Личность и психика - (реферат)
p>1) по форме - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое; 2) по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое; 3) по степени развернутости - дискурсивное (рассудочное, логическое) и интуитивное;

4) по степени новизны и оригинальности - репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое);

5) по способу организации мыслительных действий - дедуктивное (нахождение логического выхода при мышлении от общего к частному) и индуктивное (логический выход в процессе мышления от частного к общему).

Эффективность мышления зависит от качеств ума, интеллекта личности. Продуктивность ума определяется следующими его качествами: быстротой, творчеством, широтой, гибкостью, глубиной, инициативностью, критичностью и сообразительностью.

Воображение "работает" параллельно с мышлением в проблемных ситуациях. В этом наблюдается между ними сходство. Отличие заключается в том, что психическая мыслительная деятельность развивается на основе понятий, а воображение существует в форме конкретных образов. Существует также отличие воображения от памяти. Память основывается на возобновлении, воспроизведении образов, а воображение - на преобразовании, трансформации образов. В результате можно сделать вывод, что воображение - познавательный психический процесс, основанный на создании новых образов с учетом ранее сформированных представлений. Различают произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), репродуктивное и творческое воображение. В качестве приемов создания системы новых образов воображение использует следующие приемы: агглютинацию (создание новых образов посредством "склеивания" имеющихся образов - к примеру, кентавр, то есть человеко-лошадь); гиперболизацию (увеличение или уменьшение предметов, а также изменение отдельных частей); акцентуацию; типизацию и схематизацию. Важное значение для организации познавательной психической деятельности играет внимание. Внимание представляет собой ориентацию и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Установлены основные факторы, способствующие привлечению внимания: а) характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т. п. );

б) отношение раздражителя к потребностям личности, то есть то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего; в) структурная организация психической деятельности наблюдателем (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные). Выделяют три вида внимания: непроизвольное, возникающее на основе действия сильного, значимого раздражителя; произвольное, связанное с постановкой задачи на наблюдение и определенными волевыми усилиями; послепроизвольное, возникающее после сознательного вхождения в деятельность и возникшего в связи с этим интереса. К основным качествам внимания относятся:

концентрация - степень и интенсивность сосредоточенности внимания человека на объекте;

объем - число объектов, которое могут быть охвачены вниманием одновременно (установлено, что при восприятии множества простых объектов букв, фигурок и т. п. - в интервале времени 0, 07-0, 1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5-7 элементов);

устойчивость - длительность сохранения интенсивного внимания на объекте (выявлено, что одной из особенностей внимания являются его колебания (флуктуации), которые происходят непроизвольно. Например, колебания внимания при восприятии так называемых двойственных изображений, при пассивном восприятии и т. д. );

переключение - преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение - возможность индивида удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Часто в психологии говорят о расстройствах внимания, обусловленных рядом личностных особенностей человека. К таким расстройствам относят рассеянность, пассивность внимания и, наоборот, чрезвычайную лабильность, подвижность внимания, постоянный быстрый переход от одного объекта восприятия к другому. В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений (восприятия, памяти, мышления), для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей. Эмоции выполняют две основные функции: сигнальную (выделение человеком из внешнего мира значимых для удовлетворения потребностей человека объектов или, наоборот, объектов, представляющих угрозу для безопасности) и регулятивную (эмоции могут переводить активность человека в иной режим, например, усталость, утомление может быть снято эмоциями страха или опасности и т. д. ). Можно проводить следующую классификацию эмоций по разным основаниям:

1) по влиянию на деятельность - стенические (повышающие продуктивность деятельности) и астенические (снижающие результаты деятельности); 2) по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть одновременно), неопределенные (удивление, недоумение и т. д. );

3) по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические (связанные с деятельностью), интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические;

4) по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);

5) по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть. Настроение - равнодействующая многих эмоций, отличается длительностью, устойчивостью, образует как бы эмоциональный фон для прочих психических явлений (мотивационных, познавательных, волевых).

Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах и имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения (например, угроза пьяного супруга в отношении жены в присутствии несовершеннолетней дочери и демонстрация им топора в руке привела к тому, что дочь наносит кухонным ножом удар в грудь отца и убивает его. Здесь можно предполагать есть все основания для констатации состояния сильного душевного волнения или физиологического аффекта). При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе (см. ст. ст. 107, 113 УК РФ) при квалификации преступлений и назначении наказания.

Страсть - сильные и продолжительные эмоции, целенаправленные на определенный объект (например, страсть к накопительству) или на другого человека, выражающиеся в проявлении любви, привязанности и т. д.

Стресс (стрессовое состояние) - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т. п. ). Отрицательные переживания, с которым связан стресс вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания. В конце настоящего учебного пособия приводятся психологические рекомендации по управлению своим поведением и стрессом.

Каждый человек может быть счастлив, умея управлять своими эмоциями. Ученые Гарвардского университета в США в результате многолетнего эксперимента и наблюдения за большой группой выпускников университета сформулировали универсальный "рецепт счастья", состоящий в следующем: необходимо воспитывать у себя умение встречать беду, никогда не впадать в озлобленность, не винить других, не накапливать примеры несправедливости судьбы, не стимулировать бодрость, но и не превращаться в нытика, досаждающего всем жалобами на жизнь. Нельзя относиться к неприятностям пассивно. Стремление к их преодолению само по себе содержит противоядие от депрессии. Реакция взрослого человека на конфликт, на трудную ситуацию всегда должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому импульсу. Короче говоря, путь к эмоциональному комфорту и счастью очень прост - это прагматическое и реалистическое отношение к жизни. Воля - психическое явление, проявляющееся в способностях индивида к сознательному выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий и достижением поставленной цели. Волевое действие состоит из ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь - осознание возможностей для достижения цели - появление мотивов, подкрепляющих или отрицающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной из возможностей для достижения цели - осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение к действию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическими компонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия у индивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.

    3. Индивидуально - типологические особенности личности

В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности. Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У - IУ вв. до н. э. ). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"), лимфы (по гречески "флегма"), желчи (по гречески "холе") и черной желчи (по гречески "мелана холе"). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.

Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека: сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы); уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга. Выдающийся отечественный психофизиолог И. П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы: флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; меланхолик - слабый тип нервной системы.

К основным психологическим характеристикам темперамента относятся: а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;

б) реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т. д. ); в) активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т. д. ;

г) соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности - от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т. д. ;

д) темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т. д. ;

    е) экстравертированность;
    ж) интровертированность;

з) пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

и) ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б. М. Теплов:

Холерик- человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

Сангвиник- человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

Меланхолик- человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

Флегматик- человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне. (Теплов Б. М. Психология - М. :ОГИЗ - Госполитиздат, 1946). В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется. Характер - это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологические черты (свойства, качества) формируются в течение жизни и поэтому характер является приобретенным личностным образованием. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру: в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т. п. );

в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т. д. );

в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т. д. );

в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т. д. );

    в отношении к вещам (добрый или жадный и т. д. ).

Для характеристики индивидуальных различий людей способности как психическое явление представляют несомненный интерес. Идея различий индивидов на основе их способностей развивалась еще в древности. Древнегреческий ученый-философ Платон (423 - 348 г. г. до н. э. ) писал: ".... Чтобы все граждане жили согласно надобно внушать им, что все они - братья, но не все способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие - для воспомоществования, иные - для земледелия и ремесленничества" (Платон Соч. т. III - СПб, 1863, с. 143). В его высказывании видно, что, наряду с мыслью о влиянии способностей на различия людей, признается факт их врожденности. В современной психологии более мощно представлена идея о врожденности задатков, их влияния на развитие способностей, которые, в решающей мере, определяются участием человека в конкретной деятельности. Способности - индивидуально-психологическое образование личности, определяющее динамику, быстроту и легкость овладения деятельностью, а также эффективность ее осуществления. Доказано, что способности проявляются в деятельности и представляют возможность овладения ею.

К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.

Проявления способностей связано, во-первых, с наличием склонности, эмоционально положительного отношения к данной деятельности, во-вторых, в демонстрации индивидом относительно высокой по сравнению с другими людьми продуктивности труда, в достижении больших успехов в деятельности, и, в-третьих, в легкости освоения и выполнения деятельности. Всегда задача отличия более способных людей от менее способных была актуальна. Существует такая старинная быль. У одного купца служили два мальчика из одной деревни и одного возраста, Петя и Ваня. Пете купец платил в месяц один рубль, в Ване - три рубля. Естественно, что купцу задали вопрос, почему он так несправедливо оплачивает труд. На этот вопрос купец ответил: "Посмотрите как они работают! " Подозвал к себе Петю и сказал ему: " Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут! " Петя сбегал и говорит: "Везут рыбу". Тогда купец дает ему второе задание: "Сбегай и узнай, куда везут продавать рыбу! " Петя сбегал, прибежал назад и говорит: "Рыбу везут в соседнюю деревню". Купец дает третье задание: "Сбегай и узнай, по какой цене собираются продавать рыбу". Петя сбегал и говорит: "Просят по 10 копеек за килограмм". После этого купец просит найти и прислать к нему Ваню. Когда Ваня пришел, купец ему говорит: "Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут! : "Ваня сбегал, прибежал назад и говорит купцу: "Везут рыбу в соседнюю деревню, по цене 10 копеек за килограмм, я договорился купить у них оптом по 8 копеек за килограмм и продавцы уже поворачивают лошадей к нашей усадьбе". После этого купец сказал присутствующим взрослым людям: "Видели, как они работают, вот поэтому я плачу Ване в три раза больше Пети". Эта быль иллюстрирует различия в проявлении человеческих способностей.

В психологии выделяют общие и специальные способности. Общие способности представляют собой индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в осуществлении различных видов деятельности. Это - особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоций и чувств, воли. Специальные способности - это система свойств личности, помогающая достижению успеха в какой-либо одной области деятельности. К специальным способностям относят: педагогические, организаторские, математические, музыкальные, литературные и т. д.

Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важной характеристикой способностей является их направленность. Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют для приготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступных сообществ.

    Список литературы

1. Антонян Ю. М. , Еникеев М. И. , Эминов В. Е. Психология преступника и расследований преступлений - М. : Юрист, 1996

2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. Знание-сила, 1982, N 10 3. Бехтерев В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб. : тип. "Энергия", 1902

4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М. : Академия управления МВД России, 1998

5. Быков В. М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР, 1986

6. Водолазский Б. Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. Омск: Омская ВШ МВД СССР, 1979

7. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. , ж. "Вопросы психологии", 1972, N2

8. Гриндер Д. , Бэндлер Р. , Структура магии: Пер. с англ. М. : Каас, 1995 9. Джемс У. Психология - М. :1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова - М. :"Юрист", 1995

11. Китов А. И. Психология управления - М. : Академия МВД СССР, 1979 12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994 13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б. Г. , Мягких Н. И. , Сафронова А. Д. - М. :МВД РФ, 1997

14. Папкин А. И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1998

15. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. - М. :1996

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать