Мировоззренческие предпосылки аддитивного поведения - (диплом)
p>2. 3. Анализ результатов исследования методами математической статистики.

1. Различия между группами испытуемых по отношению к отцу представлены в таблице 2. Таблица 2.

    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    61
    39
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    35
    65
    100
    96
    104
    200
    Х2 = 13, 54
    Различия значимы на уровне 0, 001

2. Различия между группами испытуемых по отношению к матери представлены в таблице 3.

    Таблица 3.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    49
    51
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    31
    69
    100
    80
    120
    200
    Х2 = 6, 75
    Различия значимы на уровне 0, 01

3. Различия между группами испытуемых по отношению к семье представлены в таблице 4.

    Таблица 4.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    39
    61
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    27
    73
    100
    66
    134
    200
    Х2 =3, 95
    Различия значимы на уровне 0, 05

4. Различия между группами испытуемых по отношению к себе представлены в таблице 5.

    Таблица 5.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    46
    54
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    46
    54
    100
    92
    108
    200
    Х2=0
    Различия отсутствуют.

5. Различия между группами испытуемых по отношению к прошлому представлены в таблице 6.

    Таблица 6.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    38
    62
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    31
    69
    100
    69
    131
    200
    Х2 =1, 08
    Различия не значимы

6. Различия между группами испытуемых по отношению к будущему представлены в таблице72.

    Таблица 7 .
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    48
    52
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    22
    78
    100
    70
    130
    200
    Х2 =14, 85
    Различия значимы на уровне 0, 001

7. Различия между группами испытуемых по отношению к сексу представлены в таблице 8.

    Таблица 8.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    28
    72
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    11
    89
    100
    39
    161
    200
    Х2 = 9, 20
    Различия значимы на уровне 0, 01

8. Различия между группами испытуемых по отношению к браку представлены в таблице 9.

    Таблица 9.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    45
    55
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    69
    31
    100
    114
    86
    200
    Х2 = 11, 75
    Различия значимы на уровне 0, 001

9. Различия между группами испытуемых по изучаемому параметру “представление о друзьях” представлены в таблице 10.

    Таблица 10
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    25
    75
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    20
    80
    100
    45
    155
    200
    Х2 =0, 71
    Различия не значимы

10. Различия между группами испытуемых по отношению к подчиненным представлены в таблице 11.

    Таблица 11.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    56
    44
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    53
    47
    100
    109
    91
    200
    Х2=1, 18
    Различия не значимы.

11. Различия между группами испытуемых по отношению к начальству представлены в таблице 12.

    Таблица 12.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    58
    92
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    47
    53
    100
    105
    145
    200
    Х2 =1, 58
    Различия не значимы.

12. Различия между группами испытуемых по изучаемому параметру “нереализованные возможности” представлены в таблице 13.

    Таблица 13.
    Отрицательное отношение
    Положительное отношение
    Склонные к аддиктивному поведению
    8
    92
    100
    Не склонные к аддиктивному поведению
    2
    98
    100
    10
    190
    200
    Х2 =3, 79
    Различия не значимы.

Степень значимости различий между испытуемыми, склонными к аддиктивному поведению, и испытуемыми, не склонными к аддиктивному поведению, относительно основных параметров мировоззрения (уровень значимости оценивался с помощью критерия Х2).

    Таблица 14.
    Изучаемый параметр
    Уровень значимости
    Отношение к отцу
    0, 001
    Отношение к матери
    0, 01
    Отношение к семье
    0, 05
    Отношение к себе
    Не значимо
    Отношение к прошлому
    Не значимо
    Отношение к будущему
    0, 001
    Отношение к сексу
    0, 01
    Отношение к браку
    0, 001
    Представление о друзьях
    Не значимо
    Отношение к подчиненным
    Не значимо
    Отношение к начальству
    Не значимо
    Нереализованные возможности
    Не значимо
    2. 4. Обсуждение результатов.

Начать обсуждение хотелось бы с отношения испытуемых к семье, а также родителям– матери и отцу.

Наиболее значимые различия выявились относительно отношения испытуемых к отцу –на уровне 0, 001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Отца молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, склонны воспринимать как объект, с которого можно получить материальную выгоду. Наиболее часто встречаются сожаления о невнимательности, отсутствии общения, совместного досуга, любви, заботы. Именно ролью отца в семье оказалась недовольна данная группа испытуемых. Возможно, здесь играет роль и тот факт, что при начале употребления ПАВ молодым человеком, у отцов закрепляется неустойчивый и противоречивый стиль отношений со стремлением выключиться из конфликтной ситуации с отвержением ребенка и отрицанием его проблем.

Также различия выражены по отношению к матери- на уровне 0, 01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений. Интересен тот факт, что предложения именно по этому параметру пропускались неотмеченными чаще всего. Это свидетельствует о болезненности темы, а также ее закрытости, “табуированности”. В отношении к семье различия менее выражены –на уровне 0, 05. Молодые люди в обеих группах склонны нивелировать различия между своей семьей и другими (“как все”, “обычная семья”), а юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, недовольны в основном своей ролью в семье - считают, что с ними обращаются как с ребенком, не как с членом семьи, не уделяют должного внимания.

Резко отличается у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, отношение к своему будущему(уровень значимости 0, 001). Молодым людям, склонным к аддиктивному поведению, будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Зато молодые люди, не склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще высказывают оптимистичные, уверенные, светлые прогнозы относительно своего будущего. Негативная тенденция у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению видимо, связана с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель–немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Личность потребителя наркотиков ориентирована преимущественно на потребление, они не имеют желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.

Различия по отношению к прошломуоказались незначительны: и в той и в другой группах только треть опрошенных склонны воспринимать свой опыт как негативный. Вероятно, особенности прошлого не имеют значения для формирования аддиктивного поведения.

Значимыми оказались различия по отношению к браку(уровень значимости 0, 001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его. Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ. При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своимисексуальными отношениямипо сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0, 01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.

Представление о дружбе в целом не удалось разделить на “положительное” и “отрицательное”. Это связано с тем, что предложения были построены таким образом, чтобы выявить идеальное представление о дружбе. Практически у всех испытуемых представления о“настоящем друге”похожи: как о человеке, который не предаст, не бросит в трудную минуту, не обманывает, умном, веселом, т. е. испытуемые рисовали идеальный образ друга. Удалось вычленить такой мировоззренческий аспект, как представление о друзьях. Группы сравнивались по этому параметру, и различия оказались не значимы: 25% среди юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, и 20% среди не склонных не уверены в своих друзьях.

Также мнения групп совпадали по отношению к подчиненным, к начальству – по этим параметрам различия не значимы. Отношение к себев обоих групп абсолютно совпало: 46% молодых людей и в группе склонных, и в группе не склонных к аддиктивному поведению, не уверены в себе, противопоставляют себя окружающему миру, обладают низкой самооценкой. Также в тесте имелся такой параметр, как “Страхи и опасения”. В обеих группах указывалось на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение к себе; темнота, крысы, замкнутое пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство; будущее, ошибки. Все эти страхи и опасения свойственны для людей в принципе. Каких-либо тенденций относительно преобладания каких-либо страхов для каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.

Таким образом, выраженные различия выявились по отношению к родителям отцу и матери, к семье, к будущему. По перечисленным выше параметрам у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, более выражено отрицательное отношение. Следовательно, гипотеза получила свое подтверждение. Также выявились различия по отношению к сексу –неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали молодые люди, склонные к аддиктивному поведению. Зато по отношению к браку они отличаются большим оптимизмом, нежели их сверстники, не склонные к аддиктивному поведению.

Для использования в профилактической и коррекционно-психологической работе мы считаем более перспективными такие мировоззренческие предпосылки, как отношение к родителям, к семье в целом и отношение к своему будущему, а также отношения в разнополой диаде.

Большое внимание следует уделять в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности определять цели своей жизни и добиваться их. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель как создание брака и гармонизацию межполовых отношений. Для этого мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке, приобрести точку опоры и в настоящем, и в будущем, которого они пока так боятся.

И конечно, следует уделить внимание уменьшению негативной окраски взаимоотношений с родителями, в идеале–гармонизация этих отношений. Необходимо работать как с самими молодыми людьми, так и со всей семьей.

    Выводы

1. Гипотезы следствия получили свое подтверждение. Действительно, юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают своебудущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению, уровень значимости 0, 001. Будущее представляется преимущественно в негативных тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя в своем будущем, не уверены в нем. Видимо, это связано с тем, что они не верят в будущее и не видят его, т. к. цель–немедленное удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Также, что не менее важно, отсутствует программа построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.

2. Получила подтверждение и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с родителями по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.

Наиболее значимые различия выявились по отношению испытуемых к отцу –на уровне 0, 001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам, сколь значима роль отца в формировании личности молодого человека, а также вовлечения его в наркотическую зависимость. Различия выражены и по отношению к матери- на уровне 0, 01. Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.

Полученные данные подтверждают тот факт, что химическая зависимость –заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения.

3. Значимыми оказались различия по отношению к браку(уровень значимости 0, 001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению (55% против 31%). У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его.

Мы считаем, что стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью, идеализируя ее образ. При этом отношения в разнополой диаде удаются им не очень хорошо - они реже удовлетворены своимисексуальными отношениямипо сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению (уровень значимости 0, 01). Естественно, при наличии негативного примера в качестве своей семьи, им нелегко строить позитивные межполовые отношения.

4. Различия по отношению к остальным мировоззренческим факторам, а именно: отношение к прошлому, к себе, к друзьям, к начальству , к подчиненными, а также нереализованные возможности– оказались не значимы.

    Заключение.

Итак, мы проанализировали различия между молодыми людьми, склонными к аддиктивному поведению, и молодыми людьми, не склонными к аддиктивному поведению, по следующим мировоззренческим параметрам: отношение отцу, матери, своей семье, отношение к прошлому, к будущему, , к себе, к друзьям, к начальству, к подчиненными, а также нереализованные возможности. Были выявлены следующие различия: более отрицательное отношение к будущему, к отцу, матери, к своей семье, а также неудовлетворенность своими сексуальными отношениями показали юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, при этом продемонстрировав более положительное отношение к браку с его идеализацией.

Полученные данные позволяют сделать следующие рекомендации по профилактике и терапии аддиктивного поведения.

Гармонизация, оптимизация семейных отношений, отношений с родителями –необходимый атрибут профилактической работы. Уменьшение чрезвычайно эмоционального, болезненного, негативного отношения детей к своим родителям поможет снизить риск наркотизации среди юношества.

Необходимо работать с построением и осознанием жизненных целей, развивать способность строить жизнь, видеть свое будущее и не бояться его. В частности, мы предлагаем ориентировать молодых людей на такую позитивную цель, как создание брака и гармонизацию межполовых отношений.

Нам видится новый приоритетный путь профилактики - мы предлагаем обучать молодых людей конструктивному взаимодействию в разнополой диаде. Это поможет молодым людям самореализоваться в браке. Удачное конструктивное взаимодействие с противоположным полом станет для них точкой опоры и в настоящем, и в будущем, которого пока они так боятся.

    Библиография.

1. Баярд Д. , Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. – М. – 1992. 2. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб. ;М. -1998.

3... Березин С. В. и др. Психология ранней наркомании. -Самара. -1997. 4. Березин С. В. , Лисецкий К. С. , Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. – Самара. – 1997. 5. Березин Ф. Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л. -1998. 6. Битенский В. С. , Херсонский Б. Г. , Дворяк С. В. и др. Наркомании у подростков. -Киев. -1989.

7. Братусь В. С. , Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. – 1984.

8. Васильева О. С. , Андрущенко И. Е. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте. //Школа здоровья. – 2000. - №1 – с. 48-62.

9. Вострокнутов Н. В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе. //Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с. 109-124. 10. Дольто Франсуаза. На стороне подростка. -СПб. -1997.

11. Дьяченко М. И. , Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. – Мн. -1998. 12. Заика Е. В. , Крейдун Н. П. , Якина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии-№4-1990-с. 83-90.

13. Зыков О. В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологической службы в г. Москве //Вопросы наркологии. – 1997. - №1. – с. 27-32. 14. Ивченко Н. П. , Ефимова А. В. , Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. //Вопросы психологии. – 2001. - №3 – с. 49-57. 15. Кон И. С. Психология ранней юности. – М. – 1989.

16. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. – 1998.

17. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. -М. ;СПб. -1996.

18. Курек Н. С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. – 1997. - №2.

19. Левин Б. Н. , Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. Книга для учителей. -М. 1991.

20. Лекции по клинической наркологии / Под редакцией Иванца Н. Н. – М. – 1995. 21. Лисецкий К. С. , Мотынга И. А. Психология и профилактика ранней наркомании. – Самара. – 1996. 22... Личко А. Е. , Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. - Л. 1991.

23. Меньшикова Е. С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков. //Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - №2. – с. 88-105. 24. Мирошниченко Л. Д. , Гелипас В. Е. , Рыбакова Л. Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. – 2000. - №3. –с. 3-13.

25. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб. – 1998. 26. Ниссен Й. Ф. Невидимый слон. - М. – 1998.

27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара. -1998.

28. Практическая психология образования: учебник для студентов ВУЗов. Дубровина И. В. - М. -1998.

29. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. – М. – 2000.

    30. Проценко Е. Н. Наркотики и наркомания. – М. - 1999.

31. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования)/Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. – Самара. -1998.

    33. Пятницкая И. Н. Наркомании. -М. - 1994.

34. Реабилитационно-профилактическая программа клуб “Перекресток”. – М. – 2000. 35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М. – 1999.

36. Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при Джон А. начальных формах клинической зависимости. //Школа здоровья. – 2000. - №1. – с. 79-82. 37. Соломзес Джон А. , Вэнд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество. -М. , - 1998.

38. Сорокин В. М. наркотики и подростковая субкультура... //Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с. 104-106.

40. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. //Семейная психология и семейная терапия. – 1999. №3 – с. 90- 95. 41. Христофорова М. И. , Шипицина Л. М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов... //Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с. 165-174. 42. Шереги Ф. Э. , Арефьева А. Л. и др. Материалы международной конференции “Подростки и молодежь в меняющемся обществе”(проблемы отклоняющегося поведения). – М. – 2001.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать