ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА - (реферат)

ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования
    Свердловской области
    МОУО г. Екатеринбурга
    Образовательное учреждение МОУ-гимназия №47
    Образовательная область: обществознание
    Предмет: “Человек и общество”
    РЕФЕРАТ
    ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА
    Исполнитель: гимназистка 10 “Б” класса
    Мальцева Дарья Александровна
    Научный руководитель:
    Приходько Лариса Сергеевна
    МОУ-гтмназия №47
    Учитель истории высшей категории,
    Кандидат философских наук, доцент.
    Екатеринбург - 2001
    СОДЕРЖАНИЕ.
    Введение…………………………………………………………………….... ……4

Любовь как способ решения проблемы человеческого существования. …….... 7 Многообразный мир любви……………………………………………………...16

    Любовь в современном мире……………………………………………………27
    Заключение……………………………………………………………...…….......... 35
    Список литературы…………………………………………………………...…...38

Приложение 1 – анкета и анализ социологического исследования………. …. 39 Приложение 2 – словарь…………………………………………………………43

    Приложение 3 – о спорном и бесспорном…………………………. …………...44

А) высказывания великих людей о любви……………………. ………....... 44

    Б) высказывания молодых респондентов………………………...………...45

Приложение 4 – пословицы и поговорки о любви……………………......…. …49

“То, что ты не любишь, - не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть что-то мешающее любить… Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того, что её очерняет…”

    Л. Н. Толстой
    “Никогда влюблённый не ищет один,
    Не будучи иском своей возлюбленной.
    Когда молния любви ударяет в сердце,
    Знай, что в этом сердце уже есть любовь.
    Когда любовь к Богу возрастает в твоём сердце,
    То, без сомнения, бог полюбил тебя.
    Звуки рукоплесканий не в силах
    Произвести одна рука без другой.
    Божественная мудрость всё предвидела
    И она велит нам любить друг друга…”
    R. A. Nicholson, Rumi
    ВВЕДЕНИЕ.

Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество. Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.

Интересен тот факт, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины [19. С. 87]. Можно предположить, что любовь возникла в истории как психологическое возмещение за женское рабство. Но этот подход однолинейный. Бесспорно то, что рождение любви, как и других человеческих чувств, зависело от множества причин, главная из которых - духовное усложнение человека, рождение в нём новых идеалов, подъём на новые ступени этического и эстетического развития. Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй её ценностей. Это совершенно новый стимул человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции. Простота человеческой жизни теперь пропадает, рождение любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает её былой ясности и цельности. И давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человеку не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетёт человека

Любовь- непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость[19. С. 17]. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности [19. С. 18]. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.

Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы [19. С. 74]. Подлинная любовь редка ещё и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует“живой души”, самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и её видовое многообразие определяются ни одним предметом любви, но и отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего. Страсть любить, как отмечает Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”[19. С. 23]. Однако большая часть людей не способна развить её до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, её надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Фромму [19. С. 27], следующие обстоятельства:

большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, а не “как любить”, не с позиции возможности любви; представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; смешиваются понятия “влюблённость” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.

Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - это искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего надо понять, чтолюбовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех её проявлениях (любовь к труду, к Родине, удовольствиям и т. п. ), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, её стимулом, источником энергии. Поэтому в каждую эпоху выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы её проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

В прошлом году я работала над темой “Исторические формы семьи и брака”и на защите (в школе, на районной НПК и в СУНЦ-УрГУ) мне задали несколько вопросов о принципах построения семьи (любовь, контракт). В ходе дискуссии большинство присутствующих выступило за семью, основанную на любви. И я решила, что будет логичным– изучить это явление – любовь.

Итак, цель настоящей работы – постараться ответить на вопросы, что же такое “любовь”; разобраться, как это явление связано с развитием личности и что нужно делать (как жить), чтобы испытать это Великое чувство.

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи: произведён библиографический поиск и отбор литературы по теме; изучен феномен отчуждения (отдалённости) и предпринята попытка представить любовь как способ его преодоления;

    проанализированы формы и виды любви;

выявлены некоторые патологические смещения – формы псевдолюбви; рассмотрены подходы к вопросу, как развить в себе способность любви; разработана анкета для учащихся 8-10 классов и проведено социологическое исследование;

уточнены ценностные ориентации современной молодёжи, связанные с вопросом любви;

    сделаны выводы о влиянии любви на жизнь человека.

ЛЮБОВЬ как способ решения проблемы человеческого существования.

Человек одарён разумом, он осознаёт себя, своего ближнего, своё прошлое и возможности своего будущего. Это осознание себя, как отдельного существа, осознание краткости собственной жизни, того, что он не по своей воле рождён и вопреки своей воле умрёт, что он может умереть раньше, чем те, кого он любит, или они раньше его, и осознание собственного одиночества и отдалённости, собственной беспомощности перед силами природы и общества– всё это делает его отчуждённое, разобщенное существование невыносимым. Переживание отдалённости рождает тревогу. Быть отдалённым - значит быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы. Быть отдалённым - это значит быть беспомощным, неспособным активно владеть миром–вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на человека, а он не способен противостоять ему. Таким образом, отдалённость – это источник напряженной тревоги. Кроме того, она рождает стыд и чувство вины. Из этого вытекает соответствующий вывод, что глубочайшую потребность человека составляет потребность преодолеть свою отдалённость, покинуть тюрьму своего одиночества.

Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отдалённость, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Вопрос остаётся тем же самым, потому что той же самой остаётся его основа: человеческая ситуация, условия человеческого существования. Ответына этот вопрос различны: поклонение животным, людские жертвы, милитаристский захват, погружение в роскошь, аскетическое отрешение, одержимость работой, художественное творчество, любовь к Богу и любовь к человеку. Ответ в определённой степени зависит от уровня индивидуальности, достигнутой человеком. У маленького ребёнка “Я”уже развито, но ещё очень слабо, он не чувствует отдалённости, пока мать рядом. От чувства отдалённости его оберегает физическое присутствие матери, её груди, её кожи. Только, начиная с той поры, когда ребёнок (подросток) достигает такой степени обособленности и индивидуальности, что ему уже становится недостаточно просто присутствия матери, начинает возрастать потребность иными путями преодолеть отдалённость.

Сходным образом человеческий род в своём младенчестве ещё чувствовал единство с природой. Земля, животные, деревья–всё ещё составляли мир человека. Он отождествлял себя с животными, и это выражалось в ношении звериных масок, поклонению тотему животного и животным-богам. Но чем больше человеческий род порывал с этими первоначальными узами, чем более он отделялся от природного мира, тем более напряженней становилась потребность находить новые пути преодоления отдалённости. Один из путей достижения этой цели составляют все виды оргиастических состояний, они могут иметь форму транса, в который человек вводит себя сам или с помощью наркотических средств, форму групповых сексуальных оргий. В трансовом состоянии экзальтации исчезает весь внешний мир, а вместе с ним и чувство отдаленности от мира.

Когда подобные оргиастические состояния обычны для всех членов социальной группы, они не вызывают чувства вины или беспокойства: так делают все. В“не-оргиастической” культуре это воспринимается как “распущенность”, “алкоголизм”, “наркомания” [20. С. 116]. Все формы оргиастического союзахарактеризуются тремя чертами: они сильны и даже бурны; они захватывают всего человека целиком– и ум, и тело; они преходящи и периодичны. Прямую противоположность им составляет форма единства, которая наиболее часто избиралась людьми в качестве решения преодоления отдалённости как в прошлом, так и в настоящем: единство, основанное на приспособлении к группе, к её обычаям, практике и верованиям. Единение посредством приспособления не бывает сильным и бурным. Оно осуществляется тихо, диктуется шаблоном и именно по этой причине часто оказывается недостаточным для усмирения тревоги одиночества, и случаи алкоголизма, наркомании, эротомании и самоубийств в современном обществе являются симптомами этой относительной неудачи в приспособлении. Более того, этот выход из проблемы затрагивает, в основном, ум, а не тело, и поэтому он не идёт ни в какое сравнение с оргиастическим решением проблемы. Стадный конформизм обладает только одним достоинством: он стабилен, а не периодичен. В добавление к приспособлению, как пути спасения от тревоги, порождаемой одиночеством, следует иметь в виду другой фактор современной жизни– роль шаблона работы и шаблона развлечений. Человек становится частью армии рабочих или управляющих. У него мало инициативы, его задачи предписаны организацией данной работы, и существует мало различия даже между теми, кто наверху лестницы, и теми, кто внизу. Все они выполняют задачи, предписанные структурой организации, с предписанной скоростью и в предписанной манере. Сходным образом заданы и развлечения, хотя и не так жестко. От рождения до смерти, с утра до вечера–все проявления жизни заданы заранее и подчинены шаблону. Как может человек, захваченный в эту сеть шаблонов, не забыть, что он человек, уникальный индивид, тот единственный, кому дан его единственный шанс прожить жизнь, с надеждами и разочарованиями, с печалью и страхом, со стремлением любить и ужасом перед уничтожением и одиночеством?

Третий путь приобретения единства – творческая деятельность, деятельность художника или ремесленника [20. С. 119]. Во всех видах творческой деятельности творец и его предмет становятся чем-то единым, в процессе творения человек объединяет себя с миром. Это, однако, верно только для созидательного труда, труда, в котором человек сам планирует, производит, видит результат своего труда.

Единение, достигаемое в созидательной работе, не межличностно; единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, - приходящее; единение, достигаемое приспособлением – это только псевдоединение. Следовательно, они дают только частичные ответы на проблему существования. Полный ответ– достижение межличностного единения, слияния с другим человеком, в любви [20. С. 119]. Но вспять безумцев не поворотить

    они уже согласны заплатить
    любой ценой – и жизнью бы рискнули,
    чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
    волшебную невидимую нить,
    которую меж ними протянули…
    [3. С. 21-22]

Желание межличностного слияния –наиболее мощное стремление в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведёт к безумию или уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня. Однако, не каждое достижение межличностного слияния можно назвать любовью. Слияние может быть достигнуто различными способами. И важно знать, какой вид единений имеется в виду, когда мы говорим о любви. Или это любовь, как зрелый ответ на проблему существования, или это незрелые формы любви, которые можно назватьсимбиотической связью (связь между матерью и зародышем в её утробе, их двое, и всё же это – одно целое) [20. С. 120]. Зрелая любовь –это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволят ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место порядок: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Следует иметь ввиду, что любовь качественно отличается от других человеческих чувств. Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности– это страсти, любовь же –это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении [12. С. 142].

Любовь - это активность, а не пассивный эффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь прежде всего значит давать [20. С. 122], а не брать (получать). “Давание” –это высшее проявление силы. В каждом акте давания человек осуществляет свою силу, своё богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет человека радостью. Он чувствует себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и поэтому радостным. Давать–более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение жизнеспособности человека.

Наиболее важная сфера давания это не сфера материальных вещей, а специфическая человеческая сфера [См. приложение 1, пункт 6]. Что один человек даёт другому? Он даёт себя, самое драгоценное, что имеет, он даёт свою жизнь. Но это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. Он даёт ему то, что есть в нём живого, он даёт ему свою радость, свой интерес, своё понимание, своё знание, свой юмор, свою печаль–все переживания и все проявления того, что есть в нём живого. Этим даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он даёт не для того, чтобы брать: давание само по себе составляет острое наслаждение. Но давая, он не может не вызывать в другом человеке что-то такое, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он не может не брать то, что даётся ему в ответ. Давание побуждает в другом человеке желание тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь. В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, чтолюбовь – это сила, которая рождает любовь, а бессилие – это невозможность порождать любовь. “Самый простой пример даёт сфера половых отношений. Наивысшее проявление мужской половой функции состоит в том, чтобы отдавать; мужчина отдаёт женщине себя, свой половой орган. В момент оргазма он отдаёт ей своё семя. Он не может не отдавать, если он нормальный мужчина; если он не может отдавать, он импотент. Для женщины этот акт означает то же самое. Хотя здесь дело обстоит несколько сложнее. Она тоже отдаётся; она открывает доступ к центру своего женского естества; получая, она отдаёт; если она не может отдавать, а способна только получать, она фригидна. Потом этот акт“отдавания”повторяется в ней уже не в её любовной, а в материнской заботе. Она отдаёт себя растущему внутри неё зародышу, отдаёт младенцу своё молоко и тепло своего тела. Не отдать было бы для неё страданием. ” [20. С. 122]

Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определённый набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание.

Что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребёнку. Никакое её заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у неё заботы о ребёнке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить; но когда мы видим заботу её о ребёнке, мы всецело верим в её любовь. Это относится и к любви к животным и растениям. Если какая-то женщина скажет нам, что любит цветы, а мы увидим, что она забывает их поливать, мы не поверим в её любовь к цветам.

Любовь –это активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать