Манипуляция сознанием - (курсовая)
p>Мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении. Когда их удаётся незаметно внедрить в сознание масс, мифы обретают огромную силу, ибо большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции. Специальный метод передачи мифа делает процесс управления ещё более эффективным. Нагляднее всего это проявляется в методе распространения информации, применяемом в США, назовём его дроблением.

Дробление или локализация (а также - фрагментация) - доминирующий метод распространения информации. По радио и ТВ многочисленные несвязанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Газеты представляют собой толстые подборки материала, расположенного почти наугад или в соответствии с тайными законами журналистики. Журналы намеренно разбивают статьи, помещая основную часть текста в конце номера, чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы.

Призывы покупать атакуют нас со всех сторон. Полное безразличие, с которым реклама относится к любым политическим и социальным событиям, врываясь в передачи независимо от того, о чём идёт речь, низводит любые социальные явления до уровня ничего не значащих происшествий. Реклама в дополнение к её общепризнанным функциям по продаже товаров, культивированию новых потребительских запросов и восхвалению системы оказывает корпоративной экономике ещё одну неоценимую услугу. Её вмешательство в информационные и развлекательные программы снижает и без того низкую способность аудитории оценивать тотальный характер освещаемого события или проблемы. Общим для всех радио и ТВ программ или компоновке первой страницы крупной ежедневной газеты является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. СМИ и их заправилы похваляются откровенностью системы информации, которая позволяет выпустить в эфир любой критический материал. Массовая аудитория попадется на этот аргумент и верит, что ей предоставляется доступ к свободному потоку мнений.

Экологический императив признания взаимосвязи является одним из методов науки, который можно с полным основанием применить к человеческим отношениям. Когда тотальный характер социальной проблемы намеренно обходится стороной, и отрывочные сведения о ней предлагаются в качестве достоверной “информации”, то результаты такого подхода всегда одинаковы: непонимание, в лучшем случае неосведомлённость, апатия и, как правило, безразличие.

СМИ не одиноки в активном выборе метода фрагментации. Вся культурно образовательная система поощряет и осуществляет распыление, специализацию и микроскопическое разделение. Каждая из университетских дисциплин отстаивает свою “беспримесность”, наибольшей популярностью пользуются модели, исключающие междисциплинарную связь. Экономика - для экономистов, политика для учёных, занимающихся политическими науками. И хотя эти две сферы неотделимы друг от друга, в научном отношении их взаимосвязь отрицается или игнорируется. С внедрением в информационную систему новой техники фрагментация приобретает ещё одно измерение. Поток несвязанной информации ускоряется до такой степени, что это вызывает порой до известной степени обоснованные жалобы на “информационную перегрузку”. В действительности количество значимой информации не увеличивается. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию. Новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчёмной информации, ещё больше осложняющей для индивида и без того безнадёжные поиски смысла.

    3. 2. Немедленность передачи информации.

Немедленность не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом для его осуществления. Качество это способствует усилению манипулятивных возможностей информационной системы. Незамедлительность - репортаж непосредственно с места события - остаётся одним из самых главных принципов американской журналистики. Социальные системы, неспособные обеспечить незамедлительную информацию, считаются безнадёжно отсталыми, неэффективными. Но скорость при передаче информации вряд ли можно считать достоинством. В Америке основанная на конкуренции система превращает информацию в товар потребления, и выгода состоит в том, чтобы первым заполучить и продать такой скоропортящийся товар, как новости.

В случаях возникновения действительных или мнимых кризисов нагнетания совершенно необоснованная атмосфера истерии и взвинченности. Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создаёт ощущение необычайной важности информации, которое также быстро рассеивается. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности. Быстро чередующиеся сообщения об авиакатастрофах и наступлении национально - освободительных сил, растратах и забастовках, сильной жаре итд. мешает составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесс сортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, не в состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений. Большинство важных событий созревает и обретает смысл лишь по истечении определённого времени. Полутораминутные информационные “молнии”, передаваемые через спутники, отнюдь не способствуют пониманию их развития. Полнейшая концентрация внимания на происходящих в данную минуту событиях разрушают необходимую связь с прошлым.

Предметом нашей озабоченности является существующая социальная система, использующая технику быстрой передачи информации для распыления или лишения смысла информации и утверждающая при этом, что скорость подачи сообщений служит делу понимания и просвещения.

    4. Пассивность - конечная цель манипулирования сознанием.

Содержание и форма СМИ Америки - мифы и средства их передачи - полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния и стремятся добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус кво.

ТВ лишь новейшее и самое эффективное средство, вызывающее состояние пассивности. Американцы проводят у телевизора сотни миллионов часов в неделю и миллиарды часов в год, не проявляя ни малейшего желания выйти куда-либо из гостиной. И всё же проблема значительно глубже, чем просто физическая неподвижность десятков миллионов людей. Сокращение умственной деятельности также является результатом отупляющего воздействия бесконечного количества часов, затрачиваемых на просмотр телепрограмм.

Для достижения состояния пассивности корпоративная экономика использует не одно только ТВ. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое количество более или менее значительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодействию.

Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требует от вас участия, по крайней мере, в физическом смысле, но и в основных массовых видах развлекательного искусства не содержится ничего, что могло бы вывести вас из состояния умственного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности. Но эти исключения не могут скрыть главного - цель радио и ТВ программ и фильмов в коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью. Более того, предпринимаются достаточно решительные меры, чтобы исключения и оставались исключениями. Когда Смозерс и Бразер попытались позволить себе в своей программе несколько незначительных выпадов против истэблишмента, их программа была незамедлительно запрещена.

Один из обозревателей писал об американской кинохронике 30х годов (и эти слова можно полностью отнести к 80м годам), что “американская кинохроника рассказывает аудитории о футбольных матчах, наводнениях, красотках в купальных костюмах и знаменитостях. Кинозритель узнаёт значительно больше о Джеке Диллинджере или о мисс Америке, чем о забастовке металлистов или гражданской войне в Испании”. Подобное сочетание лишённых жизненного содержания программ и располагающей к пассивности коммуникационной технике - вот инструмент современного американского аппарата манипулирования сознанием.

    5. Индустрия знания: государственный компонент.

Информация, вырабатываемая правительством, позволяет судить о характере выполняемых ею функций.

Невероятное количество разного рода информации распространяется по различным органам власти правительством США. Так, например, существуют информационные данные о людях, производстве, природных ресурсах, отношениях между государствами и много других видов, которых слишком много, чтобы перечислить. Количество информации связано с размерами национального административного аппарата, но лишь деятельность правительства позволяет судить о содержании и социальной полезности собранной информации. А что делает правительство, легче всего понять, обратив внимание на экономическую систему, которой оно служит и которой управляет.

Фундаментом американского общества служит основанная на частной собственности, организованная по корпоративному принципу, охраняемая правительством и имеющая международную базу экономика. Наиболее влиятельные корпорации имеют заводы и дочерние компании в десятках стран. Американские воска под предлогом защиты других государств от коммунизма расквартированы по всему миру, но на деле выступают защитниками вездесущих интересов корпораций.

Американское предпринимательство в большой степени зависит от иностранного сырья и от иностранных рынков сбыта. Прибыльность - движущий механизм системы. В свете этих определяющих факторов и становится понятной роль информационной деятельности федеральной бюрократии.

Создание информации и контроль за нею на национальном уровне подчинены удовлетворению потребностей, расширению влияния и подтверждению надёжности господствующей системы. По этой причине наиболее полное развитие государственного капитализма (союз органов государственной власти с основанной на частной собственности экономической системой) находит своё выражение в образовательно-научно-информационном секторе. Действительно, административный аппарат государства почти неотделим от ведущего ядра частного коммуникационно-информационного сектора.

Согласно данным, опубликованным изданием “Вераети”: “основные национальные СМИ, как это ни парадоксально, прочно скованы цепями финансового партнёрства (миллиарды долларов) с правительством, которое активно и открыто старается подавить критику в адрес администрации и всякую критику вообще”. Государственная информация отражает мотивации, тенденции и потребности самой системы, которая выдвигает свои требования через бюрократические институты правительства. Механизм этих сложных отношений особенно заметен при анализе различных ролей, принимаемых государством в его поиске информации и поощрении её создания. Государство - щедрый финансист производства информации. В тоже время оно выступает и в качестве ментора. Оно уделяет огромное внимание своим органам по связям с печатью. Оно управляет глобальным аппаратом по обработке сознания населения зарубежных стран, само решает, какая информация должна быть обнародована, как её подать, через какой промежуток времени и в каких дозах. 5. 1. Правительство как создатель и сборщик информации.

Правительственные затраты на научные исследования и разработки, представляющие собой систематический поиск определённой информации за последние годы резко пошли вверх. Большая часть федеральных средств разошлась по частным промышленным лабораториям и предприятиям.

Подобная модель распределения средств способствует усилению частного сектора за счёт государственных фондов. Ещё более важно то, что возможность разработки альтернативных курсов экономического развития чрезвычайно ослабляется, ибо способность правительства самостоятельно оценить новую технологию, новую продукцию или общую перспективу развития либо очень низка, либо отсутствует вовсе.

Начиная со второй мировой войны правительство вложило основную часть своих фондов на научные исследования и разработки (то есть на крупнейшую статью своего информационного бюджета) в такие проекты, которые непосредственно поддерживали наиболее агрессивные поползновения корпоративной экономики. Способность развязать мировую ядерную войну и почти мгновенно осуществить военное вмешательство в любой части мира - вот основные достижения, полученные в результате вложения сотен миллиардов долларов в исследования и разработки. В 1970 году свыше четырёх пятых всех национальных затрат на научные исследования и разработки были сконцентрированы в сфере военного производства. Разведывательная деятельность многочисленных правительственных организаций представляет собой ещё один вид информационных усилий правительства. Разведывательные операции всегда сопутствовали экспансии американской корпоративной системы в её стремлении к получению прибылей в глобальном масштабе.

Как скрытая (разведывательная), так и явная информационная деятельность правительства направлена на поддержание основанной на принципе частной собственности экономики и военной мощи страны. Ежегодная стоимость этих информационных усилий велика. Об экономии забывают, коль скоро речь идёт об информационных интересах жизненно важных центров власти. Информационная деятельность не оказывающая непосредственной поддержки корпоративно-правительственному комплексу, получает в лучшем случае ограниченную помощь.

С момента своего появления ТВ, за редким исключением, являлось коммерческим предприятием, в основном служащим интересам рыночной экономики. Только в 1967 году были предприняты незначительные попытки создать некоммерческую общественную систему ТВ. С тех пор ежегодно ведётся борьба за скудные фонды. Несмотря на то, что общественное ТВ в его настоящем виде не представляет никакой угрозы установившемуся порядку, власть имущие относятся к нему с большим недоверием.

    5. 2. Распространение информации.

Факторы, влияющие на процесс создания информации в США, в равной степени обнаруживают себя и в процессе её распространения. Доминирующие интересы экономики государственного капитализма определяют характер информационного потока и управляют им. Это проявляется на трёх национально-правительственных уровнях распространения информации: правительство как пропагандист на международной арене, правительство как агент по связи с общественностью внутри страны и, что важнее всего, правительство как распорядитель и манипулятор огромными информационными ресурсами, находящимися в его распоряжении. 5. 2. 1. Правительство как пропагандист.

Создание в 1953 году Информационного агентства США как официального правительственного инструмента за границей совпало с послевоенным развитием американского предпринимательства и усилением его влияния за рубежом. Так как США видели главную задачу своей внешней политики в том, чтобы тормозить социальные изменения в других странах или управлять ими в целях обеспечения выгодных капиталовложений для американского капитализма (“защита свободного мира” - эвфемизм, которым обычно пользовались для этих целей), то создание официального органа считалось необходимым для разъяснения подобной политики озадаченному по вполне понятным причинам местному населению. Президентский меморандум 1963 года не оставлял на этот счёт никаких сомнений - “ЮСИА, говорилось в нём, - должно помогать США в достижении их целей, оказывая влияние на установки общественности в других государствах”.

Хотя официальные круги неохотно признают характер функций ЮСИА, скрыть их очень трудно. Уэллс пишет: “Представители иностранных государств часто утверждают, что ЮСИА является пропагандистским органом правительства США. Именно таковым оно и замышлялось и выполняло эти функции весьма успешно”.

Радиостанция ЮСИА - “Голос Америки” осуществляет ежедневные радиопередачи на 35 языках, ретранслируемые за рубежом по многочисленным станциям, расположенным во всём мире.

ЮСИА предоставляет иностранным СМИ и отдельным гражданам книги, фильмы, телефильмы, журналы и разные периодические издания.

ЮСИА неоднократно подвергалось критике как внутри страны, так и в тех государствах, где оно действует. Пытаясь приукрашивать политику, идущую вразрез с интересами тех стран, где оно функционирует, ЮСИА неизбежно оказывается в эпицентре конфликта.

Кроме ЮСИА существует ещё ряд менее рекламируемых органов политико-культурного проникновения. В 1971 году сенатор Кейс обнаружил, что ЦРУ финансировало радио “Свобода” и радио “Свободная Европа”, которые с 1951 года вели передачи на Восточную Европу и Советский Союз.

Повсюду, где происходят или назревают значительные социальные изменения, американские радиовещательные станции усердно сеют сомнения относительно новых социальных форм и воспевают стяжательско-потребительскую систему. 5. 2. 2. Правительство как агент по связи с общественностью.

В 1967 году исполнительная власть потратила на информацию общественности около 400 миллионов долларов. Федеральные затраты на информирование налогоплательщиков более чем в два раза превышают отпускаемые на сбор информации бюджеты двух основных телеграфных агентств, трёх ТВ сетей и девяти крупнейших ежедневных газет США.

По поводу этой информации Крисбаум говорит следующее: “Часть этой информации действительно нужна общественности. Например, Национальная служба погоды предсказывает солнечные дни, дождь или снег. Бюро по переписи населения поставляет статические данные о том, сколько нас, чем мы занимаемся, где живём и так далее. Бюро трудовой статистики даёт сведения о стоимости жизни. Но часть этой информации нельзя охарактеризовать иначе, как чистой воды пропаганду”. У правительства есть законные основания делиться информацией с общественностью, а у последней есть настоятельная потребность быть в курсе дел правительства. Но вопрос в том, кто занимается распространением информации и какие при этом преследуются цели? Способствует информация повышению осведомлённости общественности или, наоборот, препятствует ей?

Как и следовало ожидать, крупнейшим представителем правительства по связи с печатью является Пентагон. Чудовищная бюрократическая машина, находящаяся на службе вооружённых сил, распространила свою деятельность и на сферу обработки информации. Она представляет собой опасный шаг в направлении манипулирования. Созданная с заслуживающей похвалы целью информирования общественности о деятельности Пентагона, информационная структура министерства обороны превратилась в небывалой величины аппарат по рекламе, расходующей десятки миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтобы убедить сограждан в полезности выделения огромных средств на военную безопасность. Организуемые Пентагоном турне по военным базам для собственных и иностранных корреспондентов - особенно излюбленный приём. Поскольку американские базы разбросаны по всему миру, можно представить себе какое удовлетворение приносят такие увеселительные поездки за казённый счёт.

Группа лекторов Пентагона включает адмиралов, генералов, а иногда и рядовых военнослужащих, которые выступают в клубах для бизнесменов, женских клубах, на патриотических собраниях и муниципальных митингах. Военно-морской флот предоставляет свои корабли для посещения представителями общественности. Радио и ТВ система вооружённых сил - это “крупнейшая радиотелевизионная сеть, сосредоточенная в одних руках ”, которая не только предлагает военнослужащим тщательно отредактированную версию происходящих в мире событий, но и проникает в дома миллионов людей, живущих в радиусе действия этих станций. Связь правительства с печатью не ограничивается информационными уловками Пентагона. Прочие исследовательские программы, другие правительственные ведомства также активно участвуют в компаниях за получение общественной поддержки их проектов. Особенно активны Комиссия по атомной энергии и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать