Глава III. Обсуждение результатов психодиагностическкого обследования учащихся.
В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа “потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А. З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования. Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП).
Эта методика состоит из двенадцати субтестов :
Осведомленность – эрудиция, любознательность.
Понятливость –социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения.
Арифметический тест – хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме. Сходство – уровень мышления и гибкость мышления.
Словарь – развитие речи, умение выражать свои мысли.
Запоминание цифр – память и способность к собранной работе. Недостающие детали – концентрация внимания, восприятия, наблюдательность. Последовательные картинки – способность к планированию.
Кубики Косса – развитие пространственных представлений.
Складывание объекта – развитие наглядно образного мышления. Кодирование – ловкость, внимание, настойчивость.
Лабиринт – планирование и ориентация на инструкции.
С помощью этой методики определили общий интеллектуальный показатель детей до поступления в первый класс (август1987года) таблица №2 и №4. Этот же показатель после обучения их в школе в течение первого полугодия, когда с детьми экспериментальной группы занимался психолог по программе, развивающей мышление (с контрольной группой таких занятий не проводилось). Результаты обследования представлены в таблицах.
Результаты экспериментальной группы представлены в таблицах №1 и №2. Результаты контрольной группы представлены в таблицах №3 и №4
Таблица № 1
Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер
Имя обследуемого
С/Т
№ 1
№ 2
№ 3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
ОИП
ВИП
НИП
1. Наталья С.
9
4
8
11
6
9
13
9
9
7
8
9
89
86
94
2. Ольга Ш.
5
14
9
9
7
5
7
3
8
5
4
6
77
89
69
3. Елена Ч.
4
4
13
5
5
8
13
8
8
7
6
10
83
79
90
4. Анастасия А.
6
4
10
9
6
9
8
9
11
9
8
8
86
84
92
5. Татьяна К.
10
6
11
14
6
7
12
3
8
7
12
5
88
94
85
6. Роман С.
4
13
6
8
6
6
13
9
11
6
11
8
88
81
97
7. Анастасия Д.
3
5
8
14
4
6
4
9
9
1
6
10
77
79
76
8. Марина М.
3
6
5
11
5
2
14
8
8
6
6
8
77
71
87
9. Юлия О.
9
2
8
7
5
8
3
9
10
4
9
7
77
79
79
10. Вера К.
6
2
10
10
2
4
9
6
12
1
5
6
73
76
76
Среднее значение
5, 9
6
8, 8
9, 8
5, 2
6, 4
9, 6
7, 3
9, 4
5, 3
7, 5
7, 7
81, 5
81, 8
84, 5
Таблица № 2
Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (март, 1998 год) методика: Векслер
Имя обследуемого
С/Т
№ 1
№ 2
№ 3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
ОИП
ВИП
НИП
1. Наталья С.
11
7
9
13
7
12
15
12
13
10
10
12
93
88
98
2. Ольга Ш.
9
14
12
12
8
10
7
6
10
8
7
12
82
94
75
3. Елена Ч.
6
6
15
7
8
8
14
10
10
11
8
12
88
83
95
4. Анастасия А.
7
6
12
10
9
10
10
11
11
12
12
11
92
88
101
5. Татьяна К.
12
10
12
14
7
8
14
5
8
11
12
7
94
96
92
6. Роман С.
8
14
10
10
8
10
13
10
14
10
11
14
96
86
105
7. Анастасия Д.
7
8
10
14
7
8
7
10
12
10
11
13
90
82
94
8. Марина М.
4
6
7
13
6
4
15
10
10
7
8
10
80
74
89
9. Юлия О.
10
5
12
8
10
5
10
12
8
10
10
12
80
80
82
10. Вера К.
9
8
12
14
4
8
9
10
14
6
9
8
78
77
84
Среднее значение
8, 3
8, 4
11, 1
11, 5
7, 4
8, 3
11, 4
9, 6
11
9, 5
9, 8
11, 1
87, 3
84, 8
91, 5
Таблица № 3
Результаты обследования контрольной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер
Имя обследуемого
С/Т
№ 1
№ 2
№ 3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
ОИП
ВИП
НИП
1. Екатерина П.
11
7
9
13
7
12
15
12
13
10
10
12
93
88
98
2. Артем Ю.
9
14
12
12
8
10
7
6
10
8
7
12
82
94
75
3. Елена Ю.
6
6
15
7
8
8
14
10
10
11
8
12
88
83
95
4. Елена Б.
7
6
12
10
9
10
10
11
11
12
12
11
92
88
101
5. Дмитрий Ч.
12
10
12
14
7
8
14
5
8
11
12
7
94
96
92
6. Надежда Ш.
8
14
10
10
8
10
13
10
14
10
11
14
96
86
105
7. Елена Д.
7
8
10
14
7
8
7
10
12
10
11
13
90
82
94
8. Наталья М.
4
6
7
13
6
4
15
10
10
7
8
10
80
74
89
9. Татьяна Н.
10
5
12
8
10
5
10
12
8
10
10
12
80
80
82
10. Дмитрий С.
9
8
12
14
4
8
9
10
14
6
9
8
78
77
84
Среднее значение
8, 3
8, 4
11, 1
11, 5
7, 4
8, 3
11, 4
9, 6
11
9, 5
9, 8
11, 1
87, 3
84, 8
91, 5
Таблица № 4