (Семья в психологической.... ,1989) вычленил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Он пришел к выводу, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. Из данной выборки можно отметить следующих родителей, которые приближаются к использованию оптимальных условий воспитания: Круглов А. А. , Бурова В. М. , Тихончук Т. В. , Кириллова О. М. , Михайлов Н. И. , Кашин Э. М. , Волошина Ю. М.

Этим родители имеют высокий балл по факторам G, A; матери плюс к тому имеют высокий балл по факторам I, O , а отцы по двум последним факторам имеют низкие значения. Все имеют низкий балл по фактору L.

Таким образом, можно дать общую характеристику для них: общительные, доброжелательные, им характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность. Они откровенны, доверчивы, благожелательны к людям, терпимы, уживчивы, свободны от зависти. Для женщин характерна женственность, способность к эмпатии, стремление к покровительству, тревожность, впечатлительность. Для мужчин– мужественность, самоуверенность, рассудочность, уверенность в себе. Для этих родителей характерно принятие, средний уровень контроля последовательность в требованиях, признание прав ребенка, сотрудничество с ним.

Все выше сказанное можно отнести к характеристике идеальной семейной пары, с точки зрения воспитания детей.

Остальную массу родителей можно условно разделить на следующие группы: Родители, которым свойственно отвержение своего ребенка, применение строгих мер наказания и принуждения к чему-либо, высокий уровень контроля, низкий уровень признания прав ребенка, сотрудничества с ним, стремление к инфантилизации (Сафронова Е. И. , Берегой Т. А. , Веселкина Н. В. , Козлова М. В. , Хохлова К. О. , Васиндина А. В. , Малышева О. С. , Буянова Л. Г. , Истомина М. В. , Зинченко А. Г. , Комарова Е. К. )

У них общими являются факторы: А, Q4, O – высокие баллы, F –низкие значения. Общая характеристика родителей этой группы: общительны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.

Отвержение, без применения строгих мер наказания, слабо выраженный контроль и требовательность, малая степень сотрудничества (Шарова Н. М. ). Родители, которым характерно принятие, применяющие средний уровень контроля, мягкие меры наказания, с низкой степенью сотрудничества, выраженной воспитательной конфронтацией, стремлением к инфантилизации (Нефедова Е. И. , Боброва К. С. ).

Родители, у которых выражено принятие, средний уровень контроля, применение строгих мер наказания и принуждения, непоследовательность требований, воспитательная конфронтация, низкая степень сотрудничества, стремление к инфантилизации (Синицина Е. А. , Видминова Н. Н. , Кузьмина Е. Ю. , Марченко М. В. ). Для них общими являются факторы G, O– высокие баллы, Е –низкие баллы. Общая характеристика родителей этой группы: характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность; выражена тревожность, депрессивность, ранимость, застенчивость, зависимость, тревожность о возможных своих ошибках. Результаты полученные в ходе математической обработки, подтверждают выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

    Заключение

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии. К. Роджерс назвал его“Личностно центрированным”, то есть, ставящем в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере“Я”. Хотелось бы еще отметить, что не мене интересным было бы сравнить стили взаимодействия отцов и матерей, так как существует различия как черт характера, так и стилей отношения к ребенку по гетерогенному признаку. Результаты исследования показали, что лучше проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.

    Литература.

Бене Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье” // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб. : Лениздат, 1992. – 400с. Бруменская Г. В. , Карабанова О. А. , Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М. , 1991. – 300с. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М. : Просвещение, 1988. – 179с. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4. Гарбузов В. И. , Захаров А. И. , Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М. : Медицина, 1977. С. 14 –24. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. , 2000. – 240с. Гозман Л. Я. , Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187. Голод С. И. Стабильность семьи. – Л. : Наука, 1984. – 136с.

Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. – М. : Знание, 1976. – 40с. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб. , 1999. – 224с. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1986. - №4. – С. 17 – 29. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. , 1998. –336с. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М. , 1982. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/ Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе. М. , 1980.

Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. – М. , 1995. - 214с.

Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. №8. – С. 32.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М. : Знание, 1992. – 190 с. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – М. : Медицина, 1985. – 416с. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М. , 1998. – 368с. Марковская И. М, О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 42 – 49. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. , 2000. – 150с. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. , 2001. – 240с.

Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с. Мэй Р Искусство психологического консультирования. М. , 1994. – 450с. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М. -В. , 1999. – 224с. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М. , 1995. – 360 с. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М. : Независимая фирма “Класс”, 1998. – 288с. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. - М. , 1993. – 380с.

Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М. , 1989. –200с. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М. : Знание. 1981. – С. 95. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М. , 1989. – 380с. Практическая психодиагностика. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. 672с. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. – М. , 1999. – 160с. Психология. Учебник. – М. : Проспект, 1998. – 584с.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М. : Педагогика, 1988. – 120 с.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М. , 1989. – 300с. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб. , 2000. – 283с.

Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : Педагогика, 1989. – 208с.

Сидаренко Е. А. Опыт реориентационного тренинга. – СПб. , 1995. – 205с. Снайдер М. , Снайдер Р. , Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. – М. , 1994. – 308с. Спиваковская А, С. Профилактика детских неврозов. – М. , 1988. – 273с. Столин В. В. Самосознание личности. М. , 1983.

Теория личности в западно-европейской и американской психологии. /Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480с.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М. : Педагогика, 1989. – 160с. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб. , 1996. – 365с. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М. , 1994. – 96с. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб. : Питер, 1999. –656с. Рецензия на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ им. Шолохова Сайкиной Е. А. “Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку”. Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук

Дипломная работа Сайкиной Е. А. во многом претендует на то, чтобы ее можно было назвать качественным научным исследованием. Однако она не лишена недостатков: Из содержания куда-то исчезла глава первая (см. стр. 2).

Предмет исследования сформулирован некорректно (см. стр. 4) - “личностные качества родителей и стили воспитания”. Предметом исследования может быть что-то одно –либо личностные качества родителей, либо стили воспитания. Полагаю, что предметом данного исследования является стиль родительского воспитания. Личностные особенности родителей–один из факторов, влияющих на стиль родительского воспитания (предмет исследования).

Ссылки в литературном обзоре на тот или иной литературный источник зачастую не совпадают со списком литературы в конце работы. Отсутствуют, например, литературные источники, соответствующие ссылке(A. Roe, M. Siegelman, 1963; Е. S. Schaefer, 1965) на стр. 16. Гипотеза в эмпирической части работы сформулирована следующим образом: “Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на его стиль отношения к ребенку”(см. стр. 34). Полагаем, что гипотеза сформулирована недостаточно конкретно. Необходимо было конкретно указать, какие именно совокупности характерологических черт личности родителя обусловливают тот или иной стиль родительского отношения к ребенку. Тактика“прочесывания”реальности с помощью опросников, с последующим поиском возможных корреляций, есть тактика ошибочная. В силу вероятностных законов, при многократных попытках установить корреляционную связь, таковая обязательно может быть получена, но не в силу того, что взаимосвязь действительно существует, а в силу того, что при многократных попытках установить корреляционную связь, соответствующее соотношение результатов может возникнуть случайно. Для того чтобы избежать этого артефакта, в частности, необходимо более конкретно формулировать гипотезы на основе анализа литературы, и лишь потом следует проверять эти гипотезы, осуществляя“точечный” анализ результатов методами математической статистики. На стр. 43 находим: “Для данного количества испытуемых (25 человек) уровень значимости р=0, 05 составляет 0, 381, а уровень значимости р=0, 01 составляет 0, 487”. Имеются в виду критические значения для оценки значимости коэффициента корреляции Пирсона. Это верно не для 25 испытуемых, а для числа степеней свободы равного 25. Для 25 испытуемых число степеней свободы (n–2) равно 23. Следовательно, критическое значение для уровня значимости 0, 05 составляет 0, 3961, а для уровня значимости 0, 01 составляет 0, 5052 (см. , напр. Немов, 1998, кн. 3, с. 581). Студентке следует научиться грамотно пользоваться таблицами и методами математической статистики.

Выводы изложены неудобочитаемо, непонятно. Чего стоит, например, такая фраза: “Результаты, полученные в ходе математической обработки, подтверждают выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа” (стр. 46).

    Считаем возможным, рекомендовать оценку хорошо.
    30 апреля 2002 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать