Память и научение - (реферат)
p>В начале нашего столетия И. П. Павлов поставил ряд экспериментов, которые привели к представлению об условно-рефлекторной деятельности. Изучая пищеварительную систему собак, он обнаружил, что животные начинают выделять слюну задолго до получения пищи при одном только виде одетого в белый халат служителя, который обычно ее приносит. Продолжив эксперименты, Павлов открыл, что звук звонка или вспышка света, предшествующие появлению пищи, тоже могут вызывать у собак слюноотделение. Таким образом, выработка условного рефлекса (“классическое” обусловливание) происходит тогда, когда стимул, вызывающий в естественных условиях Определенную реакцию (например, пища), несколько раз сочетается с каким-нибудь другим, ранее нейтральным стимулом (например, звонком). После этого нейтральный стимул начинает вызывать ту же реакцию. Для образования условно-рефлекторной связи оба раздражителя должны по времени очень близко соседствовать друг с другом, и звук звонка должен предшествовать появлению пищи. В нашем примере пищу называют безусловным стимулом (БС), а звонок-первоначально нейтральный раздражитель-условным стимулом (УС). Выделение слюны при получении пищи-это безусловный рефлекс (БР), а при звуке звонка - условный рефлекс (УР). (Сам Павлов определял безусловный стимул как раздражитель, действующий без всяких условий, а условный - как такой, для действия которого обязательно требуется сочетание его с безусловным раздражителем. ) Другими словами, животное устанавливает связь между условным и безусловным стимулами (звонком и пищей), так что его поведение в ответ на прежде нейтральный стимул (звонок) изменяется. У кошки, которая прибегает на кухню при звуках консервного ножа, открывающего банку, образовался условный рефлекс, связывающий эти звуки с появлением пищи. У людей тоже образуются условно-рефлекторные связи; таким путем, в частности, могут вырабатываться определенные эмоциональные реакции, особенно страх. Ребенок, пока он еще недостаточно вырос, чтобы понять, зачем доктора и сестрыколют его иглами и вообще всячески мучают против его воли, часто начинает плакать при виде человека в белом халате. Он научился ассоциировать холодные инструменты, неприятные запахи, подкожные инъекции (БС) с белым халатом (УС), и у него образовался условный рефлекс - страх - на прежде нейтральный раздражитель (белый халат). В недавно проведенной серии экспериментов ученым удалось не только выработать условный рефлекс, связывающий свет со специфическим движением, у морского брюхоногого моллюска Hermissenda crassicornis, но и проследить изменения, происходящие при этом в нервной системе (Alkon, 1983). Организмы, которыми питается Hermissenda, скапливаются в поверхностном, хорошо освещенном слое воды, так что моллюск, естественно, движется по направлению к свету. Но поскольку в неспокойном море можно легко получить повреждения, он в ответ на волнение воды столь же естественно замедляет движение к свету, т. е. к поверхности моря. Во время шторма Hermissenda обычно находит на глубине твердый субстрат, прикрепляется к нему и может отсиживаться там в спокойных водах в течение нескольких недель, обходясь без пищи. Экспериментаторы сначала измерили время, которое тратит группа моллюсков на передвижение к свету (БР). Затем часть животных поместили в сосуд с водой и, вращая его на столике, вызывали сильное волнение воды (БС) в присутствии света (УС). Сочетание воздействия света и турбулентного движения воды привело к тому, что моллюски стали замедлять свое перемещение к свету (УР), причем этот рефлекс часто сохранялся в течение многих недель. После этого были исследованы нервные механизмы этого условного рефлекса на трех уровнях анатомическом, биофизическом и биохимическом.

    Нейроанатомические изменения.

Исследователям удалось построить “карту” нервной системы Hermissenda, проследив те пути, с которыми связаны восприятие света и реакция на турбулентность. Свет возбуждает электрические сигналы в фоторецепторных клетках двух типов, имеющихся в глазу животного. Эти сигналы последовательно передаются интернейронам, мотонейронам и группам мышц. Движение воды воспринимается волосковыми клетками особых органов, сходных с органами слуха, и преобразуется в электрические сигналы, которые в свою очередь последовательно передаются по другой цепи через интернейроны и мотонейроны группам мышц. Некоторые аксоны волосковых клеток образуют также синапсы с аксонами светочувствительных клеток. Так происходит взаимодействие двух сенсорных систем. Один вид фоторецепторных клеток глаза - А-клетки-является по своей природе возбуждающим, а другой-В-клетки-тормозным. Это значит, что клетки типа В при своем возбуждении тормозят проведение импульсов по цепи нейронов, вызывающей мышечные сокращения при движении животного к свету. Чем выше активность В-клеток, тем сильнее производимое ими торможение. Когда во время выработки условного рефлекса свет и волнение воды воздействуют совместно, фоторецепторныеклетки типа В возбуждаются сильнее, чем при реакции на один только световой раздражитель. Более высокий уровень активности этих клеток обусловлен интегрированной реакцией двух сенсорных систем на сочетание света с турбулентным движением воды. Система волосковых клеток действует следующим образом. Вращение само по себе стимулирует активность этих клеток, и они сильнее затормаживают активность В-клеток. Иначе говоря, они ослабляют тормозящее воздействие В-клеток на мышцы, с помощью которых животное движется к свету. В результате скорость перемещения моллюска к свету возрастает. Однако, когда волнение воды стихает, активность волосковых клеток резко снижается и В-клетки освобождаются от их тормозящего влияния; в результате этого сильная и продолжительная реакция тормозных В-клеток приводит к замедлению движения моллюска по направлению к свету. Таким образом, ассоциативное научение у этого морского животного-прямой результат изменений в возбудимости определенных, точно выявленных нейронов. Поскольку возбудимость нервной клетки зависит прежде всего от свойств ее мембраны, возник следующий вопрос: что происходит в мембране В-клетки во время выработки условного рефлекса?

    Биофизические изменения в клеточной мембране.

Мыговорили, что нейрон в покое поляризован - внутренность клетки заряжена отрицательно по отношению к окружающей среде. Концентрация калия более высока внутри, а натрия-снаружи. Под действием сенсорного стимула или химического медиатора определенные каналы в клеточной мембране открываются, и ионы натрия и кальция проникают в клетку, деполяризуя ее. Деполяризация приводит к тому, что открываются также калиевые каналы, и вследствие высокой концентрации калия внутри клетки он начинает выходить наружу. В мембране существует множество каналов, специфичных для тех или иных ионов. Когда изменения мембранного потенциала деполяризуютклетку в достаточной степени, вдоль аксона распространяется волна активности. Эта волна активности и есть нервный импульс.

Исследователи установили, что после выработки условного рефлекса в В-клетках улитки происходит следующее: 1) в результате возбуждения, вызванного светом, усиливается приток ионов кальция внутрь; 2) во время деполяризации уменьшается выход ионов калия наружу. В результате этих изменений В-клетки становятся более активными. Во время выработки условного рефлекса ионы кальция аккумулируются внутри В-клетки. Эта аккумуляция становится возможной благодаря меньшему количеству открытых калиевых каналов и приводит к увеличению возбудимости клетки. Поскольку содержание кальция в фоторецепторной клетке во время выработки условного рефлекса возрастает, а это может вызывать изменения в проницаемости ионных каналов мембраны, исследователи предположили, что изменения в ионных каналах могут быть связаны с инициацией или усилением определенных биохимических реакций.

    Биохимические механизмы.

Хотя концентрация кальция внутри фоторецепторных клеток в процессе обучения повышается, после его окончания она вновь становится нормальной. И тем не менее выработанный тип поведения сохраняется в течение нескольких недель: В-клетки продолжают возбуждаться и затормаживать работу мышц, с помощью которых животное движется к свету. Какой биохимический механизм лежит в основе этого устойчивого рефлекса? Повышенный уровень кальция, наблюдаемый в период обучения, создается под действием медиатора условного рефлекса и активирует определенные ферменты, специфическая функция которых состоит в присоединении фосфата к белкам. Этот процесс, называемый фосфорилированием, изменяет свойства белков; в данном случае меняются свойства белка ионных каналов в клеточной мембране, что ведет к изменению их функциональной активности. (Напомним, что существуют отдельные каналы для ионов калия и для ионов кальция. ) Изменение каналов непосредственно замедляет выход калия из клетки.

Кроме того, похоже, что эти фосфорилирующие ферменты, будучи однажды активированы, продолжают работать, изменяя свойства белков клеточных мембран спустя долгое время после того, как уровень кальция снизился до обычной нормы. Сходные явления наблюдаются при образовании условных рефлексов и у аплизии. Анализ нейронных изменений, происходящих у беспозвоночных во время обучения, - это на сегодня одна из наиболее завершенных страниц нейрофизиологии, хотя некоторые детали здесь еще остаются предметом догадок. Происходят ли сходные изменения у высших животных, мы пока не знаем. Кажется вероятным, однако, что клеточные механизмы научения и памяти, используемые простыми организмами, могли в ходе эволюции сохраниться, хотя в сложной нервной системе позвоночных, несомненно, имеются дополнительные механизмы и системы мозга для хранения следов памяти.

    Что такое воспоминания ?

Воспоминания —это форма общественной регистрации прошлых событий, в той или иной степени трансформированных, чтобы удовлетворить текущим идеологическим потребностям. Воспоминания —это коллективные акты востановления утраченного опыта. Воспоминания —это вымысел беллетристов, которым символические эпизоды дают ключ к тайне человеческой личности. Воспоминания —это отрывки однажды слышанных песен; это технологические метафоры компьютерного века; это пересозданные образы нашего детства и умерших родителей, наши непрестанные усилия сделать жизнь цельной, связать прошлое и настоящее, чтобы приготовиться к встрече с будущим; это работа мышц и сухожилий, когда уже в зрелом возрасте, привыкнув за десятилетия к комфортабельным поездкам на современных средствах транспорта, мы снова пересаживаемся на велосипед, чтобы вспомнить забытые ритмы.

Воспоминания —это больше чем информация. Так как воспоминания состоят из “кусков “информации полученных в разное время.

    Как улучшить нашу память

Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда “в форме”. Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20—25 минут. Известно, что эффективность запоминания меняется на протяжении дня. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

Совершенно естественно, что человек не может запомнить всего. Вот почему из бесконечного потока информации нужно выбирать только существенное. Это —информация, способствующая совершенствованию профессиональной деятельности либо связанная с проблемами, которые нас особенно интересуют, или с какими-то нашими увлечениями. Но во всем этом должна быть определенная познавательная цель. Например, если вы коллекционируете марки, рассказывающие об истории освоения космоса, вам следует изучить ряд вопросов, ответы на которые нужно искать в истории человечества, в истории науки. Подбирая литературу, которая может дать ответ на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный способ восприятия информации. Прочтите с этой целью какой-либо отрывок текста “про себя”, другой — вслух, третий — запишите, а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите, какой отрывок вы запомнили лучше всего, и таким образом вы узнаете, какой способ восприятия информации вам больше подходит. Конечно, не отказывайтесь и от других. Более того, используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их, и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации не отправлять ее в дальние “кладовые” памяти, а постараться сопоставить ее с полученной ранее. Таким образом вы вооружаетесь знаниями по определенной системе, а это предпосылка для создания оптимальных условий хранения и своевременного воспроизведения запасов памяти. Не загромождайте память ежедневными мелкими бытовыми или даже деловыми подробностями, Особенно это касается людей, выполняющих административные обязанности. Чаще пользуйтесь дневником, записной книжкой, вносите туда все, что предстоит вам делать завтра, послезавтра и т. д. Неаккуратные люди — рассеянные — часто напрягают свою память, чтобы вспомнить, где оставили очки, ручку, часы, нужную папку и пр. Выход из положения здесь очень прост. Вместо того чтобы мобилизовывать каждый раз память, нужно иметь для каждой вещи свое место, постараться дисциплинировать себя. Существуют различные тесты и рекомендации, как улучшить свою память. Опыт советского психолога Н. Н. Коржа мы попробовали совместить с опытом американских специалистов по проблемам памяти. Результат предлагаем читателю. Группы слов можно запомнить, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана “Под липами” представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Ну, а если требуется запомнить название “Вулкан” или “Молния”? Попытайтесь запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв — советуют американцы. Чтобы запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами домов в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Актеры, например, часто связывают ту или иную реплику с определенным местом на сцене. Некоторые помнят числа, кодируя их буквами, из букв образуют слова, а слова представляют в виде образов, Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. В торговых рекламах часто используются рифмы, чтобы мы лучше запомнили рекламируемый товар. Предложим еще ряд методов запоминания.

Чтобы запомнить фамилиюнового знакомого, нужно связать ее с какой-либо характерной его чертой. Например, фамилию Розов с розовым цветом лица и т. п. Чтобы запомнить слова и числа, предлагают приписывать к ним ничего не говорящую на первый взгляд информацию, которая и поможет запомнить. Например, шифр ВРБ 350 можно запомнить как триста пятьдесят верблюдов. В конечном счете в основе всех наших стараний улучшить память лежит тренировка. Вот некоторые упражнения для тренировки памяти, рекомендованные немецким психологом Ф. Лёзером.

    Тренировка запоминания логически несвязанного
    текста

Некоторым из нас приходится запоминать инструкции или поручения, которые логически не связаны между собой. Им может помочь следующее упражнение: ниже приведены двадцать названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которое следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается него порядковый номер. После истечения сорока секунд исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил.

1. Украинец 2. Экономика 3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть 9. Глина 10. Словарь 11. Масло 12. Бумага 13. Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня

    Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Например, если правильно воспроизведено 10 слов, то эффективность запоминания будет равна 50%:

    Запоминание чисел

За 40 секунд нужно запомнить двадцать чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

    1. 43 4. 33 7. 15 9. 96 11. 37 13. 86 15. 47 17. 78
    2. 57 5. 81 8. 44 10. 7 12. 38 14. 56 16. 6 18. 61
    3. 12 6. 72 19. 83 20. 73

Эффективность запоминания (в процентах) вычисляется по формуле:

    Запоминание лиц с именами и фамилиями

Предлагается запомнить 10 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагают исследуемому, и он должен “опознать” их. Эффективность запоминания (в процентах) определяется по формуле:

    Запоминание логически связанного материала

Предлагается запомнить 10 основных положений, выделенных жирным шрифтом в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений. “Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции. Роботы могут анализировать сознание (1), создавая программы для его развития. Они вырабатывают правила поведения (2). Это — мираж (3) или реальная научная перспектива (4)? Деонтология или логика норм поведения позволяет ответить на этот вопрос (5). Современная жизнь людей всегда регулируется определенными нормами поведения (6). Общество не могло бы (7) существовать без подобных норм. Возрастающая сложность общественных отношений (8) диктует необходимость выработки научных основ, правовых и моральных норм (9), это является актуальной современной задачей (10)”. Эффективность запоминания (в процентах) выражается формулой:

    Средняя продуктивность запоминания

Средняя продуктивность запоминания вычисляется на базе уже проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4). Например:

    Упражнение № 1 .... %
    Упражнение № 2 .... %
    Упражнение № 3 .... %
    Упражнение № 4 .... %

В результате ряда исследований установлено, что при 90—100 % эффективности запоминания память индивидуума можно квалифицировать как отличную, при 70—90 % — как очень хорошую, при 50—70 % — как хорошую, при 30—50 % — как удовлетворительную, при 10—30 % — как плохую и при 0—10 % — как очень плохую. При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается.

    Тренировка концентрации внимания

Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком-либо событии, игнорируя несущественную. Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой-либо картины, постепенно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр. ).

    Основные принципы, запоминания новой информации

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запоминается, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры. Альберт Эйнштейн—один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, тоже запоминаются надолго. Например, Луна —- масло. Можно представить себе самое невероятное— кусок масла на Луне. Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит следующий пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683—429—731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделять на группы А, Б, В, Г и т. д. Можно рифмовать некоторые слова.

    Метод ассоциаций

Методом ассоциаций умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих; блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Цицерон был великолепным ораторам. Таким он и остался в памяти человечества и не только потому, что всегда опирался лишь на факты. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки. Едва ли есть смысл приводить упражнения для создания ассоциаций, ведь каждый может расчленить, например, трудно запоминающийся текст на отдельные куски. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих тренировке памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами по системе словеснослового запоминания. За одним упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

    Запоминание лиц

Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие. Особенно это касается людей, с которыми нас не связывали сильные — приятные или неприятные — эмоциональные переживания, то есть людей, для нас “эмоционально нейтральных”. Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (приметы), которые редко встречаются у других лиц и пр.

    Запоминание имен

Утверждают, что Александр Македонский знал своих воинов по именам. Подобной способностью обладали также Наполеон и Суворов. Каждый, кто впервые посещает Советский Союз, встречается с обычаем русских людей называть свое имя и фамилию, а то и отчество. При 20—30 знакомствах в день это означает 60—90 новых слов, что несколько многовато для приезжего иностранца. Первое условие для запоминания имени — оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует мысленно повторить раз-другой, чтобы зафиксировать в энграмме памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с его характерными приметами и т. д. Чтобы хорошо помнить, надо уметь хорошо забывать ненужную нам информацию. Получаемая нами информация может быть классифицирована следующим образом: существенная, которую нельзя забыть ни при каких обстоятельствах, существенная, но которую можно временно забыть, потому что мы ею пользуемся не каждый день, и несущественная. Малозначительная информация обычно сама забывается, так как в ней нет жизненно важной необходимости для человека. Однако ее можно забыть и активно, когда человек, осознав ее ненужность для себя, откладывает “в сторону”, чтобы иметь возможность анализировать вновь поступающую информацию.

    Вывод
    УникальноСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что человек обладает словесной ( вербальной ) памятью, так как люди —это единственные говорящие животные. Это означает возможность чему-то обучаться и что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций. Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека —память декларативная, которая фактически формирует каждое наше действие и каждую мысль. Однако, клеточные механизмы декларативной памяти животных в принципе отличается от механизма вербальной памяти человека. Богатство ее у нашего вида с биологической точки зрения не более таинственно, чем способность почтового голубя находить дорогу за сотни километров от места выпуска. Специфика нашей памяти гораздо больше связана с нашим общественным образом жизни и техническими средствами, создавшими мир, где информация записывается на папирусе, восковых табличках, бумаге или магнитных лентах, то есть мир искусственной памяти. Именно искусственной памяти мы обязаны тем, что имеем историю, тогда как у всех остальных живых существ есть только прошлое. и хотя биологические механизмы памяти у каждого отдельного человека точно такие же, как у других позвоночных, искусственная память раскрепощает наш мозг и в значительной степени определяет, что нам нужно и что мы можем запомнить. Многообразие современных средств памяти освобождает нас от необходимости помнить большое количество фактов и событий, поэтому многие из наших нейронов и синапсов, видимо, могут заняться другой работой.

Кроме того, искусственная память делает возможным третье важное отличие, а именно особое значение для всех нас коллективной памяти. У животных, не имеющих искусственной памяти, каждая особь живет в уникальном мире собственных воспоминаний, которые накапливаются с рождения до самой смерти и отражают только индивидуальный опыт. Всякий человек, так же как всякое животное, воспринимает и запоминает окружающую его действительность по-своему, тогда как искусственная память воспроизводит одну и ту же картину, одни и те же наборы слов, те же телевизионные изображения для многих сотен, тысяч или миллионов людей, перестраивая, дисциплинируя и тем самым ограничивая нашу индивидуальную память, формируя согласованное мнение относительно того, что и как следует запоминать.

Таким образом, для каждого из нас коллективная память —это компонент личного биологического и психического опыта, однако она служит целям преодоления индивидуального, сплочения человеческих сообществ через формирование общих восприятий, интерпретации и идеологии. Не удивительно, что во все времена главенствующие социальные группы старались навязать остальному сообществу собственное понимание опыта коллективной памяти. Воспоминания этого типа не связаны с нашей биологией, но они господствуют в нашей жизни. Именно поэтому всякое новое общественное движение начинается с трудной работы формирования собственной коллективной памяти. Социализм потратил много сил, чтобы воссоздать подспудно сохранявшиеся воспоминания рабочего класса. Эти коллективные воспоминания, навязанные сверху в качестве государственной идеологии или порвавшиеся снизу в ходе борьбы пробудившихся общественных движений, служат средствами воспоминания прошлого, нашей истории и потому определяют наши действия в настоящем и формируют будущее. Не только в нашей жизни, но и биологии вообще ничто нельзя осмыслить иначе как в контексте истории, то есть памяти, а память состоит из воспоминаний.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер "Мозг, разум и поведение" издательство "Мир " Москва 1988 год.

С. Роуз "Устройство памяти от молекул к сознанию" издательство "Мир " Москва 1995 год

Н. Николаев, Г. Нешев "Загадка тысячелетий" издательство "Мир", Москва 1988 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать