Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период - (диплом)
p>- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации. - существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий

- семья выполняет компенсаторную функцию, т. е. становится основной сферой межличностных контактов (26)

    Р. С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:
    Предпенсионная фаза

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

    Фаза "Медового месяца" (сразу после выхода на пенсию)
    Эйфория от вновь обретенной свободы.
    Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.

Разочарование может быть вызвано несбыточными "предпенсионными" мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

    4) Фаза переориентации

Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.

    Фаза стабильности

Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

    Завершающая фаза

Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке. (26; с. 10)

Шапиро В. Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения. (60; с. 40)

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптации- с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов. (43) При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

Наше исследование предпринято с целью изучения личностных особенностей как факторов адаптации в пост трудовой период.

    Глава II.
    Организация и методы исследования

Цельюданного исследования является изучение особенностей личности пожилых людей как фактора адаптации в посттрудовой период.

В качестве гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период. Личностные особенности выступают как фактор успешности процесса адаптации. Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности определяют адаптацию пожилого человека в посттрудовой период.

    Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

Исследовать особенности адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Изучить особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период.

Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающую успешную адаптацию после выхода на пенсию.

Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации в посттрудовой период жизни пожилого человека.

    Для решения поставленных задач был подобран комплекс.
    a) Метод беседы.
    Цель: - установление контакта с испытуемыми
    изучение социально- демографических характеристик

исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента личности. Вопросы:

    1. Ваш возраст?
    2. Какое у Вас образование?
    3. Где и кем Вы работали до выхода на пенсию?
    4. Как долго вы работали? (сколько лет)
    5. Вы живете один или с родственниками?
    6. Раскажите о своей семье?

7. Как Вы считаете, что изменилось к лучшему в Вашей жизни после выхода на пенсию? 8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию? 9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

    10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов: Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.

    Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)

Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы). Для изучения степени адаптации в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально 0 психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (41)

Данная методика относится к классу оп росников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:

    "0" -это ко мне совершенно не относится;
    "2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
    "3" -не решаюсь отнести это к себе;
    "4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;
    "5" -это на меня, похоже;
    "6" -это точно про меня;

Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:

    адаптивность (34 высказывания)
    дезадаптивность (34 высказывания)
    Индекс высчитывается по формуле:

На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых:

    1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации (группа А)
    Пенсионеры со средним уровнем адаптации (группа В)
    Пенсионеры с низким уровнем адаптации (группа С)

Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (д)

    xi - каждое наблюдаемое значение признака
    n - количество наблюдений
    У - знак суммирования

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:

    Для изучения самосознания:

- Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева)

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности. В ЛД отобрана 21 личностная черта (см. приложение)

Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:

    Оценки
    Силы
    Активности

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе. - Шкала " Самоприятия" опросника СПА (41)

На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:

    a - принятия себя
    b - неприятия себя

Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

    - Шкала "Интегральность" опростника СПА

Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:

    a - внутренний контроль
    b - внешний контроль

Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

2) Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж. Нюттена) (53) Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

    Я надеюсь …
    В будущем мае жизнь …
    То, к чему я стремился в юности…
    Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…
    Лучший период в моей жизни…
    Когда я вышел на пенсию…
    Моя жизнь до выхода на пенсию…
    Я бы хотел, чтобы родственники…
    Я буду очень рад, если…
    Старость для меня – это…
    Я намериваюсь…

Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:

    положительную
    отрицательную
    безразличную

Для изучения мотива аффилизации использовалась шкала “Принятие других” методики СПА. По данной шкале подсчитывается показатель “Принятия других” по формуле:

    a – принятие других
    б – непринятие других

Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:

    высокий
    средний
    низкий

При исследовании эмоциональной сферы личности применялись следующие методы: Шкала “Эмоциональный комфорт” опростника К. Роджерса и Р. Даймонда. Подсчитывался показатель “эмоциональный комфорт”, который включал в себя результаты по двум шкалам: эмоциональный комфорт

    эмоциональный дискомфорт

На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:

    высокая
    средняя
    низкая

Методика незаконченных предложений (вариант методики Дж. Нюттена) Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

    Я боюсь, что…
    Мое настроение ухудшается…

Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы. (Испытываемые человеком страхи и опасения)

При статистической обработке полученных результатов использовались следующие методы:

    1. Метод Стьюдента (t–критерий). (46)

Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.

где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2, SД – стандартная ошибка разности.

Если n1= n2 , то где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй выборках, д1 и д2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки. Если n1? n2 то

Уровень значительности определяется по специальной таблице. Критерий ц* - угловое преобразование Фишера. (45)

Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак. Эмпирическое значение ц* подсчитывается по формуле:

    ц*=( ц1- ц2) . , где
    ц1 – угол, соответствующий большой процентной доле.
    ц2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.
    n1 – количество наблюдений в выборке 1
    n2 – количество наблюдений в выборке 2

Уровень значительности ц* эмпирического значения определяется по специальной таблице. Чем больше величина ц*, тем более вероятно, что различия достоверны. В последствии приняли участие 62 неработающих пенсионера. Среди них 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет.

    Глава III.

Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.

    §1. Особенности адаптации в пожилом возрасте.

Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3 экспериментальные группы испытуемых:

    1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации – группа A.
    Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)
    2. Пенсионеры со средним уровнем адаптации – группа B.
    Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56, 6)
    3. Пенсионеры с низким уровнем адаптации – группа C.
    Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41, 3)

Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми при p? 0, 01 между группами A и B, группами B и C, группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период.

Большинство пожилых людей характеризуются средней степенью адаптации (65%). Пенсионеров с высоким уровнем адаптации– 19%. Существует группа пенсионеров с низким уровнем адаптации (16%). Проводился анализ половых различий в уровне адаптации в посттрудовой период. Было выявлено, что большинство женщин и мужчин, характеризуются средним уровнем адаптации (65% и 63% соответственно)– см. таб. №1

    Таблица №1

Половые различия адаптации пенсионеров в посттрудовой период (по группам испытуемых, %)

    Испытуемые
    Экспериментальные группы
    A (высок. уров. ад. )
    B (сред. уров. ад. )
    C (низк. уров. ад. )
    Мужчины
    20
    63
    17
    Женщины
    19
    65
    16

Значимость различий определялась с помощью ц-критерия Фишера. Выявлено, что ни в одной из экспериментальных групп различия адаптации между мужчинами и женщинами не значимы. (Группа A–ц=0, 098, группа B - ц=0, 161, группа C - ц=0, 106)

§2. Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период.

2. 1. Особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп. Группа A (высокий уровень адаптации)

Результаты, полученные с помощью шкалы “Самоприятие”показали, что большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по школе“Самоприятие” выявлено не было. Таким образом, пожилые люди с высоким уровнем адаптации высоко оценивают свою внешность, свою способность справляться с трудными ситуациями, считают себя интересными как личность.

При исследовании половых различий выявлено, что женщины с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период чаще обнаруживают высокий уровень самоприятия (83%), тогда как мужчины в равной степени высокий и средний (50% и 50%). Для более детального изучения представлений человека о самом себе применялась методика“Личностный дифференциал”.

Интерпретация данных, полученных с помощью ЛД, велась по 3-м факторам: - Оценка (О)

    - Сила (С)
    - Активность (А)

По каждому фактору в соответствии со стандартными нормами выделяется 5 уровней: - очень низкий (7-13 баллов)

    - низкий (14-20 баллов)
    - средний (21-34 балла)
    - высокий (35-41 баллов)
    - очень высокий (42-49 баллов)

Очень низких значений не обнаружено ни у одной группы по всем факторам, по этому при интерпретации результатов данная категория не исследуется. Результаты по фактору оценки свидетельствуют об уровне самоуважения; по фактору силы о развитии волевых сторон личности; по фактору активности экстравертированности личности.

При анализе результатов в группе A (с высоким уровнем адаптации) не было выявлено низких значений ни по одному фактору (оценка, сила, активность), что корригирует с данными, полученными с помощью школы“Самоприятие”. Анализ результатов по факторам выявил следующие особенности: У большинства испытуемых данной группы обнаружен оптимальный уровень самооценки по факторусилы(58% - средние значения, 17% - высокие). Встречаются также и очень высокие значения (25%).

Это свидетельствует о том, что пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период уверены в себе, независимы, рассчитывают на собственные силы в трудных ситуациях.

По фактору оценкив группе A значения большей части испытуемых отнесены к оптимальному уровню (высокие значения– 50%, средние –25%). Встречаются также и очень высокие значения (25%). Это говорит о том, что испытуемые принимают себя как личность, осознают себя как носители позитивных, социально желательных характеристик.

По фактору активности наибольшее количество средних (42%) и высоких (33%) значений. Очень высокие значения встречаются у 28% испытуемых. Данные результаты указывают на высокую активность пожилых людей с высоким уровнем адаптации, общительность. При проведении статистической обработки с помощью ц-критерия Фишера (0, 05 уровень значимости) были выявлены существенные различия по факторам силы и оценки. У испытуемых экспериментальной группы A по фактору силы преобладают средние значения, а по фактору оценки высокие. На основании чего можно сделать вывод, что пожилые люди с высоким уровнем адаптации выше оценивают свои социально желательные характеристики, себе как личность, чем свои волевые качества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать