Основы социальной информатики - (лекции)
p>- определение образующих черт социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного и экологического начал общества); - использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта;

- активный поиск конструктивных решений социальных проблем на основе симбиоза "левополушарных" и "правополушар ных" механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же - “правополушарный” регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы информатизации, своим путем догнать передовые в информационном отношении страны.

    Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере.

Социальная сфера - это процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.

Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии. В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению “качества жизни”, способствуют улучшению условий “воспроизводства” личности?

Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой ( информационные центры муниципалитетов, префектур и т. д. ), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение преобретает сам факт наличия компьютеров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.

Социальная структура общества с информационной точки зрения. Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: типу собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т. д. , необходимо дополнить полученную структуру “информационным срезом”. Очевидно, например, более позитивное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества не так очевиден “информационный срез”, необходимы специальные социологические исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.

    Социальные последствия информатизации.

Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”[4] является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:

    Положительные последствия Отрицательные последствия
    КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Свободное развитие индивида “Автоматизация” человека Информационное общество Дегуманизация жизни Социализация информации (1) Технократическое мышление Коммуникативное общество Снижение культурного уровня (3)

    Преодоление кризиса Лавина информации
    цивилизации (2) Элитарное знание (поляризация)(4)
    Изоляция индивида (5)
    ПОЛИТИКА

Расширение свобод Снижение свобод Децентрализация Централизация Выравнивание иерархии власти (6) Государство - ”надзиратель” (7) Расширенное участие в Расширение государственной общественной жизни бюрократии Усиление власти благодаря

    знаниям
    Усиление манипуляции людьми
    ХОЗЯЙСТВО И ТРУД

Повышение продуктивности Все возрастающая сложность Рационализация жизни Повышение компетентности (8) Обострение промышленного Увеличение богатства кризиса

Преодоление кризиса Концентрация Экономия ресурсов Подверженность кризисам Охрана окружающей среды Стандартизация

Децентрализация Массовая безработица промышленности Новые требования к Новая продукция мобильности трудящихся Улучшение качества Дегуманизация труда Диверсификация продукции Стрессы

Новые профессии и Деквалификация квалификации (9) Исчезновение многочисленных

    профессий
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость (10) Усиление взаимозависимости Появляется шанс на развитие Технологическая зависимость у стран “третьего мира” Обострение отношений Юга Улучшение обороноспособности Запада

    страны Уязвимость Усиление опасности новой
    войны из-за обновления военных
    систем
    Комментарий к таблице Хессига:

1. ”социализация информации” - увеличение степени направленности информации на социальную сферу;

2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом[5].

3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т. д. ), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое - элите (политической, экономической и т. д. ).

5. “изоляция индивида” - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться , как правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление. 6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.

7. государство- ”надзиратель” - Левиафан [13 - библейское морское чудовище, символ государства-монстра. ], “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации”[6] персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей. 8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому - ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

9. “новые профессии и квалификации” и , с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др. , невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т. п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности , ряде нормативных документов( например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации”) [7].

    Литература:

1. Что за “ядерным чемоданчиком”? // Правда, 20 апреля 1994 г. 2. Ершов А. П.

    3. Проблемы информатизации , № 3/4, 1993, с. 81-88.

4. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М. , 1991, с. 217. 5. Урсул А. Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, № 1-3, с. 35-45.

6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.

7. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г.

    Тема 6.
    Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода- для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образованодиалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества- это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т. д [3].

    Социальный интеллект - понятие[2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем( предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационнойсреды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[4].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран: - страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления; - страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;

    - страны, производящие оригинальные технологии;
    - страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии и т. д. ), но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения- населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования [14По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25-64 лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции - 21%, в Германии 17%, в Италии -6%. ].

По состоянию на 1995 год в США - 12, 5 млн. студентов, а в России - 2, 6 млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т. е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными неявляются.

    Информационная культура- это[6]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; - новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[7].

Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. - обзор разновидностей портативных ПК[5].

1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки(органайзеры);

    2 группа: карманные компьютеры;

3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари); 4 группа: ПК-блокноты(notebook);

    5 группа: ПК-субблокноты
    6 группа: переносные ПК;
    7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи.

Телекоммуникационные системы- обзор используемых сетей. Интернет как средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров, имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн.

    Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т. е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды; - наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим языком.

    Литература:

1. Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М. , 1994.

2. Кочетов А. Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991. 3. Вовканыч С. И. , Парфенцева Н. А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с. 153.

4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года.

5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г. , с. 16-28. 6. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С. -Петербург, 1994, с. 56.

7. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.

8. Каныгин Ю. М. , Маркашов В. Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с. 31.

Выступление Ракитова А. И. в Миннауке , статистика по российскому научному потенциалу.

9. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммугист, 1988, № 2, с. 82-92.

    Тема 7
    Информационный образ жизни: общество и
    личность в условиях информатизации

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т. к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать