Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат)
p>Это дает основание предполагать, что значение того или иного психофизиологического параметра для эмоциональной устойчивости не абсолютно. Их неоднозначная зависимость обусловлена множеством внутренних (присущих субъекту) и внешних условий деятельности.

Рассмотрим факторы эмоциональной устойчивости подробнее. Устойчивое преобладание положительных эмоций является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости. Развивая эту гипотезу, Л. М. Аболин (на материале спортсменов) пришел к выводу, что решающим показателем, детерминирующим эмоциональную устойчивость, является знак и интенсивность эмоций. Преобладание положительных интенсивных эмоций, как пишет Л. М. Аболин, свидетельствует об умении спортсмена преодолевать отрицательные переживания, неизбежно возникающие в сложных соревновательных условиях, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости (1).

Результаты исследований М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко дали им основание сделать вывод, что эмоциональная устойчивость в значительной мере детерминируется динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) характеристиками эмоционального процесса (3). Поэтому для познания ее природы действительно требуется проникновение в закономерности генезиса, функционирования и динамики разных классов эмоциональных явлений.

Важный фактор эмоциональной устойчивости - содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке. Обострение и усиление нравственных чувств позволяет подавить боязнь, растерянность. К такому выводу приводит изучение героических поступков, а также поведения людей во время стихийных бедствий.

Встает вопрос о связи и соотношении собственно эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости с такими освещенными в исследованиях ее детерминантами (неэмоциональными в строгом смысле слова), как направленность личности, ее потребности и мотивы, волевые качества, знания, навыки, умения, тип нервной системы и др. Исследования показали, что эмоциональными детерминантами являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение хода и результатов деятельности; испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства; эмоциональный опыт личности (эмоциональные установки, образы, прошлые переживания в данного рода ситуациях) (3).

Следуя положению диалектики о роли внутренних причин в развитии предмета, явления, можно считать, что эмоциональные детерминанты влияют на эмоциональную устойчивость непосредственно, другие (неэмоциональные) - в основном преломляясь через них. Например, тип нервной системы не прямо влияет на эмоциональную устойчивость, а через силу и лабильность эмоций, эмоциональную восприимчивость, скорость превращения эмоций в побуждения и т. д.

Учеными был проведен специальный эксперимент для выявления психофизиологических корреляторов эмоциональной устойчивости у летчиков различной профессиональной подготовки и различного возраста (3, с. 109). Эксперименты проводились в натурных условиях, сопряженных с реальной опасностью, поскольку моделировались неожиданно для испытуемого технические отказы системы управления в полете. Условия проверки эмоциональной устойчивости были крайне жесткие, носили престижный характер, затрагивали одновременно биологическую, психологическую и социальную сферу личности. Оказалось, что выраженность показателей вегетативных реакций, подтверждающих эмоциональное реагирование на предложенные условия, прямо не характеризует эмоциональную устойчивость. Это принципиальное положение, так как оно предостерегает от увлечения психофизиологическим плюрализмом при обеспечении психологической надежности человека в экстремальных условиях.

Главная трудность состоит в том, что эмоциональная реакция может быть невыраженной, а эмоциональная неустойчивость налицо, работоспособность сохранена, а надежность действия низкая, оперативная надежность высокая, а потенциальная - низкая и т. д. Исследование эмоциональных состояний в условиях реальной угрозы для жизни подтвердили, что "регулятором глубины эмоций, их влияния на поведение служат не сами по себе вегетативные реакции, а потребностно-мотивационные, мировоззренческие, волевые и другие свойства личности. С этим связан не менее важный другой вывод: эмоциональная устойчивость только частично зависит от типа нервной системы, некоторых свойств темперамента" (3, с. 109). Определяющим является субъективная интерпретация сигнала, т. е. полнота психического отражения воспринимаемой ситуации. Одна из сторон психического отражения зиждется на биологическом параметре значимости его для личности. Из этого вытекает еще более существенный вывод о том, что человек в условиях реальной угрозы жизни опирается на при- родные защитные механизмы (инстинкты, безусловные рефлексы, ориентировочные реакции, активация энергетических ресурсов) и приобретенные (навыки, умения, знания, установки). Любопытно, что в эмоциогенной ситуации задержка в переходе от природных защитных механизмов к приобретенным приводит к повторному усилению инстинктивных реакций, затрудняющих умственные преобразования по выработке тактики и стратегий действий (10, с. 110).

Экспериментальный опыт изучения поведения людей в аварийных ситуациях позволил установить, что эмоциональная устойчивость носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные защитные и приобретенные механизмы, которые запускают воздействие значимости раздражителя. Продуктивность этих факторов состоит в том, что эмоциональную устойчивость в кон- тексте практической деятельности можно рассматривать как психологическую характеристику надежности человека, в известной мере как функцию его интеллекта и психического образа решаемой задачи. Научная новизна высказанных суждений о природе эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий как явление прежде всего психологическое в виде качества личности или свойства психики оказывать сопротивление влиянию сильных эмоциональных воздействий (3, с. 110). Следует указать на различие позиций советских и западных психологов при изучении психологии и поведения человека в экстремальных условиях: западные психологи уделяют основное внимание внешним факторам, недооценивая, по существу, внутренние, собственно психологические. Наши исследования показывают, что эмоциональная устойчивость как качество личности является единством компонентов: а). мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость; б). эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций; в). волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведение их в соответствие с требования- ми ситуации; г). интеллектуального - оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий (3, с. 110). Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности. В числе показателей эмоциональной устойчивости - правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и т. д.

Познанию природы и закономерностей эмоциональной устойчивости способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов, смыслового содержания. В качестве примера рассмотрим обобщенное описание деятельности человека во время заступления на ответственное дежурство и его несения. Дежурство - сложная деятельность, протекающая в экстремальных условиях. В ней ярко проявляется эмоциональная устойчивость как качество и как психическое состояние. При значительном расхождении индивидуальной структуры деятельности с нормативной, социально требуемой на дежурстве возникают такие эмоции и чувства, которые могут ее понизить (опасение допустить ошибку, не справиться с обязанностями и др. ). В таком случае для обеспечения и сохранения эмоциональной устойчивости перед заступлением на дежурство нужно активизировать высшие чувства и общественные мотивы поведения, обусловить субъективную значимость для исполнителей требуемых результатов, ознакомиться с критериями успешности и порядком выполнения задачи. Важной предпосылкой поддержания и реализации эмоциональной устойчивости на дежурстве является совершенное владение операционным составом деятельности, которое в значительной мере определяет соответствие эмоционального процесса стоящим целям и условиям их достижения.

В ходе изучения выборки испытуемых нами получены следующие данные: специалисты с высоким уровнем знаний, навыков и умений перед дежурством испытывают стенические эмоциональные состояния, со средним - волнение и тревогу, с низким - эмоциональную напряженность.

Эмоциональная устойчивость специалистов перед дежурством зависит также от приемов информирования о задаче (прямое подчеркивание, преувеличение ответственности отрицательно сказываются на их состоянии и поведении). Опыт несения дежурства, как показали замеры психологических функций и физиологических сдвигов, не обязательно оказывает влияние на эмоциональную устойчивость. У отдельных специалистов обострялись отрицательные эмоции, их эмоциональная устойчивость понижалась. Причина этого - психические последствия эмоциональных срывов при неудачах, ошибках, нарушениях инструкций. Для предупреждения этих явлений важно формировать у специалистов способность переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, помочь им овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки (активизация внешних и внутренних действий, самооценка своего состояния, самоприказ, переключение и отвлечение внимания, осмысливание особенностей эмоциональных обстоятельств, самоконтроль за экспрессией, установление спокойного ритма дыхания, рефлексия интероцептивных ощущений, физические упражнения и т. д. ) (3, с. 111).

Изучение опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС свидетельствуют о том, что полнота представлений и знаний о предельно сложных условиях работы, понимание ее общественной значимости, установка на рациональные и уверенные действия способствует сохранению эмоциональной устойчивости и успеху деятельности. Активизация общественных мотивов, практическое ознакомление с характером задач и обстановкой их выполнения, со свойствами радиоактивного заражения позволили работающим реально оценить предстоящие трудности, определить оптимальные варианты поведения. Эмоциональная устойчивость поддерживается сплоченностью группы, коллектива, взаимным доверием и взаимоуверенностью, навыками успешных взаимодействий.

Случаи проявления эмоциональной неустойчивости объясняются недостаточной информированностью, понижением уровня мотивации поведения. Управление эмоциональной устойчивостью, как показал опыт Чернобыля, предполагает воспитание и стимулирование положительных мотивов поведения и других ее слагаемых, четкую постановку и разъяснение задач, проведение упражнений и тренировок в совершенствовании необходимых действий, личный пример руководителей, поддержание дисциплины и организованности коллектива. Подводя итоги, можно отметить, что эмоциональная устойчивость может иметь разные уровни, которые определяются ее структурой, индивидуальными особенностями личности, опытом, знанием, навыками, умениями.

    Глава 3. Подготовка психодиагностических данных к анализу
    1. 1 Что такое “исходные (первичные) эмпирические данные”

“Исходные эмпирические данные” это те данные, которые получены непосредственно в результате исследования испытуемых и подлежат дальнейшему анализу. Их еще называют “первичными данными”, просто “эмпирическими” или просто “исходными” данными. Эпитет “исходные” оправдан только в отношении процедур анализа. Скажем, по отношению, например, к процедурам исследования те же самые данные исходными никак не назовешь. С этой точки зрения они совсем не исходые, а скорее напротив, “конечные”. Они оказываются конечным итогом порой очень сложных, кропотливых, отнимающих много времени и сил процедур, составляющих исследование. В ходе таких процедур измеряются характеристики испытуемого, фиксируются количественные и качественные признаки, описывающие его состояние, делаются заключения о состоянии его здоровья и т. д. Исходные эмпирические данные - это всегда записи, фиксирующие итог таких действий. 1. 2 Формы представления исходных данных.

Чаще всего исходные данные ассоциируются с пачкой заполненных бланков, в которых фиксируются результаты исследования. Это могут быть специальные карты, истории болезни, анкеты, журналы и т. д. Это могут быть, наконец, разрозненные листочки, где в произвольной форме записаны данные о испытуемогох. В случае, когда процесс фиксации и хранения данных. полученных в ходе исследования, автоматизирован, исходные данные могут представлять собой записи, содержащиеся в так называемых “базах данных” и хранящиеся в памяти компьютера. 1. 3 Что такое матрица данных.

Для того, чтобы данные можно было анализировать, их обязательно необходимо представить в специальной форме, которую принято называть матрицей данных (сокращенно МД).

Термин “матрица данных” - это жаргонизм, возникший несколько десятилетий назад среди специалистов по статистической обработке данных. Термин относится к общепринятым. Его английский эквивалент - Data Matrix (DM). Вместо слов “матрица данных” иногда говорят “таблица объект-признак”.

Матрица данных - это, действительно, всего навсего таблица и больше ничего. Таблица, в которой есть строки, столбцы и клетки на пересечении строк и столбцов. Она напоминает матрицу - отсюда ее название. Строки таблицы соответствуют обследуемым объектам. Столбцы соответствуют переменным (признакам), с помощью которых описываются объекты. В клетках содержатся собственно данные, т. е. записи значений переменных, которыми описываются объекты (состояние объектов).

    Пример матрицы данных приведен в таблице 1.
     
    GP
    Z
    EM
    P
    TR
    AL
    DM
    V
    DI
    AE
    FA
    KA
    R
    NG
    OB
    POD
    VA
    VIN
    OA
    VR
    DST
    NPU
    1
    21
    8
    12
    12
    12
    21
    14
    9
    9
    18
    5
    5
    7
    3
    6
    9
    11
    7
    21
    15
    0
    1
    2
    21
    4
    15
    14
    21
    18
    12
    24
    12
    24
    4
    7
    7
    4
    4
    6
    7
    9
    18
    10
    0
    1
    3
    15
    14
    15
    12
    9
    15
    20
    15
    12
    12
    7
    7
    6
    3
    7
    6
    7
    7
    21
    13
    3
    1
    4
    15
    18
    15
    18
    3
    9
    14
    9
    6
    6
    9
    6
    7
    5
    2
    8
    8
    8
    23
    10
    9
    7
    5
    12
    14
    9
    16
    12
    15
    6
    18
    18
    6
    9
    7
    10
    4
    6
    9
    9
    9
    25
    15
    3
    1
    6
    6
    20
    21
    20
    24
    24
    8
    21
    21
    24
    6
    8
    8
    5
    8
    7
    11
    8
    25
    15
    1
    1
    7
    15
    20
    15
    18
    24
    21
    8
    24
    12
    18
    3
    5
    8
    3
    7
    7
    10
    8
    18
    14
    4
    1
    8
    15
    14
    15
    18
    6
    12
    16
    15
    9
    12
    6
    5
    7
    1
    5
    4
    8
    8
    19
    9
    2
    5
    9
    22
    14
    18
    14
    24
    9
    21
    21
    21
    24
    7
    9
    7
    3
    6
    8
    7
    9
    23
    14
    1
    1
    10
    21
    12
    21
    16
    12
    12
    12
    3
    9
    18
    6
    4
    3
    3
    3
    7
    7
    8
    17
    10
    2
    2
    11
    18
    16
    12
    10
    18
    18
    16
    15
    6
    18
    5
    4
    3
    1
    4
    5
    3
    8
    12
    9
    3
    5
    12
    21
    14
    15
    16
    3
    21
    18
    12
    18
    24
    5
    7
    4
    2
    4
    5
    8
    5
    20
    9
    2
    5
    13
    24
    16
    24
    16
    9
    15
    16
    15
    12
    12
    5
    7
    6
    0
    4
    7
    10
    7
    22
    11
    2
    5
    14
    21
    14
    9
    16
    15
    21
    12
    15
    9
    18
    9
    3
    6
    2
    6
    7
    6
    6
    18
    13
    5
    3
    15
    15
    16
    0
    18
    9
    21
    8
    18
    6
    24
    10
    3
    6
    1
    4
    8
    6
    6
    19
    12
    0
    5
    16
    12
    20
    6
    18
    0
    15
    8
    9
    12
    12
    7
    4
    4
    3
    5
    4
    7
    2
    18
    9
    1
    6
    17
    21
    12
    12
    14
    3
    12
    8
    6
    12
    12
    5
    2
    2
    1
    5
    4
    6
    3
    13
    9
    7
    10
    18
    12
    8
    21
    16
    18
    12
    8
    3
    18
    12
    2
    2
    3
    1
    1
    3
    3
    5
    7
    4
    7
    8
    19
    24
    18
    15
    12
    15
    15
    20
    15
    6
    12
    9
    9
    8
    4
    7
    5
    8
    9
    26
    12
    1
    1
    20
    12
    16
    18
    14
    18
    21
    12
    12
    21
    18
    6
    6
    5
    2
    7
    5
    11
    9
    23
    12
    1
    1
    21
    24
    8
    18
    16
    3
    15
    12
    12
    12
    24
    3
    2
    1
    2
    7
    6
    6
    6
    11
    13
    1
    5
    22
    21
    10
    12
    10
    6
    12
    14
    21
    3
    12
    6
    6
    4
    3
    6
    6
    10
    7
    22
    12
    2
    2
    23
    18
    14
    6
    18
    9
    18
    12
    9
    6
    18
    9
    7
    7
    4
    5
    5
    6
    8
    22
    10
    6
    6
    24
    21
    10
    3
    6
    3
    12
    12
    9
    6
    12
    8
    3
    4
    4
    2
    6
    7
    8
    18
    8
    4
    8
    25
    15
    14
    18
    16
    9
    15
    14
    18
    15
    24
    5
    4
    4
    3
    4
    6
    5
    7
    14
    10
    1
    4
    26
    15
    10
    15
    12
    0
    9
    6
    6
    9
    12
    3
    2
    3
    1
    3
    4
    7
    5
    12
    7
    5
    10
    27
    21
    18
    15
    18
    6
    15
    12
    9
    9
    24
    2
    3
    5
    2
    4
    9
    6
    7
    11
    13
    6
    2
    28
    21
    14
    15
    18
    12
    21
    12
    18
    9
    24
    7
    5
    7
    3
    7
    4
    8
    9
    20
    11
    3
    5
    29
    18
    4
    12
    10
    9
    9
    12
    9
    6
    12
    8
    1
    3
    0
    1
    4
    3
    5
    12
    5
    2
    9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать